Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 346

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее находят коэффициент нагруженностп подшипника по формуле, полученной па формулы (7(1):

Г

= ____ Ч :____

0000(1),ООП)?____ __

 

п

1,07-10 + n l d

1,07 •К Г »-17-600-18-5

Относительный эксцентриситет % при — — 1,2 и (?R == 2.93 находят по

таил. 10: у — 0,70.

Но уравнению (74) наименьшая толщина масляного слоя при найденном

диаметральном зазоре

 

 

 

 

^напм= g П — '/,) = в2 в (1—0,70) =0,0210 ым = 21,6 мкм.

 

Для обеспечения жидкостного трения необходимо выполнить условие

(84) неразрывности масляного слоя. Принимая к

- 2 и /г.д = 2 мкм, получают

 

 

Лжт = 2 (1,0 +

3,2 + 2) = 13,0

мкм,

т. е.

Лиаим > ЛжтОпределяют запас надежности по толщине слоя;

 

7

Лцац.м

21,0

2,

 

71

д-ф-Лд 1 ,6 + 3 ,2 + 2

 

 

т. е.

запас достаточны!!.

 

 

Приведенный расчет показывает, что при Лопт = 0,18 мм под­ шипник будет работать в условиях жидкостного трения. Указан­

ному зазору наиболее близко соответствует посадка 0

150

за­

зорами Адапм = ЮО мкм, Дср = 200 мкм и ЛНаиб

= 250

мкм

(рис. 83, а).

 

 

Новый метод расчета посадок с зазором. Сущность этого ме­

тода расчета рассмотрим на том же примере.

 

 

1. Задаемся наименьшим диаметральным зазором [8]

 

Анапм =5= 4/гжт,

 

(85)

но которому выбираем ближайшую посадку. Для нашего примера Адапм = 4-13,6 — 54,4 мкм. Ближайшей посадкой будет посадка

0 150 С-. Затем проверяем, обеспечивается ли при наименьшем

предельном зазоре этой посадки Днаим = 0,05 мм (рис. 83, б) жидкостное трение. Для этого по формуле, полученной из уравне­ ния (76), определяем коэффициент нагруженности подшипника при

ф = £

1;j0

=0,00033:

 

 

 

т d

 

 

 

 

 

г

Ч 1

6000(0,00033)^

.

пп

 

R

1,07 •Kr+uiW

1,07-10- " - 17-600-18 •15'"'

Экстраполируя данные

табл. 16, найдем, что

при = 1,2 и

CR, — 0,222 х ~ ОД. При наиболее вероятном начальном зазоре Дср=г0,09 мм, Си = 0,733, а % — 0,41.

211



Следует отметить, что при малых значениях относительного эксцентриситета (% -< 0,33) центр цапфы вала находится вблизи центра вкладыша, что создает возможность появления неустой­ чивого режима работы подшипника.

В рассматриваемом примере для наихудшего (маловероятного) случая, когда будут сочетаться валы с наибольшим, а отверстия с наименьшим предельными размерами, зазор в соединении (в ре­ зультате приработки деталей при обкатке и в начальный период работы изделия) увеличится и значение % практически будет больше

0,33.

Рпс. 83. Схемы полей допусков к расчету подвижных посадок (отклонения в микрометрах)

Определяем наименьшую толщину масляного слоя

Лнаим = о (1 X) —

(1 0,2) я» 0,02 мм я» 20 мкм.

Запас надежности по толщине масляного слоя

!с.

20

=

2,94 > 2 .

1,6 + 3,2 + 2

 

 

Расчет показывает, что

посадка

по наименьшему зазору вы­

брана правильно, так как при Д„аим = 0,05 мм жидкостное трение обеспечивается и создается достаточный запас надежности по тол­ щине масляного слоя, который быстро увеличивается в связи с начальной приработкой деталей. Следовательно, указанный Анаим МОЖНО ПриНЯТЬ За Анаим.ф*

Определяем наибольший диаметральный зазор АдаиО.ф- В урав-

/па\

1 А /-г

1.04А

нении (7Ь) заменим

у и б д

=-*)-------

приолиженным эмшгри-

 

а

"*наим

 

212


ческим равенством, полученным для подшипников без торцового истечения в пределах % = 0,5 — 0,95 [25J. Приняв, согласно уравнению (84), /гнаим = /гжт и проведя некоторые преобразования, получаем следующее уравнение для определения наибольшего функционального диаметрального зазора, при котором подшип­ ник будет воспринимать заданную нагрузку без разрушения масляного слоя:

Л

_0,5564 -10-^/iZd3

(80)

Лиаиб-ф “

RhZr

 

Примем минимальное допустимое значение коэффициента за­ паса надежности по толщине масляного слоя к = 2, при котором

Лжт = 2 (RzB+ RzA+ Лд) = 2 (1,6 + 3,2 + 2) = 13,0

мкм.

Тогда

0,5564 •1Сг9 •17 •000 •18 •153

 

 

Мгаиб.Ф :

«0,04 смя«400

мкм.

 

6000 •0,00136

 

 

При больших диаметральных зазорах погрешности формы и расположения поверхностей деталей, а также недостаточная жесткость конструкции вала меньше влияют на работу подшип­ ника. Однако результаты исследований показали, что по мере увеличения зазора уменьшается несущая способность подшип­ ника, снижается точность вращения вала. Поэтому возможность увеличения наибольшего допустимого зазора Л Наиб.ф свыше 400 мкм должна быть проверена экспериментально. Для уменьшения отри­ цательного влияния большого диаметрального зазора на точность вращения, например шпинделя прецизионного металлорежущего станка, смонтированного на подшипниках скольжения, целесо­ образно начинать процесс резания только после установившейся скорости вращения шпинделя.

2. Найдем предельные зазоры и посадку для рассматривае­

мого примера, используя уравнения (81) и (82).

 

Для этого

определим среднее давление

 

 

 

 

R _ 58,8-Юз

2,18 - 10е Н/хМ2.

 

 

 

Р ~ Zd

0,18 - 0,15

 

 

 

 

 

 

 

Угловая скорость

ш ==

^ = 63

рад/с.

Принимаем

для наи­

меньшего

зазора t =

70° С

и щ =

0,0092 II-с/м2. Подставляя в

формулу

(81)

значения соответствующих

параметров,

получаем

 

 

.

0,972 •0,0092 •63 •0,152—

 

 

 

Лнаим.ф —

4.2,18 •106 •13,6 •10~в

 

(0,972 •0,0092 ■63 •0,153)3—16 ■2,18 ■108 (13,63 ■10^2) 0,972-0,0092• 63•0,152

за 0,0000313 м я» 31,3 мкм.

А

Ближайшей посадкой будет ф 150^, при которой Днаим = = 0,05 мм, т. е. получена та же посадка, что и по 1-му варианту

213


нового метода расчета. Выше было показано, что при Ана,ш.ф =

— 0,05 мм жидкостное трение обеспечинается.

Мри определении ДШШм. ф тю формулам (81) и (8о) не учиты­ вались температурные и силовые деформации вала и вкладыша, которые влияют на величину действительных зазоров. При прак­ тических расчетах наименьших функциональных зазоров в под­ шипниках скольжения эти факторы необходимо учитывать.

Для наибольшего зазора принимаем I - 50° С и н2

= 0,017 II-с/м2. Подставляя в формулу (82) значение соответст­ вующих параметров, найдем, что Лнанб.ф — 364 мкм.

Проверим, обеспечивается ли при таком зазоре жидкостное

трение. Относительный зазор

 

=

0,00243.

Коэффициент

нагруженностп подшипника по формуле (78)

 

 

 

/0,364 +

 

 

CR'

рУ

2,18 •10е \

150

/

11,98.

 

0,017 ■63

 

 

 

ц .,0 )

 

 

 

По табл. 16 находим относительный

экцентриситет % — 0,91.

По уравнению (74)

 

 

 

 

 

 

Днапб

364

(1 -

0,91) = 16,4

мкм.

Лнаим =

(1 -

X) = -о-

При этом запас надежности по толщине масляного слоя

 

,

16,4

= 2,4 > 2 .

 

 

1,6+ 3,2 + 2

 

 

 

 

 

 

Таким образом, при Лнанб.ф = 364 мкм обеспечивается жид­ костное трение.

Сравнение результатов расчета посадки по существующему и новому методам. Как видно из ркс. 83, б, по новому методу рас­ чета посадок создается дополнительный запас на износ, равный

(400 — 130) — (400 — 250) = 120 мкм. При таком запасе и годо­ вом износе деталей, равном 60 мкм, долговечность соединений увеличивается примерно на два года. Коэффициенты запаса точ­ ности соответственно будут

к

400-150

2,5;

я ; =

400 -50

Л т ~~

40 + 60

40+40

 

 

Кроме того, при изготовлении деталей для получения посадки

Ф 150 ц действительные размеры части вкладышей подшипника

могут соответствовать наибольшим, а части цапф — наименьшим предельным размерам. После приработки деталей запас на износ

, Л

еще оолыне сократится, т. е. при посадке ^ часть вкладышей и

цапф могут иметь размеры, близкие к размерам износившихся деталей.

214