Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 342

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

размеров наносится знак « ), а также для размеров детален изде­ лий индивидуального производства, задаваемого с припуском на пригонку.

Предельные отклонения многократно повторяющихся размеров с точностью от 5-го класса и грубее допускается не наносить на чертеже, а указывать записью в технических требованиях (на иоле чертежа). Например: «Па указанные предельные отклонения диа­ метров по А-, В7, остальных размеров — но См7».

Точность изготовления детален но ответственным размерам должна контролироваться измерительными средствами, а по неответственным размерам может не проверяться (или только выборочно), если она обеспечивается технологически (например, технологией получения заготовки детали).

Поля допусков предпочтительного применения. С целью даль­ нейшей унификации и сокращения номенклатуры централизованно изготовляемых калибров и режущих инструментов из общего количества 77 нолей допусков отверстий и валов для размеров 1—500 мм выделено 33 поля допусков для предпочтительного применения. Они разделены на два ряда (табл. 14 и 15). В первую очередь следует использовать поля допусков первого ряда, затем второго и только в крайних случаях остальные ноля допусков. Поля допусков предпочтительного применения введены и для размеров менее 1 мм.

Широкое применение таких нолей допусков создает благо­ приятные условия для организации централизованного производ­ ства стандартного инструмента на специализированных предприя­ тиях (продукция которых в 3—5 раз дешевле продукции инстру­ ментальных цехов машиностроительных заводов) и способствует развитию кооперирования а промышленности. Номенклатура инструмента, изготовляемого централизованно специализирован­ ными инструментальными заводами, определяется только рядами предпочтительных полей допусков.

Большинство предпочтительных нолей близко к соответствую­ щим полям ISO, что облегчает переход отечественной промышлен­ ности на систему ISO.

Основные и комбинированные посадки. Посадки, образованные сочетанием полей допусков неосновных валов или отверстий с по­ лем допуска соответственно основного отверстия или основного вала одного и того же класса точности, называют основными. Перечень основных посадок для размеров 1—500 мм указан в табл. 14 н 15.

Кроме основных применяют еще так называемые комбиниро­ ванные посадки, т. е. посадки, образованные сочетанием поля допуска детали одного класса точности с нолем допуска детали другого класса точности одной системы пли сочетанием полей допусков валов и отверстий, взятых не только из разных классов,

но и из разных систем, например

.-Ка А3

С

X .,

 

^ ;

^ . В первую оче-


Наименование

посадок

Прессовая 3 -я

Прессовая 2-я

Прессовая 1-я

Горячая

Прессовая

Легкопрессовая

Глухая

Тугая

Напряжённая

Плотная Скользящая'

Движения

Ходовая

Легкоходовая

Широкоходовая Тепловая ходовая

1 -й

А1

ПР2, ОСТ НКИ

nph

1041

 

Л

г,

1011

п ,

 

п,

НКМ

Ш Ш

ОСТ

А,

 

*1

 

Классы то ч н о сти посадок

 

 

 

2 - й

3 -й

J a

j

4 -й

Обозначение

полей

допусков отверстий

 

 

 

 

\\\\\\\У уГ ч4 \\\\\\\\n

1

ж

 

 

 

 

 

 

 

Обозначение полей

допусков валов и номера

станд артов

 

 

 

 

Пр33

 

I-------------------

 

 

 

1016

Пр13

 

6901100

I

 

 

 

ОСТ НКМ

Пр23

 

 

 

 

 

f p M

 

 

 

 

 

Гр

ОСТ 1024

 

 

 

 

 

 

Ш Ш

ОСТ 1043

 

 

 

 

 

 

Пл

ОСТ 1044

 

 

j

 

 

 

Ш Ш

 

Гга

 

 

 

 

 

 

 

*5

 

I

 

 

 

 

 

Тга

 

 

 

 

 

 

Нга

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Пга

 

 

 

 

 

 

«м

’У»

 

 

вза

ОСТ НКМ 1017

 

 

 

 

 

 

 

<£>

2га ОСТ НКМ 1016

и

 

1013

W

1014

 

 

щ

 

к»

 

 

 

 

 

 

 

«о

 

 

 

ОСТ

 

ОСТ

 

 

 

 

 

J/f

 

 

 

 

 

 

 

ш

 

 

ш Ш

 

 

LUq

 

ТХ

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 14

5 -й

ii

!

i

i i

»

i

i

!

§

5

s

r

 

*Предпочтительны только с л я

Поля допусков предпочтительного применения 2-го ряда

диаметров 1~80мм


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 15

 

 

Классы точности посадок

 

U-0 [

5-й

/-и

2-й

3-й

 

Jo

Наименование

Обозначение полей

допусков

вала

 

 

 

посадок

ш я ш

 

4NSNxnN

вза

Ш Ш ш W -лЧчУ'У'

ш

ш ш ш ш ш ш ш ы ш ш

 

 

Обозначение полей допусков отверстий и номера

стандартов

 

Прессовая

 

 

 

ПРга

ост нкм

 

 

 

1026

Горячая

 

 

Гр

0CT11U2

 

 

Прессовая

 

 

\Пр

ОСТ 1103

 

 

Глухая

Г,

 

ш ш

Гга

 

1026

Тугая

Т,

CNJ

Т

Тга

 

Напряженная

ш ш

Ш Ш

 

ОСТНКМ

 

Гга

 

 

Плотная

ш ш

 

ш ш

Пга

 

 

Скользящая

С,

к»

р ш

1022

 

 

Движения

 

 

 

Mr

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ходовая

X1

 

 

ОСТ

 

 

Легкоходовая

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

Широкоходовая

 

 

ш

 

 

 

Поля допусков предпочтительного. применения

 

1-го ряда

{gjgjgggl Поля допусков предпочтительного применения

2~го ряда

Шш

Шш

ш3

ОСТ 1023

\

1

А

ост нкм

Ш Й 1021 S>\\\vv

1СШШГ к. %5

Л

«о

I

____

ОСТ 1025


редь следует применять комбинированные посадки, образо­ ванные сочетанием полей допусков валов и отверстий предпочти­ тельного применения. Стандарт разрешает использовать любые комбинации предпочтительных нолей допусков валов и отвер­ стий.

При замене основных посадок комбинированными необходимо стремиться к сохранению средневероятностных зазоров или натя-

г о в ,

что, н а п р и м е р , обеспечивается в посадках

Л ^

А _

7//)2»а ~

Гр

^

л

А

 

 

Л,а _

 

 

 

Г 53 Т > ~ТГ"- I I и ДР-

 

 

§29. ХАРАКТЕРИСТИКА, РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК

IIКЛАССОВ ТОЧНОСТИ

Посадки с зазором (подвижные посадки). Эти посадки харак­ теризуются наименьшим (гарантированным) зазором, который для основных посадок определен по формулам

 

 

Анаим ^

Р V ^ср?

 

(72)

 

 

Ацаим ^

Р | ^ср!

 

(73)

где dcр — средний диаметр, мм;

 

зависящий от посадки и

[1 — коэффициент

подвижности,

класса точности; например

для

посадок А/Д;

А/Х;

А 3/Х3;

A/JI;

А/III;

А 3/Ш3 f>

соответственно

равен

1,5; 4;

5; 8;

12; 12.

 

 

 

 

Формулу (72) применяли для посадок 2 и 3-го классов точ­ ности, для которых А„аим определен исходя из обеспечения жид­ костного трения в соединениях быстровращающихся валов с под­

шипниками скольжения; формулу (73) — для посадок 4

и 5-го,

классов точности. Зависимость

Анаим в посадках

A jX i;

Х 1/В1

и Л2а/Х2а (Д НаИм = 5,5й0,41) близка к формуле (72),

а в посадках

А^Дг и Д1/В1 (Анаим = 2,5d°-'3i)

— к формуле (73).

 

 

Посадки движения 1-го класса точности используют преиму­ щественно для нар с поступательным движением; в 4 и 5-м классах допуски достаточно велики, что создает большой средневероят­ ностный зазор, и поэтому нет надобности выбирать ту же законо­ мерность, что и для 2—3-го классов, дающую интенсивное нара­ стание зазора с увеличением диаметра. Поэтому для посадок движения 1-го класса и подвижных посадок в 4 и 5-м классах точности принято более замедленное увеличение наименьших зазоров в зависимости от увеличения диаметра, подчиненное той же закономерности, по которой изменяется и величина допуска,

т. е. пропорционально )A’d.

Расчет и выбор посадок с зазором. Рассмотрим метод расчета посадок с зазором для подшипников скольжения. Чтобы обеспе-

205