ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 4
энергию систем, в том числе и системы регенерации атмосферы. Поэтому было решено создать такие усло вия, которые позволили бы в аварийной ситуации про вести эвакуацию экипажа в кратчайший срок. В те чение всего времени испытаний — 48 ч — в отсеке сохранялось нормальное атмосферное давление. Аква навты могли в любой момент покинуть дом и всплыть на поверхность безо всякой декомпрессии.
Все обошлось благополучно. И экспериментальный энергоблок, и сама лаборатория работали в течение двух суток отлично, не доставляя никаких хлопот экипажу и обеспечению. Лишь один раз береговая служба была поднята по тревоге: ночью акванавты не вышли на радиосвязь по расписанию. Никаких других каналов связи предусмотрено не было, и катер с водо лазами немедленно ушел в штормовую ночь. Долгие поиски огня сигнального буя были безрезультатными. Наконец лабораторию обнаружили по еле заметному сиянию на глубине. Перед водолазами предстала кар тина: «Гидролаб» чинно стоял на грунте, в его иллюми наторах горел свет, а экипаж, ничего не подозревая, спал крепким сном. Оказалось, что штормовая волна перевернула сигнальный буй, и антенна вместе с сиг нальными огнями очутилась под водой.
Испытания успешно завершились. Энергоблок до казал свою работоспособность, однако специалисты фирмы пришли к выводу, что время таких устройств еще не пришло; использование источников энергии этого типа пока нерационально — дорого и, в общем, небез
опасно.
Параллельно с исследованием водородно-кислород ного модуля фирма вела работы по созданию более простого устройства аналогичного назначения — ав тономного плавающего буя, оборудованного дизельгенератором и дизель-компрессором. Агрегаты, разме щенные на буе, могли управляться экипажем лабора тории дистанционно по кабелю и не требовали посто янного обслуживания. Лишь раз в неделю механик должен был пополнять занасдизельноготоплива и смазы вать механизмы. (Идея энергобуя не была оригинальной. Такой буй уже был создан в ФРГ и работал совместно с подводной лабораторией «Гельголанд», описанной ниже).
119
Постройка буя была завершена в 1970 г. Его испы тания в совместной работе с «Гидролабом» состоялись на следующий год в районе Фрипорта близ Багамских островов. Предполагалось, что кроме участия в опро бовании технических устройств акванавты выполнят обширную программу океанологических исследований.
В эту программу входило изучение биологической продуктивности моря, в частности, исследование фото синтеза и респираторной активности водорослей с по мощью масс-спектрометра, разработанного Националь ным управлением по аэронавтике и космическим исследованиям США для космических целей. Ученымакванавтам удалось получить очень интересные ре зультаты. Обнаружилось, например, что микроскопи ческие водоросли поглощают много больше кислорода, чем наблюдалось исследователями в лабораториях над водных судов. Причина такого несоответствия резуль татов, вероятно, кроется в методической ошибке, ко торую волей-неволей вынуждены были допускать уче ные, производя измерения не in situ, в среде обитания водорослей, а на палубе судна, при существенно изменен ных внешних условиях: другом давлении, иной степени насыщения воды растворенными газами. Таким образом, еще раз подтвердилось, что изучая океан «изнутри», из подводных лабораторий, можно получить более достоверные результаты, чем традиционными спо собами.
Работы у Багамских островов шли без осложнений. Когда научные программы были выполнены, лабора торию решили не поднимать на поверхность, и экипаж прошел тринадцатичасовую декомпрессию прямо на грунте. Владельцы дома, проявив типично коммерческий подход к делу, объявили, что «Гидролаб» готов к сдаче в аренду всем желающим. Арендная плата была весьма низкой — 250 долларов в сутки со всего экипажа. Поэтому предложением фирмы смогли воспользоваться не только исследователи, но и подводники-любители, соблазненные заманчивой возможностью пожить под водой хотя бы несколько дней.
Тем временем «Перри Оушеногрэфикс» закончила проект и приступила к постройке новой подводной ла боратории, рассчитанной на глубину постановки до 30 м. Сотрудники фирмы многому научились на опыте
12 0
работ со своим «болезненным первенцем». Второе их детище, судя по проекту, должно доставить им гораздо меньше хлопот. Спуск на воду новой лаборатории, на званной «Принул», был произведен в 1973 г.
Но вернемся немного назад.
. . .Март 1968 г. «Вторая волна» мирового подвод ного домостроения от тропических берегов Флориды докатилась до северных морей Европы: профессор Кинн,
директор |
Биологического института Гельголанда, и |
профессор |
Руфф, руководитель Института авиационной |
медицины |
при Западногерманском исследовательском |
и экспериментальном институте воздушных и косми ческих полетов, вынесли совместное решение о строительстве первой в ФРГ подводной лаборатории. Реали зация этого замысла была поручена немецкому отде лению фирмы «Бабкок и Вилькокс». К осени 1968 г. новый двухместный подводный дом «БАХ» был готов к погружению. (Аббревиатура «БАХ» составлена из первых букв немецкого названия: Биологический ин ститут Гельголанда).
По сравнению с первой модификацией «Гидролаба» новая лаборатория в некоторых отношениях представ ляла собой шаг вперед. Однако и ее разработчики, «оглушенные» лавиной любительских проектов и экс периментов, слишком поторопились и ие успели или не сумели продумать до конца принципы, заложенные в основу их творения.
Корпус «БАХа» имеет форму цилиндра с плоскими днищами. Его диаметр 2 м, длина около 6 м. Две пере борки внутри цилиндра, расположенные на расстоянии 1 м от каждого из днищ, делят корпус на три части: собственно жилой отсек и две балластные цистерны по торцам цилиндра. В свою очередь четырехметровын отсек разделен на два помещения: «сухое», где аква навты живут и работают, и «мокрое», в котором хранится водолазное снаряжение. В мокром помещении нахо^ дится водолазная шахта, там же расположен туалет. Вся аппаратура, боящаяся влаги, размещена в сухом отсеке. Такое функциональное подразделение внутрен него объема лаборатории — первый необходимый шаг на пути борьбы с избыточной влажностью, неизбеж ным спутником подводных жилищ. Стены жилого от сека теплоизолированы во избежание отпотевания.
1 2 1
ней стороне ног. При транспортировке ноги отстыко вываются, и дом в разобранном виде можно перевозить по шоссе и на железнодорожной платформе.
В системе погружения-всплытия лаборатории ис пользуется отделяемый балласт: непосредственно перед погружением балластный груз, соединенный тросом с плавающим на поверхности домом, опускается на грунт, а затем, после заполнения цистерн водой, эки паж подтягивает лабораторию ко дну, работая смонти рованной на корпусе лебедкой.
Первое погружение — эксперимент «БАХ-1» — со стоялось в сентябре 1968 г. в западной части Балтий ского моря близ устья Фленбургского фиорда, в месте, хорошо защищенном от штормовых ветров и волнения. «Из соображений безопасности» было решено установить дом на грунт, не пользуясь отделяемым балластом. 20 сентября грузовая стрела научно-исследовательского судна Биологического института «Фридрих Гейнке» осторожно опустила «БАХ» на девятиметровую глубину. Донный люк станции во время погружения оставался все время открытым, и при спуске внутрь дома непре рывно нагнетали сжатый воздух, удерживая зеркало воды у нижней кромки водолазной шахты. Эта довольно рискованная операция закончилась успешно. После опробования бортовых систем «БАХ» был готов назавтра принять первый экипаж. Но на следующий день слу чилось несчастье.
По плану работ 21 сентября предстояло провести тщательное обследование и картирование участка, при легающего к месту постановки. С этой целью под воду ушли два опытнейших аквалангиста, одним из которых был врач-физиолог доктор Гартман. Это погружение для Гартмана стало последним. Он был еще жив, хотя и на ходился без сознания, в тот момент, когда его удалось поднять на борт «Фридриха Гейнке». Несмотря на не медленно начатую реанимацию, Гартман скончался, и врачи Киля, куда срочно доставили его на вертолете, могли лишь констатировать смерть. Невзирая на столь трагическое начало, распорядок эксперимента решено было не изменять, и экипаж заселил лабораторию.
Испытания «БАХа» продолжались 11 дней. Вместо ожидавшейся спокойной осенней погоды на Балтике сильно штормило. Судно обеспечения с трудом (и не
1 2 3
всегда успешно) удерживалось над домом, стоя на че тырех якорях. Частые изменения направления ветра доставляли морякам много хлопот. Хотя стометровый электрический кабель был спешно удлинен вдвое, из бежать перерывов в подаче энергии, в телефонной и те левизионной связи не удалось. Трудно пришлось и водолазам обеспечения, доставлявшим в дом пищу, не обходимые материалы и оборудование.
Эксперимент стал хорошей школой для технического персонала участвовавших в нем фирм. Кое-что полезное почерпнули гидробиологи и физиологи. Комментируя итоги опыта, доктор Кинн сказал, что в научной об ласти столь трудный и сложный проект, как «БАХ-1», следует рассматривать только как пробную попытку. У специалистов Биологического института не осталось сомнений в том, что долговременные подводные экспе рименты смогут принести ценнейшую информацию, осо бенно в столь важной и перспективной области, как хо зяйственное культивирование морской флоры и фауны.
Не теряя времени, Биологический институт Гельго ланда в содружестве с Институтом авиационной меди цины приступил к разработке нового, гораздо более серьезного проекта, получившего наименование «Гель голанд». Федеральное министерство по образованию и науке объявило морские исследования первоочередной национальной программой ФРГ и выделило в 1968 г. около 1 млн. марок на строительство новой лаборато рии. В качестве головной организации, взявшейся за проектирование и постройку подводного дома, высту пила широко известная фирма «Дрегер»; на ее заводе в Любеке к 1 июля 1969 г. было завершено изготовле ние «Гельголанда».
А тем временем фирма «Бабкок и Вилькокс» продол жала трудиться на ниве подводной техники. Пути «Бабкока» и Биологического института разошлись. Фирма устремила свое внимание на перспективы ис пользования своего детища в области подводно-техни ческих работ.
Прежде чем приступить к организации нового экс перимента, специалисты «Бабкока» решили внести не которые улучшения в конструкцию дома и прежде всего в конструкцию его спуско-подъемного устрой ства. Лебедка, с помощью которой экипаж должен
124
был изменять расстояние между балластным блоком и корпусом, размещалась первоначально снаружи жи лого отсека, и акванавты при перемещениях дома по вертикали должны были находиться вне его стен, прямо в воде. Именно так происходил подъем дома
впервом эксперименте у Фленсбургского фиорда. «Усовершенствование» заключалось в том, что лебедку перенесли внутрь корпуса, пропустив цепь через водо лазный люк — в корне порочный принцип погружения и всплытия с открытым люком остался.
Первые погружения «БАХа» прошли благополучно, и его создатели уверовали в правильность заложенных
вконструкцию идей. Такое пренебрежение потенциаль ной опасностью в конце концов дало себя знать и едва не стало причиной трагедии. События развивались сле дующим образом.
Виюле 1969 г. отремонтированный и переоборудо
ванный подводный дом был доставлен к новому месту спуска. На сей раз погружение должно было состояться не в море, а в Боденском озере. Такой выбор руководи тели эксперимента обосновывали желанием испытать станцию на глубинах в несколько десятков метров. Чтобы выполнить такую задачу в мелководных Север ном и Балтийском морях, потребовалось бы организо вать погружение лаборатории на большом удалении от берега, без всякой защиты от непогоды. Напротив, круто опускающееся в глубину дно Боденского озера позволило бы обойтись минимумом затрат на развер тывание надводной базы. Предполагалось, что водолазы обеспечения и пост управления разместятся на берегу, а с обязанностями судов обеспечения вполне справятся моторные шлюпки.
Сборка дома и спуск его на воду краном не доставили никаких хлопот. Прогулочное судно отбуксировало лабораторию к месту погружения, и эксперимент «БАХ-2» начался. На первыхпорах подводный дом опустили на глубину лишь 7 м, и два водолаза известной профессиональной фирмы «Сожетрам», при глашенной для участия в эксперименте, обживали его в течение нескольких дней. Предварительные испы тания станции и ее спуско-подъемного устройства про шли. гладко и без происшествий. Тогда было решено перенести испытания на большие глубины. В субботу
125
5 июля надувная лодка отбуксировала «БАХ» на новое место, удаленное от берега еще на сотню метров. Отде ляемый балласт лег на дно на 47-метровую глубину.
В намерения «Бабкока» не входило обживать лабо раторию на такой глубине: погружение должно было продемонстрировать лишь ее технические возможности. Поскольку вся операция по спуску и подъему дома тре бовала значительного времени, было запланировано «ступенчатое» погружение. Несколько команд водола зов должны были посменно перемещать дом вглубь, находясь под водой лишь столько времени, чтобы можно было обойтись без декомпрессии при всплытии. Необ ходимые расчеты взял на себя известный швейцарский специалист Ганс Келлер, к счастью, присутствовавший при эксперименте «БАХ-2».
Две смены водолазов довели станцию до 26-метро вой глубины. Наступила очередь доктора Доршеля, главного конструктора лаборатории, и его напарника Бернда Генерта. И тут произошла авария.
Вероятно, система подачи в жилой отсек азота, не обходимого для компенсации возраставшего забортного давления, не справилась со своей задачей, и уровень воды в открытой водолазной шахте поднялся недопу стимо высоко. Станция потеряла плавучесть и «прова лилась на глубину». Принявший в отсек много тонн воды дом буквально забил свои четыре ноги глубоко в мягкий ил, устилавший дно озера. Быстро вытеснить воду из отсека было невозможно, и акванавты некоторое время стояли по пояс в воде. Что делать? Немедленно покинуть станцию или попытаться ее осушить? В по следнем случае неизбежна длительная декомпрессия, из-за холодной воды пройти ее можно будет только под нимаясь вместе с домом. Но иного выхода и не оказа лось. «БАХ-2» все глубже увязал в мягком грунте, и очень скоро путь наверх был отрезан — водолазный люк погрузился в ил. Акванавты открыли вентили азотной магистрали и постепенно вытеснили воду из
отсека.
По счастливой случайности кабель подачи энергии с берега при падении не оборвался. Кабель же радио связи запутался, и антенна исчезла под водой. Чтобы как-то сообщить наверх о возникшей ситуации, Доршель и Генерт пропихнули в водолазный люк пу
126
стую канистру из-под химического поглотителя с за пиской.
Несчастье произошло в 13 ч. Ни минуты не медля, Ганс Келлер, приняв на себя обязанности руководителя спасательных работ, приступил к их организации. Что произошло с тросом балластного блока, оставалось неизвестным, поэтому пытаться продуть цистерны пла вучести дома было нельзя. Оставался единственный шанс — вытягивать лабораторию из ила лебедками надводных судов.
Подоспело спасательное судно «Люкас», но его ле бедка оказалась слишком слабой. Со всех сторон на место катастрофы прибывали отряды добровольных помощников. Спортсмены-подводники из Баден-Вюртен- берга и из Швейцарии предложили свои услуги. Мест ная пожарная команда наладила движение моторных лодок между берегом и спасательным судном и зарядку пустых аквалангов. Расположенный поблизости завод установил мощные прожекторы, всю ночь освещавшие район бедствия. Добровольцы из Красного Креста обес печивали спасателей продовольствием.
В ночь на воскресенье водолазам удалось завести на дом прочный стальной трос и установить тяжелый про тивовес, который смог бы предотвратить внезапный выброс лаборатории на поверхность, чреватый гибелью ее пленников от декомпрессионной болезни. На рас свете «Люкас» продолжил свои попытки, и небезус пешно — дом приподнялся на несколько сантиметров, и входная шахта освободилась. Водолазы доставили Кел леру письменное донесение акванавтов, упакованное в пластиковый пакет. Вскоре удалось установить с эки пажем телефонную связь. Энергия подавалась в дом бесперебойно, все его системы уцелели и функциони ровали нормально. Появилась надежда на успех опе рации. К 16 ч подошло еще одно судно — «Хегау» с мощ ным краном на борту. Совместными усилиями судов наконец-то удалось вырвать «БАХ» из плена. К вечеру дом был уже на тридцатиметровой глубине.
Во второй половине дня в понедельник погода резко ухудшилась. Келлер принял решение перенести спаса тельные работы к противоположному, подветренному берегу. Кортеж спасательных судов и суденышек пересек озеро, бережно неся на глубине 20 м
127.
подвешенную на тросах лабораторию. Вторник прошел без происшествий, но в ночь на среду внезапно пере менившийся ветер погнал суда на берег. Лишь после многочасовых маневров с активной помощью полицей ских катеров опасность была ликвидирована. Келлер решил еще раз сменить место и провести заключитель ную фазу спасательной операции в ближайшей га вани.
В 16 ч 9 июля 1969 г. все было кончено. На глазах сотен сочувствующих и просто любопытных, репортеров и операторов телевидения «БАХ» показался на поверхности. После более чем ста часов заключения Доршель и Генерт покинули свою подводную тюрьму. Самая трудная и самая дорогая спасательная кампания, которая когда-либо проводилась на Боденском озере, завершилась благополучно.
А всего четыре дня спустя произошло еще одно знаме нательное событие — состоялось «крещение» новой ла боратории ФРГ «Гельголанд».
. . .Пока любители и мелкие частные компании, набивая себе синяки и шишки, торопливо обживали первые полтора десятка метров глубины, солидные фирмы, такие, как патриарх водолазной техники За падной Европы «Дрегер», спокойно присматривались к проблеме длительного пребывания под водой опре деляя свое отношение к ней: стоит ли заниматься под- е о д н ы м домостроением, и если стоит, то что именно и как надо делать. Взвесив все за и против, руководители «Дрегера» приняли предложение Биологического ин ститута Гельголанда возглавить создание новой под водной лаборатории ФРГ.
Специалисты фирмы решили не искать собствен ного пути неудач и ошибок. Лаборатория, созданная «Дрегером» в сотрудничестве с рядом известных промыш ленных корпораций ФРГ, удачно объединила в себе достоинства многих подводных жилищ, тогда как не достатков у нее оказалось меньше, чем у любого из ее предшественников. И неудивительно, что программа «Гельголанд» была самой спокойной и безаварийной программой шестидесятых годов.
Получившие собственный опыт работ «с насыщением» в море, заказчики «Гельголанда» хорошо представляли себе, каким основным требованиям должен удовлетво
128