Файл: Боровиков П.А. Человек живет под водой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

разных научных направлений: именно им в недалеком будущем предстоит быть первооткрывателями тайн небесных тел. Экипаж подводной исследовательской лаборатории также состоит из ученых, чьи научные интересы заключены в мире, находящемся за стенами их необычного жилища, —в океане. Таким образом, под­ водные поселения открывают перед специалистами по космической психологии изумительную возможность изучать почти в натурных условиях социальные ас­ пекты поведения изолированного коллектива ученыхнсследователей.

Вот так и получилось, что насущные интересы океа­ нологов тесно переплелись с интересами людей, ра­ ботающих в области освоения космического простран­ ства. Родившаяся на основе союза исследователей кос­ моса и, как говорят об океане американцы, «внутреннего космоса» программа «Тектайт» стала совместным де­ тищем НАСА и Министерства природных ресурсов США, заинтересованного в получении научной океано­ логической информации. Было еще и третье ведомство, которое не упустило открывшейся возможности — этим ведомством, естественно, оказались американские военно-морские силы, принявшие участие в финанси­ ровании экспериментов.

Имя, которое получила новая программа, должно было подчеркнуть единство земных и внеземных инте­ ресов ее организаторов. Тектит (так звучит на рус­ ском языке английское слово Tektite) — это загадочное образование из сплавившихся в стекловидную массу песчинок. Тектиты довольно часто встречаются на земной поверхности, однако их происхождение еще не вполне ясно. Одна из убедительных гипотез пред­ полагает, что к появлению тектитов причастны пада­ ющие на Землю метеориты.

Участвуя в необычной морской программе, НАСА очень ответственно подошла к назначению головного исполнителя по технической части. Выбор пал на хорошо ей знакомую корпорацию «Дженерал Элек­ трик», накопившую большой опыт в создании искус­ ственных сред обитания человека, правда, при давле­ ниях, не превышающих нормальное. Весь ход работ по программе «Тектайт» подтвердил правильность этого решения.

Н О

Комплекс технических средств, созданных ракетнокосмическим отделением корпорации, состоял из че­ тырехместной подводной лаборатории, берегового поста управления, смонтированного на шасси автотрейлера, компрессорной станции и надводного декомпрессион­ ного оборудования, предназначенного для эвакуации экипажей из подводного дома.

Задание на проектирование было выдано фирме

вфеврале 1968 г. Первый научный экипаж заселил подводно-космическую лабораторию ровно через год —

вфеврале 1969 г. Организация труда на этапах проек­ тирования, постройки и испытаний комплекса «Тектайт» безусловно заслуживает внимания. Ввиду сжа­ тых сроков работы специалисты фирмы, облегчив себе задачу, приняли решение в максимально возможной степени использовать готовое оборудование и элементы систем космического тренажера, построенного фирмой «Дженерал Электрик» несколько лет назад. Взяв за основу компоновку тренажера, конструкторы фирмы начали работу с изготовления полномасштабного кар­ тонного макета корпусов лаборатории. Почти парал­

лельно с установкой «по месту» картонного же «обо­ рудования» в макете производилось насыщение агре­ гатами, коммуникациями и мебелью внутренних поме­ щений настоящих стальных корпусов. По каждой из главнейших систем — корпусу, электрооборудова­ нию, системе жизнеобеспечения, аппаратуре связи, санитарно-фановой системе, бытовому хозяйству — был назначен ведущий специалист, несущий личную ответ­ ственность за сроки и качество выполняемой работы. Специально выделенный сотрудник обеспечивал свое­ временные закупки на стороне.

Изготовление и доводка лаборатории производи­ лись в три этапа. На первой стадии в заводских усло­ виях собирались и оборудовались секции корпуса

имобильный пост управления. Затем почти готовые элементы корпуса перевезли по железной дороге в Фи­ ладельфию, где в сухом доке военно-морской верфи была завершена сборка лаборатории и состоялись заводские испытания. Наконец десантное судно ВМС доставило готовую лабораторию на Виргинские острова,

испущенный на воду «Тектайт» прошел всесторонние

испытания в морских условиях. На всем пути от

Й1


чения дома. Тут же находится туалет. Соседнее верх­ нее помещение — лаборатория. Под ней — жилая каюта с четырьмя койками, круглым столом посере­ дине и бытовым оборудованием (умывальником, кам­ бузом, холодильником).

В стенах каждого из четырех отсеков — выпуклые полусферические иллюминаторы (блистеры), обеспечи­ вающие экипажу дома круговой обзор. Всего иллюми­ наторов шесть. Кроме того, над «машинным отсеком» более чем на метр возвышается цилиндрическая наблю­ дательная вышка с остекленной верхней частью.

Эксперименты 1969—1970 гг. по программе «Тектайт» проводились на 15-метровой глубине. Система жизнеобеспечения работала при этом по полузамкну­ тому циклу. С поверхности во внутренние помещения лаборатории подавался воздух лишь в количестве, до­ статочном для компенсации расхода кислорода. Нака­ пливающийся при столь слабой вентиляции углекислый газ поглощался химическим путем. Содержание кислорода в дыхательной смеси поддерживалось на уровне 8%, остальные 92%, естественно, приходились на долю азота. Избыток влаги из атмосферы дома уда­ лялся в теплообменнике, на охлажденной поверхности которого конденсировались водяные пары. В целом под­ водная лаборатория обеспечивала экипажу беспреце­ дентно высокий уровень комфорта. Впрочем, это было не случайно — вся программа «Тектайт» не имела себе равных.

По планам НАСА, четверка акванавтов эксперимента

«Тектайт-1» должна была прожить на дне

60

суток,

не поднимаясь на поверхность и не входя

в личные

контакты с обеспечением. Двустороннюю связь

с над­

водным миром предполагалось осуществлять

лишь

вопределенные часы — сеансы.

Всостав экипажа лаборатории вошли океанологи Ричард Уоллер (командир) и Конрад Манкен, морской биолог Джон Вандеруолкер и геолог Эдвард Клифтон.

За экипажем вели наблюдение круглые сутки, днем и ночью. Во всех помещениях лаборатории были уста­ новлены передающие телевизионные камеры и микро­ фоны, каждый шаг и каждое слово акванавтов наблю­

дались, оценивались, фиксировались и тщательно изу­ чались.

1 4 4


Психологи заранее допускали возможность воз-

никнования

подобной ситуации.

Они полагали, что

в стычках

может выразиться

потребность экипажа

в своеобразной психической отдушине, в разрядке, проявится желание акванавтов спять накапливаю­ щееся раздражение. А такая необходимость действи­ тельно была. Прожить вчетвером в замкнутом объеме, почти не общаясь с внешним миром, в условиях, когда вся психическая энергия человека направлена на Са­ мого себя и на взаимоотношения с остальными тремя членами экипажа — задача не простая. Известны слу­ чаи, когда даже безобидная в нормальных условиях привычка при длительной совместной жизни приводит к тяжелейшим конфликтам. Акванавты «Тектайта-1», сознавая пагубность даже малейших ссор, всеми си­ лами старались поддерживать между собой друже­ ственные отношения. А путь к их сохранению был один: терпимость к привычкам и слабостям других

исобственная уступчивость.

Уакванавта Манкена, например, по меткому вы­

ражению его товарищей, была «мания порядка». Манкен вечно что-то разбирал, он укладывал по полкам и шкафчикам все, что попадалось под руку, стремясь к одному ему ведомому идеалу. В результате его то­ варищи частенько не могли найти свои тетради, за­ писки, образцы. Излюбленный каждым «беспорядок» на его рабочем месте постоянно нарушался. Акванавты долго терпели, но наконец, не выдержав, высказали Маикену свое неудовольствие, и тот сразу перестал «упорядочивать» их жизнь. Каких трудов стоило ему отказаться от своей, казалось, безобидной, привычки — знает только сам Манкен.

Акванавты всеми силами стремились как можно лучше выполнить задание психологов. Это придавало их жизни под водой особый смысл, помогало преодоле­ вать трудности, смягчало обстановку. Только ради успеха эксперимента они терпели круглосуточное на­ блюдение за собой, понимая его необходимость. Аква­ навты сознательно шли на самопожертвование, отка­ зываясь от своих привычек, ограничивая потребности. И надо отдать им должное, на исходе двух месяцев их отношения между собой оставались такими же друже­ ственными, как и в первые дни.

146


И все же быть хорошими подопытными было не единственной и даже не главной целью их пребывания в подводной лаборатории. Каждый из акванавтов был ученым-океанологом. Под воду их привело прежде всего желание собрать новую научную информацию, а шестидесятисуточный эксперимент открывал для этого прекрасные возможности.

Подводная лаборатория была установлена в заливе Грейт Леймшир у юго-восточного побережья острова Сент-Джонс, входящего в группу Виргинских островов. Организаторы эксперимента остановили свой выбор на этом прекрасном уголке Карибского моря благо­ даря богатству растительного и животного мира его коралловых рифов, но, пожалуй, главным достоинством избранного места были его спокойные воды — руково­ дители программы не хотели подвергать людей и тех­

нику риску из-за

непредвиденных ударов стихии.

Было бы, наверное,

трудно отыскать более благоприят­

ные условия для работы под водой: температура в при­ донных слоях составляла 25—26°, видимость по утрам достигала примерно 20—25 м, снижаясь к вечеру до

10—15 м.

Научные исследования одновременно вели две группы ученых. Акванавты изучали море «изнутри», обследуя окрестности лаборатории в диапазоне глу­ бин от 6 до 20—25 м. Океанологи в составе надводной экспедиции дополняли их работу, занимаясь общим исследованием района, лежащего за пределами дося­ гаемости экипажа «Тектайта».

Экипаж проводил за бортом лаборатории по не­ сколько часов в день. Биологическая программа экспе­ римента была настолько обширной, что только краткая информация о характере выполненных тремя биоло- гами-акванавтами опытов и наблюдений составила содержание объемистой научной статьи. Водоросли и планктон, осьминоги и омары, биологическая про­ дуктивность вод залива, рост и отмирание коралловых рифов — вот сфера научных интересов подводных ис­ следователей.

Изучая образ жизни и привычки омаров, они ото­ брали и пометили краской около 130 особей, еще 12 омаров получили «на память» по ультразвуковому маячку. Ежедневно акванавты отмечали на карте дна

147

местонахождение своих многочисленных подопечных, определяя пути их миграции, режим дня, род излю­ бленной пищи. Ультразвуковые маячки позволили сле­ дить за путешествиями омаров в радиусе до 4 миль от подводной лаборатории.

Биологи «Тектайта-1» провели уникальную серию наблюдений за суточной миграцией зоопланктона. Акванавты установили неподалеку от лаборатории длинную пластмассовую трубу, опиравшуюся одним концом на бетонный куб, а другим концом прикреп­ ленную к плавающему па поверхности бую. Запорные краны с дистанционным приводом усеивали трубу от дна до поверхности. Специальный насос, не имеющий металлических частей, бережно перекачивал воду со всей живностью с заданного горизонта в водолазный отсек, в фильтровальную колонну. Пойманный таким образом зоопланктон изучался в лаборатории под микроскопом.

В начале эксперимента акванавты провели карти­ рование дна в районе постановки. Снятая ими подроб­ ная карта использовалась как билогами, так и един­ ственным геологом экипажа Эдвардом Клифтоном. Клифтон провел геологическую съемку окрестностей лаборатории, пользуясь теми же методами, что и геолог на земной поверхности. Затем он вплотную приступил к изучению процессов осадконакопления на дне за­ лива.

Спокойная поверхность моря и отсутствие течения в наблюдаемый период исключили гидрологические факторы, влияющие на состояние поверхности дна, и Клифтону удалось достаточно четко определить коли­ чественную сторону воздействия живущих на дне морских обитателей на микро- и мезоструктуру верх­ них слоев грунта. Перемешивание последних живыми организмами оказалось гораздо более интенсивным, чем предполагалось. Клифтон показал, например, что рябь от волн и течений на дне может быстро уничто­ жаться его жителями. Акванавт перекопал дно грядами высотой 15 см, имитируя волновую рябь на песке: последние следы его работы были уничтожены живот­ ными через две недели.

Научные исследования, выполненные экипажем «Тектайта-1», получили весьма высокую оценку спе-

148