Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо, чтобы каждый рабочий, бригадир, инженер, экономист понимал, что перевод организации на новую систему

планирования и

экономического

стимулирования,

увеличение

прибыли и ускорение ввода в действие — главные

факторы ро­

ста эффективности

общественного

производства.

 

Комплекс мероприятий, определяющий содержание новой системы в строительстве, охватывает все стороны экономической работы предприятий, главков, министерств. Потребуется немало усилий со стороны всех строителей и работников органов управ­ ления, чтобы претворить в жизнь все предусмотренные рефор­ мой мероприятия. Предстоят осложнения и в связи с переходом на расчеты за законченные объекты производственного назна­ чения в условиях отсутствия комплектной проектной документа­ ции, не вполне еще упорядоченного ценообразования и необхо­ димости наделения строительных организаций оборотными сред­ ствами на покрытие затрат по незавершенному строительству. Составление полностью сбалансированных планов капитальных

вложений — одна

из трудных задач,

которую

следует решать.

В последние годы было начато

много

строек

без

достаточного

экономического

обоснования. Общая их

стоимость такова, что

только для их завершения (не

начиная

нового)

потребовалось

бы 4—5 лет при нынешнем уровне капитальных вложений. Меж­ ду тем жизнь диктует другое. Так, у предприятий, работающих по новей системе, накапливаются значительные прибыли, кото­ рые представляют собой крупный источник капитальных вложе­ ний. Очевидно, потребуются время и большие усилия, чтобы на основе концентрации ресурсов и жесткой дисциплины в плани­ ровании строительства сократить незавершенные капиталовло­ жения и войти в нормальный ритм ввода в действие.

Все это говорит о том, что перевод на новую экономическую систему надо рассматривать не как единовременное событие, не как кампанию, но как длительную фазу экономического разви­

тия,

направленную

на

коренное

повышение

эффективности все­

го народного

хозяйства.

 

 

 

 

 

 

Совершенствование

экономической структуры

общественного

производства

на

этом

не

остановится.

В

постановлении

ЦК КПСС и Совета Министров

СССР от 28 мая

1969 г. № 389

имеются прямые указания

о дальнейшем

развитии

принципов

новой экономической системы.

 

 

 

 

Ряд экспериментально проверенных предложений в этом на­

правлении подготовлен и научно-исследовательскими

институ­

тами нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

К

числу

наиболее

важных

и перспективных

мероприятий,

подлежащих экспериментальной проверке в соответствии с упо­ мянутым постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР,

относится

строительство

нескольких

предприятий или

объектов

в ряде отраслей за счет

кредита, предоставляемого

Стройбан­

ком СССР

подрядным строительным

организациям,

в размере

291


полной стоимости этого объекта по смете, принятой генеральным подрядчиком.

При этом расчеты между подрядчиком и заказчиком за пост­ роенные и подготовленные к выпуску продукции (или оказа­ нию услуг) предприятия производятся после приемки их заказ­ чиком, а кредит погашается после завершения расчетов с заказ­ чиком. Вся экономия, полученная против сметы (разница между сметной и фактической стоимостью строительства), остается в распоряжении подрядной организации как ее прибыль. Если же объект введен досрочно, то подрядная организация имеет право на часть прибыли, полученной заказчиком за период, на который сокращен срок строительства по сравнению с нормативным сро­ ком.

Эта система — не что иное, как строительство «под ключ» силами и средствами генерального подрядчика под его полную ответственность. Подрядная организация принимает на себя за­ каз оборудования и его монтаж; не исключается и составление проекта генеральным подрядчиком с привлечением проектных организаций.

Постановлением предусмотрена также коренная перестрой­ ка системы материально-технического снабжения капитального строительства путем перехода на снабжение строек материала­ ми через органы Госснаба СССР по заказам строительных орга­ низаций в соответствии с их потребностью, определяемой проек­ тами и сметами. В порядке эксперимента на указанную систему снабжения фондируемыми и планируемыми материалами пере­

ведены с 1970

г. строительные организации Главцентротяжстроя,

объединения

Татстрой, Главволговятскстроя, Минпромстроя

Белорусской

ССР, Минстроя и Минсельстроя Латвийской ССР.

Имеется в виду, что основным критерием контроля за ис­ пользованием материалов на строительство каждого объекта будет служить расходование выделенных на эти цели средств в строгом соответствии со сметой. Это означает отход от сложив­

шейся системы снабжения по нормам расхода материалов

на

1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ

и

переход к прямому счету.

 

На основе результатов этого эксперимента будут внесены предложения о дальнейшем расширении практики обеспечения строительства материалами по заказам строительных органи­ заций. В условиях хорошо сбалансированного плана в отрасле­ вом и территориальном разрезе и при наличии товарных резер­ вов строительных материалов не исключается и прямое при­ крепление потребителей к поставщикам без выделения фондов.

Начиная с 1970 г. осуществляется эксперимент по расчетам между заказчиками и поставщиками за оборудование, полно­ стью укомплектованное и смонтированное заводами-поставщи­ ками. Это значит, что завод получит деньги за оборудование не в момент его отгрузки, а после запуска и выведения на мощность.

292


При

этом завод может привлечь для монтажа, если посчитает

это

целесообразным, специализированную организацию, но он

сам должен с ией и рассчитаться, не вовлекая в эти взаимоотно­ шения заказчика.

Имеются и другие

заслуживающие внимания предложения

об экспериментальной

проверке в производственных условиях

новых методов и форм экономической работы, развивающих к углубляющих основные положения, сформулированные в реше­

ниях X X I I I съезда КПСС, сентябрьского (1965

г.)

Пленума

ЦК КПСС и постановлениях ЦК КПСС и Совета

Министров

СССР от 28 мая 1969 г. по вопросам упорядочения

строительства.

К числу их, например, относятся:

развитие прямых хозрасчетных связей между участниками ин­ вестиционного процесса — заказчиками, проектными организа­ циями, генеральными подрядчиками, субподрядчиками и постав­ щиками материальных ресурсов с сохранением централизован­ ного государственного планирования и регулирования по важ­ нейшим конечным результатам их деятельности;

агрегирование хозрасчетных форм управления строительным производством по линии: строительное управление—трест, объ­

единение

(главк) —министерство; агрегирование хозрасчетных

форм по

линии: научная организация — проектная организа­

ция — строительная организация — наладочная организация со сдачей заказчику готового предприятия по ходу;

улучшение методов стимулирования повышения качества строительных работ путем применения скидок и надбавок к цене на готовую продукцию, а также к ценам на проектные работы в зависимости от надежности, долговечности, эстетических свойств проектируемых объектов, повышения их эффективности для потребителей;

отработка порядка формирования и использования фондов экономического стимулирования, включая нормативы отчисле­ ний и факторы, влияющие на размер отчислений;

отработка нормативов и порядка взимания платы за фонды; совершенствование производственного планирования и эконо­ мического стимулирования в рамках деятельности отдельных

строительных предприятий; проверка различных показателей для контроля за расходова­

нием средств на заработную плату.

Таким образом, за последние годы экономические экспери­ менты стали важным этапом исследований в области экономики строительства, позволяющим сделать обоснованные выводы о практической применимости результатов исследований, об опти­ мальных границах их применения.

На современном этапе совершенствования экономической структуры строительного производства большое значение приоб­ ретает разработка системы новых экономических нормативных документов в строительстве.

20

Заказ 2195

293


Эти нормативные документы основываются на использовании

объективных экономических законов

и преимуществ социализма

в целях обеспечения высоких темпов

развития социалистической

экономики, ускорения технического прогресса, повышения произ­ водительности труда и эффективности капитального строитель­ ства и общественного производства в целом.

Система нормативов в строительстве является важным сред­ ством экономического управления и проведения единой наиболее прогрессивной технической политики.

Вопросами теории системы экономических нормативов в строительстве занимается Научно-исследовательский институт экономики строительства Госстроя СССР, закончивший в 1969 г. первую редакцию Основных положений по разработке системы государственных нормативов капитального строительства.

Современная теория рассматривает экономические нормати­ вы как систему научно обоснованных показателей, выражаю­ щих различные стороны производственных процессов, а также отношений по производству между государством, предприятия­

ми, коллективами и отдельными

работниками.

 

Нормативы

регламентируются

компетентными органами,

а

в необходимых

случаях утверждаются в законодательном

по­

рядке. Сохраняя за предприятиями широкие возможности раз­ вития местной инициативы, государство заботится, чтобы каждое предприятие не оказалось предоставленным самому себе в сложных взаимоотношениях общественного хозяйства, а также при выборе способов выполнения производственных и техниче­ ских задач. Поэтому предприятие получает возможность само­ стоятельно использовать и свои нормативы, в полной мере отра­ жающие как государственные задачи, так и отраслевые, регио­ нальные и индивидуальные особенности деятельности предпри­ ятия.

Таким образом, нормализацию местной инициативы можно

рассматривать как один

из эффективных

методов

централизо­

ванного оптимального управления в строительном

производстве.

Повышение эффективности строительного производства ба­

зируется на установлении

и поддержании

пропорций, которые

определены в процессе оптимального планирования.

 

Непосредственная цель государственной экономической по­

литики

и управления

хозяйством — реализовать

эти

пропорции

и связи,

воплотить их

в конкретных результатах

производства.

Это сопряжено с серьезными трудностями, поскольку данные связи по своему существу динамичны, они непрерывно изменя­ ются под влиянием технического прогресса, а также под влияни­ ем деятельности многочисленных участников сложного строитель­ ного процесса и текущего контроля и регулирования обще­ ственного производства. Для этого требуется надежная, доста­ точно широкая нормативная система, которая выступает в дан­ ном случае как характерный для социалистического хозяй-

294