Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 316

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а по шкале 7 — смещение каретки из исходного положения, при котором измерительный наконечник касается профиля зуба на радиусе основной окружности колеса.

В начале измерения измерительный наконечник рычага уста­ навливают на боковую поверхность зуба у его основания, а ин­ дикатор на нуль. Вращая ходовой винт, перемещают каретку, причем измерительный наконечник рычага скользит по профилю зуба и в случае отклонения его от эвольвенты заданной основной окружности получает угловое перемещение, отмечаемое индика­

тором. По окончании измерения одного зуба каретка возвращается в исходное положение, а колесо переставляется на один зуб. Для проверки профиля с другой стороны зуба необходимо снять зубчатое колесо и установить его обратной стороной.

Эвольвентомеры снабжаются записывающими механизмами, регистрирующими результаты измерения в увеличенном масштабе. Полученные на таком эвольвентомере кривые погрешностей про­ филя позволяют не только определить наибольшее отклонение действительного профиля зуба от теоретического, но по харак­ теру кривой отклонения профиля определить и причину погреш­ ности.

Эвольвентомеры рассмотренного типа требуют для каждого размера колеса специальный сменный диск. Их можно рекомен­ довать лишь для массового и крупносерийного производств. Применять такие приборы в условиях индивидуального и мелко­

362

серийного производств нерационально. Этого недостатка лишены универсальные эвольвентомеры, имеющие постоянный обкатной диск пли эталонный эвольвептный шаблон и рычажное нлн кли­ новое устройство с регулируемым передаточным отношением, позволяющим получить скорость перемещения измерительной каретки, равную окружной скорости проверяемого колеса на лю­ бом радиусе основной окружности.

Схема универсального эвольвентомера показана на рис. 161, б. На оси 1 закреплен кулак 3 с эвольвентньш профилем. На эту же ось надевается и закрепляется проверяемое зубчатое колесо 2. При вращении оси 1 кулак 3 толкает планку 4, сообщая каретке 5 перемещение, пропорциональное углу поворота кулака и прове­ ряемого зубчатого колеса.

Перемещение каретки через рычаг 6 передается измерительной каретке 8, на которой установлены рычаг 10 и индикатор 9, по­ казывающий отклонения рычага в процессе измерения.

Предварительно плечо а рычага 6 устанавливают таким (за счет перемещения точки контакта ролика 7 каретки 8 вдоль ры­ чага), чтобы скорость перемещения каретки равнялась окружной скорости основной окружности проверяемого колеса. При этом условии рычаг 10, соприкасающийся с правильным эвольвентньш профилем зуба, не будет получать угловых перемещений при вра­ щении колеса. Изменение показаний индикатора свидетельствует о наличии погрешности профиля зуба и отклонения диаметра ос­ новной окружности от номинального размера. Прибор имеет электропривод и самописец.

При помощи универсального эвольвентомера можно прове­ рять зубчатые колеса с модулем от 0,7 до 10 мм при диаметре до 300 мм. Цена деления индикатора составляет 0,001 мм. Предель­ ная погрешность прибора равна ±0,003 мм.

Контроль волнистости зубьев. При обработке цилиндрических косозубых колес неизбежны циклические погрешности, возникаю­ щие вследствие неточностей делительной пары и ходового винта подачи станка. Эти погрешности приводят к появлению волни­ стости на боковой поверхности зуба обработанного колеса. Для контроля волнистости применяют накладные приборы — волно­ меры. ЧИЗ выпускает волномеры типа ВМ-10 с отсчетным индика­ торным устройством и два варианта прибора БВ-5024: с самопис­ цем и без него.

Волномеры типа БВ-5024 (рис. 162) имеют два сменных опор­ ных сферических наконечника 1 и 3, которые располагаются во впадине между зубьями. Расстояние между наконечниками можно регулировать в широких пределах (для приборов БВ-5024 в пре­ делах 23—125 мм). По середине между опорными наконечниками расположен подвижный сферический наконечник 2 с тем же диа­ метром сферы, что и у наконечников 1 и 3, но имеющий срез, бла­ годаря которому он касается одного профиля впадины на той же высоте, что и опорные наконечники. Кроме того, к корпусу 6

363


прибора прикреплен опорный наконечник 7, обеспечивающий устойчивое положение прибора.

При перемещении волномера вдоль впадины происходят сме­ щения подвижного наконечника 2 из-за волнистости боковой по­

верхности зуба. Эти колебания передаются рычагом 4 (с отноше­

нием плеч 1 : 1), к которому прикреплен наконечник 2, индика­

 

тору 5 (с ценой деления

 

1 мкм) или индуктив­

 

ному датчику мод. 226

 

завода «Калибр», уста­

 

новленному вместо

ин­

 

дикатора

и связанному

 

с самописцем.

вин­

 

Контроль хода

 

товой линии зуба воз­

 

можен на универсальном

 

эвольвентомере

типа

 

БВ-5032 и на индивиду­

 

ально-дисковом эволь­

Рис. 162. Волномер типа БВ-5024

вентомере типа БВ-1089,

которые

оборудованы

 

 

также и

ходомерами.

Направление

зубьев

косозубых колес

с незначительным осевым

перекрытием

можно

контролировать

на приборах-ходомерах

типа БВ-5034.

 

 

 

Контроль постоянства хода винтовой линии зуба. Такую про­ верку проводят для узких косозубых колес при помощи ходомера, показанного на рис. 163. Измерительный суппорт 1 с наконечни­ ком 2 совершает относительное движение по винтовой линии, ле­ жащей на цилиндре, ось которого совладает с осью зубчатого колеса.

Измерительный суппорт 1 пере­ мещается поступательно, парал­ лельно оси колеса, а колесо по­ ворачивается вокруг своей осп. Дополнительные движения нако­ нечника 2, контактирующего с поверхностью зуба, отмечаются индикатором 3. Прибор настраи­ вается по ходу винтовой ЛИПИН

при помощи точного образца с тем же ходом (в ходомерах с уни­ версальной настройкой — по блоку концевых мер или круговому лимбу). Для такого вида контроля инструментальная промыш­ ленность выпускает универсальный контактемер БВ-5028 и при­ ставные контактомеры прямолинейности БВ-5020 и БВ-5021. Проверка на универсальном коитактомере непосредственно ха­ рактеризует прилегание зубьев но высоте и заменяет для колес

364


с большим осевым перекрытием контроль отклонений профиля зуба, выполняемый в одном торцевом сечении.

Контролировать размеры зубьев, определяющие боковой за­ зор в передаче, можно несколькими путями: тангенциальными зубомерами или биениемерами, устанавливая смещение исходного контура; штангензубомерами и кромочными зубомерами, фикси­ рующими толщину зубьев по постоянной хорде; межцентромерами и проверкой длины общей нормали.

Рис. 164. Тангенциальный зубомер:

а — схема измерения; б — общий вид; в — схема настройки

Контроль смещения исходного контура и толщины зуба по постоянной хорде. Контроль смещения исходного контура осу­ ществляют с помощью тангенциального зубомера, показанного на рис. 164. Плоскости двух измерительных губок 1 и 2, каждая из которых наклонена иод углом а0 = 20°, воспроизводят сов­ местно с касательной ЪЪк окружности выступов номинальный ис­ ходный контур зубчатой рейки (рис. 164, а).

Расстояние между измерительными губками 1 я 2 может из­ меняться винтом 4 (рис. 164, б), имеющим на одном конце правую, а на другом левую резьбы. Предварительно зубомер устанавли­ вают в номинальное положение исходного контура по ролику 7

365

(см. также рис. 164. в), диаметр которого определяется модулем контролируемого колеса.

В требуемом положении губки закрепляют винтами 5. Если положение действительного контура (штриховая линия на рис. 164, а) не совпадает с номинальным, то по положению нако­ нечника 3 индикатора 6 можно судить о величине смещения ис­ ходного контура.

Толщину зуба по постоянной хорде измеряют штангензубомером, а также при помощи роликов. Штангензубомер имеет две

взаимно перпендикулярные шкалы 1

и 7 (рис.

165,

а):

одну для

 

определения

высоты h,

а

 

другую

для

 

измерения

 

длины постоянной хорды 5.

 

Перед

измерением упор 4

 

устанавливают

по

нониу­

 

су 2 на размер, равный

 

высоте h, на которой пред­

 

полагается измерять длину

 

хорды S зуба,

и

закреп­

 

ляют в этом положении.

 

Измерительные губки 3 и 5

 

после установки штанген-

 

зубомера

упором

4

на

 

окружность выступов кон­

 

тролируемого колеса сдви­

 

гают

до

соприкосновения

 

с профилями зуба.

 

 

 

Длину измеренной хор­

Рис. 165. Штангензубомер:

ды S

отсчитывают

непо­

общий вид; б — положение губок при

средственно по

нониусу 6

мерении

штангензубомера. Измере­

 

ния рекомендуется

произ­

водить по постоянной хорде зуба (хорде между точками касания ис­ ходного контура с обоими профилями зуба в нормальном сечении).

Определение номинальной толщины зуба S и высоты h до постоян­ ной хорды производят по заранее составленным таблицам этих величин или расчетом по формулам.

Штангензубомеры выпускают двух типоразмеров для измере­ ния зубчатых колес с модулем от 1 до 18 и от 5 до 36 мм с отсче­ том по нониусу 0,02 мм. Их недостатками являются низкая точ­ ность отсчета по нониусу, быстрый износ кромок измерительных губок, влияние на результаты измерения погрешностей установки упора 4 и отклонения диаметра окружности выступов.

При помощи штангензубомеров и тангенциальных зубомеров находят только радиальные составляющие погрешности обработки (тангенциальные составляющие не выявляются). Использование в качестве базы измерения штангензубомером и тангенциальным

366


зубомером окружности выступов зубчатого колеса приводит к дополнительным погрешностям измерения вследствие отклоне­ ния диаметра и биения окружности выступов.

Тангенциальные зубомеры, измеряя смещение исходного кон­ тура, позволяют определить глубину врезания зуборезного ин­ струмента и, следовательно, момент окончания обработки зубча­ того колеса. Измеряя толщину зуба по постоянной хорде при по­ мощи штангензубомора, можно установить глубину врезания ре­ жущего инструмента только косвенным путем. Тангенциальные зубомеры имеют преимущества перед гатангепзубомерами в отно­ шении совершенства метода измерения, точности и стойкости.

Активный контроль. В последнее время применяют контроль зубчатых колес, результаты которого используются для управле­ ния ходом технологического процесса. Например, прибор БВ-4011 является подналадчиком к зубофрезерному станку ЭНИМС 5312. Он контролирует смещение исходного контура и изменение поло­ жения галтели у корня зуба. Результаты контроля используются для радиального заглубления и осевого перемещения червячной фрезы.

Прибор БВ-5014 предназначен для контроля осевого шага колес на зубошевинговальном станке КЗТС 5076 (с модулем от 2 до 12 мм) и для подналадки технологического процесса.

Г ЛАВА XI

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ШПОНОЧНЫХ II ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

§ 55. КЛАССИФИКАЦИЯ ШПОНОЧНЫХ И ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Основное назначение и в то же время эксплуатационное требо­ вание к шпоночным и шлицевым соединениям втулок, шкивов, кулачков, муфт, рукояток и других деталей машин с валами — передавать заданный крутящий момент. Шлицевые соединения применяют также для точного центрирования и для точного на­ правления втулки при ее осевом перемещении на валу. В этих случаях главное требование — высокая точность размеров, формы и расположения шлицевого профиля соединяемых деталей.

Размеры шпоночных соединений унифицированы для всех стран — членов СЭВ. Относительно большое распространение получили соединения с приз­ матическими шпонками, мень­ шее — с сегментными, клино­ выми. тангенциальными и другими шпонками. Вследст­ вие натяга, создаваемого по высоте шпонки, перекосов и смещения пазов, а также контактных деформаций от

радиальных сил в шпоночных соединениях возможен перекос втулки на валу. Из-за смятия и среза шпонок, ослабления сечения валов и втулок пазами и образования концентраторов напряжений шпоночные соединения не могут передавать большие крутящие моменты. Этот недостаток ограничивает область их применения, и они все более вытесняются шлицевыми соединениями, которые передают большие крутящие моменты, имеют большую уста­ лостную прочность и высокую точность центрирования и направ­ ления.

В большинстве случаев применяют цилиндрические шлице­ вые соединения. Однако в некоторых машинах используют кони­ ческие шлицевые соединения, у которых втулка центрируется по впадинам шлицев вала (рис. 166). Они обладают большей несущей способностью, повышенной точностью центрирования, сохраняю­ щейся в процессе длительной эксплуатации, однако сложны в из­ готовлении, что ограничивает область их применения.

368


Шлицевые соединения называют подвижными, когда детали, насаживаемые па вал, имеют возможность осевого перемещения (например, зубчатые колеса коробок скоростей станков, автомо­ билей, муфты сцепления и др.), и неподвижными, если втулка не может перемещаться относительно вала.

И

зависимости от профиля зубьев шлицевые соединения де­

лятся на прямобочные (рис.

167,

а), овольвентные (рис.

167, б)

и треугольные (рис. 167, в).

Наибольшее распространение полу­

чили

шлицевые соединения

с

прямобочным профилем

зуба

Ц е н т р и р о ва н и е п о S

Рис. 167. Шлицевые соединения и их основные параметры:

а — прямобочные; б — эвольвснтные; в — треугольные

(ГОСТ 1139—58), имеющие четное число зубьев: 6, 8, 10, 16 или 20. Эти соединения появились раньше других, и их изготовление лучше обеспечено оборудованием и инструментом. Установлено три градации высот и чисел зубьев для одного и того же диаметра d , в соответствии с этим соединения делятся на легкую, среднюю и тя­ желую серии.

Шлицевые соединения с эвольвентным профилем зуба (ГОСТ 6033—51) стандартизованы для модулей т в пределах от 1 до 10 мм; для диаметров D — от 12 до 400 мм и чисел зубьев г — от 11 до 50. Угол и с х о д н о г о контура рейки принят а0 = 30°; высота зубьев примерно равна модулю т, смещение исходного контура рейки

Х = ~ —

(184)

Шлицевые соединения с эвольвентным профилем зубьев по сравнению с прямобочиыми обладают существенными преимуще­

369