Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 320

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В стандарте приняты независимыми показатели Fp, Fr, Vw,

f p t ’ f t ’ F t , j n II f a -

Характеристика системы допусков для цилиндрических зубча­ тых передач. Система допусков по ГОСТ 1043—50 во многом совпа­ дает с системой по ГОСТ 1043—72. В ней также установлено 12 сте­ пеней точности. 1 и 2 степени норм не имеют, так как они явля­ ются перспективными. Также отсутствуют нормы для 12-й степени точности, поскольку этот стандарт относится только к механически обработанным колесам, которые не изготовляются грубее 11-й степени точности. Для каждой степени установлены независимые нормы, ограничивающие погрешности параметров, определяющих кинематическую точность колеса, плавность работы и контакт зубьев колес. Допуски на кинематическую погреш­ ность передачи и на ее циклическую погрешность, как состоящую из двух рабочих зубчатых колес, не нормированы (в ГОСТ

1643—72 они есть).

Показателями кинематической точности колес являются: ки­ нематическая погрешность зубчатого колеса AF%, погрешность обката Дср2, накопленная погрешность окружного шага A ра­ диальное биение зубчатого венца е0, колебание длины общей нор­ мали A0L, колебание измерительного межосевого расстояния за оборот колеса Д0а. Эти погрешности ограничены соответственно допусками bF%, бср2, бН, Е0, б0L, б0а.

Показателями плавности работы колес являются циклическая погрешность AF, разность окружных (угловых) шагов At, откло­ нение основного шага (шага зацепления) At0, погрешность про­ филя А/ и колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе Дуй. Эти погрешности ограничены соответственно допусками 8F, Ы, б/, 8уа, погрешность основного шага ограничена верхним ДБ10 и нижним Дн£0 предельными отклонениями.

Показатели контакта сопряженных зубьев колес: пятно кон­ такта, погрешность направления зуба АВ0, непараллельность осей Ах и перекос осей Ау, погрешность осевого шага АВ%, погрешность формы и расположения контактной линии Дб0 и непрямолинейность контактной линии АЬп. Эти погрешности ограничены соот­ ветственно допуском на пятно контакта в процентах по длине и высоте зуба, бВ0, бж, бу, 6Ь0и бЪп\погрешность осевого шага огра­ ничена верхним ABBz и нижним AnBz предельными отклонениями этого шага.

Определения показателей точности зубчатых колес, принятые в ГОСТ 1643—56, совпадают с определениями, данными в ГОСТ

1643-72.

Между допусками одной степени точности на погрешности па­ раметров, характеризующих кинематическую точность, как и между допусками на погрешности, влияющие на плавность работы или контакт зубьев колес, имеется определенная взаимосвязь (см. табл. 31). Пятна контакта А и AF являются комплексными показателями точности зубчатых колес. Они позволяют выявить

348


суммарное влияние погрешностей отдельных параметров и уста­ новить соответственно контакт зубьев, кинематическую точность колес и плавность их работы. Комбинирование степеней точности также рекомендуется.

Если сравнить нормы точности по новому и действующему стандартам, легко заметить, что они лишь приблизительно соот­ ветствуют до 7—8-й степени, а для грубых степеней отличаются на одну степень. Различие вызвано несколько иными взаимоза­ висимостями норм точности (но не противоречащими один другому), отличными и непостоянными значениями коэффициента ср в новом стандарте (см. табл. 32), разными интервалами диаметров и дру­ гих параметров и т. д. Так, допуски на кинематическую по­ грешность колеса F\ по новому стандарту для всех степеней точности сокращены по сравнению с 6F% на 10—25%; допуски на радиальное биение Fr для колес с малым модулем и при малом числе зубьев 3—8-й степеней точности значительно больше, а для всех колес 10 и 11-й степеней точности значительно меньше допусков Е0 по действующему стандарту. Допуски на накоплен­ ную погрешность шага по колесу Fp близки к допускам 6<s и сокращены на 10—35% для степеней грубее 6-й; допуски на по­ грешность профиля jf для степеней точности 3 и 4 примерно сов­ падают, а для степеней с 6-й и грубее они значительно меньше до­ пусков б/ и т. д.

§ 51. КОНИЧЕСКИЕ ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ

Для конических зубчатых передач ГОСТ 1758—56 установлено 12 степеней точности, причем для 1, 2, 3, 4 и 12-й степеней до­ пуски и отклонения не предусмотрены по тем же соображениям, что и для цилиндрических передач. Допускается комбинирование степеней точности по различным нормам.

Допуски и отклонения по нормам кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев для различных степеней точ­ ности установлены в зависимости от торцового модуля и диаметра делительной окружности колес, рассчитанных у большого основа­ ния делительного конуса.

Кинематическая точность колеса может быть определена с по­ мощью комплексных показателей — кинематической погрешности AFz или накопленной погрешности окружного шага At%, а также одного из следующих комплексов контролируемых параметров: биения зубчатого венца е0 и погрешности обката Дф2, колебания измерительного бокового зазора Д0си и Дф2; колебания измеритель­ ного межосевого угла за оборот Д0фи и Дф2 (только для прямозу­ бых колес); е0 — для колес 9, 10 и 11-й степеней точности, Д0си — для колес 9-й степени точности и Д0ф„ — для прямозубых колес 9-й степени точности.

Показатели плавности конических колес: циклическая по­ грешность AF или отклонения окружного шага Atc либо разность

349


окружных шагов At, а для прямозубых колес также и колебание измерительного межосевого угла на одном зубе Атфц.

Показателями, определяющими контакт зубьев в передаче, являются пятно контакта, смещение вершин делительных кону­ сов ДК и непересечение осей Да — для нерегулируемых передач; пятно контакта и Да — для регулируемых передач.

Показатели, обеспечивающие гарантированный боковой за­ зор: для колес — уменьшение номинальной толщины зубьев AS колес, пересчитанное на нормальное сечение (утонение зубьев), или отклонение измерительного межосевого угла Дф„ (только для прямозубых колес); для передач — отклонение межосевого угла

Дфд. Установлены сле­

'Образующие большого (Внешнего)

 

дующие

виды сопряже­

^дополнительного конуса

 

ний зубьев

колес:

С,

 

п

Номинальное положение

 

 

J)2

оси пердого колеса-

 

Д, х , Ш.

 

 

 

 

,Действительное положе­

 

При определении ве­

 

ние оси Второго колеса

 

личин допусков и откло­

 

Образующие

 

 

 

нений принималось,

что

 

малого(Внут-

 

 

реннего)допол­

 

одинаковая

точность

 

нительного

 

конических и цилиндри­

 

конуса

^ 1 . /Ла

 

 

 

 

 

ческих

колес

должна

 

 

Номинальное поло­

характеризоваться

од­

 

 

жение оси Второго

ной и той же степенью.

 

 

' колеса

 

Поэтому 8Fx\ 8ts', Е0;

 

 

б)

 

 

 

 

бф2; 61для конических и

а)

 

В)

 

цилиндрических

колес

 

 

в одинаковых степенях

Рис. 152.

Конические зубчатые передачи:

совпадают.

 

 

 

а — основные

параметры; б — непересечение

осей

Многие погрешности

колес Да; в — смещение вершины делительного

ко­

конических

колес

ана­

 

нуса Д К

 

логичны

погрешностям

 

 

 

 

цилиндрических

колес.

Поэтому рассмотрим лишь специфические для конических передач параметры н их отклонения (рис. 152).

Номинальный измерительный межосевой угол ф„ получается при плотном сопряжении измерительного с проверяемым колесом, имеющим наименьшее утонение зубьев. Отклонением межосевого угла Дфп называется разность между действительным и номиналь­ ным межосевыми углами в передаче, выраженная в линейных ве­ личинах на длине L образующей делительного конуса. Устано­ влены значения верхнего (Двфп) и нижнего (Д„фп) отклонений меж­ осевого угла. Предельные отклонения измерительного межосе­ вого угла (Д вфн, Дцфи) — разность между предельным и номиналь­ ным межосевыми углами, выраженная в линейных величинах на длине, равной длине образующей делительного конуса.

Колебание измерительного угла за оборот колеса Д0ф„ и на од­ ном зубе Д-уфц определяется как разность измерительных межосе­ вых углов — наибольшего и наименьшего — за полный оборот

350


проверяемого колеса пли соответственно при повороте колеса на одни угловой шаг.

Измерительный боковой зазор с„ между зубьями измеритель­ ного и проверяемого колес фиксируется при их положении на контрольном обкатном станке, соответствующем паилучшим ус­ ловиям зацепления. Колебание измерительного бокового зазора Д0сп — разность между наибольшим и наименьшим измеритель­ ными боковыми зазорами за полный оборот контролируемого колеса.

В качестве одного из показателей плавности работы кониче­ ского зубчатого колеса принято отклонение окружного шага At,. (в противоположность отклонению основного шага Atn для цилиндрических колес), которое определяется как разность дей­ ствительного и среднего значений окружного шага по окружности, проходящей в средней части зуба по его длине и высоте с центром на оси вращения колеса.

Отклонение окружного шага Дtc для конических колес при­ нято потому, что проконтролировать основной шаг невозможно. При существующих способах изготовления зубьев конических ко­ лес (кроме нарезания их конической червячной фрезой) погреш­ ности окружного шага в большей степени характеризуют и по­ грешности основного шага.

Специфичными показателями, определяющими контакт зубьев в передаче, являются непересечение осей (Да) и смещение вершины делительного конуса ДК.

Под непересечением осей Да понимают величину кратчайшего расстояния между осями вращения сопряженных зубчатых ко­ лес в передаче (рис. 152, б). Допуск на непересечение осей <5я назначается с учетом точностных возможностей растачивания от­ верстий в корпусах.

Под ДК понимают смещение вершины делительного конуса вдоль его оси от точки пересечения осей зубчатых колес в пере­ даче (рис. 152, в). Установлены верхнее ДВК и нижнее ДИК пре­ дельные смещения базового торца конуса, поскольку этот торец определяет осевое положение колеса.

Следует отметить, что погрешности профиля и направления зуба для конических колес не нормируются. Точность формы бо­ ковой поверхности зубьев и направления зуба можно оценивать по полноте пятна контакта, размеры которого обычно устанавли­ вают по результатам испытания передачи под нагрузкой. Обозна­ чается точность конических зубчатых передач аналогично цилин­ дрическим зубчатым передачам. Например, условное обозначе­ ние передачи 8-й степени по нормам кинематической точности колес, 7-й степени по нормам плавности работы, 6-й степени по нормам контакта зубьев с увеличенным гарантированным зазо­ ром Ш: Ст. 8—7—6—-Ш ГОСТ 1758—56, а передачи 7-й степени

точности

по всем нормам с нормальным боковым зазором X:

Ст. 7 - Х

ГОСТ 1758-56.

351