Файл: Бергер И.И. Токарное дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 386

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 163. Реверсивные механизмы.

У4, V2, 1> 2, структурную формулу которых можно записать в сле­ дующем виде:

28

 

 

56

 

56

\

 

/ 28 \

 

- т /

\

II /

\

III,

*/-///=-1

/

\

/

\

 

\ _ i 2 _ /

 

\ _ 2 8 _ /

 

42

 

 

56

 

где римские цифры обозначают номера валов.

3.Реверсивные механизмы. Изменение направления движения

втокарных станках осуществляется реверсивными механизмами

или за счет переключения направ­ ления вращения электродвига­ теля.

Как уже известно, паразитное колесо изменяет направление вра­ щения ведомого элемента зубча­ той передачи. Такой принцип используется в реверсивных меха­ низмах, изображённых на рис. 163, а и б. В первом случае (рис. 163, а) при левом положении блока Б в передаче движения меж- ѵ- ду валами I и II участвуют зубча­ тые колеса zb z2 и паразитное колесо z, благодаря чему валы вращаются в одну и ту же сторону. Когда блок переключают вправо, передача осуществляется коле­ сами z3и Zi непосредственно и ве­ домый вал II начнет вращаться в обратную сторону.

В механизме (рис. 163, б), называемом трензелем, примене­ ны два паразитных колеса г2 и г4, установленные свободно на осях поворотного рычага 2. Последний может занимать три положения, фиксируемые подпружиненной ру­ кояткой 1, зубцы которой входяг в углубления на стенке корпуса механизма.

В верхнем положении рукоят­ ки (как показано на схеме) в пе­ редаче движения между колесами Z\ и z3 участвует одно паразит­

ное колесо 22, в среднем — паразитные колеса отключаются от ве­ дущего колеса z\ — передача отсутствует, в нижнем — в передаче будут участвовать оба паразитных колеса z2 и г4. Таким образом,


в крайних положениях рукоятки 1 ведомое колесо z3 будет вра­ щаться в различных направлениях.

Трензели в настоящее время встречаются сравнительно редко, преимущественно в старых моделях токарно-винторезных станков. Они располагаются между шпинделем и сменными колесами гита­ ры для изменения направления перемещения суппорта при нареза­ нии правых и левых резьб резцами.

Вфартуке суппорта часто применяют реверсивный механизм

сконическими колесами (рис. 163, ß). Изменение направления вра­ щения ведомого колеса г3 и вала II, на котором оно закреплено.

производится свободно установленными на валу I коническими ко­ лесами Z\ и 22. При переключениях двусторонней муфты М переда­ ча вращения от вала I к валу II будет осуществляться через зуб­ чатые пары 2 і — 23 или 2г — z3. Так как колеса Z\ и г2 действуют на противоположные стороны колеса z3, то последнее будет изме­ нять направление движения.

Реверсирование электродвигателем применяется в основном на небольших токарных станках.

4. Блокировочные механизмы. Для предотвращения поломки станка в случае включения подачи суппорта от ходового валика при замкнутой маточной гайке применяются блокировочные меха­ низмы. В схеме такого механизма, приведенной на рис. 164, рукоят­ ки А для включения механической подачи и Г-маточной гайки вза­ имосвязаны специальным замком так, что одновременное их включе­ ние невозможно.

Для включения подачи рукоятку А поворачивают в одну или другую сторону. Пр.и этом гайка Б, соединенная с многозаходным винтом II, перемещается и вилкой Д передвигает зубчатое колесо

24 вдоль вала III. Для включения продольной подачи колесо 24 сцепляется с колесом 50, а поперечной — с колесом 65. При среднем положении колеса 24 обе подачи выключены. Перемещение гайки Б возможно в том случае, если из ее паза выведен зуб втулки В. При этом положении замка маточная гайка разомкнута. Чтобы ее включить, колесо 24 должно занять среднее положение, при кото­ ром зуб втулки В может при повороте рукоятки Г и валика / зайти в паз гайки Б (как показано на схеме). В этом случае замок не дает возможности переместиться гайке Б и включить какую-либо подачу от ходового валика.

5. Тормозные устройства. Для быстрой остановки станка и плавного реверсирования вращающихся деталей токарные станки оснащают тормозными устройствами. Торможение осуществляют механически фрикционными многодисковыми и конусными муф­ тами (см. рис. 153, б и в ) , ленточными тормозами или электриче­ ски — двигателем.

Ленточный тормоз (рис. 165) состоит из неподвижно закреп­ ленного на валу коробки скоростей шкива 2 и охватывающей его металлической ленты 3, к внутренней стороне которой заклепками прикреплена накладка 4 из специального материала с высоким коэффициентом трения. Концы ленты присоединены к рычагу 5 регулировочными гайками 1 и держателем 6. При повороте рычага лента натягивается, плотно прижимается к шкиву и тормозит его. Натяжение ленты по мере износа регулируется гайками 1. Для уве­

личения силы

торможения гайки

должны

располагаться ближе

к оси поворота рычага 7, чем держатель 6.

Тормоз сблокирован

с рукояткой

управления станка

так, что

включается одновре­

менно с выключением станка и освобождается при включении последнего.

Торможение электродвигателем применяется в станках не­ больших размеров. Оно состоит в том, что в момент отключения двигателя специальным переключателем включается обратное вра­ щение или на его статорную обмотку подается постоянный ток. При этом происходит торможение вращающихся по инерции дета­ лей двигателя и станка. В конце торможения двигатель автомати­ чески отключается от электросети.

 

 

 

 

В оп р осы и з а д а н и я

д л я п ов т ор ен и я

 

 

 

1.

И з о б р а з и т е

к и н ем ат и ч еск и е

схем ы

м е х а н и зм о в

к о р о б о к

ск о р о ст ей ,

о б ъ ­

ясн и те

 

и х п р инцип

д е й с т в и я и за п и ш и т е ст р у к т у р н ы е

ф о р м у л ы

д л я о п р ед е л ен и я

ч исел

о б о р о т о в в е д о м ы х в ал ов .

 

 

 

 

 

 

2.

К ак и е д о п о л н и т ел ь н ы е м ех а н и зм ы п р и м ен я ю т ся в к о р о б к а х п о д а ч ? О б ъ ­

ясн и те

 

и х п р инцип

д ей ст в и я .

 

 

 

 

 

 

3

. Д л я n éro

п р е д н а зн а ч ен ы р ев ер си в н ы е м е х а н и зм ы ? И з о б р а з и т е и х

к и н ем а ­

тич ески е схем ы и

о б ъ я с н и т е п р ин ц ип

д ей ст в и я .

 

 

 

 

4

. Д л я ч его

п р е д н а зн а ч е н ы .б л о к и р о в о ч н ы е м е х а н и зм ы ? О б ъ я с н и т е

и х

п р и н ­

цип д е й ст в и я .

 

 

 

 

 

 

 

 

5

.

К а к о с у щ е с т в л я е т с я т о р м о ж е н и е ток ар н ого - ст ан к а?

 

 

 


§ 9. Электрооборудование токарных станков

Электрооборудование, предназначенное для приведения то­ карного станка в действие, состоит из источника вращательного движения — электродвигателя — и аппаратуры управления.

1. Электродвигатели. Наибольшее распространение в метал­ лорежущих станках получили асинхронные двигатели трехфазного переменного тока.

Асинхронный двигатель (рис. 166, а) состоит из корпуса 2 и двух боковых крышек 1 и 3. Внутри корпуса располагается непо­ движная рабочая часть двигателя — статор (рис. 166, б), представ-

Рас. 166. Асинхронный двигатель.

ляющий собой кольцеобразный металлический сердечник 1, в па­ зах которого уложены три самостоятельные фазные обмотки 2. Начала и концы обмоток выведены наружу и присоединены к клем­ мам щитка 4 (рис. 166, а).

Вращающейся частью двигателя является ротор (рис. 166, в), который также состоит из металлического сердечника и обмотки. Для двигателей малой и средней мощности обмотка ротора имеет форму «беличьего колеса» (рис. 166, г), в котором продольные медные стержни замкнуты накоротко двумя кольцами. Такая об­ мотка называется короткозамкнутой.

Обмотка укладывается в пазы сердечника, который неподвиж­ но закреплен на валу. Последний своими шейками установлен в подшипниках боковых крышек.

Для уменьшения вредного действия блуждающих токов сер­ дечники ротора и статора выполнены из тонких изолированных друг от друга пластин электротехнической стали.


Принцип действия асинхронного двигателя состоит в следую­ щем. При подключении обмоток статора к сети трехфазиого пере­ менного тока внутри статора .возникает вращающееся магнитное поле, которое, пересекая обмотку ротора, индуктирует в ней трех­ фазный ток. Направление индуктивного тока и его магнитного поля всегда таково, что они стремятся препятствовать причине, создав­ шей. их. Поэтому ротор, увлекаясь магнитным полем статора, так­ же начинает вращаться. Когда скорости их вращения становятся равными, ротор начинает останавливаться, так как исчезают при­ чины, возбудившие его движение (прекращается пересечение об­ моток ротора магнитным полем статора). Однако после некоторо­ го замедления вновь возникает та же причина, заставляющая ротор вращаться. В процессе работы двигателя ротор, стремясь до­ гнать вращающееся поле статора, всегда отстает от него. Поэтому такие двигатели называются а с и н х р о н н ы м и в отличие от синхронных, у которых скорости вращения магнитного -поля стато­ ра и ротора одинаковы.

Для токарных станков применяют в основном односкоростные асинхронные двигатели ,с номинальным числом оборотов 1440 об/мин, которые имеют следующие особенности.

1.Двигатель имеет малый пусковой момент. Вследствие этого его нельзя включать под нагрузкой.

2.При резкой перегрузке двигатель останавливается. В таком случае его необходимо немедленно отключить во избежание пере­ горания обмотки.

3.При недогрузке двигателя по мощности получается низкий коэффициент полезного использования электроэнергии. Поэтому при назначении режима резания надо стремиться наиболее полно

использовать мощность станка.

при перемене

4. Двигатель изменяет направление вращения

местами двух любых фазных проводов на его щитке.

 

2.

Аппаратура

управления. Для управления электродвигате­

лем во время работы

(выключение, включение и реверсирование),

а также для защиты его от перегрузки или короткого замыкания

применяется аппаратура

управления — различные устройства руч­

ного, промежуточного и автоматического действия. Ниже рассма­

триваются некоторые из них, наиболее распространенные в токар­

ных станках.

р у ч н о г о у п р а в л е н и я .

Ручное управ­

А п п а р а т у р а

ление двигателем выполняется кнопочными станциями, пакетными

и барабанными переключателями.

 

На рис. 167, а показаны обычная кнопочная станция с кнопка­

ми «пуск»

и «стоп»

и реверсивная с тремя кнопками: «вперед»,

«стоп», «назад». Кнопки окрашиваются в разные цвета: пусковые — в черный, кнопки «стоп» — в красный.

Устройство и принцип действия пускового кнопочного элемен­ та показаны на рис. 167, б. При нажиме на кнопку 1 стержень 2 с мостиковой контактной пластиной 3 замыкает неподвижные кон­ такты 4. При прекращении воздействия на кнопку она возвраща­


ется в исходное положение пружиной 5. Такой кнопочный элемент называется нормально открытым, так как без воздействия на кноп­ ку его контакты разомкнуты. Для отключения двигателя применя­ ются нормально закрытые кнопочные элементы.

Пакетные переключатели (рис. 167, в) используются для руч­ ного подключения двигателя к электросети, а также для реверси­ рования его переключением фаз. Переключатель состоит из отдель­ ных круглых дисков 2, выполненных из изоляционного материала. В углублениях между дисками находятся подвижные контактные

Рис. 167. Аппаратура ручного управления.

пластины 1, которые при повороте ручки 4 замыкают или размыка­ ют цепи. Диски собраны пакетом и стянуты болтами. Переключа­ тель подключается в электроцепь посредством выступающих наружу клемм 3.

Барабанный переключатель контроллер (рис. 167, е) имеет изолированные друг от друга контактные пластины А, с которыми могут соединяться упругие пальцы Б, прикрепленные к неподвиж­ ным контактам 1, 2, 3, 4. При повороте барабана неподвижные кон­ такты будут по-разному соединяться между собой: в положении О контакты разомкнуты; в положении / контакты 1—4 и 2—3 попарно соединяются; в положении II соединяются контакты 12 и З 4. Благодаря этому можно включать, выключать и реверсировать дви­ гатель,

А п п а р а т у р а п р о м е ж у т о ч н о г о у п р а в л е н и я . Кнопочные станции и контроллеры обычно включаются не в рабо­ чую цепь, питающую обмотки статора двигателя, а в дополнитель­ ную— цепь управления. В таком случае двигатель включается или выключается промежуточным аппаратом — магнитным контакто­ ром (рис. 168). При пропускании электрического тока через катуш­ ку /• в ней возникает магнитное поле, которое втягивает металли­ ческий сердечник 2. При этом контактный мостик 3, прикрепленный к сердечнику, замыкает линейный провод Л.

При отключении катушки от элек­ тросети' сердечник под действием соб­ ственного веса падает до упора 4 и

размыкает контакты

линейного прово­

да. Такие

контакторы

устанавливают­

ся вертикально.

В

других конструк­

циях контакторов - (с горизонтальным

положением)

контактный

мостик при

отключении

отходит

под

действием

пружины.'

 

 

рассмотренного

типа,

Контакторы

собранные в один аппарат с другими

элементами

управления

(плавкими

предохранителями,

тепловым

реле),

получили

название

магнитных пуска­

телей.

 

 

 

 

 

 

тор.

А п п а р а т ы

 

 

 

 

 

 

а в т о м а т и ч е ­

с к о г о у п р а в л е н и я .

К ним относятся устройства для авто­

матического

отключения двигателя: плавкие предохранители, теп­

ловые реле

и реле

времени.

 

Плавкие предохранители служат для отключения рабочей це­ пи при коротком замыкании обмоток двигателя или соединитель­ ных проводов. Применяются в основном два типа предох_ранителей — пробочные (рис. 169, а) и трубчатые (рис. 169, б). Принцип действия их основан на расплавлении проволоки определенного сечения, установленной в фарфоровую пробку А или трубку Б. При нормальной силе тока плавкая проволока соединяет контакты це­ пи. В случае короткого замыкания, когда сила тока резко 'увели­ чивается, проволока перегревается, плавится и размыкает цепь.

Плавкие предохранители выпускаются на различную силу то­ ка: 4, 6, 10, 15, 20 а и т. д.

Тепловые реле (рис. 169, в) предназначены для защиты элек­ тродвигателя от перегрева. В цепь рабочего тока включена спи­ раль /, которая, нагреваясь при перегрузке двигателя по мощно­ сти, нагревает биметаллическую пластину 2. Нижний слой пластины имеет больший коэффициент линейного расширения, чем верх­ ний. Вследствие этого при нагревании биметаллическая пластина изгибается вверх и освобождает рычаг 3 от упора. Последний под действием пружины поворачивается и отключает кнопку выключа­ теля 5 цепи управления, которая в свою очередь размыкает кон­