Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 332

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прилеганию витков по воришкам резьбы. Коническая резьба наи­ более распространена для соединения топливных, водяных, мас­ ляных п воздушных трубопроводов. Ее применяют также в нефтя­ ной промышленности, где кроме герметичности она обеспечивает более высокую прочность и износостойкость соединения.

Коническая резьба имеет профиль, в котором биссектриса угла перпендикулярна оси конуса (рис. 135). Такой профиль обеспе­ чивает хорошее взаимное прилегание витков конической резьбы

а — трубная с

углом профиля 55°, Я — 0.96024S.

h =

0,64033s,

г = 0.13728S,

ф = 1°47'29"; б — дюймовая с углом

профиля 60°;

« — расположение полей допусков на расстояния вершин

и впадин

 

резьбы от линии среднего диаметра

 

 

при свинчивании ее с цилиндрической, а также упрощает технику измерения. Диаметры конической резьбы измеряют в так называе­ мой основной плоскости, которой называется плоскость сечения, расположенная на заданном расстоянии от базы конуса. При свинчивании без натяга конической резьбы, имеющей номиналь­ ные размеры, основная плоскость совпадает с торцом муфты.

Наибольшее распространение из конических резьб получили трубная с углом профиля 55° по ГОСТ 6211—G9 (рис. 135, а) и дюймовая с углом профиля 60° по ГОСТ 6111—52 (рис. 135, б).

317

Конусность обеих резьб

_1

К 2 tg ср = 16»

где ф = 1°47'24" — угол уклона.

Коническая резьба по ГОСТ 6211—69 имеет эксплуатационные преимущества перед резьбой по ГОСТ 6111—52, так как закруг­ ленные вершины и впадины повышают стойкость резьбонарезного инструмента, а также прочность резьбовых деталей, особенно при переменных нагрузках.

В отличие от цилиндрических в конических резьбах допуск среднего диаметра dcv не устанавливается. Отклонения среднего диаметра конической резьбы ограничиваются косвенно предель­ ными отклонениями ± б /2 базорасстояния 12. Кроме того, для ко­ нической резьбы установлен допуск на высоту профиля резьбы в виде предельных отклонений расстояний бhx и 6/ц вершин и впадин резьбы от линии среднего диаметра и допуски на половину

угла профиля б -g, угол наклона бф и шаг резьбы бS, которые яв­

ляются исходными для проектирования и контроля износа резь­ бообразующего инструмента и факультативными при приемке деталей (рис. 135, в).

Примеры обозначения конической резьбы приведены в табл. 26. Основным средством контроля конической резьбы являются калибры. Годность изделий определяют по осевому положению торца калибра относительно торца трубы или муфты. При измере­ нии элементов конической резьбы используют те же методы и

средства, что и для цилиндрической резьбы.


ГЛАВА X

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ II ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ

§ 49. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ И ТОЧНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В зависимости от расположения осей сопряженных колес зуб­ чатые передачи делятся на цилиндрические (оси параллельны), конические (оси пересекаются), винтовые, гипоидные и червячные (оси перекрещиваются). Для получения больших передаточных чисел, передачи движения через герметичную стенку и в ряде дру­ гих случаев применяют волновые зубчатые передачи. В них одно из колес выполняется в виде тонкостенной детали, упругие (вол­ новые) деформации которой используются для передачи движения от ведущего вала к ведомому.

По расположению зубьев различают прямозубые, косозубые, шевронные зубчатые колеса и с криволинейными зубьями. Профиль зубьев может быть очерчен эвольвентой, циклоидой и другими кривыми. Наибольшее распространение получили передачи с эвольвентным зацеплением. В последнее время в промышленности все шире начинают применять передачи с зацеплением Новикова, обладающие высокой несущей способностью. Профиль зубьев колес этих передач очерчен дугами окружностей.

Эвольвентный профиль зуба обычно получается в результате обкатывания нарезаемого колеса без скольжения зуборезным инструментом. При этом профиль и геометрические параметры зубьев зубчатых колес должны соответствовать стандартизован­ ному профилю и параметрам исходного контура зубчатой рейки

(рис. 136).

Параметры эвольвентного зацепления (рис. 137) рассматри­ ваются в курсе «Теория механизмов и машин». Здесь укажем только, что теоретическая зубчатая эвольвентная передача яв­ ляется беззазорной (контакт зубьев колес происходит одновременно по правым и левым боковым профилям) и имеет постоянное пере­

даточное отношение

0\Р __ _£i_

(Og

(158)

i

 

0 2Р

z 2

&V

 

где ОгР, 0.2Р — радиусы

начальных

окружностей

колес;

zu z2 — число зубьев колес;

 

 

со1, со2 — угловые

скорости

колес.

 

319


Реальная зубчатая передача из-за необходимого эксплуата­ ционного бокового зазора, а также из-за погрешностей изготовле­ ния колес и монтажа передачи является однопрофильной (контакт зубьев колес происходит только по одним рабочим профилям) с колеблющилюя за оборот передаточным отношением.

Зубчатые передачи, широко применяют как в машинах, так и приборах. По эксплуатационному назначению их можно разделить на четыре основные группы: отсчетные, скоростные, силовые и общего назначения.

К отсчетиым относятся зубчатые передачи измерительных при­ боров, делительных механизмов металлорежущих станков и дели­ тельных машин, счетно-решающих механизмов и т. п. В боль­ шинстве случаев колеса этих передач плюют малый модуль, не-

Рис. 136. Исходный контур эвольвентных зубчатых колес

(ГОСТ 13755—68):

а — без среза; б — ео срезом

большую длину зуба и работают при малых нагрузках и скоро­ стях. Основным эксплуатационным показателем огечетпых передач является высокая кинематическая точность, т. е. точная согла­ сованность углов поворота ведущего и ведомого колес передачи.

Скоростными являются зубчатые передачи турбинных редук­ торов, двигателей турбовинтовых самолетов и др. Окружные скорости зубчатых колес таких передач могут достигать 120 м/с при сравнительно большой передаваемой мощности (40 000 кВт и более). Их основной эксплуатационный показатель — плавность работы, т. о. отсутствие циклических погрешностей, многократно повторяющихся за оборот колеса. С ростом скорости вращения требования к плавности работы повышаются. Передача должна работать бесшумно и без вибраций, что может быть достигнуто при .минимальных погрешностях формы и взаимного расположения зубьев. Для тяжелонагруженных скоростных зубчатых передач имеет значение также полнота контакта зубьев. Колеса таких передач обычно имеют средней величины модули и значительную длину зуба. Для них часто ограничивают также интенсивность шума работающей передачи, вибрацию, статическую и динамиче­ скую неуравновешенность вращающихся масс и т. н.

320


К силовым относятся зубчатые передачи, передающие значи­ тельные крутящие моменты и работающие при малых числах оборотов (зубчатые передачи шестеренных клетей прокатных ста­ нов, подъемно-транспортных механизмов и др.). Колеса для таких передач изготовляют с большим модулем и большой длиной зуба. Основное точностное требование к ним — обеспечение более пол-

 

: Высота

 

' головки

 

чзуба

ь А

Высота

зуда

J w

V

Высота

 

ножки зуба

Рпс. 137. Основные геометрические параметры эвольвентного зацепления

ного использования активных боковых поверхностей зубьев, т. е. получение наибольшего пятна контакта зубьев.

К передачам общего назначения не предъявляются повышен­ ные требования по точности.

Зубчатые передачи должны обладать большой долговечностью (5—10 тыс. ч работы и более).

§ 50. СИСТЕМА ДОПУСКОВ ДЛЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ

II. А. Калашниковым, Б. А. Тайцем, Л. А. Архангельским и другими исследователями установлено, что при разработке си­ стемы допусков для зубчатых передач необходимо рассматривать

11 А . и . Якушев

321


зубчатое колесо как звено механизма, погрешности которого определяют характер нарушения кинематических функции этого механизма. Погрешность передачи в таком случае представляет собой отклонение действительного закона относительного движе­ ния колес реальной передачи от закона относительного движения колес идеально точной передачи, т. е.

//(ф) = / ( ф)-/о(ср),

(159)

где F (ср) — функция кинематической погрешности реаль­ ной передачи;

Ф— координата, определяющая мгновенное поло­ жение ведущего колеса передачи;

/(ф) и / 0 (ф) — соответственно законы относительного движе­

ния колес реальной и идеальной передач. Для представления и анализа функции кинематической по­

грешности рекомендуется-использовать ряды Фурье, наилучшим образом соответствующие природе происхождения погрешностей и формам их проявления в работающей передаче. Функция кине­ матической погрешности зубчатого колеса может быть представ­ лена, например, формулой

к = п

 

^ ( ф )= 2 + ^ cftsin(Axp4- 9fc).

(160)

fc = i

 

Функция F (ф) = F + 2л), т. е. является периодической, так как после каждого оборота колеса она принимает первоначаль­ ное значение.

Показатели точности должны не только регламентировать точ­ ность отдельного колеса, но и определять эксплуатационные пара­ метры всей передачи, характер которых зависит от их служебного назначения. Следовательно, точностные требования к передачам нужно устанавливать исходя из их служебного назначения.

Указанные исходные положения были в значительной степени использованы при разработке ГОСТ 1643—56 и полностью исполь­ зованы в ГОСТ 1643—72. Последний стандарт соответствует реко­ мендации ISO № 1328 «Точность цилиндрических зубчатых передач эвольвентного зацепления» и рекомендациям СЭВ по стандартиза­ ции PC 3352—71. Эвольвентные цилиндрические зубчатые пере­ дачи регламентированы ГОСТ 1643—72, который распространяется на колеса внешнего и внутреннего зацепления с прямыми, косыми и шевронными зубьями с диаметром делительной окружности до 6300 мм, модулем от 1 до 56 мм, шириной венца или полушеврона до 1250 мм.

Установлено 12 степеней точности зубчатых колес и передач, обозначаемых в порядке убывания с 1-й по 12-ю. Для 1 и 2-й сте­ пеней отклонения в стандарте не даны (они предусмотрены для будущего развития). Приведенные нормы относятся к окончательно изготовленным зубчатым колесам и передачам (точность заготовок

322