Файл: Бергер И.И. Токарное дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 340

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выполнять разнообразные по точности и сложности токарные рабо­ ты в пределах требований установленного разряда; хорошо знать устройство и правила эксплуатации токарных станков; назначение и устройство приспособлений, режущих и измерительных инстру­ ментов; свойства обрабатываемых и инструментальных материа­ лов; правила построения технологических процессов токарной об­ работки и выбор рациональных режимов резания.

Токарь также должен быть знаком с основными направления­ ми механизации и автоматизации производства, вопросами эконо­ мики и организации промышленного предприятия, правилами тех­ ники безопасности, противопожарными мероприятиями и гигиеной труда на производстве.

Весь этот перечень основных профессиональных знаний изла­ гается в дайной книге. Содержание и объем ее рассчитаны на под­ готовку токарей для универсальных работ 3-го разряда согласно требованиям учебной программы и единого тарифио-квалификаци-^ онного справочника рабочих сквозных профессий.


Глава I

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТОКАРНОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛОВ

§ 1. Назначение и сущность токарной обработки

Деталям машин и механизмов в процессе изготовления прида­ ют заранее предусмотренные размеры и форму. Для этого в маши­ ностроении применяют ряд способов обработки, которые в зависи­ мости от характера выполнения можно разделить на две основные группы:

1) способы обработки без срезания стружки, осуществляемые за счет заливки жидкого металла в формы (отливка), либо по­ средством пластического деформирования металла в нагретом или реже в холодном состоянии (ковка, штамповка, прокатка, прессо­ вание, волочение и др.);

2) обработка резанием, при которой с поверхности заготовки удаляется определенный слой металла (припуск), отделяющийся в виде стружки.

Первая группа способов не обеспечивает высокой точности и чистоты обработки, предъявляемых к большинству изделий маши­ ностроительной промышленности. Поэтому ими пользуются преи­ мущественно для изготовления заготовок, из которых дальнейшей обработкой резанием получают готовые детали.

Обработка резанием," осуществляемая на металлорежущих станках резцами и другими инструментами, позволяет получить детали высокой точности.

Наиболее многочисленную группу станков на машинострои­ тельных предприятиях составляют токарные станки. Они предназ­ начены для изготовления деталей, обрабатываемые поверхности которых имеют форму поверхностей вращения: цилиндрических, ко­ нических, фасонных и др.

При выполнении токарных работ заготовке сообщается враще­ ние с определенной скоростью, а режущему инструменту поступа­ тельное движение. Вращение заготовки, за счет которого соверша­ ется процесс резания, называется г л а в н ы м д в и ж е н и е м, а поступательное перемещение инструмента, обеспечивающее не­ прерывность этого процесса,— д в и ж е и и е м п о д а ч и.

Вопросы для повторения

1.Назовите основные способы изготовления деталей, применяемые в ма шиностроеиии, и их назначение.

2.Какие детали обрабатываются на токарных станках?

3.Посредством каких движений осуществляется токарная обработка?

§2. Краткие сведения о токарно-винторезном станке

1.Устройство станка. Токарно-винторезные станки, являясь наиболее характерным типом станков токарной группы, предназна­ чены для выполнения всех токарных работ, включая нарезание резьб резцами.

На рис. 1 показан общий вид токарно-винторезного станка мо­ дели 1А62, который состоит из следующих типовых узлов: станины Г, передней бабки А, задней бабки В, суппорта Б, фартука Е, ко­

робки подач 3, гитары сменных колес И и тумб Д и Ж.

С т а н и и а — жесткая чугунная отливка, на которой смонти­ рованы все основные узлы станка. Сверху она имеет две пары на­ правляющих, обеспечивающих прямолинейное перемещение суп­ порта и задней бабки в продольном направлении.

П е р е д н я я б а б к а служит для закрепления обрабатывае­ мых--деталей с помощью зажимных приспособлений и сообщения им требуемой скорости вращения. В ее корпусе находится коробка скоростей, состоящая из ряда зубчатых колес с различным числом зубьев, установленных на параллельно расположенных валах. Пе­ реключением колес, т. е. созданием определенных комбинаций их сцеплений, изменяют число оборотов главного ведомого вала — шпинделя и обрабатываемой детали. Настройка коробки скоростей па требуемое число оборотов производится переключением рыча­ гов, расположенных на лицевой стороне передней бабки.

Шпиндель представляет собой жесткий пустотелый вал, сквоз­ ное отверстие которого используется для установки на станке заго­ товок в виде длинных прутков, а также для удаления центра. На его переднем конце устанавливаются различные зажимные приспо­ собления.


По форме концы шпинделей выполняются резьбовыми или фланцевыми.

Резьбовой конец шпинделя (рис. 2, а) имеет резьбовой участок 2, центрирующую шейку 1 и коническое отверстие 3, выполненное по системе конусов Морзе.

Фланцевая форма конца шпинделя (рис. 2, б) отличается на­ личием переднего центрирующего конуса 2 и фланца 1 с рядом от­ верстий для крепления приспособлений винтами и гайками. С целью предотвращения поворота приспособления во время работы преду­ смотрена фиксирующая шпонка 3. Поворотная шайба 4 позволяет

 

осуществлять быстрое

крепле­

 

ние и смену приспособлений.

 

• З а д н я я

б а б к а

пред­

 

назначена

для

поддержания

 

свободного конца длинной за­

 

готовки и установки некоторых

 

инструментов

для

обработки

 

отверстий

(сверл,

разверток

 

и др.). Она состоит из трех

 

основных частей (рис. 3): пли­

 

ты А, пнноли Б и корпуса В.

 

Пиноль имеет форму пус­

 

тотелого вала с передним ко*

 

ническим

участком

в

отвер­

Рис. 2. Формы переднего конца шпин-

стии, выполненным

по системе

• деля:

конусов Морзе. На заднем кон­

а — резьбовая; б — фланцевая.

це закреплена

гайка 3, соеди­

 

ненная с

винтом

2.

Пиноль

перемещается продольно вращением маховичка 4 и закрепля­ ется в требуемом положении рукояткой 1. От поворота она удержи­ вается шпонкой, установленной в отверстии корпуса. В крайнем правом положении пиноли конец винта 2 упирается в хвостовик центра и выталкивает его.

Для обработки пологих наружных конусов в задней бабке пре­ дусмотрена возможность поперечного смещения корпуса В отно­ сительно плиты А регулировочными винтами 5. Бабка перемеща­ ется по средним направляющим станины и закрепляется в необ­ ходимом месте гайками 6. Для этой цели под плитой имеется при­ хват, который при завертывании гаек болтами прижимается к ниж­ ним уступам направляющих станины.

С у п п о р т служит для закрепления и перемещения резца в продольном, поперечном или угловом направлении относительно оси обрабатываемой детали. Он состоит из пяти основных частей (рис. 4): продольных'салазок А, называемых иногда кареткой, по­ перечных салазок Б, поворотной плиты В, верхних салазок Д и рез­ цедержателя Г.

Продольные салазки установлены на крайних направляющих станины; поперечные и верхние имеют направляющие 5 и 1 типа «ласточкин хвост». Для перемещения резца в угловом направлении


Рис. 3. Задняя бабка станка 1А62,

Рис. 4. Суппорт станка 1А62.

поворотная плита совместно с верхними салазками может быть по­ вернута. Для этого ослабляют две гайки 4, поворачивают плиту па требуемый угол по градусной шкале и вновь закрепляют. По ме­ ре износа направляющих 1 и 5 зазоры в их соединениях уменьшают регулировочными клиньями посредством винтов 2 и 6.

4-познционный резцедержатель допускает одновременную уста­ новку четырех резцов. Он поворачивается и закрепляется в одном из фиксированных или промежуточных положений рукояткой 3.

Ф а р т у к прикреплен к нижней плоскости каретки суппорта. Размещенный в нем механизм предназначен для преобразования вращательного движения ходового винта 13 или ходового валика 12 (см. рис. 4) в поступательные перемещения суппорта. Ходовой винт используется только при нарезании резьб резцами. Для этого в фартуке имеется разъемная гайка, которая соединяется с винтом поворотом рукоятки 9:

Для прочих токарных работ движение заимствуется от ходово­ го валика. От него через червячную передачу и систему зубч'йтых колес движение поступает на шестерню, которая, обкатываясь по неподвижно прикрепленной к станине рейке 14, осуществляет про­ дольное движение суппорта.

Поперечные салазки получают движение также от ходового валика посредством вышеописанного механизма и винтовой пере­ дачи.

Верхние салазки у большинства токарных станков имеют толь­ ко ручное перемещение, осуществляемое винтовой передачей.

К о р о б к а п о д а ч предусмотрена для настройки станка па подачу или шаг нарезаемой резьбы. Ее механизм подобен механиз­ му коробки скоростей, переключением которого изменяют числа оборотов ходового винта или ходового валика и соответственно ско­ рость движения суппорта.

Настройка коробки подач осуществляется рукоятками, распо­ ложенными на ее передней стенке. Положения рукояток для необ­

ходимой настройки указываются в

таблице,

прикрепленной к ко­

робке подач.

(на рис. 1

расположена внутри

Г и т а р а с м е н н ы х к о л е с

кожуха И) является дополнительным механизмом коробки подач и. служит для той же цели. Она представляет собой фигурную плиту со сквозными пазами, в которых закрепляются короткие оси сов­ местно с зубчатыми колесами. Последние подбираются для необхо­ димой настройки станка по таблице коробки подач.

Т у м б ы являются опорами станины. Они имеют форму пусто­ телых чугунных отливок, внутреннее пространство которых часто используется для размещения электродвигателя — в' левой тумбе и бака с охлаждающей жидкостью — в правой. Между станиной и тумбами укреплено корыто для сбора стружки и слива охлаждаю­ щей жидкости.

2. Передача движений в станке. Главное вращательное движе­ ние передается на шпиндель от электродвигателя через ременную передачу и коробку скоростей. Движение подачи передается суп­


порту от шпинделя через реверсивный механизм передней бабки, сменные колеса гитары, коробку подач, ходовой винт или валик и механизм фартука.

Реверсивный механизм передней бабки предназначен для из­ менения направления движения суппорта главным образом при нарезании правых и левых резьб резцами.

3. Управление станком. Подключение станка к электросети выполняется вводным выключателем 4 (см. рис. 1). Двигатель при­ водится в действие и выключается кнопочной станцией 2 о кноп­ ками «пуск» черного цвета и

«стоп» — красного. Включение,

 

 

переключение и остановка вра­

 

 

щения

шпинделя

осуществля­

 

 

ются рычагами управления 1 и

 

 

3, которые имеют три фиксиро­

 

ванных положения: нижнее —

 

 

для правого вращения (по хо­

 

 

ду часовой стрелки, если смот­

 

 

реть на шпиндель сзади), верх­

 

 

нее— для

левого

вращения,

 

 

среднее — для

остановки.

Не­

 

 

которые станки небольших раз­

 

 

меров

не

имеют

кнопочной

 

 

станции. В таком случае двига­

 

 

тель и шпиндель включаются и

 

 

переключаются

одновременно

 

 

указанными рычагами. Включе­

 

 

ние механических перемещений

 

 

суппорта осуществляется руко­

 

 

яткой

10

(см. рис. 4), которая

 

 

может

занимать

три положе­

 

 

ния: нижнее — для продольной

Рис. 5.

Лимбы суппорта:

подачи,верхнее — поперечной и

1 — продольный; 2 — поперечный.

среднее — нейтральное. Соеди­

 

 

нение разъемной гайки с ходовым винтом выполняется рукояткой 9.

Рукоятки связаны

между собой блокирующим устройством так, что

одновременно можно включить только одну из них.'Для ручного уп­

равления суппорт снабжен маховичками 7,8,11 и лимбами 1 и 2 (рис. 5)

*Лимбы предназначены

для

установки резца на размер обра­

ботки. Они представляют собой градуированные кольца, деления

которых имеют определенную цену, соответствующую величине пе­

ремещения резца.

 

 

 

 

4.

Уход за станком. Действия токаря по уходу за станком в те­

чение каждой рабочей смены сводятся к следующему.

Д о н а ч а л а

р а б о т ы :

1. Проверить

общее состояние

станка: наличие щитков ограждения, рукояток управления, состоя­

ние направляющих, надежность

крепления

всех

частей.

2.

Залить масло во все

масленки

ручной

смазки, смазать хо­

довой винт и ходовой валик.