Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 294

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зависимости от изменения номинального значения параметра, ограничиваемого допусками.

Так, на основании исследования и систематизации опыта механической обработки цилиндрических металлических деталей размером 1—500 мм было выявлено, что погрешность А их изго­ товления в одинаковых технологических условиях меняется в зависимости от диаметра d деталей по следующей закономерности:

A = cj/~d.

(16)

Значение х изменяется в пределах 2,5—3,5; коэффициент С для шлифованных валов близок к 0,005, а для отверстий — к 0,008. При разработке стандарта на допуски было принято, что указанные значения коэффициента С и значение х = 3 соответствуют точ-

СА

СО

Рис. 8. Шарнирное соединение вилки с тягой:

а — узел в сборе; б — поля допусков при СА; в — поля допусков при СВ

ности обработки деталей по 2-му классу. Эту погрешность и при­ няли за допуск этого класса точности. Тогда, например, допуск вала по 2-му классу точности может быть определен по формуле

б = (0,005 V d) мм.

(17)

Для вала, например, диаметром 8 мм допуск

6 = 0,0051/8 = 0,01 мм.

Из формулы (17) видно, что допуск цилиндрических деталей

изменяется пропорционально yrd. Для определения допуска любого класса точности формула (17) преобразуется в следующую:

б = (0 ,5 i/d Cp) а = ia,

(18)

где dcр — среднее значение диаметра для какого-либо интервала

диаметров, мм;

 

единиц

допуска (для

а — коэффициент, равный числу

валов 2-го класса точности а =

10).

 

Выражение, взятое в скобки, назвали единицей допуска ци­

линдрических деталей диаметром от

1 до 500 мм,

т. е.

г = 0,5>/7ср

мкм.

 

(19)

, 55


По формуле (18) допуск кала диаметром 8 мм 2-го класса точ­ ности также равен 0,01 мм.

Единица допуска г, отражая влияние технологических, конст­ руктивных и метрологических факторов, выражает зависимость до­ пуска от номинального значения параметра, ограничиваемого допусками (например, от диаметра), и является мерой точности. Она позволила при разработке систем допусков определять величину допуска для широкого диапазона значений нормируе­ мого параметра. Единица допуска должна учитывать также функциональную роль нормируемого параметра.

Классы точности. В каждом изделии детали разного назначе­ ния изготовляют с различной точностью. Для нормирования уровней точности установлены классы (степени) точности изго­ товления деталей. Для каждого класса (степени) точности су­ ществует закономерно построенный ряд полей допусков, в кото­ ром разные по величине размеры однотипных поверхностей деталей имеют одну и ту же относительную точность, определяе­ мую примерно одним и тем же значением коэффициента а. Коли­ чество классов (степеней) точности определялось потребностью различных отраслей промышленности, перспективами повышения точности изделий, границами достижимой точности, а также функциональными и технологическими факторами и принятым значением ср — знаменателя геометрической прогрессии, по ко­ торой изменяется величина допуска при переходе от одного класса (степени) точности к другому. Для гладких цилиндри­ ческих соединений ср ^ 1,6.

Для образования необходимых классов (степеней) точности значение коэффициента а (количество единиц допуска) для од­ ного из классов принимают за исходное. Для более грубых клас­ сов точности исходное значение этого коэффициента умножают,

адля более точных классов делят на принятое значение ср. Класс точности определяет величину допуска на изготовление,

аследовательно, и соответствующие методы и средства обработки деталей машин.

Ряды допусков и интервалы диаметров. Используя единицу допуска н коэффициент а для каждого из классов точности, пост­ роили ряды допусков для всех размеров, охватываемых данной системой допусков. Они делятся по принятым классам точности. Допуски для цилиндрических деталей установлены для размеров до 31 500 мм с разбивкой на пять диапазонов: менее 0,01 до 0,1 мм исключительно, от 0,1 до 1 мм исключительно, от 1 до 500 мм

включительно, свыше 500 до 10 000 мм включительно и свыше

10 000 до 31 500 мм.

Для построения рядов допусков каждый из пяти диапазонов, в свою очередь, разделен на несколько интервалов и величины допусков приняты одинаковыми для ряда смежных размеров, объединенных в один интервал. Это сделано потому, что назна­ чать допуск для каждого номинального размера нецелесообразно,

56

7


так как таблицы допусков в этом случае получились бы весьма громоздкими, а сами допуски для смежных размеров отличались бы одни от другого па незначительную величину. Например,

весь диапазон диаметров от

1

до 500 мм разбит на 12 интервалов

(от 1 до 3, св. 3 до (3 мм и т.

д.)

для всех посадок, кроме прессовых

(17—22 интервала) и теплоходовой (20 интервалов) посадок. Увеличение числа интервалов для прессовых н теплоходовой по­ садок объясняется повышенной чувствительностью прессовых посадок к колебаниям величин натягов, а теплоходовой — к ко­ лебаниям величин зазоров.

Допуски для всех размеров интервала подсчитаны примерно по среднему арифметическому значению размеров данного интервала:

tfcp= - ?»ailf,± -rf»

(20)

Практически в стандартах из-за необходимости округления допуски для большинства интервалов приняты несколько мень­ шими ио сравнению с допусками, подсчитанными для средних диаметров.

Диаметры по интервалам распределены таким образом, чтобы допуски, подсчитанные по крайним значениям в каждом интер­ вале, отличались от допусков, подсчитанных по среднеарифме­ тическому значению диаметра в том же интервале, не более чем на 5—8%.

Нормальная температура. Допуски и отклонения указаны в таблицах стандартов для деталей, размеры которых определены при нормальной температуре, которая по ГОСТ 9249 — 59 равна -г 20° С. Такая температура принята как близкая к температуре рабочих помещений машино- и приборостроительных заводов.

Градуировка и аттестация всех линейных и угловых мер и измерительных приборов, а также точные измерения должны производиться при нормальной температуре. Отступления от от этой температуры не должны превышать допустимых значений.

В производстве принято соблюдать следующие условия нор­ мального температурного режима:

температура детали и измерительного средства в момент контроля должна быть одинаковой, что может быть достигнуто при совместной выдержке детали и измерительного средства в одних условиях (например, на чугунной плите);

желательно, чтобы коэффициенты линейного расширения ма­ териала детали и измерительного средства по возможности были также примерно одинаковыми.

Следует указать, что погрешность измерения возникает также и от местного нагрева. Например, под действием тепла руки контролера в течение 15 мин размер скобы для проверки валов диаметром 175 мм изменяется на 8 мкм, а скобы для проверки валов диаметром 280 aim — на 11 мкм. Это свидетельствует о необходимости применять тепловую изоляцию (например, термо­


изолирующие накладки и ручки у скоб а штихмасов) или термо­ изолирующие перчатки.

В отдельных случаях погрешность измерения, вызванная отклонением от нормальной температуры н разностью коэффи­ циентов линейного расширения материалов детали и измеритель­ ного средства, может быть учтена введением поправки, равной погрешности, взятой с обратным знаком. Величина температурной погрешности АI приближенно определяется по формуле

 

А/

I (ajAtxa2At2),

(21)

 

l — измеряемый размер;

 

ма­

 

аг и а2 — коэффициенты линейного расширения

Аtj_ =

териалов детали и измерительного средства;

tx — 20° — разность

между

температурой детали

Д

At2 =

и нормальной температурой;

измеритель-

t.z — 20° — разность

между

температурой

 

. ного средства t2и нормальной температурой.

Пример. В цехе температура воздуха, а следовательно, и температура

штангенциркуля, которым

производится измерение, равна

25° С; деталь

диаметром 500 мм после обработки имеет температуру 40° С. Для стали, из

которой сделана

деталь,

at =

13,5

• 10-6; для стали, из которой сделана

штанга штангенциркуля, а3 =

10,5 •10-6. Поправка на температурную погреш­

ность измерения

может

составить

А1 = — 500 -10-6 (13,5 •20—10,5 ■5) ==

= —0,109 мм. Для алюминиевых детален (at == 24-10-6) при том же измери­ тельном инструменте AZ = = —500-10-0 (24-20—1 0 ,5 - 5 )= —0,214 мм.

При полном выравнивании температуры, если она не равна нормальной, также неизбежны ошибки из-за разности коэффи­ циентов лилейного расширения детали и измерительного средства. В этом случае (т. е. при Atx — At2 — At) величина погрешности определяется по формуле

A l^ lA t(a x—a2).

(22)

Если температуры воздуха в цехе, детали и измерительного средства выравнены и равны 20° С, то температурная погреш­ ность измерения отсутствует при любой разности коэффициента линейного расширения, так как при AZX= A12 = 0 и А1 — 0.

Формулы (21) и (22) являются приближенными, так как из-за сложности конфигурации деталей изменение их размеров при перепаде температуры не подчиняется линейному закону. По­ этому для устранения температурных погрешностей необходимо соблюдать нормальный температурный режим в помещениях измерительных лабораторий, инструментальных, механических и сборочных цехов, вводя в них кондиционирование воздуха.

Установление предельных контуров деталей. Действительная форма деталей отличается от заданной. Погрешности формы, а для сложных деталей и отклонения в расположении их поверх­ ностей могут нарушить взаимозаменяемость. Для обеспечения взаимозаменяемости необходимо установить наименьший и наи­

58


больший предельные контуры, за которые не должен выходить действительный контур годных деталей даже при наличии по­ грешностей формы и расположения. Эти контуры обычно опре­ деляются полями допусков на размеры, при установлении ко­ торых учитывают взаимосвязь между отклонениями отдельных элементов профиля.

Наибольший и наименьший предельные контуры соответст­ вуют наибольшим и наименьшим предельным размерам детали. Соблюдение йредельных контуров наиболее строго проверяется при комплексном контроле деталей предельными калибрами. Понятие о предельных контурах широко используется при рас­ смотрении вопросов взаимозаменяемости резьбовых и шлицевых соединений.

Для обеспечения взаимозаменяемости по расположению по­ верхностей иногда устанавливают опорный контур (внешний контур положения — контур максимума металла) детали слож­ ного профиля, который ограничивает наибольшее допустимое смещение координируемых поверхностей и служит номинальным контуром при расчете комплексных калибров.

При разработке систем допусков и посадок руководствуются принципом предпочтительности.

§ 13. П Р И Н Ц И П ВЫ БОРА ДОПУСКОВ

Из изложенного следует, что ряды допусков и классы точности в стандартах построены по технологическому принципу с учетом возможностей оборудования. Выбирать же допуски и классы точ­ ности при проектировании нужно так, чтобы добиться удовлетво­ рения эксплуатационно-конструктивных требований, предъяв­ ляемых к детали, узлу и машине в целом.

Для повышения надежности, долговечности и точности машин в ряде случаев появляется необходимость максимального прибли­ жения размеров деталей к их расчетным величинам. Такие конструк­ тивные требования ограничиваются технологическими возмож­ ностями, а зачастую и возможностями технических измерений, к тому же оци связаны в большинстве случаев с увеличением трудоемкости и стоимости изготовления и контроля деталей. Обработка деталей по более точному классу требует больших трудовых и материальных затрат на оборудование, приспособле­ ния, инструмент и контроль. По мере уменьшения величины до­ пуска увеличивается вероятность появления брака (рис. 9, а) [1]. Особенно большой процент брака может быть при малых допусках. На участке в — г кривой А брак может быть настолько велик, что обработка деталей данным методом становится неэкономичной. В таких случаях переходят на другой технологический процесс, дающий большую точность (кривая Й), но, как правило, связан­ ный с применением более точного оборудования, что повышает себестоимость изготовления деталей (рис. 9, б). Относительная