ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 340
Скачиваний: 11
выполнять разнообразные по точности и сложности токарные рабо ты в пределах требований установленного разряда; хорошо знать устройство и правила эксплуатации токарных станков; назначение и устройство приспособлений, режущих и измерительных инстру ментов; свойства обрабатываемых и инструментальных материа лов; правила построения технологических процессов токарной об работки и выбор рациональных режимов резания.
Токарь также должен быть знаком с основными направления ми механизации и автоматизации производства, вопросами эконо мики и организации промышленного предприятия, правилами тех ники безопасности, противопожарными мероприятиями и гигиеной труда на производстве.
Весь этот перечень основных профессиональных знаний изла гается в дайной книге. Содержание и объем ее рассчитаны на под готовку токарей для универсальных работ 3-го разряда согласно требованиям учебной программы и единого тарифио-квалификаци-^ онного справочника рабочих сквозных профессий.
Глава I
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТОКАРНОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛОВ
§ 1. Назначение и сущность токарной обработки
Деталям машин и механизмов в процессе изготовления прида ют заранее предусмотренные размеры и форму. Для этого в маши ностроении применяют ряд способов обработки, которые в зависи мости от характера выполнения можно разделить на две основные группы:
1) способы обработки без срезания стружки, осуществляемые за счет заливки жидкого металла в формы (отливка), либо по средством пластического деформирования металла в нагретом или реже в холодном состоянии (ковка, штамповка, прокатка, прессо вание, волочение и др.);
2) обработка резанием, при которой с поверхности заготовки удаляется определенный слой металла (припуск), отделяющийся в виде стружки.
Первая группа способов не обеспечивает высокой точности и чистоты обработки, предъявляемых к большинству изделий маши ностроительной промышленности. Поэтому ими пользуются преи мущественно для изготовления заготовок, из которых дальнейшей обработкой резанием получают готовые детали.
Обработка резанием," осуществляемая на металлорежущих станках резцами и другими инструментами, позволяет получить детали высокой точности.
Наиболее многочисленную группу станков на машинострои тельных предприятиях составляют токарные станки. Они предназ начены для изготовления деталей, обрабатываемые поверхности которых имеют форму поверхностей вращения: цилиндрических, ко нических, фасонных и др.
При выполнении токарных работ заготовке сообщается враще ние с определенной скоростью, а режущему инструменту поступа тельное движение. Вращение заготовки, за счет которого соверша ется процесс резания, называется г л а в н ы м д в и ж е н и е м, а поступательное перемещение инструмента, обеспечивающее не прерывность этого процесса,— д в и ж е и и е м п о д а ч и.
Вопросы для повторения
1.Назовите основные способы изготовления деталей, применяемые в ма шиностроеиии, и их назначение.
2.Какие детали обрабатываются на токарных станках?
3.Посредством каких движений осуществляется токарная обработка?
§2. Краткие сведения о токарно-винторезном станке
1.Устройство станка. Токарно-винторезные станки, являясь наиболее характерным типом станков токарной группы, предназна чены для выполнения всех токарных работ, включая нарезание резьб резцами.
На рис. 1 показан общий вид токарно-винторезного станка мо дели 1А62, который состоит из следующих типовых узлов: станины Г, передней бабки А, задней бабки В, суппорта Б, фартука Е, ко
робки подач 3, гитары сменных колес И и тумб Д и Ж.
С т а н и и а — жесткая чугунная отливка, на которой смонти рованы все основные узлы станка. Сверху она имеет две пары на правляющих, обеспечивающих прямолинейное перемещение суп порта и задней бабки в продольном направлении.
П е р е д н я я б а б к а служит для закрепления обрабатывае мых--деталей с помощью зажимных приспособлений и сообщения им требуемой скорости вращения. В ее корпусе находится коробка скоростей, состоящая из ряда зубчатых колес с различным числом зубьев, установленных на параллельно расположенных валах. Пе реключением колес, т. е. созданием определенных комбинаций их сцеплений, изменяют число оборотов главного ведомого вала — шпинделя и обрабатываемой детали. Настройка коробки скоростей па требуемое число оборотов производится переключением рыча гов, расположенных на лицевой стороне передней бабки.
Шпиндель представляет собой жесткий пустотелый вал, сквоз ное отверстие которого используется для установки на станке заго товок в виде длинных прутков, а также для удаления центра. На его переднем конце устанавливаются различные зажимные приспо собления.
По форме концы шпинделей выполняются резьбовыми или фланцевыми.
Резьбовой конец шпинделя (рис. 2, а) имеет резьбовой участок 2, центрирующую шейку 1 и коническое отверстие 3, выполненное по системе конусов Морзе.
Фланцевая форма конца шпинделя (рис. 2, б) отличается на личием переднего центрирующего конуса 2 и фланца 1 с рядом от верстий для крепления приспособлений винтами и гайками. С целью предотвращения поворота приспособления во время работы преду смотрена фиксирующая шпонка 3. Поворотная шайба 4 позволяет
|
осуществлять быстрое |
крепле |
|||
|
ние и смену приспособлений. |
||||
|
• З а д н я я |
б а б к а |
пред |
||
|
назначена |
для |
поддержания |
||
|
свободного конца длинной за |
||||
|
готовки и установки некоторых |
||||
|
инструментов |
для |
обработки |
||
|
отверстий |
(сверл, |
разверток |
||
|
и др.). Она состоит из трех |
||||
|
основных частей (рис. 3): пли |
||||
|
ты А, пнноли Б и корпуса В. |
||||
|
Пиноль имеет форму пус |
||||
|
тотелого вала с передним ко* |
||||
|
ническим |
участком |
в |
отвер |
|
Рис. 2. Формы переднего конца шпин- |
стии, выполненным |
по системе |
|||
• деля: |
конусов Морзе. На заднем кон |
||||
а — резьбовая; б — фланцевая. |
це закреплена |
гайка 3, соеди |
|||
|
ненная с |
винтом |
2. |
Пиноль |
перемещается продольно вращением маховичка 4 и закрепля ется в требуемом положении рукояткой 1. От поворота она удержи вается шпонкой, установленной в отверстии корпуса. В крайнем правом положении пиноли конец винта 2 упирается в хвостовик центра и выталкивает его.
Для обработки пологих наружных конусов в задней бабке пре дусмотрена возможность поперечного смещения корпуса В отно сительно плиты А регулировочными винтами 5. Бабка перемеща ется по средним направляющим станины и закрепляется в необ ходимом месте гайками 6. Для этой цели под плитой имеется при хват, который при завертывании гаек болтами прижимается к ниж ним уступам направляющих станины.
С у п п о р т служит для закрепления и перемещения резца в продольном, поперечном или угловом направлении относительно оси обрабатываемой детали. Он состоит из пяти основных частей (рис. 4): продольных'салазок А, называемых иногда кареткой, по перечных салазок Б, поворотной плиты В, верхних салазок Д и рез цедержателя Г.
Продольные салазки установлены на крайних направляющих станины; поперечные и верхние имеют направляющие 5 и 1 типа «ласточкин хвост». Для перемещения резца в угловом направлении
Рис. 3. Задняя бабка станка 1А62,
Рис. 4. Суппорт станка 1А62.
поворотная плита совместно с верхними салазками может быть по вернута. Для этого ослабляют две гайки 4, поворачивают плиту па требуемый угол по градусной шкале и вновь закрепляют. По ме ре износа направляющих 1 и 5 зазоры в их соединениях уменьшают регулировочными клиньями посредством винтов 2 и 6.
4-познционный резцедержатель допускает одновременную уста новку четырех резцов. Он поворачивается и закрепляется в одном из фиксированных или промежуточных положений рукояткой 3.
Ф а р т у к прикреплен к нижней плоскости каретки суппорта. Размещенный в нем механизм предназначен для преобразования вращательного движения ходового винта 13 или ходового валика 12 (см. рис. 4) в поступательные перемещения суппорта. Ходовой винт используется только при нарезании резьб резцами. Для этого в фартуке имеется разъемная гайка, которая соединяется с винтом поворотом рукоятки 9:
Для прочих токарных работ движение заимствуется от ходово го валика. От него через червячную передачу и систему зубч'йтых колес движение поступает на шестерню, которая, обкатываясь по неподвижно прикрепленной к станине рейке 14, осуществляет про дольное движение суппорта.
Поперечные салазки получают движение также от ходового валика посредством вышеописанного механизма и винтовой пере дачи.
Верхние салазки у большинства токарных станков имеют толь ко ручное перемещение, осуществляемое винтовой передачей.
К о р о б к а п о д а ч предусмотрена для настройки станка па подачу или шаг нарезаемой резьбы. Ее механизм подобен механиз му коробки скоростей, переключением которого изменяют числа оборотов ходового винта или ходового валика и соответственно ско рость движения суппорта.
Настройка коробки подач осуществляется рукоятками, распо ложенными на ее передней стенке. Положения рукояток для необ
ходимой настройки указываются в |
таблице, |
прикрепленной к ко |
робке подач. |
(на рис. 1 |
расположена внутри |
Г и т а р а с м е н н ы х к о л е с |
кожуха И) является дополнительным механизмом коробки подач и. служит для той же цели. Она представляет собой фигурную плиту со сквозными пазами, в которых закрепляются короткие оси сов местно с зубчатыми колесами. Последние подбираются для необхо димой настройки станка по таблице коробки подач.
Т у м б ы являются опорами станины. Они имеют форму пусто телых чугунных отливок, внутреннее пространство которых часто используется для размещения электродвигателя — в' левой тумбе и бака с охлаждающей жидкостью — в правой. Между станиной и тумбами укреплено корыто для сбора стружки и слива охлаждаю щей жидкости.
2. Передача движений в станке. Главное вращательное движе ние передается на шпиндель от электродвигателя через ременную передачу и коробку скоростей. Движение подачи передается суп
порту от шпинделя через реверсивный механизм передней бабки, сменные колеса гитары, коробку подач, ходовой винт или валик и механизм фартука.
Реверсивный механизм передней бабки предназначен для из менения направления движения суппорта главным образом при нарезании правых и левых резьб резцами.
3. Управление станком. Подключение станка к электросети выполняется вводным выключателем 4 (см. рис. 1). Двигатель при водится в действие и выключается кнопочной станцией 2 о кноп ками «пуск» черного цвета и
«стоп» — красного. Включение, |
|
|
|||||
переключение и остановка вра |
|
|
|||||
щения |
шпинделя |
осуществля |
|
|
|||
ются рычагами управления 1 и |
|
|
|||||
3, которые имеют три фиксиро |
|
||||||
ванных положения: нижнее — |
|
|
|||||
для правого вращения (по хо |
|
|
|||||
ду часовой стрелки, если смот |
|
|
|||||
реть на шпиндель сзади), верх |
|
|
|||||
нее— для |
левого |
вращения, |
|
|
|||
среднее — для |
остановки. |
Не |
|
|
|||
которые станки небольших раз |
|
|
|||||
меров |
не |
имеют |
кнопочной |
|
|
||
станции. В таком случае двига |
|
|
|||||
тель и шпиндель включаются и |
|
|
|||||
переключаются |
одновременно |
|
|
||||
указанными рычагами. Включе |
|
|
|||||
ние механических перемещений |
|
|
|||||
суппорта осуществляется руко |
|
|
|||||
яткой |
10 |
(см. рис. 4), которая |
|
|
|||
может |
занимать |
три положе |
|
|
|||
ния: нижнее — для продольной |
Рис. 5. |
Лимбы суппорта: |
|||||
подачи,верхнее — поперечной и |
1 — продольный; 2 — поперечный. |
||||||
среднее — нейтральное. Соеди |
|
|
|||||
нение разъемной гайки с ходовым винтом выполняется рукояткой 9. |
|||||||
Рукоятки связаны |
между собой блокирующим устройством так, что |
||||||
одновременно можно включить только одну из них.'Для ручного уп |
|||||||
равления суппорт снабжен маховичками 7,8,11 и лимбами 1 и 2 (рис. 5) |
|||||||
*Лимбы предназначены |
для |
установки резца на размер обра |
|||||
ботки. Они представляют собой градуированные кольца, деления |
|||||||
которых имеют определенную цену, соответствующую величине пе |
|||||||
ремещения резца. |
|
|
|
|
|||
4. |
Уход за станком. Действия токаря по уходу за станком в те |
||||||
чение каждой рабочей смены сводятся к следующему. |
|||||||
Д о н а ч а л а |
р а б о т ы : |
1. Проверить |
общее состояние |
||||
станка: наличие щитков ограждения, рукояток управления, состоя |
ние направляющих, надежность |
крепления |
всех |
частей. |
|
2. |
Залить масло во все |
масленки |
ручной |
смазки, смазать хо |
довой винт и ходовой валик. |
|
|
|