Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
ства инструмент планомерного регулирования, в отличие от стихийного, основанного только на одной рыночной конъюнктуре капиталистического производства.
Состояние теории и практики применения новых экономиче ских нормативов, охват ими различных сторон капитально го строительства в значительной мере характеризуют все содер жание экономической работы.
При планировании капитальных вложений и строительной индустрии нормы и нормативы применяют для определения по
казателей |
плана, |
экономического обоснования |
капитальных |
вложений, |
разработки балансов материального |
производства. |
|
При расчетах экономической эффективности капитальных |
|||
вложений |
и новой |
техники нормативы используют в качестве |
исходной базы для сравнения и определения показателей, изме ряющих эффективность.
При формировании цен на строительную продукцию в фи нансировании и кредитовании нормативы служат для определе ния сметных издержек производства, регулирования размера прибыли в цене на строительную продукцию, размера платы за кредит, сроков его погашения, санкций за нарушения договор ных обязательств или правил финансирования.
Нормативы применяют также при оплате труда, экономиче ском стимулировании и в других областях, деятельности строи тельных предприятий.
В условиях хозяйственной реформы нормативы нужны для определения размера платы за основные производственные фон ды и оборотные средства и для определения размера отчислений в фонды предприятия и выплат из этих фондов.
Нормативы имеют важное значение в научных исследовани ях, особенно при прогнозировании, выявлении закономерностей и тенденций развития производства, при разработке схем разви тия и размещения производительных сил страны, комплексного развития экономических районов и отдельных отраслей.
Таким образом, нормативы выполняют разнообразные функ ции в процессе планомерной экономической оптимизации произ водства: особенно важна их роль как инструмента координации и взаимоувязки плановых показателей, сбалансированности пла на. В этой связи закономерно рассматривать не совокупность отдельных нормативов, не их неупорядоченное множество, а си стему взаимоувязанных нормативных комплексов капитального строительства, основными требованиями которой являются:
наиболее полный охват всех важнейших функций экономи ческого управления — прогнозирование, планирование, проекти рование, ценообразование, финансирование, выявление затрат ресурсов, оплата труда и экономическое стимулирование, анализ производственно-хозяйственной деятельности;
учет всех организационных уровней структуры капитального строительства — отрасли в целом, .строительное ..министерство,
295
крупные экономические районы, главные управления и объеди нения, строительные предприятия, управления, участки, бригады; отражение существенных сторон строительного производства, включая производительные силы и производственные отношения, что означает нормирование затрат труда, материалов, машинно го времени, в денежном выражении и вещественном содержании основных и оборотных фондов, продолжительности процессов
строительства и др.
соблюдение связей между собой нормативных комплексов в рамках всей системы, а также с плановыми показателями, с нормативами других отраслей.
В составе каждого нормативного комплекса различаются следующие составные части:
стандартные номенклатуры отраслей и объектов, на которые распространяются нормативы данного комплекса;
нормали или условия, в которых действует данный норматив ный комплекс;
количественные нормативные показатели, которые в сложив шейся практике обычно и называют нормативами;
область применения нормативов и правила, устанавливаю щие порядок и последовательность расчетов, в которых приме няются нормативы данного комплекса.
Нормативы широко применяются для формирования и обос нования плановых показателей, соблюдения между ними про порций, но существенно отличаются от них своим многократным применением, а также тем, что не имеют строго выраженного адресного характера, присущего показателям плана. Показа тель плана устанавливается один раз на определенный период и только для данного предприятия, объединения или другой строго определенной структурной единицы.
Нормативы действуют в течение более продолжительного пе риода, они охватывают большой круг предприятий (участков, бригад), но не адресованы лишь одному из них. Многие норма тивы не имеют административной обязательности, характерной для показателей плана. Вместе с тем некоторые нормативы, при надлежащие к категории стандартов, не только административ но обязательны, но и защищены законом. Это относится, напри мер, к нормам техники безопасности, правилам производства ра бот, нормам проектирования.
Одним из наиболее важных комплексов являются нормативы удельных капитальных вложений, которые определяют капита лоемкость промышленной продукции в стоимостном выражении на единицу мощности. Они применяются при составлении межот раслевого баланса, при прогнозировании и на начальных стади ях планирования, особенно когда нет еще проектно-сметной до кументации. Удельные капитальные вложения в сочетании с нормативами себестоимости продукции служат основой для оценки новых как предпроектных, так и проектных решений.
296
Научно-исследовательскими институтами разработана мето дика определения удельных капитальных вложений взамен ра нее действовавшей. Имеющиеся нормативы по отраслям должны быть постепенно пересмотрены применительно к новой методике и с учетом новых сметных цен на строительную продукцию.
3. ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
В связи с проводимой хозяйственной реформой в строитель стве большой интерес представляют мероприятия по совершен ствованию планирования и экономического стимулирования строительства, проводимые в социалистических странах.
Центральное место в создании механизма новой системы ру ководства народным хозяйством, в том числе строительством, в странах — членах СЭВ, занимают вопросы совершенствования планирования, повышения его научного уровня, оптимальное со
четание долгосрочного перспективного |
планирования с теку |
щим, осуществления его вариантности и |
оптимизации. |
Общим для всех европейских социалистических стран на правлением совершенствования планирования является сокра щение числа директивных плановых показателей, усиление роли
нормативов и лимитов в составлении перспективных |
пятилет |
них и годовых планов. |
|
В настоящее время в ПНР действует 6 директивных |
показа |
телей, в НРБ — 4, в других странах строительные предприятия не получают заданий в форме директивных показателей, кроме заданий по вводу в действие важнейших объектов для народно го хозяйства. Например, в Венгерской Народной Республике строительные предприятия не получают заданий в форме дирек тивных показателей, а разрабатывают планы самостоятельно, без представления их на утверждение вышестоящей организа ции.
При разработке плана они опираются на обязательные регу лирующие экономические нормативы. В то же время предприя тия обязаны включать объемы работ по объектам, имеющим особо важное значение для народного хозяйства и вытекающие из Государственного плана, с учетом директивных сроков их ввода в действие.
Главное место в планировании строительного производства в условиях хозяйственной реформы занимают показатели ввода в
действие объектов и прибыли. Так, в ВНР показателем для оцен ки деятельности строительных организаций является рост при
были за длительный период. |
|
В странах — членах СЭВ, проводящих хозяйственную |
рефор |
му в строительстве, прибыль строительных предприятий |
являет- |
297
ся базой для формирования фондов экономического стимулиро вания. Создаваемые фонды экономического стимулирования подразделяются на четыре группы:
фонды для финансирования расширенного воспроизводства; фонды, стимулирующие технический прогресс; резервные фонды; специальные фонды.
Кроме того, за счет прибыли формируются и используются фонды материального поощрения. При всем разнообразии фон дов стимулирования их цели и экономическое содержание в раз личных странах весьма сходны. Это можно показать-на примере фондов экономического стимулирования первой группы.
В НРБ финансирование собственных капитальных вложений проводится из фондов расширения и технического совершенст вования, которые образуются в строительных предприятиях и объединениях, в ВНР для этой цели используется фонд разви тия предприятия. В ГДР в строительно-монтажных комбина тах образуются два фонда: капитальных вложений и амортиза ционных отчислений. В ПНР в соответствии с решениями апрельского (1969 г.) Пленума ЦК ПОРП в строительных объ единениях образуется единый для финансирования собственных капитальных вложений и капитального ремонта так называемый инвестиционно-ремонтный фонд. В ЧССР образуется специаль ный фонд финансирования капитальных вложений, который пре имущественно направляется на развитие мощностей строитель ного предприятия.
'•' Одной |
из важнейших |
задач хозяйственной реформы в |
стро |
||
ительстве |
стран— членов |
СЭВ — явилось создание экономичес |
|||
ких |
стимулов лучшего использования |
производственного |
аппа |
||
рата |
строительной отрасли — основных |
производственных |
фон |
дов. При переходе на новые условия был изменен порядок поль зования фондами и введена плата за фонды.
В Н Р Б с 1 января 1969 г. был установлен |
единый |
для всех |
отраслей налог на производственные основные |
фонды |
и оборот |
ные фонды в размере 3% их стоимости с оплатой из балансовой
прибыли. В ВНР |
налог на производственные фонды включается |
в себестоимость |
строительно-монтажных работ в размере 5% |
первоначальной стоимости собственных и арендованных основ ных производственных фондов и оборотных средств. В ГДР став ка платы за фонды дифференцирована от 1,5 до 6%, причем ком
бинатам предоставлено право дифференцировать |
норму |
платы |
за фонды между подчиненными предприятиями. |
|
|
В ЧССР строительно-монтажные предприятия |
вносят |
опла |
ту за основные производственные фонды в размере 6% их оста точной стоимости и 2% общей суммы материальных запасов.
Важным направлением хозяйственной реформы в строитель стве стран — членов СЭВ является переход к расчетам за за конченный объект. Вопрос о системе расчетов, используемых в
298
строительстве, |
решается |
в каждой стране с учетом конкретных |
||
условий. Так, |
в Н Р Б вопрос о форме расчетов |
решается |
заказ |
|
чиком и строительными |
предприятиями при |
заключении |
дого |
вора. В ВНР расчеты между заказчиками и подрядчиками про изводятся только после окончательного завершения работ, при чем по объектам сметной стоимостью до 8 млн. форинтов расче ты производятся за объект в целом. Расчеты за более крупные объекты осуществляются по этапам. Разделение на этапы ра бот производится на стадии подготовки проектно-сметной доку ментации, согласования ее заказчиком с исполнителем и фик сируется в подрядном договоре.
В ГДР договор заключается только на строительство объек та в целом, а не на годовой объем работ. С 1967 г. введен поря док расчетов только за готовую строительную продукцию в форме «пригодных для пользования единиц», под которыми по нимается объект в целом, пусковой комплекс и в исключитель ных случаях — часть отдельного объекта. Разделение объекта на части осуществляется по принципу «потребитель стоимости», т. е. по принципу возможности использования объектов без дополни тельных затрат. Это разделение устанавливается в подрядном договоре.
Изучение и рациональное использование опыта зарубежных социалистических стран в области хозяйственной реформы в строительстве явилось одной из предпосылок при подготовке ре шений о переводе строительных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования в нашей стране.
Страны — члены СЭВ систематически обмениваются опытом экономической работы, в том числе по созданию и применению отдельных нормативов и нормативной базы в целом, имея в ви ду не только обмен опытом, но и сближение нормативной базы по номенклатуре нормативов, их содержанию и методам опре деления. Эта задача становится все более актуальной по мере перехода от нормативов, применяемых на уровне отдельных стро ительных предприятий, к нормативам отраслевого и народнохо зяйственного масштаба.
Наличие сопоставимых нормативов в странах — членах СЭВ — позволит более правильно координировать планы, выби рать решения, оптимальные как для каждой страны, так и для всех стран в целом, обмениваться подлинно эффективными ре зультатами научно-технического прогресса, а также выявить ре зервы строительного производства путем анализа и сравнения нормативов в различных странах.
4. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
В связи с проводимыми государственными мероприятиями по совершенствованию планирования капитального строительства и усилению экономического стимулирования строительного про-
299