писца 5. Анализ полученных кривых дает возможность выявить причины погрешности.
В массовом и крупносерийном производствах зубчатые колеса проверяют часто комплексно в плотном двухпрофильном зацепле нии с измерительным зубчатым колесом на приборах, называемых межцентромерами. Распространение этого метода проверки колес объясняется сравнительной простотой конструкции межцентро меров и высокой производительностью контроля. Он позволяет выявить только радиальные погрешности обработки: радиальное биение зубчатого венца, погрешности основного шага (шага за цепления) и профиля зубьев колеса, а также смещение исходного контура.
Учитывая это, двухпрофильную проверку колес обычно до полняют в производстве профилактическим контролем точности зубообрабатывающих станков (погрешность обката) и инструмен тов или контролем колебания длины общей нормали. Таким обра зом определяется тангенциальная составляющая общей кинемати ческой погрешности.
Двухпрофильный контроль легко автоматизируется. Поэтому в автоматических линиях для изготовления зубчатых колес при меняют полуавтоматы и автоматы для двухпрофильного контроля, выпускаемые заводом «Калибр» (мод. БВ-8010А и БВ-8010В).
Четыре типа приборов для комплексного двухпрофилыюго контроля (ДЩМ-160, MI(М-320, МЦМ-400С, МЦМ-000С) выпускает Челябинский инструментальный завод (ЧИЗ).Онн универсальны — возможен контроль колес разных размеров, насадных и валко вых, и снабжены приспособлениями для проверки передач с па раллельными, пересекающимися и перекрещивающимися осями, т. е. цилиндрических передач внешнего и внутреннего зацепле ния, конических и червячных передач.
Приборы имеют электропривод и самописцы. Их принципиаль ная схема одинакова, хотя конструктивно они отличаются. При помощи этих приборов контролируют колебание измерительного
межосевого |
расстояния за один оборот колеса F\r и |
на одном |
зубе fir. |
156, а показан прибор типа МЦМ-400С. |
На оп |
На рис. |
равку 1, жестко связанную с подвижной измерительной кареткой 2, насаживают измерительное колесо, а на оправку 5, жестко свя занную с неподвижным суппортом 6, — проверяемое колесо. Измерительная каретка 2 под действием пружины 4 прижимает измерительное колесо к проверяемому, создавая плотное заце пление. При совместном вращении колес колебания измеритель ного межосевого расстояния far отмечаются индикатором 3 или установленным вместо него индуктивным датчиком, связанным с самописцем БВ-662. Номинальное межосевое расстояние уста навливают при помощи концевых мер, располагаемых между оп равками 1 и 5, или при помощи специальных дисков, которые надевают на эти оправки. На подвижной каретке 2 монтируются