Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
изводства большие задачи возникают перед экономической нау кой.
Экономику строительства следует отнести к числу наук, ста новление и развитие которой явилось возможным только в усло виях социалистической системы хозяйствования. Теоретиче ской основой экономики строительства как науки являются по ложения марксистско-ленинской политической экономии.
Актуальной задачей экономики строительства на современ ном этапе создания материально-технической базы коммунизма является выявление наиболее эффективных путей осуществле ния планов капитального строительства, от чего зависит ускоре ние темпов развития всех отраслей народного хозяйства и даль нейшее повышение уровня жизни советского народа.
Центральной научной проблемой экономики строительства, несомненно, остается эффективность капитального строительст ва и строительного производства, которая синтезирует и в изве стном смысле обобщает другие научные проблемы.
Эти задачи нашли свое концентрированное отражение в Ди рективах XXIV съезда КПСС. В этой связи первостепенное зна чение имеют дальнейшее расширение научных поисков, развитие эксперимента и ускорение внедрения результатов законченных научно-исследовательских работ, развитие научного прогнозиро вания, определение тенденций и путей технического прогресса в капитальном строительстве на длительную перспективу.
Научное прогнозирование расширенного воспроизводства в условиях социалистического строительства должно осущест вляться в целях все более полного удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей народа исходя из про граммных положений Коммунистической партии Советского Союза.
Из основного экономического закона социализма вытекает необходимость развивать и совершенствовать производство в со ответствии с растущими потребностями общества. Следователь но, большое значение приобретает изучение потребностей обще ства и оптимальное планирование уровня производства на перс пективу с учетом объемов потребления, рассчитанных по науч ным нормам.
Обеспечение наиболее эффективных оптимальных |
пропорций |
|
в развитии народного хозяйства — одна из |
важнейших задач |
|
долгосрочного планирования. В ее решении |
закон |
пропорцио |
нального развития народного хозяйства взаимодействует с основ ным экономическим законом социализма и с законом непрерыв ного роста производительности общественного труда.
При этом современная наука исходит из того, что основным критерием оптимальности развития социалистического произ водства является наиболее полное удовлетворение материаль ных и духовных потребностей общества при наименьших затра тах общественного труда.
300
Эти положения нашли свое конкретное выражение в реше ниях XXIV съезда КПСС, определившего в качестве главной экономической задачи хозяйственного развития страны на дли тельную перспективу — значительный подъем материального и культурного уровня народа.
Количественная оценка удовлетворения потребностей, соиз мерение затрат с социально-экономическими результатами поз волит по-новому подойти к вопросам оптимизации общественного производства. Именно поэтому так возрастают в настоящее вре мя значение и роль долгосрочного планирования и прогнозиро вания.
Дальнейший расцвет экономики СССР и повышение ее эф фективности связаны с повышением научного уровня планового руководства народным хозяйством, отдельными его отраслями, в том числе и строительством. Главные направления совершенст вования планирования в строительстве вытекают из общих за
дач, |
стоящих в этой области перед народным хозяйством в це |
лом |
и сформулированных в решениях XXIV съезда КПСС. |
Исходя из того, что совершенствование планирования явля ется центральным звеном, сердцевиной руководства народным хозяйством, от качества которого в значительной мере зависит успех социалистической экономики, а также учитывая особенно сти современного этапа экономического развития страны, съезд подчеркнул необходимость повысить уровень всей нашей хозяй ственной работы, превратить наше огромное хозяйство в еще лучше работающий, хорошо отлаженный механизм. В этих усло виях, как отмечал на съезде Л. И. Брежнев: «...серьезно повы шаются требования к планированию, управлению, методам хо зяйственной работы. Усиливается взаимозависимость всех звеньев экономики, что повышает значение перспективного пла нирования, отработки системы межотраслевых связей, улучше ния материального снабжения»
Дальнейшее повышение научного уровня планирования означает: более глубокую разработку социальных проблем и проблем научно-технического прогресса в их единстве с экономи ческим развитием страны; всестороннее изучение общественных потребностей и экономических возможностей; повышение роли перспективного долгосрочного планирования и научного прогно зирования и их увязку с пятилетними планами; сбалансирование развития всех отраслей народного хозяйства на основе прогрес сивных нормативов использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; комплексный подход к планированию и принятию крупных народнохозяйственных решений; учет мест ных особенностей при региональном планировании; сочетание
1 Л. И. Б р;е ж н е в. Отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду Коммуни стической партии Советского Союза. М., 1971, стр. 48.
301
отраслевого и территориального планирования; совершенствова ние методов планирования.
Основной формой народнохозяйственного планирования яв ляется разработка пятилетних планов с распределением зада ний по годам. Однако перспективное планирование не может ог раничиваться только пятилетним периодом. На современном этапе развития экономики в условиях значительного увеличения масштабов производства, усложнения его структуры и, прежде всего, ускорения темпов научно-технического прогресса перво степенное значение приобретают перспективные долгосрочные планы.
Отсутствие планов, рассчитанных на длительную перспекти ву, нередко затрудняют принятие обоснованных решений о рас пределении капитальных вложений, размещении новых крупных предприятий, направлениях геологоразведочных работ, эксплу атации месторождений полезных ископаемых, проведении науч
ных исследований |
и проектных работ, своевременной подготовки |
и развертывании |
индустриальной базы строительства. |
Одновременно с ростом значения перспективных планов все более возрастает требование к соблюдению важнейших принци пов сочетания и взаимодействия перспективного и текущего пла нирования, к созданию единой системы перспективного плани рования, при которой пятилетние планы становятся органиче ской составной частью долгосрочных планов, а текущие годовые планы — пятилетних. При таком подходе, как отмечал Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду пар тии, обеспечивается постоянная увязка долгосрочных планов с пятилетними и годовыми, могут эффективнее решаться коренные проблемы развития экономики. Сочетание и увязка текущих пла нов с перспективными позволяет обеспечить непрерывность на роднохозяйственного планирования.
Качественно новым этапом развития планирования и совер шенствования управления в нашей стране является осуществляе мая в соответствии с решениями XXIV съезда КПСС и поста новлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР разработка плановыми органами, министерствами, ведомствами и научны ми учреждениями долгосрочного перспективного плана развития народного хозяйства СССР на 1976—1990 гг.
Выступая на торжественном заседании ЦК КПСС, Верхов ного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 50-летию образования СССР, Л. И. Брежнев сказал: «Сейчас, конечно, трудно говорить о конкретном содержании перспектив ного плана, о его цифровых показателях... И тут нашим плано вым органам придется основательно поработать, придется дер жать серьезный экзамен перед партией и страной»
1 Л. И. Б р е ж н е в . «О пятидесятилетии Союза Советских Социалистиче ских Республик». Политиздат, 1972, стр. 54,
3Q2
Долгосрочный план должен стать выражением социальноэкономической политики партии на длительную перспективу, оп ределенной Программой КПСС и решениями XXIV съезда пар тии, и наметить пути и средства последовательного создания ма териально-технической базы коммунизма, осуществления широ кого круга социальных мероприятий и повышения уровня жиз ни народа, дальнейшего совершенствования социалистических производственных отношений. Он определит перспективы разви тия ведущих отраслей и территориальных комплексов; направле ния, специализации и комплексного развития союзных респуб лик; пути совершенствования внешнеэкономического и научнотехнического сотрудничества СССР с зарубежными странами, дальнейшего развития и углубления социалистической экономи ческой интеграции.
Долгосрочный план капитального строительства является одной из важнейших составных частей перспективного пла на развития народного хозяйства. Основными задачами этого плана является обеспечение на основе использования достиже ний науки и техники, существенных прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства и в размещении про изводительных сил, а также коренных качественных измене ний в технологии, технике, организации строительного произ водства.
Главной задачей разработки долгосрочного плана строитель ства является определение перспектив его комплексного разви тия в соответствии с требованиями народного хозяйства и науч но-технического прогресса с целью обеспечения сбалансирован ности между намечаемыми объемами капитальных вложений, мощностями строительно-монтажных организаций, развитием от раслей материально-технической базы строительства, а также повышения эффективности производства.
К особенностям долгосрочного плана, определяемым его ха рактером и задачами, относятся:
усиление целевого характера плана; роль долгосрочного пла на состоит прежде всего в научном обосновании последователь ности реализации социально-экономических целей общества ис ходя из анализа достигнутого уровня развития производитель ных сил, учета наличных ресурсов, а также в определении наи более рациональных путей для достижения намечаемых целей максимально возможного удовлетворения растущих потребно стей общества;
широкое применение межотраслевых народнохозяйственных программ, которые включают комплекс взаимоувязанных соци альных, экономических, технических, производственных, научноисследовательских мероприятий;
расширение вариантности плановых решений, особенно на начальном этапе разработки плана и усилении роли балансового метода его разработки;
303