Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 311

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти зазоры компенсируют погрешности профиля и расположения шлицев вала и втулки.

.Поля допусков на D, d и Ъобразуют предельные контуры се­ чения шлицевой детали (рис. 171), за которые не должны выхо­ дить действительные значения этих параметров.

Поле допуска на каждый элемент (D, d, Ь) состоит из поля до­ пуска на изготовление этого элемента профиля и поля на компен­ сацию погрешностей формы и расположения шлицев, а также эксцентриситета поверхности центрирования относительно шли­

цев (рис.

172).

Соответственно этому

в

таблицах

допусков

 

 

 

ГОСТ 1139—58 указаны три пре­

 

 

 

дельных отклонения: верхнее и

 

 

 

нижнее самого элемента и сум­

 

 

 

марное

(нижнее — для размеров

 

 

 

отверстия

и

верхнее — для

раз­

 

 

 

меров

вала),

определяющее соот­

 

 

 

ветствующий

номинальный

раз­

 

 

 

мер комплексного калибра (пробки

 

 

 

или кольца). Верхние предель­

 

 

 

ные отклонения толщины зубьев

 

 

 

вала и нижние предельные от­

 

 

 

клонения ширины впадины отвер­

 

 

 

стия,

приведенные в

стандарте,

 

 

 

не являются обязательными и мо­

Рис. 171. Предельные контуры

гут корректироваться по опыт­

шлицевых

деталей

с посадкой

ным данным завода-изготовитедя.

 

А_

:

Взаимозаменяемость

соединений

 

X '

при этом обеспечивается контро­

1 — зуба вала; 2 — впадины втулки;

лем комплексными проходными и

3 — номинальный контур

поэлементными непроходными ка­

либрами.

Посадки шлицевых деталей по наружному и внутреннему диа­ метрам аналогичны посадкам гладких цилиндрических деталей. Как видно из рис. 172, а, б ив, для образования посадок назна­ чаются поля допусков отверстий А, А 2&, А 3 и валов Г, 11, С, Д, X, Л, Ш, С2а, Л2а. Поля допусков (отклонения) для толщины зубьев вала обозначаются через Sx, S2, S3 в сочетании с буквами П, С, X, Л, которые характеризуют положение поля допуска тол­ щины зуба вала относительно поля допуска ширины впадины от­ верстия, а отклонения ширины впадины отверстий — через U. Индексы при S и U — степени точности.

Большинство шлицевых соединений по сопрягаемым поверх­ ностям имеет гарантированные зазоры. Чем больше длина осевого перемещения шлицевой втулки и чем чаще имеют место переме­ щения, тем большим должен быть зазор между опорными поверх­ ностями в сопряжении, необходимый для размещения смазки, компенсации температурных деформаций и погрешностей изго­ товления деталей. Гарантированные зазоры также устанавливают

374


для обеспечения самоцентрирования втулки относительно вала в тяжелонагруженных и реверсивных передачах. Например, в ав­ томобилях имеются неподвижные шлицевые соединения, у которых

Х5

Размер Ь

Рис. 172. Схемы расположения полей допусков шлицевых соеди­

нений с прямобочпым профилем:

а — при центрировании по d; б — при центрировании по В ; « — нрн цен­ трировании по Ь

по центрирующему диаметру назначают посадки типа ходовой или легкоходовой. При высоких требованиях к точности центри­ рования стремятся получить наименьшие зазоры по центрирую­ щим диаметрам.

375

С .У /’

Если основным требованием к соединению является высокая прочность (особенно при переменных нагрузках и реверсивном движении), а точность центрирования втулки не имеет существен­ ного значения, то предусматривают возможно меньшие зазоры между боковыми поверхностями зубьев и впадин. Пример такого соединения — карданное сочленение в автомобилях, где исполь­ зуется центрирование по боковым сторонам зубьев.

По нецентрирующим цилиндрическим поверхностям всегда предусматривается значительный зазор, величина которого должна быть достаточной для обеспечения сопряжения только по посадоч­ ным поверхностям.

Следует отметить, что расположение полей допусков в шли­ цевом сопряжении по скользящей посадке A U_i_\ не обеспечивает

свободного перемещения втулки по валу вследствие неизбежных перекосов и неточности взаимного расположения шлицев. Учи­ тывая влияние этих погрешностей, можно рекомендовать приме­ нение следующих посадок для шлицевых соединений в соответ­ ствии с предъявляемыми к ним эксплуатационными требованиями:

при центрировании по D для неподвижных соединений, не подвергающихся частой разборке, при высоких ударных иагруз-

ках

A

Us

при умеренной нагрузке и необходимости частой

 

г

sjl'

 

 

 

A

Uз

 

 

 

легкой разборки для неподвижных соединений

 

 

 

с 1 Г с ' 11 ри уме

 

 

 

 

 

 

 

1 и.

 

для

репной нагрузке и скользящем характере соединения X S.X '

втулок, термически оораоотапных после протягивания,

Ло'

Ьл

 

'

2^

 

 

 

 

 

 

 

 

02а

(для неподвижного соединения) и J

(для подвижного соедине-

ния);

при

центрировании

по Ъ— ноле

допуска

отверстия

U и

поля допусков

вала SJI

и 'SLX (преимущественно).

валов

и

их

В

условном

обозначении шлицевых

отверстий,

соединений необходимо указывать поверхность центрирования, число зубьев, номинальные размеры внутреннего (d) и наружного

(D) диаметров, поле допуска (посадки) по центрирующему диа­ метру и но боковым сторонам зубьев.

Примеры обозначений при центрировании по с/, D и Ь соответ­

ственно:

 

ей х 42 X 48 ^

2)6x23 Х 2 6 ^ : 6 2 0 x 9 2 x 1 0 2 ^ .

§ 58. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ Ш Л И Ц Е В Ы Х СОЕДИНЕНИЙ

СЭВОЛЬВЕНТНЫМ И ТРЕУГО ЛЬНЫ М ПРОФИЛЕМ ЗУБА

Вэвольвентных шлицевых соединениях (см. рис. 167, б) втулку относительно вала центрируют по профилям зубьев (центрирова­ ние по S) или по наружному диаметру (центрирование по D).

376


Центрирование по внутреннему диаметру не применяют из-за малых размеров опорных площадок но впадинам зубьев. Наи­ большее распространенно получил способ центрирования по S (по боковым поверхностям), который обеспечивает высокую точность центрирования. Иногда используют центрирование по вспомогательной цилиндрической поверхности «, диаметр ко­ торой несколько больше наружного диаметра соединения

(рис. 173).

Система допусков и посадок для соединений с звольвентным

профилем построена на тех же принципах, что и для соединений

с прямобочными зубьями. Установлены три предельных отклоне­

ния ширины впадин втулки и толщины зубьев

вала: предельное

суммарное отклонение (нижнее — для ширины

впадин втулки и

верхнее — для толщины зубьев

вала), учи­

 

тывающее погрешности расположения зубьев

 

и определяющее

соответственно

толщину

 

зубьев или ширину впадин комплексных ка­

 

либров (пробки и кольца);

предельные

 

отклонения (верхнее и нижнее) одного только

 

размера ширины впадин (для втулки) или

 

толщины зубьев (для вала). Отклонения

 

ширины впадин втулки и толщины зубьев

 

вала отсчитываются от общего номинального

 

размера, определяемого по формуле

 

Рис. 173. Центриро­

 

 

 

 

 

S

tg

сся,

 

(185)

вание эвольвентного

 

шлицевого соедине­

где х — смещение исходного

профиля.

ния по вспомогатель­

ной цилиндрической

Точность изготовления впадин по ширине

поверхности

может быть выполнена по

S3,

Sза

или St,

SsaIi, S3aC, SsaX

а толщина зубьев валов — но S3H , S3C, S3Х,

и S4ffl (рис. 174). Различные посадки по S осуществляются по системе отверстия. Отклонения валов S3H и S3aII создают напря­ женные посадки, S3C и SsaC — скользящие, S3X, SsaX и SiUI — посадки с зазором. Неподвижные посадки для шлицевых соединений с звольвентным профилем зуба применяют редко, а среди подвижных наиболее распространены скользящая и хо­ довая.

При центрировании по D предельные отклонения наружного диаметра вала и отверстия следует назначать по стандартам на посадки гладких цилиндрических деталей в системе отверстия,

например: г , ^ t , —|#-идр. Для нецентрирующих наружного и

внутреннего диаметров предусмотрены относительно грубые до­ пуски. внутренний диаметр отверстия сЦ выполняется по Л3,

« “ V . На*)У5кыый Диаметр вала Z)B — с отклонениями по Х 3

*^СКИ на внУтренний диаметр вала и наружный диаметр отверстия не устанавливаются.

377


Примеры обозначений соединения при центрировании соответ­ ственно по D и S:

Эв. 50 х 2,5 х 18 - }

;

Эв. 5 0 x 2 ,5 x 1 8 - ^ .

Л о заА

 

^заА

Шлицевые соединения с треугольным профилем зуба. Такие соединения центрируются только по боковым сторонам зубьев,

Рис. 174. Схема расположения полей допусков шли­ цевых соединений с эвольвентным профилем при цен­ трировании по S (для т = 1 ~ 1,5)

а по внутреннему и наружному диаметрам имеют зазоры (см. рис. 167, в). Допуски и посадки устанавливаются только ведом­ ственными нормалями, например угол 2|3 принят равным 72° или 90°. Одна из нормалей предусматривает лишь одну скользя­ щую, а вторая — глухую, напряженную и ходовую посадки.

§ 59. КОНТРОЛЬ ТОЧНОСТИ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Для обеспечения собираемости шлицевых деталей необходимо, чтобы размеры их параметров, отклонения формы и расположения шлицев находились в заданных пределах. Отклонения формы и расположения шлицев и впадин числовыми значениями не регла­ ментируются и дифференцированно не проверяются.

Наружный диаметр вала, внутренний диаметр втулки, тол­ щину зубьев вала и ширину впадины втулки контролируют при помощи гладких предельных калибров или дифференцированно средствами и методами, применяемыми для измерения элементов зубчатых, резьбовых и гладких цилиндрических соединений (специальные средства измерения используют сравнительно редко). Кроме того, вал проверяют комплексным шлицевым кольцом,

378

а отверстие втулки — комплексной шлицевой пробкой. Для рас­ чета предельных размеров комплексных калибров используется вторая часть допуска — на компенсацию погрешностей располо­ жения. Комплексными шлицевыми калибрами устанавливают как правильность взаимного расположения шлицев, так и соответст­ вие отклонений размеров нормам. Рассчитываются такие калибры как проходные. По форме они являются прототипом сопрягаемых деталей.

Комплексные калибры для шлицевых отверстий с прямобочным профилем зуба бывают двух типов: для соединений с центрированием по D и Ъ, имеющие поясок для направления

Рис. 175. Комплексные шлицевые калибры

калибра при вводе его в проверяемое отверстие (рис. 175, а); для соединений с центрированием по d, имеющие два цилиндри­ ческих пояска по краям шлицевой нарезки, выполняющие функции центрирующего диаметра (рис. 175, б).

Кольцо для контроля шлицевых валов с прямобочным профи­ лем показано на рис. 175, е; комплексные калибры для контроля шлицевых деталей с эвольвентным профилем — на рис. 175, г и д .

Шлицевые валы и втулки считаются годными, если комплекс­ ный калибр проходит, а наружный и внутренний диаметры, тол­ щина зуба у вала и ширина впадин во втулке не выходят за уста­ новленные пределы. Методы и универсальные средства измерения отдельных параметров шлицевых изделий, а также расчет испол­ нительных размеров шлицевых калибров приведены в работе [20].


Рпс. 176. Схема сборочной размер­ ной цени

Г ЛАВА XI I

ДОПУСКИ РАЗМЕРОВ, ВХОДЯЩИХ В РАЗМЕРНЫЕ ЦЕПИ

§ 60. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ

Для нормальной работы машины или другого изделия необхо­ димо, чтобы составляющие их детали и поверхности последних занимали одна относительно другой определенное, соответствую­ щее служебному назначению положение. При расчете точности относительного положения деталей и их поверхностей учитывают взаимосвязь многих размеров деталей в изделии. Например, из рис. 176 видно, что при изменении размеров Ах и А 2 величины зазоров Ад также меняются. В зависимости от принятой последо­

вательности обработки поверх­ ностей между действительными размерами отдельной детали также имеется определенная взаимосвязь. В обоих случаях она устанавливается при по­ мощи размерных цепей (ГОСТ

10319-70).

Размерной цепью называют совокупность взаимосвязанных размеров (звеньев), образующих замкнутый контур и опреде­ ляющих точность взаимного рас­ положения осей и поверхностей одной детали ( подетальная раз­

мерная цепь) или нескольких деталей в узле или механизме (сборочная размерная цепь). Замкнутость размерного контура — необходимое условие для составления и анализа размерной цепи. Однако на рабочем чертеже размеры следует проставлять в виде незамкнутой цепи; не проставляется размер замыкаю­ щего звена, так как для обработки он не требуется.

По взаимному расположению размеров размерные цепи делят на линейные, плоские и пространственные. Размерная цепь назы­ вается линейной, если все ее размерь! номинально параллельны один другому и, следовательно, могут проектироваться без изме­ нения их величины на две или несколько параллельных линий. Размерная цепь называется плоской, если все или часть ее раз­

880