Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 331

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

колес стандартом не нормируется). Для каждой степени установ­ лены независимые нормы допускаемых отклонений параметров, определяющих кинематическую точность колес и передачи, плав­ ность работы и контакт зубьев передачи.

Кинематическая точность передачи. Для обеспечения кинема­ тической точности предусмотрены нормы, ограничивающие кине­ матическую погрешность передачи и кинематическую погрешность колеса.

Кинематической погрешностью передачи FKUU называют раз­ ность между действительным ср2д и номинальным (расчетным) ср2н углами поворота ведомого зубчатого колеса 2 передачи; она выражается в линейных величинах длиной дуги его делительной

окружности (рис. 138).

 

 

Таким образом, кинема­

 

 

тическая

погрешность

 

 

передачи

 

 

 

 

 

^кцп = (фгд

Фгн) г>

 

 

где

г — радиус

дели­

 

 

тельной окружности ве­

 

 

домого

колеса;

 

 

 

 

Фгн =

Фч

7

(ф3

Дейст-

 

 

 

 

"2

угол

пово­

 

 

вительный

 

 

рота

ведущего

колеса,

 

 

zx и z,, — числа

зубьев

Рис. 138.

Схема к определению кннематиче-

соответственно

ведуще-

го 1

и

ведомого

2 ко-

ской

погрешности зубчатой передачи

лес).

Стандарт устанавливает понятие «наибольшая кинематическая погрешность передачи» Ри,г, которая определяется наибольшей алгебраической разностью значений кинематической погрешности передачи за полный цикл изменения относительного положения зубчатых колес (рис. 139, a). Fi0r является показателем кинемати­ ческой точности передач степеней точности от 3-й до 8-й.

Полный цикл совершается при повороте большого колеса на угол ср2, равный частному от деления числа зубьев меньшего колеса на общий множитель х чисел зубьев zx и z., обоих зубчатых

колес передачи, т. е. на угол ф2= 2 я ~ . Например, при zx — 30

и z2 — 60 общий множитель х = 30 и

ф2= 2л э д = 2л.

'

(161)

Наибольшая кинематическая погрешность передачи ограничена допуском FIо . Допуски на наибольшую кинематическую погреш­ ность передачи (зубчатую пару) в стандарте не приведены. Они представляют собой сумму допусков на кинематическую погреш­

11*

323


ность ес колес. Для передач с взаимно кратными числами зубьев колес, отношение которых не более трех, допуск F[0 при селектив­ ной сборке передачи может быть сокращен на 25% или более ис­ ходя из расчета.

В настоящее время величину наибольшей кинематической по­ грешности F'i0r можно определить кинематомерами, например, конструкции ПИИТАвтопрома или ЦНИИТМАШа.

Кинематической погрешностью зубчатого колеса называют разность между действительным и номинальным (расчетным) уг­ лами поворота зубчатого колеса на его рабочей оси, ведомого точ­ ным (измерительным) колесом при отсутствии непараллельности и перекоса осей вращения этих колес; она выражается в линейных величинах длиной дуги делительной окружности (рис. 139, б).

Р и с .

139. Г раф и к и к и н ем ати ч еск ой п огр еш н ости :

а

— зубчатой передачи; б — зубчатого колеса

Под рабочей понимается ось колеса, вокруг которой оно вра­ щается в передаче. При назначении требований к точности колеса относительно другой оси (например, оси отверстия), которая может не совпадать с рабочей осью, погрешность колеса будет другой, что должно учитываться при установлении точности передачи. При использовании в качестве измерительной базы поверхностей с погрешностями по форме и расположению относительно рабочей оси вращения последние следует учитывать при выборе соответ­ ствующих допусков или компенсировать их уменьшением произ­ водственного допуска.

Наибольшая кинематическая погрешность зубчатого колеса Fir — наибольшая алгебраическая разность значений кинемати­ ческой погрешности зубчатого колеса в пределах его полного оборота. Эта погрешность ограничивается допуском на кинема­ тическую погрешность колеса F\. В стандарте его величина не дается. Величину F\ следует определять как сумму допуска на накопленную погрешность шага по колесу Fv в зависимости от степени по нормам кинематической точности и допуска на по­ грешность профиля ff, назначаемого в зависимости от степени точности по нормам плавности.

Если кинематическая погрешность колес при контроле их на рабочей оси не превышает допустимых значений и требование селективной сборки не выдвигается, то контроль кинематической точности передачи не обязателен. Если контролируется кинема­

324


тическая точность передачи и она соответствует требованиям стандарта, то контроль кинематической точности колес не обяза­ телен.

Кинематическая погрешность цилиндрических зубчатых колес, изготовляемых на зуборезных станках методом обката, вызывается погрешностью цепей обката зуборезного станка, несовпадением центра основной окружности колеса с рабочей осью его вращения, неточностью зуборезного инструмента, погрешностью его уста­ новки и т. д.

Па кинематическую точность зубчатых колес влияют такие погрешности, суммарное влияние которых обнаруживается 1 раз за оборот колеса. К ним относятся погрешность обката, накоплен­ ная погрешность шагов, радиальное биение зубчатого венца, коле­ бания длины общей нормали и измерительного межосевого рас­ стояния за оборот колеса. Рассмотрим эти погрешности.

Кинематическая погрешность делительной цепи станка вызы­ вает несогласованность угловых поворотов обрабатываемого колеса и перемещения зубообрабатывающего инструмента, в результате чего возникает погрешность обката Fcr зубчатого колеса. Она является составляющей кинематической погрешности колеса и определяется при его вращении на технологической оси при ис­ ключении циклических погрешностей зубцовой частоты и кратных ей более высоких частот. Под технологической понимается ось колеса, вокруг которой оно вращается в процессе окончательной механической обработки зубьев по обеим их сторонам. Величина Fcr ограничивается допуском Fc, выраженным в тех же единицах, что и допуск на кинематическую погрешность колеса.

Накопленная погрешность к шагов Fphr — кинематическая погрешность зубчатого колеса при номинальном его повороте на

к целых угловых шагов (к = 2 г — целое число) определится из выражения

^ г = ( ф - т Л) г*

(1б2>

где ср — действительный угол поворота колеса,

соответствую­

щий к угловым шагам;

 

z — число зубьев колеса;

 

г — радиус делительной окружности;

 

к — номинальный угол поворота колеса.

 

Допуск на накопленную погрешность к шагов обозначают Fpk и назначают в зависимости от длины дуги делительной окружности, а при отсутствии специальных требований — для длины дуги,

соответствующей | или ближайшему числу зубьев.

Накопленная погрешность шага по зубчатому колесу Fpr — наибольшая алгебраическая разность значений накопленных по­ грешностей, найденных для всех значений к в пределах от 2 до

325


Лоложение 1
Положение 2

z/2 (рис. 140). Допуск на накопленную погрешность шага по колесу обозначается через Fp.

По опытным данным, величина измеренной накопленной по­ грешности шага в пределах колеса, в зависимости от составляющих кинематической погрешпости, на 15—20% меньше величины полной кинемати­ ческой погрешности колеса.

Накопленная погрешность шага по колесу FPr образует­ ся в основном вследствие ус­ тановочного и монтажного эксцентриситетов зубчатого колеса и погрешности об­ ката. Различают эксцентри­ ситеты: заготовки е3, устано-

 

 

 

вочный

-у> монтажный е.,

 

 

 

кинематический ек и эксплуа­

 

 

№ шага тационный еэ.

 

 

заготов­

Рис. 140. Накопленная погрешность

Эксцентриситет

ки — это

смещение

геомет­

в шагов Fviir н по зубчатому колесу Fw

 

 

 

рического центра наружного

 

 

 

цилиндра

заготовки

относи­

 

 

 

тельно

центра

посадочного

 

 

 

отверстия.

На

кинематику

 

 

 

передачи он не влияет, но

 

 

 

может быть причиной полу­

 

 

 

чения зубьев различной вы­

 

 

 

соты (рис. 141, а).

 

 

 

 

Установочный эксцентри­

 

 

 

ситет образуется от неточной

 

 

 

установки

зубчатого

колеса

 

FW

при зубонарезании: техноло­

 

гическая ось вращения заго­

 

Ьг

товки, на которой распола­

 

е)

 

гается центр основной окруж­

 

 

 

ности, сместилась относи­

 

 

 

тельно оси посадочного от­

Рпс. 141. Виды эксцентриситетов зуб­

верстия. При точной посадке*

чатых колес:

 

такого

колеса

 

на

рабочий

 

установочный

в

валик ось вращения послед­

монтажниц с м ;

г — кинематический

. к на-

него совпадает

с

осью поса­

резаемого колеса

1 , вызванный эксцентриси­

дочного отверстия, но не сов­

тетом делительного червячного колеса 3

стола 2

зуборезного станка

 

падает

с

центром основной

 

 

 

окружности,

в

результате

чего и образуется установочный эксцентриситет (рис. 141, б). Зубчатое колесо может быть изготовлено правильно. Однако его оси вращения при зубоиарезании и после монтажа на рабочий


вал с зазором не будут совпадать. В итоге образуется монтажный эксцентриситет, который также вызовет эксцентриситет основной окружности (рис. 141, в).

Чтобы уменьшить установочный и монтажный эксцентриси­ теты, необходима неподвижная посадка зубчатого колеса на тех­ нологический вал и установка его на зуборезном станке с выверкой вала по оси стола станка, а также точное центрирование колес на рабочем валике (например, при помощи эвольвентного шлице­ вого соединения).

При наличии эксцентриситетов еу и емобразуется эксцентриси­ тет начальной окружности, вызывающий биение и непостоянство мгновенного передаточного отношения. Начальная окружность определяется лишь сопряжением пары колес, поэтому на рис. 141, б и в она условно показана штриховой линией. Можно принять, что эксцентриситеты начальной и основной окружностей приближенно совпадают.

Если накопленная погрешность шага по колесу является след­ ствием только эксцентриситета е основной окружности (идеализи­

рованный случай), то

 

Fpr = е sin (ф А),

(163)

где ср — угол поворота зубчатого колеса;

 

А — фаза погрешности.

 

Кинематический эксцентриситет обработки возникает вслед­ ствие эксцентриситета делительного зубчатого колеса стола зубо­ резного станка (рис. 141, г), который вызывает изменение угловой скорости заготовки от со + Асо до со — Асо. Скорость перемеще­ ния v исходной рейки зуборезного инструмента в процессе обката можно считать постоянной. Радиус основной окружности г0, проведенный из центра технологического вала, определится из равенства

r0co = v cos аз,

(164)

где аз — угол исходного контура зуборезной рейки.

В точках, соответствующих наибольшей и наименьшей угло­ вым скоростям вращения заготовки при нарезании, мгновенные расстояния г0 точек основной окружности от центра посадочного отверстия соответственно будут

_v cos аз

(165)

гонаиб -

С0_ Дм ;

Гонаим -

v cos ао

(166)

Ш+ Дй)

В нарезанном колесе окружности впадин и выступов будут концентричны окружности посадочного отверстия, основная же окружность превращается в замкнутую кривую с переменным радиусом.

327