Файл: Балицкий А.В. Технология изготовления вакуумной аппаратуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 596
Скачиваний: 2
Покрытия с дисульфидом молибдена рекомендуются для работающих в вакууме подшипников всех видов, резьбовых соединений, ходовых винтов, шлицевых валов и т. п.
Твердые смазочные покрытия образуются при поли меризации пленкообразователя, в котором взвешен анти фрикционный наполнитель — дисульфид молибдена. Для вакуумных систем рекомендуется пользоваться суспен зиями ВНИИ НП-209 (ТУ НП 45-61) или ВНИИ НП-213 (ВТУ НП 119-62), или ВНИИ НП-229 (ВТУ НП 140-63).
Суспензии наносятся на трущиеся поверхности деталей пульверизацией подобно лакокрасочным покрытиям, для чего можно применять небольшие пистолеты-распылите ли, например, типов 0-45, 0-31А и подобные им.
Правильно нанесенное покрытие должно иметь тол щину 15—25 мкм и быть однородным на всей поверхно сти трения. Суспензия напыляется на детали, предвари тельно подогретые до 50 °С, а суспензия ВНИИ НП-229 требует предварительного подогрева деталей до 100°С. Распыление суспензий производится воздухом при рабо чем давлении 3—3,5 кас/сж2. Оптимальное расстояние между соплом распылителя и деталью 20 см. Продол жительность напыления для получения слоя нужной тол щины определяется опытным путем.
После напыления производится полимеризация плен ки. Суспензии 209 и 213 просушиваются при комнатной температуре около 20 мин, а затем нагреваются до 150°С и выдерживаются нагретыми 30 мин, после чего измеря ется толщина полученного слоя. На этой стадии обработ ки покрытие еще может быть смыто бутилацетатом. В дальнейшем оно может быть удалено только механи ческой обработкой.
Покрытие, оказавшееся при промере удовлетворитель ным, подвергается далее отверждению при 300 °С в те чение 3 ч. Следует остерегаться перегрева.
Суспензия ВНИИ НП-229 требует особо тщательной термообработки. До промера толщины детали медленно, в течение 30 мин, нагревают до 50 °С, а затем еще в тече ние 1 ч доводят до 100°С и выдерживают нагретыми 40 мин. После промера годные детали отверждают при температуре 150°С в течение 3 ч [Л. 75].
Для нанесения покрытий детали должны быть соот ветствующим образом подготовлены. Стальные, медные и алюминиевые детали обезжириваются растворителями,
237
а детали из нержавеющей стали и титана обезжиривают ся щелочным методом. После обезжиривания следы кор розии удаляются травлением.
Следующим этапом подготовки является матирование поверхности. Для обычных конструкций оно производит ся пескоструйной обработкой, но для высокого вакуума этот метод нежелателен и приходится прибегать к мато вому травлению, .
Затем детали из малоуглеродистой стали фосфатируют, алюминиевые — анодируют, а детали из нержавею щей стали травят в царской водке, после чего произво дится нанесение покрытия.
Твердые смазочные покрытия с молибденом работают без замены или дополнения до износа деталей по по верхностям трения.
10-12. ПОКРЫТИЯ НАПЫЛЕНИЕМ
В вакуумной технике нередко встречается по требность в нанесении на поверхность детали термостой кого или химически стойкого плотного покрытия, обла дающего наименьшим собственным газовыделепием. Этим требованиям пока могут удовлетворить только ме таллические покрытия.
В настоящее время помимо химических и электро химических методов нанесения металлических покрытий существуют и методы напыления металлов на поверх ность детали.
Метод термовакуумного напыления, подробно опи санный в работе :[Л. 2], заключается в осаждении на по верхность детали испаренного в вакууме металла. Весь цикл протекает в высоком вакууме. Испарение металла происходит под действием электронной бомбардировки или электронного луча. Осаждение металла на поверх ности покрываемой детали происходит по законам, схо жим с законами освещения прямыми лучами света, что необходимо учитывать. Этим методом можно наносить различные металлические покрытия на самые разнооб разные материалы. При этом могут быть получены и очень тонкие и равномерные покрытия.
Другим методом напыления является нанесение на поверхность детали металла, распыленного в плазменном факеле, перенесенного на деталь и вжигаемого в ее по верхность. Этим методом можно получить наиболее стой-
238
кремниноргашмеокого лака ФГ-9. Такая краска не дает потемнения
даже три довольно длительном |
нагреве до |
350—400 °С. |
|
Крепеж н мелкие фланцы, |
накидные |
тайки, |
штоки вентилей |
и т. п. рационально подвергать сульфидированию. |
|
||
Особо ответственные детали можно хромировать или же покры |
|||
вать эпоксидной смолой с различными красителями. |
100 массовых ча |
стей эпоксидной смолы марки ЭД-5 или ЭД-6 смешиваются с 10 мас совыми частями полиэтплеи'нолнамина (отвердитель) и 10—20 массо выми частями дибутилфталата (пластификатор) перед самым приме
нением. Красители |
(алюминиевая пудра, молотая |
эмаль и т. п.) |
до |
||||
бавляются |
в зависимости |
от |
желаемого |
цвета |
в количествах |
5— |
|
15 массовых частей. |
|
и |
обязательно |
обезжиренные детали |
по |
||
Тщательно очищенные |
|||||||
крываются |
ровным |
слоем |
смеси и сушатся |
в шкафу при 80—>100 °С, |
а еще лучше инфракрасными лучами.
Уплотняющими покрытиями пользуются при изготовлении и мон таже узлов форвакуумной системы, в которых общий поток газа заведомо велик по сравнению е газовыделением покрытия. Для таких покрытий пригодны глифталевый и шеллачный лаки и особенно опи санное выше эпоксидное покрытие, которое имеет наименьшее газовыделение.
Глава одиннадцатая
УПЛОТНЕНИЯ С УПРУГИМИ УПЛОТНИТЕЛЯМИ
11-1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
У п л о т н е н и я м и в вакуумных системах обычно называются устройства, при помощи которых вакуумно плотно соединяются разъемные соединения или вводы как неподвижные, так и подвижные (валы, штоки).
Вопросы вакуумно-плотных соединений и вводов в ва куумной технике имеют чрезвычайно важное значение, и для правильного их разрешения необходимо ясно пред
ставлять |
физическую сущность процессов, связанных |
с уплотнением. |
|
Ранее |
мы указывали, что в технике высокого и сверх |
высокого вакуума решающее значение имеют ничтожные на первый взгляд количества газа, проникающие через микроскопические каналы или отверстия. Так, через одну риску глубиной 0,25 мкм, не заполненную мате риалом уплотнителя, происходит натекание атмосферного воздуха, равного 10~7 л-мк/сек, что уже определяется как течь масс-спектрометрическим течеискателем [Л. 46].
Понятно, что для разных систем с различным пре дельным давлением могут и должны применяться и раз-
240
личные уплотняющие устройства. Однако все они долж
ны |
в максимально |
возможной |
степени приближаться |
к |
одной цели: |
сравняться |
по газопроницаемости |
с цельными стенками соединяемых ими узлов или деталей.
Для изготовления уплотняющих деталей и уплотни телей (уплотняющих прокладок) применяются материа лы, имеющие сами по себе, особенно в сжатом состоя нии, достаточно малую газопроницаемость. Следователь
но, задача |
состоит в том, чтобы достигнуть |
такой же |
|
малой, а |
если возможно и |
еще меньшей, |
газопрони |
цаемости |
по поверхностям |
соприкосновения деталей |
соединений.
Практика показывает, что как бы чисто ни были об работаны две металлические плоскости и как бы сильно (в пределах возможности реальных конструкций вакуум ных соединений) они ни сжимались, без смазки они не могут дать вакуумно-плотного соединения. Однако при тертые и смазанные металлические плоскости могут об разовать соединения настолько плотные, насколько смаз
ка может противостоять диффузии газа. |
ниже |
С другой стороны, доказано, что хорошо (не |
|
8 класса чистоты) обработанные и подобранные |
сухие |
поверхности стальных конусов с углом при вершине ко нуса 20—30°, вдвинутых один в другой с усилием, прак тически достижимым в соединениях, могут создать пер вичное (до прогрева) высоковакуумное уплотнение. При прогреве вакуумная плотность такого соединения нару шается.
Это естественно, так как неизбежные неровности да же очень чисто обработанных поверхностей служат до статочно широкими каналами для проникновения газа. Механически обработанные поверхности фланцев, кото рые в основном являются рабочими деталями вакуумных соединений, имеют три вида неровностей: шероховатость, волнистость от обработки (дробление) и волнистость от прогиба, вызванная зажимами, короблением от прогрева и т. п.
Ш е р о х о в а т о с т ь поверхности образуется следами режущего инструмента и представляет собою довольно правильно расположенные мелкие канавки, разделенные гребешками. Гребешки эти никогда не имеют гладкой поверхности и равной высоты. Таким образом, шерохова тость образует перекрестные каналы неправильной фор
16—308 |
241 |
мы п переменного сечения. Это обстоятельство затрудня ет математическое моделирование, необходимое для по строения расчетных схем и вывода формул.
В о л н и с т о с т ь , получаемая при обработке, является следствием дефектов оборудования или инструмента, при помощи которых изготавляется деталь. Шаг и амплитуда такой волны невелики, по очень сильно отражаются на качестве соединений с металлическими уплотнителями, так как эта волна не может быть выправлена при стяги вании фланцев и ее впадины должны быть заполнены материалом прокладки за счет перемещения его частиц. Влияние неровностей этого вида также трудно моделиру ется.
Третий вид неровностей — в о л н а с г о р а з д о б о л ь- ш и м шагом, появляющаяся в результате излишних уси лий зажима в патроне или на столе станка, в результате старения металла пли его прогрева в работе. Такие вол ны выправляются при достаточно сильном стягивании фланцев, если конструкция их правильно разрабо тана и стягивающие элементы поставлены достаточно часто.
Нет никакой вероятности, что все эти неровности сов падут так, что все выступы одной из соединяемых дета лей попадут точно в выемки ответной, и соединение ока жется замкнутым вакуумно-плотно.
Следовательно, задача уплотнения состоит в том, что бы при помощи уплотнителя, т. е. прокладки из соответ ствующего материала или промазки соответствующей па стой, смазкой, компаундом, перекрыть все существующие
между уплотняемыми поверхностями зазоры и |
каналы |
и удержать уплотнитель во все время работы |
соеди |
нения в таком контакте с уплотняемыми поверхностями, который обеспечил бы необходимую вакуумную плотность.
В какие же условия должны быть поставлены уплот нители, чтобы соединение было вакуумно-плотным?
Вязкие жидкости и расплавленные металлы могут за полнить микроиеровности уплотняемых поверхностей и удерживаются в них при условии хорошего смачивания ими материала уплотняемых деталей и достаточно боль ших сил поверхностного натяжения, способных противо стоять выдавливанию внешней атмосферой. С повыше нием температуры вязкость всех жидкостей быстро пада ет, а диффузия и растворимость газов в них быстро по
242