Файл: Боровиков П.А. Человек живет под водой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

цпалистов. В значительной степени этот результат был обусловлен беспрецедентной длительностью экспе­ римента — 60 суток пребывания на дне. Как оказа­ лось, такой срок, выбранный по настоянию НАСА, не соответствует условию сохранения экипажем опти­ мальной работоспособности в течение всего периода подводной жизни. Сами акванавты пришли к выводу, что наилучшей продолжительностью опыта было бы всего 30 суток. В дальнейших работах по программе «Тектайт» это пожелание было учтено.

За два месяца пребывания иод водой четверо аква­ навтов отработали за пределами своего жилища 434 ч. Около 11% рабочего времени экипажа было потеряно из-за легких недомоганий, случавшихся иногда в те­ чение этих двух долгих месяцев. Поскольку акванавты работали в воде только парами, болезнь одного вынуж­ дала и второго оставаться «дома».

До эксперимента «Тектайт-1» самым длительным погружением «с насыщением» был французский опыт «Преконтинент-2» — 29 суток на глубине около 10 м. Физиологов «Тектайта» волновало, не скажется ли неизбежное переутомление акванавтов на их здоровье в момент выхода на поверхность: ведь нагрузка на организм в период декомпрессии значительно возра­ стает. Предварительные расчеты показали, что время декомпрессии при использовании сжатого воздуха в ка­ честве дыхательной смеси составит 14 ч; в случае даль­ нейшего обогащения смеси кислородом можно вести декомпрессию по 8-часовому режиму. Тем не менее экипаж «Тектайта-1» проходил значительно более дол­ гую декомпрессию, продолжавшуюся 19 ч.

Еще один вопрос волновал физиологов. Может ли акванавт, живущий на глубине 15 м, быстро всплыть на поверхность в случае крайней необходимости? Если да, то сколько времени он может оставаться на­ верху без опасных для здоровья последствий? Необхо­ димость срочного всплытия, к сожалению, не исклю­ чалась. В Карибском море предостаточно самых опас­ ных и коварных врагов человека — акул. Что должен делать акванавт, повстречавшийся с агрессивно на­ строенной акулой? Рискнуть продолжать работу или «спокойно» отправиться домой? Об акулах написано много книг и статей. Утверждают, что акула не напа­

14 9


дает на человека без провокации, но кто знает, что понимает этот хищник под провокацией. Встреча с не­ которыми видами акул, по данным ВМС США, в че­ тырех случаях из пяти кончается трагично.

В конце концов было решено, что акванавтам следует избегать контакта с акулами даже ценой бегства на поверхность. Расчетным путем физиологи установили, что с момента всплытия без декомпрессии до момента появления первых признаков кессонной болезни пройдет около 15 мин. За это время акванавт должен успеть либо вернуться на дно в подводный дом, либо добраться до береговой декомпрессионной ка­ меры. И то и другое при достаточной бдительности об­ служивающего персонала было бы вполне осуществимо.

Итак,

рекордный по длительности эксперимент

15 апреля

1969 г. благополучно подошел к концу.

По сообщениям печати, за два месяца не возникло ни одного сколько-нибудь значительного осложнения. Не­ задолго до выхода экипажа на остров Сент-Джонс пригласили семьи акванавтов, и покидающие декомпрес­ сионную камеру «долгожители моря» попадали, в на­ рушение традиций, сначала в объятия родных, а уже потом в руки врачей. Надо сказать, что, несмотря на режим изоляции, акванавтам разрешалось поддержи­ вать контакт со своими семьями, сначала с помощью писем, а затем и по радиотелефону.

Эксперимент «Тектайт-1» закончился блестящим ус­ пехом. Акванавты получили поздравления от прези­ дента США Ричарда Никсона, а также от командования ВМС и от Министерства природных ресурсов. Вице-пре­ зидент США Спиро Агню вручил им памятные медали.

Огромный научный материал эксперимента убеди­ тельно доказал, что подводная лаборатория «Тектайт» сможет и в дальнейшем послужить мощным источником научной информации. Практически сразу после завер­ шения программы «Тектайт-1» было принято решение о продолжении опыта — эксперимент «Тектайт-2» по плану должен был состояться летом 1970 г.

Место проведения работ осталось прежним: залив Грейт Леймшир острова Сент-Джонс, прежней оста­ лась и глубина постановки — 15 м. В остальном про­ грамма «Тектайт-2» существенно отличалась от завер­ шившейся.

150

Акванавты «Тектайта-1» жаловались, что значи­ тельную часть драгоценного времени, в ущерб научной работе, им приходилось уделять техническому обслужи­ ванию дома. Поэтому в состав экипажей второго экспе­ римента был введен пятый акванавт — бортинженер, на которого возложили эту вспомогательную функцию. Для него устанавливалась дополнительная пятая койка, но не в спальном отделении, а на втором этаже, в «ма­ шинном отсеке». Подготавливая дом к новому сезону, специалисты фирмы «Дженерал Электрик» произвели тщательный осмотр и отремонтировали все, что нуж­ далось в ремонте и в профилактике. Ни в каких суще­ ственных переделках систем подводной лаборатории необходимости не было.

Предполагалось, что продолжительность пребывания под водой каждого экипажа составит от 15 до 30 суток, а общее число запланированных экипажей было уве­ личено до . . . 17! При этом десять экипажей должны были жить и работать в лаборатории «Тектайт», а осталь­ ные семь — в новом двухместном подводном домеспутннке «Минитат», который рассчитывали установить на глубине 30 м чуть южнее места постановки большого дома. Фирма «Дженерал Электрик» завершила под­ готовку «Тек-тайта» точно в срок, четко по графику были проведены спуск лаборатории на воду и установка ее на дно залива. Первый экипаж заселил дом в на­ меченный заранее день — 1 апреля 1970 г.

G подводным домом «Минитат» положение обстояло значительно хуже. Проектирование и постройку ла­ боратории вела фирма «Уорлдвайд Девелопмент» — не новичок в подводных делах. Однако с проблемой длительного пребывания человека под водой фирма раньше не сталкивалась и, по-видимому, не пред­ ставляла всей серьезности поставленной перед ней задачи.

Корпус «Минитата» имел форму цилиндра, водру­ женного стоймя на палубу понтона-катамарана. Внутри корпус разделялся на два этажа: верхний этаж был жилым, нижний служил водолазным отсеком. По­ плавки понтона-катамарана использовались в качестве балластных цистерн: при их заполнении водой лабора­ тория погружалась на дно, после продувания поплавков сжатым воздухом «Минитат» всплывал на поверхность.

151


подводной лаборатории никаких сообщений в прессе больше не появлялось. В работах по программе «Тектайт» она участия не принимала.

Грандиозный подводный эксперимент «Тектайт-2» длился восемь месяцев — с апреля по ноябрь 1970 г. Общее содержание всей программы осталось прежним. Десять экипажей, сменяя друг друга в подводном жилище, трудились над сбором разнообразнейшей океанологической информации. В свою очередь группа физиологов и психологов надводных служб вела боль­ шую научную работу, наблюдая за всеми аспектами быта и трудовой деятельности каждого океанолога и инженера и каждого из десяти маленьких коллективов подводных исследователей. Впервые в мировой прак­ тике на дне моря в течение двух недель жил женский экипаж во главе с командиром-акванавткой геологом Сильвией Ирле. Также впервые в подводной лабора­ тории работал интернациональный экипаж, составлен­ ный из акванавтов США, Франции и ФРГ.

Бесполезно было бы пытаться даже просто пере­ числить здесь отдельные наблюдения и эксперименты, выполненные акванавтами «Тектайта-2», а чтобы под­ робно охарактеризовать океанологическую часть про­ граммы, потребовалось бы написать книгу.

Объем работ, выполненных экипажами за бортом лаборатории в расчете «на душу населения» подвод­ ного дома, был выше, чем в первом эксперименте. Этому в немалой степени способствовали разработанные фирмой «Дженерал Электрик» новые дыхательные аппа­ раты замкнутого цикла, которые позволяли водолазу находиться в воде до 12 ч без перерыва, т. е. фактически неограниченно долго.

Многие научные исследования носили чисто акаде­ мический характер, некоторые работы проводились с «прицелом» на более или менее отдаленное будущее.

Ряд экспериментов был выполнен, так сказать, «па злобу дня». Один из экипажей провел, например, испытание четырех распространенных в США пести­ цидов и доказал, что их содержание в воде даже в нич­ тожных дозах серьезно затрудняет дыхание коралловых полипов. Эти неутомимые строители рифов, защища­ ющих океанские берега, уже едва успевают восстано­ вить то, что губит эрозия, так что даже небольшое

15 3

загрязнение морской воды может иметь далеко идущие

последствия.

На долю пятого (женского) экипажа выпало не­ обычное приключение — пережить под водой земле­ трясение. В ночь с 7 на 8 июля акванавтки были разбужены подземными толчками. Башни «Тектайта» сильно качались, гремели все колокола аварийной сигнализации. Землетрясение продолжалось всего 45 с, и затем жизнь в подводном доме вновь вошла в свою

колею.

Последний, интернациональный, экипаж «Тек- тайта-2» возглавлял д-р Т. Мерилл, США. Его товари­ щами по подводной жизни были немцы из ФРГ Вольф­ ганг Гикель и Роланд Гентиг, француз Жан-Георг Хармлин и американец Дж. Тенней, выполнявший обязанности бортинженера. Небезынтересны выдержки из личного дневника одного из акванавтов — Теннея:

«День первый 15 октября. После полудня мы погрузились к подводной лаборатории. Осмотрев бортовое оборудование, начали распаковывать научную аппаратуру и личные вещи. В одном из шкафов нашли подшивку «Плейбоя» (весьма фривольное издание. — Авт.) и, естественно, француз не смог остаться равнодушным. Каждый из нас имеет свое рабочее место и шкафчик для хранения научного багажа. После нескольких выходов в воду быстро поу­ жинали. Мясо было жестковато, но нам повезло — на борту был запас зубочисток.

День второй 16 октября. Сегодня все водолазное оборудо­ вание было в работе, и мы все побывали за бортом лаборатории. Мерилл в шланговом снаряжении монтировал аппаратуру для измерения количества растворенного в воде кислорода.

День третий 17 октября. После завтрака остались оладьи. Йо-ЙО (прозвище Хармлина. — Авт.) обнаружил, что в водолазной шахте плавают рыбешки, и Мерилл быстро приучил их есть из рук.

День четвертый 18 октября. Работая в воде, Йо-Йо нашел несколько старых бутылок, обросших до неузнаваемости морской живностью. Вечером он сел изучать обрастания под микроскопом.

День пятый 19 октября. Весь день работали в дыхательных аппаратах замкнутого цикла.

День шестой 20 октября. Работа Роланда заключается в сборе коллекции из сотен образцов планктона. Каждый образец он собирает в отдельную банку. Для измерений количества раство­ ренного в воде кислорода, которыми занимается Мерилл, тре­ буется точное знание топографии дна в районе лаборатории. К сча­ стью, предыдущие экипажи оставили нам подробную карту.

День седьмой 21 октября. Смену химического поглотителя углекислого газа приходится производить дважды в день, занимает эта операция около 30 мин. У Мерилл наконец-то заработал его датчик. Он счастлив.

154


День восьмой 22 октября. Сегодня представитель герман­ ского (ФРГ — Авт.) посольства имел беседу с Вольфгангом и Ро­ ландом. Жена Роланда прислала нам букет цветов. Во время ночной вылазки Йо-Йо и Роланд поймали краба и притащили его в лабора­ торию. После обмера, описания и фотографирования краба отпра­ вили путешествовать дальше.

День девятый 23 октября. Устали и засыпаем каждую сво­ бодную минуту. Время до и после ужина обычно используем для отдыха, пишем письма и др.

День одиннадцатый 25 октября. Регулярно уже которые сутки днем и ночью берем пробы планктона. Вольфгангу приходится по часу обрабатывать каждую пробу.

День двенадцатый 26 октября. Мерилл по вечерам распре­ деляет работы на следующий день. Это помогает избегать споров и повышает эффективность нашей деятельности. Опросные листы для психологов заполняем по вечерам, лежа на койках. Так прият­ нее. По утрам ходим в воду с удовольствием. Вечером предпочи­ тали бы другое занятие. А Вольфганг ходит за своим планктоном каждую ночь.

День тринадцатый 27 октября. Горячий пресный душ даже после работы в воде при температуре 26° С — наслаждение. Микробиологи ежедневно требуют от нас пробы — они собираются использовать эти данные при полетах в космос.

День четырнадцатый 28 октября. Утром собрались и отпра­ вились на декомпрессию. После 19-часового режима наш экипаж работу закончил.» [Изд. Дженерал Электрик PIBR-77 (6—71)].

В эксперименте «Тектайт-2» приняло участие 48 ак­ ванавтов. Впервые в истории опытов под водой пси­ хологам представился случай накопить значительный статистический материал. Привлекательность ситуа­ ции заключалась в том, что различные экипажи по­ падали в практически одинаковые стрессовые условия, и можно было, сопоставляя изменения в составе эки­ пажей с вариациями в поведении акванавтов, обнару­ жить некоторые причинно-следственные связи. Чере­ дуя экипажи «Тектайта», НАСА сумела на практике проверить некоторые свои теории о порядке смены экипажей проектирующейся долговременной орбиталь­ ной лаборатории «Скайлаб». Наконец, анализируя деятельность акванавтов, удалось нащупать пути к со­ ставлению научно обоснованного распорядка дня под­ водных исследовательских групп.

Чтобы облегчить анализ действий и поведения аква­ навтов в стенах лаборатории, психологи выделили ряд оценочных категорий, как-то: научная работа, перерывы в работе, коллективный отдых, индивидуальный отдых, самообслуживание, оказание помощи другим, вахты связи, а также ряд характерных движений и поз.

155


Используя эти категории, дежурный специалист бере­ говой службы раз в шесть минут регистрировал харак­ тер деятельности и поведение каждого члена экипажа. Если с его точки зрения в подводной лаборатории происходило нечто необычное, то включался видео­ магнитофон, и зафиксированные образчики «непред­ виденных действий» изучались дополнительно.

Перед уходом в подводный дом акванавты запол­ няли анкеты, в которых содержалось множество самых разнообразных вопросов: о социальном происхождении

ироде занятий родителей; о типе посещавшихся учебных заведений и успеваемости; о размерах родного города

ио переездах семьи; о разводе родителей и о их смерти;

отрудовой деятельности в детстве и об удовлетворен­

ности питанием, одеждой и жильем в детские годы; о старшинстве по отношению к братьям и сестрам и о степени оказывавшегося семьей внимания; о внешколь­ ных занятиях; о жизненных идеалах.

Машинная обработка анкет и зарегистрированных в течение эксперимента данных предоставила возмож­ ность сделать некоторые любопытные обобщения (эти выводы, конечно, не претендуют на абсолютную объек­ тивность, к тому же надо учитывать, что они, наверное, скорее справедливы именно в отношении жителей Соединенных Штатов, чей жизненный уклад во многом не похож на образ жизни, скажем, западноевропейцев и тем более граждан нашей страны). Психологи про­ граммы «Тектайт» установили, например, что наиболее продуктивны в работе акванавты, выросшие в неболь­ ших городах, население которых ведет спокойный, несуетливый образ жизни. Подмечено, что акванавты, бывшие в семье первенцами, обладают более широким кругозором, лучше осведомлены в области последних достижений науки, более эрудированы. Есть некоторые признаки того, что акванавты-первенцы менее уверенно работают под водой в водолазном снаряжении. Уста­ новлено, что выросшие в больших городах акванавты более индивидуалистичны, чем выходцы из малых городов, и что последние более приспособлены к выпол­ нению научной работы в условиях длительной изоля­ ции и более уживчивы с коллективом.

Психологи «Тектайта» отмечали случаи психологи­ ческой несовместимости членов экипажей. Интересно

156

то обстоятельство, что несовместимость вызывалась не столько тем, что данную личность «не устраивал» коллектив, сколько тем, что именно коллектив не при­ нимал эту личность — личность «не вписывалась» в него. Несмотря на выявленные случаи несовместимости, необходимость досрочной эвакуации акванавта ни разу не возникла.

Из десяти экипажей программы «Тектайт-2» один экипаж оставался на дне в течение 12 суток, три — 14 суток и шесть — 20 суток. По желанию НАСА, 20-су­ точные экипажи были объединены в два цикла продол­ жительностью 60 суток каждый. В пределах этих циклов отрабатывалась процедура постепенной смены экипажей, которая была организована следующим образом.

Четверо ученых-океанологов и бортинженер пер­ вого экипажа жили под водой 20 суток. Затем весь научный состав декомпрессировался, и в лаборатории поселялась другая четверка, а бортинженер оставался под водой с новыми товарищами еще на 10 суток. Если в первые 20 дней командиром экипажа был один из четырех научных работников, то второй экипаж до своего ухода наверх возглавлял уже «ветеран» — борт­ инженер. Прожив в общей сложности 30 суток в под­ водной лаборатории, он декомпрессировался, а освобо­ дившееся место в экипаже занял его коллега,- которому

также предстояло

прожить на дне 30 дней и

ночей.

В момент

смены

бортинженера

руководство

вторым

экипажем

на оставшиеся 10 дней

переходило

в руки

одного из

четырех океанологов. Последний — третий

экипаж шестидесятисуточного цикла с первого до последнего дня возглавлял бортинженер второго эки­ пажа.

Очевидно, всего два цикла смен экипажа не могли дать ясную картину, однако, кое-какие выводы уда­ лось сделать. Экипажи, возглавлявшиеся учеными, уделяли непосредственным исследованиям больше вре­ мени, чем руководимые бортинженером. Отношения между членами экипажа были лучше и продуктивность их работы была выше в тех случаях, когда и инженер, и каждый из океанологов с большим вниманием, ува­ жением и интересом относились к работе друг друга. Приход нового бортинженера в коллектив сам по себе

15?