Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
где ЛГ,_і — число циклов, вычисленное по кривой усталости, после повреждений на (і — 1 )-й ступени, соответствующее ампли туде і-й ступени.
Отношение средних значений предела выносливости |
оу |
и |
|||||||||||||
амплитуд |
напряжений |
сга представляет коэффициент нагружен- |
|||||||||||||
ностн |
п — -=Д . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
°а |
|
|
|
|
|
|
|
|
пр опре |
|||
Предельное значение коэффициента |
нагруженности |
||||||||||||||
деляет |
возможность возникновения усталостных |
разрушений. |
|||||||||||||
При |
п <і п |
они будут |
наступать в пределах заданного |
пробега, |
|||||||||||
|
|
|
|
|
а |
при |
/ і > / 7 |
р |
их |
не |
должно |
||||
|
|
|
|
|
быть. |
|
|
закона рас |
|||||||
|
|
|
|
|
|
Для |
нормального |
||||||||
|
|
|
|
|
пределения |
значение |
пр |
может |
|||||||
|
|
|
|
|
быть найдено по номограмме на |
||||||||||
|
|
|
|
|
рпс. VI. 13 в |
|
зависимости от ІѴсум |
||||||||
|
|
|
|
|
и |
ѵс. |
|
|
|
режиме |
нагрузки |
||||
|
|
|
|
|
|
При данном |
|||||||||
|
|
|
|
|
вероятность |
разрушения |
зависит |
||||||||
|
|
|
|
|
от рассеяния |
|
характеристик |
уста |
|||||||
|
|
|
|
|
лостной |
прочности металла, |
кото |
||||||||
|
|
|
|
|
рые подчинены |
нормальному |
за |
||||||||
|
|
|
|
|
кону. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Рис. |
VI. 13. |
График зависимости |
|
Квантиль нормального распре |
|||||||||||
деления |
случайной |
величины |
|||||||||||||
коэффициента нагруженности пр от |
|||||||||||||||
|
|
ѵа и числа циклов |
|
(п—пр) |
определяется |
формулой |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(VI.21) |
где ѵг — коэффициент вариации предела выносливости.
По величине квантиля, пользуясь методами теории вероят
ности, можно определить вероятность разрушения. |
ста |
Р а с ч е т в а л о в коробок передач производится на |
|
тическую прочность, выносливость по напряжениям изгиба |
и на |
жесткость. |
|
Схема сил, действующих на валы коробки передач с неподвиж ными осями, показана на рис. VI. 14, а.
Окружные силы Р[, действующие в горизонтальной плоскости, определяются формулой (VI. 13). В вертикальной плоскости (в пло
скости валов) действуют радиальные Rt |
и осевые силы Qf: |
||
р _ |
р |
tge |
(VI.22) |
1 |
|
1 COS ß( ’ |
|
Qi |
= |
Pi tg ßo |
(VI.23) |
где i = 1, 2, 3, 4 — номера |
шестерен |
по рис. V I.14. |
'По известным формулам статики и сопротивления материалов определяются составляющие” опорных реакций А в, Вв в верти
156
кальной плоскости zox и А г, Вг в горизонтальной плоскости хоу. При расчете вал рассматривается как балка, лежащая на опо рах — подшипниках. В коробках передач применяют одноряд ные подшипники качения или двухрядные самоустанавливающиеся. Поэтому опоры можно считать шарнирными.
Напряжения от изгиба и кручения в опасном сечении вала вычисляются по формулам:
где М» — ~\fМ\ + М \ — результирующий изгибающий момент;
Мг— изгибающий момент в горизонтальной плоскости; М в— из гибающий момент в вертикальной плоскости; Мк — крутящий момент; \Ѵп— момент сопротивления при изгибе; WK— момент сопротивления при кручении.
Напряжениями растяжения (сжатия) от осевых сил пренебре гают.
При определении статической прочности напряжения опре деляют при действии максимального крутящего момента.
Запас прочности по пределу текучести обычно |
не менее 3: |
пт |
(VI.24) |
Расчет валов коробок передач на усталость проводится согласно |
|
указаниям в гл. IV, § 18. В практике эксплуатации |
усталостные |
поломки не наблюдаются, так как большие запасы прочности по пределу текучести обеспечивают усталостную прочность.
Валы планетарных коробок передач рассчитывают на круче ние. Изгиб может иметь место при установке на валу ленточного
тормоза от неуравновешенных радиальных |
сил. |
прогиба |
||
Ж е с т к о с т ь |
в а л о в |
оценивается |
величиной |
|
и наклона сечения вала под шестерней. |
|
коробки |
||
На рис. VI. 14, б |
показана |
схема деформации валов |
передач под нагрузкой. Прогиб валов в плоскости их осей (zox) приводит к увеличению межцентрового расстояния и уменьшению
степени перекрытия на величину Де. Например для |
шестерен 1 |
|
и 2 |
|
|
Д — |
/д ~Ь /а |
(VI.25) |
Е |
n m s cos а ’ |
|
где fi и / 2— прогибы валов под шестернями 1 и 2.
Суменьшением степени перекрытия возрастают напряжения
взубьях.
Допустимое значение прогибов определяется из условия, чтобы при максимальном крутящем моменте коэффициент пере крытия был больше единицы. В выполненных конструкциях максимальные прогибы не превосходят 0 , 1 мм.
157
Рис. VI. 14. Схема сил, действующих на шестерни коробки передач (а), и прогиба валов (б)
158
Сумма углов наклона сечений валов под сопряженными шестер нями определяет угол их относительного перекоса. Например
для шестерен 3 и 4 |
, |
Т34 = Уз + |
Те. |
где уз и у4 — углы наклона сечений валов соответственно под шестернями 3 и 4.
Перекос шестерен возникает как в плоскости валов, так и во взаимно перпендикулярной плоскости ход. Он приводит к нерав номерному распределению нагрузки по длине зубьев и к снижению их прочности.
Прогиб первичного вала в плоскости zox определяется форму
лой |
ь\ (а, + öl) |
|
roibi (2 дх -f- 3bj) |
||
Л = (/?! + Я») |
|
||||
|
3E J |
Q i |
6 EJ |
(VI.26) |
|
где Вв — реакция переднего конца вторичного вала; |
го1 — радиус |
||||
начальной окружности шестерни 1. |
|
|
|
||
Значение остальных сил и размеров ясно из схемы. |
|||||
Угол наклона сечения под шестерней |
|
||||
Уі = (Ri + Вв) |
öj (2 ^ 1 + 36,) |
Г) г 01 ( а і ~Ь 3 6 4 ) |
(VI.27) |
||
|
|||||
6 І 7 |
|
3EJ |
|||
|
|
|
|
Для повышения жесткости подшипник С располагают возможно ближе к шестерне, уменьшая тем самым консоль Ьъ вал изго тавливают за одно целое с шестерней, а направление осевой силы Q1 принимают в сторону двигателя.
Прогиб вторичного вала в плоскости zox под шестерней 4 определяется формулой:
|
Ч f ч |
п |
|
а4) г0 4 |
|
/ ■ 1 — Ri |
а'іЬ |
( 6 4 |
(VI.28) |
||
3 (д4 -р 6 4) EJ |
|
3 (а4 + |
64) E J |
||
Угол наклона сечения |
|
|
|
|
|
Уі = Ri |
aibi ibi — ai) |
- Q i |
ai — aibA+ b4 |
(VI. 29) |
|
3 (ai 4 - bi) В J |
3 [ct^-j- 64) E J 1Oi- |
Для уменьшения прогиба вала более нагруженные шестерни низших передач располагают ближе к задней опоре, а направле ние осевых сил принимают от двигателя.
Уменьшение углов перекоса шестерен достигается также установкой их на валу без промежуточных втулок и подшипни ков с минимальными зазорами.
П о д ш и п н и к и коробок передач подбирают по коэффи циенту работоспособности, исходя из среднего нагрузочного режима; они должны обеспечивать требуемую долговечность при минимальных габаритных размерах. В некоторых случаях раз меры увеличивают по конструктивным соображениям, например условия сборки узла или повышения его жесткости.
159
Как правило, подшипники устанавливают непосредственно в расточках картера, вставные стаканы применяют, когда картер изготовляется из легких сплавов или когда толщина его стенок меньше ширины подшипниковых колец. Допуск на межосевое
расстояние |
берется |
по |
7-й степени точности (ГОСТ |
1643—56). |
|||
Типовые |
примеры |
установки |
подшипников |
показаны |
на |
||
рис. VI.2 и.ѴІ.З. Долговечность подшипников должна соответст |
|||||||
вовать пробегу автомобиля до капитального ремонта. |
|
|
|||||
Радиальные и осевые нагрузки на подшипники определяются |
|||||||
силами, действующими |
на шестерни (см. рис. VI. 14, а). |
|
|||||
Для радиальных шарикоподшипников определяется приве |
|||||||
денная радиальная нагрузка R n по формуле |
|
|
|
||||
|
|
|
R„ = A + tn Q , |
|
(VI.30) |
||
где А — радиальная |
нагрузка на |
подшипник; |
Q — осевая |
на |
|||
грузка на подшипник; т — коэффициент приведения, |
учитываю |
щий неодинаковое влияние на долговечность подшипника ради альной и осевой нагрузок.
Коэффициент приведения т зависит от типа и размеров под шипника и определяется по справочникам и каталогам.
У шариковых радиально-упорных п роликовых конических подшипников под действием радиальной нагрузки А возникает осевая составляющая S, разгружающая их в осевом направлении,
|
5 |
= 1,ЗЛ tg ß, |
|
где ß — угол контакта |
тел |
качения. |
|
Если осевые составляющие |
и 5 2 радиальных нагрузок |
||
на два подшипника не уравновешиваются, то |
|||
Rn = |
А + т (Q — S l -R S 2). |
При определении статической нагрузки на подшипник расчет ведут по максимальному крутящему моменту, а при расчете долго вечности — по среднему эксплуатационному значению, которое определяется по формуле
Мэ — Мттах,
где 6М— коэффициент использования крутящего момента. Коэффициент использования крутящего момента зависит от
удельной мощности автомобиля и определяется формулой
Ьн = 0,96 — 0,136 • 10-2УѴуд+ 0,41 • КГ6 УуД,
где Nyд— удельная мощность, Вт/Н.
Подшипники трансмиссии работают при переменном числе оборотов и переменных нагрузках. Поэтому расчет ведется на эквивалентную нагрузку и эквивалентное число оборотов.
Величина эквивалентной нагрузки определяется формулой
R3Ka = 3'3у/Г«lßi^nf3 + a 2ß2/?nf + • • • + a,$nR l f , (VI.31)
160