Радиальное биение зубчатого венца ограничивается допуском Fr. Практически Fтг определяется разностью расстояний до
постоянных хорд S зубьев (рис. 142, б). Радиальное биение зуб чатого венца вызывается неточным совмещением рабочей оси колеса с технологической осью при зубообработке, а также кине матическим эксцентриситетом.
Длиной общей нормали зубчатого колеса W называется расстоя ние между двумя параллельными плоскостями, касательными к двум разноименным активным боковым поверхностям А и В зубьев колеса (рис. 142, в):
где АВ — касательная к дуге C D .
Общая нормаль к эвольвентным профилям является одновре менно касательной к основной окружности.
Колебанием длины общей нормали Vwr называется разность между Wнаиб и Wнайм в одном и том же зубчатом колесе:
У W r — IP наиб К 7нанм- |
(1 6 9 ) |
Эта погрешность ограничена допуском Vw. Колебание длины общей нормали, которая связана со смещением исходного контура в радиальном направлении, зависит от погрешности обката.
Номинальным измерительным межосевым расстоянием назы вается расчетное расстояние между осями измерительного и про веряемого колеса, имеющего наименьшее дополнительное смеще ние исходного контура. При этом сопряженные зубья колес нахо дятся в плотном двухпрофильном зацеплении.
Разность между наибольшим и наименьшим действительными межосевыми расстояниями при беззазорном (двухпрофильном) зацеплении измерительного зубчатого колеса с контролируемым при повороте последнего на полный оборот или на один угловой шаг называется соответственно колебанием измерительного меж осевого расстояния за оборот колеса F\Tили колебанием измери тельного межосевого расстояния на одном зубе f(r (рис. 142, г). Эти колебания ограничиваются допусками, обозначаемыми соответ ственно FI и f l . F'{r определяется теми же факторами, что и кине матическая точность зубчатого колеса (за исключением погреш ности обката). Измерительное межосевое расстояние на одном зубе может изменяться вследствие колебаний положения зуборез ного инструмента относительно оси колеса, неравенства шагов зацепления (основных шагов) сопрягаемых колес, погрешностей в направлении зубьев колес и т. п.
Кинематическая точность зубчатых колес может быть повы шена путем снижения радиального биения колеса и обработки его на станке с повышенной кинематической точностью при точном центрировании заготовки в процессе нарезания и шлифования зубьев. Шевингование колес не уменьшает их кинематическую погрешность.