Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ства инструмент планомерного регулирования, в отличие от стихийного, основанного только на одной рыночной конъюнктуре капиталистического производства.

Состояние теории и практики применения новых экономиче­ ских нормативов, охват ими различных сторон капитально­ го строительства в значительной мере характеризуют все содер­ жание экономической работы.

При планировании капитальных вложений и строительной индустрии нормы и нормативы применяют для определения по­

казателей

плана,

экономического обоснования

капитальных

вложений,

разработки балансов материального

производства.

При расчетах экономической эффективности капитальных

вложений

и новой

техники нормативы используют в качестве

исходной базы для сравнения и определения показателей, изме­ ряющих эффективность.

При формировании цен на строительную продукцию в фи­ нансировании и кредитовании нормативы служат для определе­ ния сметных издержек производства, регулирования размера прибыли в цене на строительную продукцию, размера платы за кредит, сроков его погашения, санкций за нарушения договор­ ных обязательств или правил финансирования.

Нормативы применяют также при оплате труда, экономиче­ ском стимулировании и в других областях, деятельности строи­ тельных предприятий.

В условиях хозяйственной реформы нормативы нужны для определения размера платы за основные производственные фон­ ды и оборотные средства и для определения размера отчислений в фонды предприятия и выплат из этих фондов.

Нормативы имеют важное значение в научных исследовани­ ях, особенно при прогнозировании, выявлении закономерностей и тенденций развития производства, при разработке схем разви­ тия и размещения производительных сил страны, комплексного развития экономических районов и отдельных отраслей.

Таким образом, нормативы выполняют разнообразные функ­ ции в процессе планомерной экономической оптимизации произ­ водства: особенно важна их роль как инструмента координации и взаимоувязки плановых показателей, сбалансированности пла­ на. В этой связи закономерно рассматривать не совокупность отдельных нормативов, не их неупорядоченное множество, а си­ стему взаимоувязанных нормативных комплексов капитального строительства, основными требованиями которой являются:

наиболее полный охват всех важнейших функций экономи­ ческого управления — прогнозирование, планирование, проекти­ рование, ценообразование, финансирование, выявление затрат ресурсов, оплата труда и экономическое стимулирование, анализ производственно-хозяйственной деятельности;

учет всех организационных уровней структуры капитального строительства — отрасли в целом, .строительное ..министерство,

295


крупные экономические районы, главные управления и объеди­ нения, строительные предприятия, управления, участки, бригады; отражение существенных сторон строительного производства, включая производительные силы и производственные отношения, что означает нормирование затрат труда, материалов, машинно­ го времени, в денежном выражении и вещественном содержании основных и оборотных фондов, продолжительности процессов

строительства и др.

соблюдение связей между собой нормативных комплексов в рамках всей системы, а также с плановыми показателями, с нормативами других отраслей.

В составе каждого нормативного комплекса различаются следующие составные части:

стандартные номенклатуры отраслей и объектов, на которые распространяются нормативы данного комплекса;

нормали или условия, в которых действует данный норматив­ ный комплекс;

количественные нормативные показатели, которые в сложив­ шейся практике обычно и называют нормативами;

область применения нормативов и правила, устанавливаю­ щие порядок и последовательность расчетов, в которых приме­ няются нормативы данного комплекса.

Нормативы широко применяются для формирования и обос­ нования плановых показателей, соблюдения между ними про­ порций, но существенно отличаются от них своим многократным применением, а также тем, что не имеют строго выраженного адресного характера, присущего показателям плана. Показа­ тель плана устанавливается один раз на определенный период и только для данного предприятия, объединения или другой строго определенной структурной единицы.

Нормативы действуют в течение более продолжительного пе­ риода, они охватывают большой круг предприятий (участков, бригад), но не адресованы лишь одному из них. Многие норма­ тивы не имеют административной обязательности, характерной для показателей плана. Вместе с тем некоторые нормативы, при­ надлежащие к категории стандартов, не только административ­ но обязательны, но и защищены законом. Это относится, напри­ мер, к нормам техники безопасности, правилам производства ра­ бот, нормам проектирования.

Одним из наиболее важных комплексов являются нормативы удельных капитальных вложений, которые определяют капита­ лоемкость промышленной продукции в стоимостном выражении на единицу мощности. Они применяются при составлении межот­ раслевого баланса, при прогнозировании и на начальных стади­ ях планирования, особенно когда нет еще проектно-сметной до­ кументации. Удельные капитальные вложения в сочетании с нормативами себестоимости продукции служат основой для оценки новых как предпроектных, так и проектных решений.

296


Научно-исследовательскими институтами разработана мето­ дика определения удельных капитальных вложений взамен ра­ нее действовавшей. Имеющиеся нормативы по отраслям должны быть постепенно пересмотрены применительно к новой методике и с учетом новых сметных цен на строительную продукцию.

3. ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

В связи с проводимой хозяйственной реформой в строитель­ стве большой интерес представляют мероприятия по совершен­ ствованию планирования и экономического стимулирования строительства, проводимые в социалистических странах.

Центральное место в создании механизма новой системы ру­ ководства народным хозяйством, в том числе строительством, в странах — членах СЭВ, занимают вопросы совершенствования планирования, повышения его научного уровня, оптимальное со­

четание долгосрочного перспективного

планирования с теку­

щим, осуществления его вариантности и

оптимизации.

Общим для всех европейских социалистических стран на­ правлением совершенствования планирования является сокра­ щение числа директивных плановых показателей, усиление роли

нормативов и лимитов в составлении перспективных

пятилет­

них и годовых планов.

 

В настоящее время в ПНР действует 6 директивных

показа­

телей, в НРБ — 4, в других странах строительные предприятия не получают заданий в форме директивных показателей, кроме заданий по вводу в действие важнейших объектов для народно­ го хозяйства. Например, в Венгерской Народной Республике строительные предприятия не получают заданий в форме дирек­ тивных показателей, а разрабатывают планы самостоятельно, без представления их на утверждение вышестоящей организа­ ции.

При разработке плана они опираются на обязательные регу­ лирующие экономические нормативы. В то же время предприя­ тия обязаны включать объемы работ по объектам, имеющим особо важное значение для народного хозяйства и вытекающие из Государственного плана, с учетом директивных сроков их ввода в действие.

Главное место в планировании строительного производства в условиях хозяйственной реформы занимают показатели ввода в

действие объектов и прибыли. Так, в ВНР показателем для оцен­ ки деятельности строительных организаций является рост при­

были за длительный период.

 

В странах — членах СЭВ, проводящих хозяйственную

рефор­

му в строительстве, прибыль строительных предприятий

являет-

297


ся базой для формирования фондов экономического стимулиро­ вания. Создаваемые фонды экономического стимулирования подразделяются на четыре группы:

фонды для финансирования расширенного воспроизводства; фонды, стимулирующие технический прогресс; резервные фонды; специальные фонды.

Кроме того, за счет прибыли формируются и используются фонды материального поощрения. При всем разнообразии фон­ дов стимулирования их цели и экономическое содержание в раз­ личных странах весьма сходны. Это можно показать-на примере фондов экономического стимулирования первой группы.

В НРБ финансирование собственных капитальных вложений проводится из фондов расширения и технического совершенст­ вования, которые образуются в строительных предприятиях и объединениях, в ВНР для этой цели используется фонд разви­ тия предприятия. В ГДР в строительно-монтажных комбина­ тах образуются два фонда: капитальных вложений и амортиза­ ционных отчислений. В ПНР в соответствии с решениями апрельского (1969 г.) Пленума ЦК ПОРП в строительных объ­ единениях образуется единый для финансирования собственных капитальных вложений и капитального ремонта так называемый инвестиционно-ремонтный фонд. В ЧССР образуется специаль­ ный фонд финансирования капитальных вложений, который пре­ имущественно направляется на развитие мощностей строитель­ ного предприятия.

'•' Одной

из важнейших

задач хозяйственной реформы в

стро­

ительстве

стран— членов

СЭВ — явилось создание экономичес­

ких

стимулов лучшего использования

производственного

аппа­

рата

строительной отрасли — основных

производственных

фон­

дов. При переходе на новые условия был изменен порядок поль­ зования фондами и введена плата за фонды.

В Н Р Б с 1 января 1969 г. был установлен

единый

для всех

отраслей налог на производственные основные

фонды

и оборот­

ные фонды в размере 3% их стоимости с оплатой из балансовой

прибыли. В ВНР

налог на производственные фонды включается

в себестоимость

строительно-монтажных работ в размере 5%

первоначальной стоимости собственных и арендованных основ­ ных производственных фондов и оборотных средств. В ГДР став­ ка платы за фонды дифференцирована от 1,5 до 6%, причем ком­

бинатам предоставлено право дифференцировать

норму

платы

за фонды между подчиненными предприятиями.

 

 

В ЧССР строительно-монтажные предприятия

вносят

опла­

ту за основные производственные фонды в размере 6% их оста­ точной стоимости и 2% общей суммы материальных запасов.

Важным направлением хозяйственной реформы в строитель­ стве стран — членов СЭВ является переход к расчетам за за­ конченный объект. Вопрос о системе расчетов, используемых в

298


строительстве,

решается

в каждой стране с учетом конкретных

условий. Так,

в Н Р Б вопрос о форме расчетов

решается

заказ­

чиком и строительными

предприятиями при

заключении

дого­

вора. В ВНР расчеты между заказчиками и подрядчиками про­ изводятся только после окончательного завершения работ, при­ чем по объектам сметной стоимостью до 8 млн. форинтов расче­ ты производятся за объект в целом. Расчеты за более крупные объекты осуществляются по этапам. Разделение на этапы ра­ бот производится на стадии подготовки проектно-сметной доку­ ментации, согласования ее заказчиком с исполнителем и фик­ сируется в подрядном договоре.

В ГДР договор заключается только на строительство объек­ та в целом, а не на годовой объем работ. С 1967 г. введен поря­ док расчетов только за готовую строительную продукцию в форме «пригодных для пользования единиц», под которыми по­ нимается объект в целом, пусковой комплекс и в исключитель­ ных случаях — часть отдельного объекта. Разделение объекта на части осуществляется по принципу «потребитель стоимости», т. е. по принципу возможности использования объектов без дополни­ тельных затрат. Это разделение устанавливается в подрядном договоре.

Изучение и рациональное использование опыта зарубежных социалистических стран в области хозяйственной реформы в строительстве явилось одной из предпосылок при подготовке ре­ шений о переводе строительных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования в нашей стране.

Страны — члены СЭВ систематически обмениваются опытом экономической работы, в том числе по созданию и применению отдельных нормативов и нормативной базы в целом, имея в ви­ ду не только обмен опытом, но и сближение нормативной базы по номенклатуре нормативов, их содержанию и методам опре­ деления. Эта задача становится все более актуальной по мере перехода от нормативов, применяемых на уровне отдельных стро­ ительных предприятий, к нормативам отраслевого и народнохо­ зяйственного масштаба.

Наличие сопоставимых нормативов в странах — членах СЭВ — позволит более правильно координировать планы, выби­ рать решения, оптимальные как для каждой страны, так и для всех стран в целом, обмениваться подлинно эффективными ре­ зультатами научно-технического прогресса, а также выявить ре­ зервы строительного производства путем анализа и сравнения нормативов в различных странах.

4. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

В связи с проводимыми государственными мероприятиями по совершенствованию планирования капитального строительства и усилению экономического стимулирования строительного про-

299