Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 297
Скачиваний: 2
себестоимость изготовления деталей в этих случаях по мере уменьшения величины допуска возрастает по гиперболе.
Итак, изготовление деталей по более точному классу связано с повышением себестоимости. Но при этом обеспечиваются высокая точность сопряжений, постоянство их характера в большой партии и более высокие эксплуатационные показатели изделия в целом.
Изготовление деталей по расширенным допускам проще, не требует точного оборудования и отделочных технологических процессов, но снижает точность и, следовательно, долговечность машин.
Отсюда перед конструкторами, а также перед технологами и метрологами всегда стоит задача — рационально, на основе тех нико-экономических расчетов, разрешать противоречия между
Допуск |
Допуск |
U-)
Рис. 9. Зависимость процента возможного брака (а) п относи тельной себестоимости (б) от допуска:
1 — холодное волочение; 2 — обтачивание на токарном станке; 3 — обтачи вание и шлифование; 4 — обтачивание, шлифование, притирка
эксплуатационными требованиями и технологическими возмож ностями исходя в первую очередь из выполнения эксплуатацион ных требований. Вместе с тем нельзя назначать предельные отклонения и допуски, проверка соблюдения которых не обеспе чена достаточно точными и надежными измерительными средствами.
Гарантированный запас работоспособности машин и других изделий. Как известно, для предупреждения разрушения деталей машин (вследствие неоднородности механических свойств мате риала, возможных перегрузок, недостаточной точности определе ния расчетной нагрузки и методов расчета на прочность и других причин) вводятся коэффициенты запаса прочности, коэффициенты безопасности по устойчивости и др. Однако серийно изготовляе мые маилпш и другие изделия в большинстве случаев выходят из строя не из-за разрушения, а из-за потери работоспособности, вызываемой снижением точности их рабочих органов. Для изде лий с механическими кинематическими связями потеря точности связана с износом деталей. С потерей точности ответственных
60
деталей, соединений и кинематических пар резко ухудшаются эксплуатационные показатели машин, приборов и других изде лий, что и является причиной изъятия их из эксплуатации.
13 некоторых зарубежных странах при изготовлении изделий разрешается использовать только часть установленного допуска. Оставшаяся часть допуска составляет необходимый запас точ ности. На многих заводах нашей страны стремятся к тому, чтобы для ответственных изделий создавался технологический запас точности, т. е. чтобы отношение допуска б к фактическому полю рассеяния со было больше единицы (см. гл. XIII). Советские станкостроительные заводы поставляют новые станки но сдаточ ным нормам, в которых установлены отклонения, уменьшенные на 40—50% по сравнению со стандартными нормами точности.
Рис. 10. Схема расположения нолей функциональных допусков: а — размеров несоирягаемых поверхностей; б — для посадок с зазором
Для того, чтобы машины, приборы и другие изделия сохранили эксплуатационные показатели в заданных пределах к концу срока их службы, необходима такая система, которая обеспечивала бы гарантированный запас точности функциональных параметров и ответственных соединений, а следовательно, и эксплуатацион ных показателей. Для функциональных размеров и посадок с зазором методика расчета запаса точности общая. Устанавливают максимальные допуски как на функциональные размеры несопрягаемых поверхностей (например, на диаметры сопел пневмо- н гидросистем, жиклеров карбюраторов и т. п.), так и на посадки для ответственных соединений. Эти допуски и расположение их полей назначают исходя из допустимых отклонений эксплуатацион ных показателеймашины или другого изделия и соответственно называют функциональными допусками размера 6ф и функциональ ным допуском посадки 6 Д ф .
Допуск бф для функциональных размеров несопрягаемых поверхностей (рис. 10, а) равен разности между наибольшим и наименьшим допустимыми значениями этого размера, определен ными исходя из допустимого изменения эксплуатационных пока зателей изделия:
d$ = dнаиб.ф' -d■нанм.ф* |
(23) |
61
Функциональный допуск посадки с зазором бДф равен раз ности между наибольшими и наименьшими допустимыми зазорами, определенными исходя из допустимого изменения эксплуатацион ных показателей узла или машины:
бДф= Днапб. ф' Днаим.ф- |
(24) |
Функциональные допуски бф и бДф должны быть наибольшими, но такими, при которых изделие еще будет работать с допустимыми эксплуатационными показателями.
Допуск функциональных размеров бф несопрягаемых поверх ностей и функциональный допуск посадки бДф необходимо делить на две части. Первая часть бф и бДф предназначается для создания запаса точности (например, запаса на износ сопл и на износ деталей в трущихся парах), необходимого для сохранения тре буемого уровня эксплуатационных показателей изделия в про цессе его длительной эксплуатации. Назовем эту часть эксплуата ционным допуском (бэке и 6Д3!;()- Эксплуатационный допуск по садки бДЭкс, в свою очередь, делится на эксплуатационный до пуск отверстия бакс А и эксплуатационный допуск вала бэкс В. При этом учитывают скорость потери точности отверстием и валом и трудности восстановления их точности при ремонте.
13торая часть функционального допуска посадки бДф (рис. 10, б) в общем случае идет на компенсацию погрешностей изготов ления деталей Дпзг (Дизг = 6Л + 8В), погрешностей сборки узла и изделия в целом и его регулировку Дсч1, а также на компен сацию прочих погрешностей Дпр. Эту часть бф и бДф назовем конст руктивным допуском бк и 6ДК.
Из приведенных определений следует:
для функциональных размеров несопрягаемых поверхностей
бф = бэкс -Ьбк; |
(25) |
бк = Дизг.доп “ Г Дпр.дот |
(26) |
для функционального допуска посадки с зазором |
|
бДф== 6ДЭКС-ф 6ДК; |
(27) |
бДэКС == бэкс^1 “Г бэкс/ф |
(28) |
бДК = Дизг.Д О П "Ф Дсб. Д О П ~+" Дпр. Д О П ) |
(29) |
где Ддоп — допустимая величина погрешностей. |
общем случае, |
К прочим погрешностям (факторам) Дпр.д0П, в |
относятся изменения размеров под влиянием силовых Дсд и тем-
пературных Дтд деформаций, старения Дст, |
влагопогдощения |
|
Дпл и других |
погрешностей Ддр, возникающих в работающем |
|
механизме или |
при его храпении, т. е. |
|
|
Ддр — Дед ~Ь Дтд “Г Дст ~Ь Ддл “Ь Д,ДР- |
(30) |
(32 |
|
|
У~
Силовые и температурные деформации, возникающие в про цессе изготовления деталей пли сборки узлов, входят соответст венно в Д„зг нлп Дсд.
Перечень и допустимая величина указанных погрешностей определяются особенностями конструкции изделия и условиями, в которых оно работает.
Расположение допустимых полей погрешностей Дсо.доп и Лпр.доп на рис. 10, б показано условно. При расчете посадок учитывают суммарное влияние погрешностей сборки ДСб и прочих погрешностей Дпр вала и отверстия на величину поля зазора Драсч, так как знаки погрешностей у соединяемых деталей могут быть различными.
После определения допустимых величин составляющих по грешностей, для компенсации которых предназначен допуск 6ДК, устанавливают посадку и допуски на изготовление каждой из со
единяемых деталей (т. |
е. 6И и |
бВ). После изготовления деталей |
и сборки соединений |
должен |
обеспечиваться запас точности со |
единений, определяемый величиной 6ДЭКС.
Для посадок с натягом необходимо создавать эффективные запасы прочности при эксплуатации и сборке (см. гл. VII).
В настоящее время допуск па изготовление б (6Л или бВ) предназначается для компенсации погрешностей изготовления Дизг, включая и погрешности измерения Дизм. В некоторых слу чаях, особенно при установлении допуска на физические функ циональные параметры сложных приборов, из допуска б выделяют часть допуска на компенсацию погрешностей измерения Дизм, что оговаривается на чертеже.
Для обеспечения взаимозаменяемости машин по эксплуата ционным показателям кроме допуска б целесообразно, где это необходимо, назначать также допуски бф и бэкс для функциональ ных размеров несопрягаемых поверхностей и бДф и 6ДЭКС для ответственных посадок с зазором. В инструкциях по эксплуата ции изделий для ответственных деталей, имеющих функциональ ные размеры сопрягаемых и несопрягаемых поверхностей, по лезно указывать также наибольшие и наименьшие допустимые значения этих размеров для периодического контроля их в про цессе эксплуатации. Такой контроль позволяет сохранять эксплу атационные показатели изделий в заданных пределах, предупреж дать выход изделий из строя из-за катастрофически быстрого износа поверхностей трущихся Деталей и своевременно заменять износившиеся детали.
Сумма эксплуатационных допусков бэкс А + бэкс В в подвиж ных соединениях или кинематических парах определяет эксплуа тационный допуск зазора, величину которого нужно рассчиты вать исходя из заданной долговечности и допустимого изменения других эксплуатационный показателей изделия.
Запас точности целесообразно характеризовать коэффициен том запаса точности К т, определяемым отношениехм допускаемой
63
погрешности детали, соединения, узла, машины или прибора и конце срока их эксплуатации к погрешности новых машин пли приборов, их узлов, соединений и деталей. Например, если ра диальное биение шпинделя нового шлифовального станка равно 0,005 мм, а допускаемое биение в конце срока эксплуатации (до ремонта) станка данного класса точности равно 0,01 мм, то
ЛТ = |
_М 1 = 2. |
1 |
0,005 |
Для деталей, имеющих функциональные несолрягаемые по верхности, К-? определяется отношением функционального до пуска размера этой поверхности к конструктивному допуску
(см. рис. 10), т. е.
б* |
|
* т = в£ . |
<31> |
Например, если для обеспечения экономичной работы дви гателя внутреннего сгорания отклонения диаметра жиклера карбюратора не должны превышать 10 мкм (6ф = 10 мкм),
а из них 5 мкм используются для компенсации всех погрешностей, в том числе и погрешностей изготовления (6К = 5 мкм), то
Кт |
6Ф _ |
10 |
бф “ |
2. |
|
|
'5' : |
Для подвижных соединений К травен отношению максималь ного допуска посадки бДф к конструктивному допуску посадки 6Д„, который используется для компенсации всех погрешностей, в том числе и погрешностей изготовления, сборки и измерения
(см. рис. 10, б).
Для частного случая, когда Дсо и Дир равны нулю,
Кг |
Диане. ф Дцаим. ф |
(32) |
|
6Л + 6Я |
|||
|
|
Величина коэффициента запаса точности Кт зависит от эксплуа тационного назначения изделия и допустимого снижения его на чальной точности, от намечаемого срока службы, характера изме нения функциональных параметров и эксплуатационных показа телей в процессе работы изделия и других факторов.
Запас точности нужно устанавливать для всех машин, при боров и других изделий длительного действия. Он должен созда ваться по каждому функциональному параметру, влияющему на эксплуатационные показатели изделия. Например, для порш невых компрессоров необходим запас точности зазора в сопряже нии поршень — цилиндр, так как этот зазор влияет на произво дительность и удельную мощность компрессора. В тех случаях,
* При заданных диаметре и длине жиклера, вязкости жидкости, вели чине напора, под которым происходит истечение жидкости, н постоянстве других факторов.
64
когда функциональный размер является одновременно замыкаю щим (или исходным), точность его определяется точностью состав ляющих размеров, входящих в соответствующую размерную цепь. Значит, необходимо создавать запас точности и для состав ляющих размеров, величина которых изменяется в процессе эксплуатации. Запас точности нужно устанавливать также для каждого эксплуатационного показателя, характеризующего точ ность машины или другого изделия. Это особенно важно для металлорежущих станков и измерительных приборов. Так, если допустимая погрешность результата измерения оптиметра при определенных условиях измерения равна 0,(5 мкм, то действитель ная погрешность результата измерения должна быть меньше допустимой. Например, при действительной погрешности но вого оптиметра, равной 0,4 мкм, создается запас точности, характеризуемый Кт г~ 1,5.
При разработке норм точности, по которым осуществляется окончательная приемка изделий, целесообразно устанавливать значение допускаемой погрешности нормируемого параметра для нового изделия и для изделия в конце срока его эксплуатации (до ремонта машины или до новой юстировки прибора). Запас точности следует создавать не только по геометрическим парамет рам, но и по электрическим, упругим и другим функциональным параметрам, изменяющимся в процессе работы изделия. Например, нужно предусматривать запас точности упругой характеристики чувствительных элементов приборов, длины волны резонансных электромагнитных колебаний в резонаторных системах, опреде ляющих качество электровакуумных приборов, и т. д.
Из изложенного следует, что установление точностных харак теристик имеет не меньшее значение, чем определение самих размеров деталей путем расчета на прочность, жесткость и т. п.
3 А. И. Якушев
ГЛАВА III
ПОНЯТИЕ О ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЯХ В МАШИНОСТРОЕНИИ
§ 14. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Технический прогресс, совершенствование прецизионных тех нологических процессов, производство точных, надежных и дол говечных машин и приборов, повышение качества продукции, обеспечение взаимозаменяемости и кооперирования производства невозможны без развития метрологии и постоянного совершенст вования техники измерений.
Мет.рология * — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точ ности. Основные проблемы метрологии: развитие общей теории измерений; установление единиц физических величин и их сис темы; разработка методов и средств измерений, а также методов определения точности измерений; обеспечение единства измере ний, единообразия средств и требуемой точности измерения, установление эталонов и образцовых средств измерений; разра ботка методов передачи размеров единиц от эталонов или образ цовых средств измерений рабочим средствам измерений и др. Важнейшая роль в решении указанных проблем отводится госу дарственной метрологической службе, имеющей научно-исследова тельские институты и разветвленную сеть лаборатории государ ственного надзора и других организаций. Большую роль в раз витии метрологии сыграл Д. И. Менделеев, который руководил метрологической службой в России в период 1892—1907 гг.
Под измерением понимается нахождение значения физической величины опытным путем при помощи специальных технических средств.
Единица физической величины — это единица измерения, оп ределяемая установленным числовым значением, которое принято за исходную (основную или производную) единицу (например, метр — единица длины и т. п.).
Основное уравнение измерения имеет вид |
|
Q = qU, |
(33) |
* Слово «метрология» происходит от греческих слов |
metron — мера |
и logos — учение. |
|
66