Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Необходимо, чтобы каждый рабочий, бригадир, инженер, экономист понимал, что перевод организации на новую систему
планирования и |
экономического |
стимулирования, |
увеличение |
прибыли и ускорение ввода в действие — главные |
факторы ро |
||
ста эффективности |
общественного |
производства. |
|
Комплекс мероприятий, определяющий содержание новой системы в строительстве, охватывает все стороны экономической работы предприятий, главков, министерств. Потребуется немало усилий со стороны всех строителей и работников органов управ ления, чтобы претворить в жизнь все предусмотренные рефор мой мероприятия. Предстоят осложнения и в связи с переходом на расчеты за законченные объекты производственного назна чения в условиях отсутствия комплектной проектной документа ции, не вполне еще упорядоченного ценообразования и необхо димости наделения строительных организаций оборотными сред ствами на покрытие затрат по незавершенному строительству. Составление полностью сбалансированных планов капитальных
вложений — одна |
из трудных задач, |
которую |
следует решать. |
|||
В последние годы было начато |
много |
строек |
без |
достаточного |
||
экономического |
обоснования. Общая их |
стоимость такова, что |
||||
только для их завершения (не |
начиная |
нового) |
потребовалось |
бы 4—5 лет при нынешнем уровне капитальных вложений. Меж ду тем жизнь диктует другое. Так, у предприятий, работающих по новей системе, накапливаются значительные прибыли, кото рые представляют собой крупный источник капитальных вложе ний. Очевидно, потребуются время и большие усилия, чтобы на основе концентрации ресурсов и жесткой дисциплины в плани ровании строительства сократить незавершенные капиталовло жения и войти в нормальный ритм ввода в действие.
Все это говорит о том, что перевод на новую экономическую систему надо рассматривать не как единовременное событие, не как кампанию, но как длительную фазу экономического разви
тия, |
направленную |
на |
коренное |
повышение |
эффективности все |
||||
го народного |
хозяйства. |
|
|
|
|
|
|
||
Совершенствование |
экономической структуры |
общественного |
|||||||
производства |
на |
этом |
не |
остановится. |
В |
постановлении |
|||
ЦК КПСС и Совета Министров |
СССР от 28 мая |
1969 г. № 389 |
|||||||
имеются прямые указания |
о дальнейшем |
развитии |
принципов |
||||||
новой экономической системы. |
|
|
|
|
|||||
Ряд экспериментально проверенных предложений в этом на |
|||||||||
правлении подготовлен и научно-исследовательскими |
институ |
||||||||
тами нашей страны. |
|
|
|
|
|
|
|
||
К |
числу |
наиболее |
важных |
и перспективных |
мероприятий, |
подлежащих экспериментальной проверке в соответствии с упо мянутым постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР,
относится |
строительство |
нескольких |
предприятий или |
объектов |
в ряде отраслей за счет |
кредита, предоставляемого |
Стройбан |
||
ком СССР |
подрядным строительным |
организациям, |
в размере |
291
полной стоимости этого объекта по смете, принятой генеральным подрядчиком.
При этом расчеты между подрядчиком и заказчиком за пост роенные и подготовленные к выпуску продукции (или оказа нию услуг) предприятия производятся после приемки их заказ чиком, а кредит погашается после завершения расчетов с заказ чиком. Вся экономия, полученная против сметы (разница между сметной и фактической стоимостью строительства), остается в распоряжении подрядной организации как ее прибыль. Если же объект введен досрочно, то подрядная организация имеет право на часть прибыли, полученной заказчиком за период, на который сокращен срок строительства по сравнению с нормативным сро ком.
Эта система — не что иное, как строительство «под ключ» силами и средствами генерального подрядчика под его полную ответственность. Подрядная организация принимает на себя за каз оборудования и его монтаж; не исключается и составление проекта генеральным подрядчиком с привлечением проектных организаций.
Постановлением предусмотрена также коренная перестрой ка системы материально-технического снабжения капитального строительства путем перехода на снабжение строек материала ми через органы Госснаба СССР по заказам строительных орга низаций в соответствии с их потребностью, определяемой проек тами и сметами. В порядке эксперимента на указанную систему снабжения фондируемыми и планируемыми материалами пере
ведены с 1970 |
г. строительные организации Главцентротяжстроя, |
объединения |
Татстрой, Главволговятскстроя, Минпромстроя |
Белорусской |
ССР, Минстроя и Минсельстроя Латвийской ССР. |
Имеется в виду, что основным критерием контроля за ис пользованием материалов на строительство каждого объекта будет служить расходование выделенных на эти цели средств в строгом соответствии со сметой. Это означает отход от сложив
шейся системы снабжения по нормам расхода материалов |
на |
1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ |
и |
переход к прямому счету. |
|
На основе результатов этого эксперимента будут внесены предложения о дальнейшем расширении практики обеспечения строительства материалами по заказам строительных органи заций. В условиях хорошо сбалансированного плана в отрасле вом и территориальном разрезе и при наличии товарных резер вов строительных материалов не исключается и прямое при крепление потребителей к поставщикам без выделения фондов.
Начиная с 1970 г. осуществляется эксперимент по расчетам между заказчиками и поставщиками за оборудование, полно стью укомплектованное и смонтированное заводами-поставщи ками. Это значит, что завод получит деньги за оборудование не в момент его отгрузки, а после запуска и выведения на мощность.
292
При |
этом завод может привлечь для монтажа, если посчитает |
это |
целесообразным, специализированную организацию, но он |
сам должен с ией и рассчитаться, не вовлекая в эти взаимоотно шения заказчика.
Имеются и другие |
заслуживающие внимания предложения |
об экспериментальной |
проверке в производственных условиях |
новых методов и форм экономической работы, развивающих к углубляющих основные положения, сформулированные в реше
ниях X X I I I съезда КПСС, сентябрьского (1965 |
г.) |
Пленума |
ЦК КПСС и постановлениях ЦК КПСС и Совета |
Министров |
|
СССР от 28 мая 1969 г. по вопросам упорядочения |
строительства. |
К числу их, например, относятся:
развитие прямых хозрасчетных связей между участниками ин вестиционного процесса — заказчиками, проектными организа циями, генеральными подрядчиками, субподрядчиками и постав щиками материальных ресурсов с сохранением централизован ного государственного планирования и регулирования по важ нейшим конечным результатам их деятельности;
агрегирование хозрасчетных форм управления строительным производством по линии: строительное управление—трест, объ
единение |
(главк) —министерство; агрегирование хозрасчетных |
форм по |
линии: научная организация — проектная организа |
ция — строительная организация — наладочная организация со сдачей заказчику готового предприятия по ходу;
улучшение методов стимулирования повышения качества строительных работ путем применения скидок и надбавок к цене на готовую продукцию, а также к ценам на проектные работы в зависимости от надежности, долговечности, эстетических свойств проектируемых объектов, повышения их эффективности для потребителей;
отработка порядка формирования и использования фондов экономического стимулирования, включая нормативы отчисле ний и факторы, влияющие на размер отчислений;
отработка нормативов и порядка взимания платы за фонды; совершенствование производственного планирования и эконо мического стимулирования в рамках деятельности отдельных
строительных предприятий; проверка различных показателей для контроля за расходова
нием средств на заработную плату.
Таким образом, за последние годы экономические экспери менты стали важным этапом исследований в области экономики строительства, позволяющим сделать обоснованные выводы о практической применимости результатов исследований, об опти мальных границах их применения.
На современном этапе совершенствования экономической структуры строительного производства большое значение приоб ретает разработка системы новых экономических нормативных документов в строительстве.
20 |
Заказ 2195 |
293 |
Эти нормативные документы основываются на использовании
объективных экономических законов |
и преимуществ социализма |
в целях обеспечения высоких темпов |
развития социалистической |
экономики, ускорения технического прогресса, повышения произ водительности труда и эффективности капитального строитель ства и общественного производства в целом.
Система нормативов в строительстве является важным сред ством экономического управления и проведения единой наиболее прогрессивной технической политики.
Вопросами теории системы экономических нормативов в строительстве занимается Научно-исследовательский институт экономики строительства Госстроя СССР, закончивший в 1969 г. первую редакцию Основных положений по разработке системы государственных нормативов капитального строительства.
Современная теория рассматривает экономические нормати вы как систему научно обоснованных показателей, выражаю щих различные стороны производственных процессов, а также отношений по производству между государством, предприятия
ми, коллективами и отдельными |
работниками. |
|
|
Нормативы |
регламентируются |
компетентными органами, |
а |
в необходимых |
случаях утверждаются в законодательном |
по |
рядке. Сохраняя за предприятиями широкие возможности раз вития местной инициативы, государство заботится, чтобы каждое предприятие не оказалось предоставленным самому себе в сложных взаимоотношениях общественного хозяйства, а также при выборе способов выполнения производственных и техниче ских задач. Поэтому предприятие получает возможность само стоятельно использовать и свои нормативы, в полной мере отра жающие как государственные задачи, так и отраслевые, регио нальные и индивидуальные особенности деятельности предпри ятия.
Таким образом, нормализацию местной инициативы можно
рассматривать как один |
из эффективных |
методов |
централизо |
|||
ванного оптимального управления в строительном |
производстве. |
|||||
Повышение эффективности строительного производства ба |
||||||
зируется на установлении |
и поддержании |
пропорций, которые |
||||
определены в процессе оптимального планирования. |
|
|||||
Непосредственная цель государственной экономической по |
||||||
литики |
и управления |
хозяйством — реализовать |
эти |
пропорции |
||
и связи, |
воплотить их |
в конкретных результатах |
производства. |
Это сопряжено с серьезными трудностями, поскольку данные связи по своему существу динамичны, они непрерывно изменя ются под влиянием технического прогресса, а также под влияни ем деятельности многочисленных участников сложного строитель ного процесса и текущего контроля и регулирования обще ственного производства. Для этого требуется надежная, доста точно широкая нормативная система, которая выступает в дан ном случае как характерный для социалистического хозяй-
294