Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 344

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НИТЬ ПЫСОКуЮ ДОЛГОВОЧНОСТЬ ИЗДОЛ1Ш, OTBCTCTBOHMblO

соединения

с зазором должны работать и условиях, ара которых

ш тос дета­

лей будет наименьшим. Ото достигается, например, при жидкост­ ном трешш, когда смазка полностью отделяет цапфу аила от вкла­ ды hiа подшипника, н трение между металлическими поверхно­ стями заменяется внутренним трением г. смазочном материале. Жидкостное трение создается тогда, когда при данных конструк­ тивных и эксплуатационных факторах смазочное масло увлекается вращающейся цапфой в постепенно суживающийся (клиновой) зазор между цапфой л вкладышем: подшипника и возникает гидро­

динамическое давление, уравновеши­ вающее внешнюю нагрузку и стре­

 

мящееся

 

расклинить

поверхности

 

цапфы и вкладыша.

При атом цапфа

 

вала смещается по направлению вра­

 

щения в

нагруженной

зоне

и диа­

 

метральный зазор по линии центров

 

вала и

отверстия

А — D d (воз­

 

никающий в состоянии покоя) раз­

 

делится

на

две

неравные

части:

 

А„апм — зазор

(наименьшая

толщина

цапфы вала в спокойном со­

масляного слоя) в месте наибольшего

сближения

поверхностей

цапфы и

стоянии (штриховая линия) и

при установившемся режиме

вкладыша

подшипника

и

Н — А —

работы подшипника

—■hnапм — зазор на диаметрально про­

 

тивоположной стороне (рис.

81). По­

ложение цапфы в подшипнике будет характеризоваться абсолютным

эксцентриситетом е и относительным эксцентриситетом х = ^ ~ .

Наименьшая толщина масляного слоя связана с % зависимостью

Ли™ = 2 - е ^ | — Y = ф (! ~ X).

(74)

Из гидродинамической теории смазки известно, что несущая способность подшипника при неразрывности слоя смазки опреде­ ляется по уравнению [8, 25J

 

R ^ l d C a ,

 

(75)

где

Я — радиальная нагрузка, Н;

 

 

 

р — динамическая вязкость смазки, Н-с/м'-;

 

 

со — угловая скорость, равная д-

рад/с;

 

I,

d — длина подшипника и диаметр цапфы, м;

 

 

ф — относительный зазор, равный Д/с?;

 

Cr — безразмерный коэффициент

нагруженности

подшип­

 

ника, зависящий от х и l/d; значения Cr, вычисленные

 

М. В. Коровчинским ИЗ], приведены в табл.

16.

206


Таблица 16

Коэффициент нагруженное™ Сп д-м подшипников с углом охвата 180° [13|

 

 

Коэффициент иягружегпкч*гп < Н

ври X

 

 

i/d

п

ОЛ

п,;>

(1.1)

П.Г.0

0.7

П.7.1

0 .1

0.0803

0 .1 11

0.210

0.339

0,131

0.573

0.770

0.5

0 .133

0.209

0 .317

0,493

0.022

0.819

1.098

0.0

0.182

0.283

0,127

0.055

0.819

1.070

1.418

0.7

0 .231

0.301

0,588

0.810

1,0 11

1.312

1.720

0.8

0.287

0.439

0.017

0.972

1.199

1.538

1.965

0.9

0.339

0.515

0 .751

1. 118

1.371

1.715

2.248

1,0

0.391

0.589

0.853

1.253

1.528

1.029

2,169

1.1

0.440

0.058

0.917

1.377

1.009

2,097

2.661

1.2

0.187

0.723

1.033

1,189

1.790

2,217

2.838 .

1.3

0.529

0.781

1 . 1 1 1

1.590

1.912

2.379

2.990

1,5

0.010

0.891

1.218

1.703

2.099

2,000

3 ,212

 

 

Коэффи диент narpjчкишостн (-Т<

1!im х

- г--' -'■•- —~ —г---

 

 

 

 

l/d

0,8

0,85

0.9

0.У2Г)

0.9л

0.07*“)

о.ю

0.4

1.079

1.775

3.195

5.055

8.393

21.00

65.26

0.5

1.5 72 •

2,128

1.201

0,015

10.700

25.02

75.86

0.0

2.001

3.030

5 .2 11

7.950

12 .0 1

29 .17

83.21

0.7

2.399

3.580

6.029

9,072

1 Ш

31.88

88.90

0.8

2 .7 5 1

1.053

0.721

9.992

15.37

33.99

92.89

0.9

3.007

■ 1.459

7.291

10.753

16.37

35.60

96,35

1.0

3.872

4.808

. 7.772

11.3 8

17 .‘38

37.00

98,95

1.1

3.580

5.106

8.186

11.9 1

17.86

38.12

10 1.15

1.2

3.787

о.З»)4

8,533

12.35

18,43

39.04

102,90

1.3

3.908

5.580

8.831

12 .73

18.91

39,81

10 1.12

1.5

1.206

5.917

9.301

13 .3 1

19.08

41.07

106,81

Уравнение (75), по данным Д. II. Решетова, заменяют следую­ щим:

 

R

1,07 •10»nnldCR

(76)

 

 

ф!

'

где

р — динамическая

вязкость

смазки при

температуре,

 

определенной из теплового баланса в работающем

 

подшипнике,

сиз;

 

 

 

п — число оборотов

вала, об/мин;

 

I и d — длина подшипника и диаметр цапфы, см.

Из

уравнений (75) и

(76) следует,

что несущая

способность

подшипника при постоянстве рабочей температуры увеличивается пропорционально вязкости смазки, числу оборотов вала и разме­ ров подшипника и уменьшается с увеличением зазора.

Коэффициент нагруженности подшипника может быть пред­

ставлен в виде

 

Сч = 1~^ — т>

(77)

207


где к и т — постоянные для данного значения l/d коэффициенты

(табл. 17).

 

 

 

 

 

 

Таблица П

 

Значение коэффициентов к и т (по И. II. Поздову)

 

 

и

 

 

 

т

i/d

Полный

Половинный

Полный

 

Половинный

 

подшипник

подшипник

подшипник

подшипник

0.4

0.255

0.409

0.356

 

0,641

0.5

0.355

0.533

0.472

 

0.792

0.6

0.452

0.638

0.568

 

0.893

0.7

0.539

0.723

0,634

 

0.948

0.8

0.623

0.792

0.698

 

0.972

0.9

0.690

0.849

0.705

 

0.976

1.0

0.760

0.895

0.760

 

0.963

1.1

0.823

0.932

0.823

 

0.942

1.2

0.880

0.972

0.880

 

0.972

Заменяя в уравнении (75) R

= pld,

найдем,

что

 

 

 

/4 2

 

 

(78)

 

 

 

рсо ’

 

 

 

в

 

 

 

 

где р =

давление,

приходящееся

на

единицу пло­

ц — среднее

щади проекции опорной поверхности подшипника. На основании уравнений (77) и (78)

к

(79)

1

Заменяя в уравнении (79) ф = ^ и 1 — %= - —Д™ найденным

из уравнения (74), получаем

кА

■т ■

рА'2

2Ацаим

рмй2

Решая уравнение (80) относительно Д, найдем [23]

/гщмс!2 — у (бщ Ы 2)2 ~ 16М наим'ЩЦЮ^2 _

^налм.ф

4/^наим

к ц . ~ Ы 2 + У (Ap2wri2)2 — 16 р/г|аим ;» p 2corf2

 

^наиб.Ф : 4рЛцаим

(80)

(81)

(82)

В уравнения (81) и (82) необходимо подставлять те значе­ ния динамической вязкости масла рх и р2, которые соответствуют средним температурам смазочного слоя соответственно при Днаим.ф

и Днаиб.ф-

Жидкостное трение сохраняется, если слой смазки в месте наибольшего сближения цапфы с вкладышем в процессе работы подшипника не имеет разрывов. Для этого необходимо, чтобы

208


где к 52 2

наименьшая толщина слоя смазки /гпа1Ш (см. рис. 81) была не меньше Ажт, слоя достаточного для жидкостного трения:

^нанм ===; ^жт === RzB R zA ~Ь Апф~г Апр 4“ Аизг ~Ь ^д>

(83)

где tizв; Rza высота неровностей поверхностей цапфы и вкла­

дыша;

учитывающая

влияние

погрешности

/гПф — величина,

формы цапфы и вкладыша;

погрешностей

hUp — величина,

учитывающая

влияние

в расположении их поверхностей;

 

А,13Г — величина,

учитывающая изгиб вала;

Ад — добавка, учитывающая отклонения нагрузки, ско­ рости, температуры и других условий работы подшипника от расчетных, а также механические включения в масле.

Методы расчета указанных величин приводятся в специальной

литературе. Для упрощения расчета

формулу (83) иногда

[25]

заменяют следующей:

 

 

^наим ^жт к (Rzb

Rza “I- Ад),

(84)

— коэффициент запаса надежности по толщине масля­ ного слоя.

Погрешности формы и расположения, деформация деталей зависят от масштабного фактора, поэтому коэффициент к с увели­ чением диаметра подшипника должен расти.

Исходя из изложенного, величина Анаим в формулах (81) и (82) должна быть заменена величиной Ажт.

Следует указать, что несущая способность масляного клина, создаваемая при вращении элементов пары, значительно умень­ шается при наличии погрешностей в расположении цапфы и вкла­ дыша подшипника, а также погрешностей их формы в поперечном и продольном сечениях.

Для выбора оптимальных посадок необходимо знать зависи­ мость толщины масляного слоя в месте наибольшего сближения цапфы и вкладыша подшипника от величины зазора Д. Теоретиче­ ские и экспериментальные исследования А. К. Дьячкова, М. В. Коровчинского, С. А. Чернавского, II. II. Поздова и других пока­ зали, что при различных значениях характеристики режима ра­

боты подшипника Я = зависимость Анапм от А имеет один

и тот же вид, показанный па рис. 82. Видно, что жидкостное трение создается лишь в определенном диапазоне диаметральных зазоров А, ограниченном наименьшим Днанм.ф и наибольшим Лнаиб.ф функциональными зазорами.

Если после сборки диаметральный зазор в соединении равен ЛНаим.ф> то после приработки и некоторого времени работы меха­ низма этот зазор достигнет величины, соответствующей Аопх. При дальнейшем износе трущихся деталей зазор увеличивается,

209


и когда он будет близок или равен Лцапб.Ф> эксплуатация меха­ низма должна быть прекращена.

Существующие методы расчета посадок с зазором сводятся к определению оптимального (или среднего) зазора А0Пт> обеспе­ чивающего жидкостное трение и наибольшее значение толщины слоя смазки himi!м. По этому зазору подбирают ближайшую стан­ дартную посадку. Затем проверяют наличие запаса надежности по толщине масляного слоя йпапм при выбранит'! посадке.

Однако в соответствии с принципами, изложенными в § 13, указанного расчета недостаточно. Для повышения долговечности необходимо создавать гарантированный запас на износ. Для этого

Рис. 82.

Зависимость

наи­

меньшей

толпншы

слоя

слизки /гна1Ш от днаметраль-

ного зазора Л

 

следует определить наименьший зазор Д н а и м . ф ,

при котором обес­

печивается жидкостное трение ( Л н а и м — ^ ж . т ) ,

затем по

Д н а и м . ф

выбрать посадку п найти наибольший зазор Д н а и б . ф т при котором еще сохраняются жидкостное трение и работоспособность под­ шипника. Запас на износ равен (Анаид.ф — Ан;шм. ф) — (6Л j- ЬВ). Зная величину запаса на износ и скорость изнашивания сопрягае­ мых деталей, можно определить время надежной работы соеди­ нения. Рассмотрим сущность обоих методов расчета посадок на примере.

Пример. Подобрать посадку для подпшиннка (d =

150 мм, I ==• 180

мм),

работающего при

п = 000 об/мин, под нагрузкой П — 58,8

к 11 (0000

кге),

цапфа стальная,

закаленная с

поверхностью

9-го

класса

шероховатости

(Я ,в — 1,6 мкм),

вкладыш из цииковогс сплава ЦАМ 10-5 с поверхностью

8-го класса шероховатости (Яг4 — 3,2 мкм). Применяется

масло индустриаль­

ное 20 (при 1раГ)= 50° С динамическая вязкость

pi =

17

сЦз);

прогиб цапфы

незначителен; имеют место частые остановки

ц цус-к

машины. Окружная

скорость цапфы

лdn

я •150 •600

. _

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у = бДТ1Ш= -ш Л об (Г ^ 4’7 м/с"

 

 

 

Существующий метод расчета [25].Определяют

относительный зазор

в подшипнике по эмпирической

формуле

 

 

 

 

 

ф = 0,8 •IQ-3 Y ~ v * =0,8 •10“3 V X ? =«0,0012.

Диаметральный зазор

= 0,0012150 = 0,48 мм.

* Для подшипников прецизионных машин ф снижают до 0,8 •10'J \fv.

210