работку на трактор (или расход топлива, количество мото-часов).
Построение такой кривой на графиках делается на ос нове объемов работ в усл. эт. га, приходящихся в сред нем на один трактор за определенный срок, которые от кладывают нарастающим итогом на графике в соответ ствующем масштабе.
По характеру интегральной кривой можно судить о напряженности работ, выполняемых тракторами данно го типа: крутой подъем кривой свидетельствует о напря женном периоде работ, пологий — о спаде напряжения. Горизонтальные участки кривой указывают на отсутствие работ в этот период времени.
Определение количества тракторов и автомобилей.
После корректирования распределения объемов работ указанными способами на графиках машиноиспользования все же неизбежно остаются пиковые нагрузки (хоть и в меньшей мере), которые и определяют потребное ко личество тракторов или автомобилей каждой марки.
Результаты корректировки графиков машиноиспользования должны быть отражены в ведомости распреде ления работ (табл. 28) и в технологических картах возделывания культур. Только после такой увязки с опти мальными графиками машиноиспользования технологи ческие карты становятся реальными и наиболее эконо мичными для хозяйства.
Количество тракторов и других машин, определяемое при построении графиков использования, является экс плуатационным количеством п э к , парком машин, непо средственно занятым на выполнении работ.
Списочное (инвентарное) или действительно необхо димое количество тракторов или автомобилей в хозяйст ве должно быть несколько больше в связи с неизбежно стью простоя при выполнении ремонта и технического обслуживания.
Списочное количество машин п с |
определяют из отно |
шения: |
|
|
_ |
«эк |
|
"•с — |
Т т . г > |
|
где т Т 1 — коэффициент технической |
готовности машин, |
учитывающий простои в ремонте и на плановых техни
ческих обслуживаниях (для |
тракторов и автомобилей |
его можно принимать равным |
0,85—0,95). |
Фактический коэффициент технической готовности для той или иной группы машин определяется отношени
ем |
среднего количества машино-дней |
исправного |
парка |
к машино-дням списочного парка: |
|
|
|
тт .г = |
— , |
|
(167) |
где |
п э . с — среднее за период Д э число |
исправных |
(экс |
|
плуатируемых) |
машин; |
|
|
|
" с . с — среднее за период Д с число машин по списку.. |
|
Для всего тракторного |
или автомобильного парка хо |
зяйства коэффициент технической готовности находят по формуле:
|
т " = |
адр + |
ад™н-адрем • |
{ 1 6 8 ) |
где |
2 Д р — с у м м а |
рабочих машино-дней за год; |
2Дто, |
2 Д р м — сумма |
рабочих машино-дней, затра |
|
|
ченных |
на технические |
обслужива |
|
|
ния и ремонты. |
|
Прежде чем окончательно установить по пиковой на |
грузке (на |
графике |
машиноиспользования, |
с учетом ко |
эффициента технической готовности) количество тракто ров той или иной марки, автомобилей и других машин, тщательно анализируют основные технико-экономиче ские показатели проектируемого или имеющегося соста ва парка машин.
Применительно к тракторному парку определяют го довую наработку на условный и физический трактор, удельный вес (по мощности и количеству) типов трак торов, уровень механизации работ и плотность механи зированных работ и сравнивают эти показатели с пла новыми и фактически достигнутыми за прошлые годы. Они должны быть не ниже плановых, среднепрогрессивных показателей.
Определение необходимого парка сельскохозяйствен ных машин. После установления количества необходи мых в хозяйстве (бригаде, участке) тракторов, автомо билей и корректировки распределения работ по типам агрегатов определяют необходимый состав парка сель скохозяйственных машин-орудий.
Для этого по таблице 28 и по графикам машиноис пользования устанавливают периоды наибольшей пот-
ребиости (пиковой нагрузки) по каждой марке сельско
хозяйственной |
машины |
и принимают количество |
машин |
в этот период за количество, необходимое хозяйству. |
Например, |
зерновые |
сеялки применяют на |
посеве |
ранних колосовых, трав, поздних зерновых, зернобобо вых и на севе озимых. По таблице 28 или графикам ис пользования тракторов находят эти работы и количест во сеялок принимают по тому периоду, в который тре буется наибольшая дневная производительность сея лок.
Необходимое количество машин и орудий, применяе мых только на одном виде работ и в один период, опре
делено соответствующей строкой |
таблицы 28. |
По каждой машине подсчитывают годовую нара |
ботку. |
|
В итоге расчетов составляют сводную ведомость пар |
ка с указанием марок машин, их |
потребного и имеюще |
гося количества, годовой наработки, а также устанавли вают очередность приобретения недостающих машин по годам с учетом состояния имеющегося парка. В первую очередь приобретают машины, которые дадут наиболь ший экономический эффект.
Но прежде чем принять окончательное решение о не обходимой структуре машинно-тракторного парка хо зяйства, определяют и анализируют возможные пока затели проектируемого парка машин. Для этого в до полнение к указанным ранее показателям по тракторному парку подсчитывают затраты труда и средств на гек тар возделывания культур и единицу продукции, стои мость машинно-тракторного парка (МТП) и срок окупаемости дополнительных капиталовложений. На ос нове анализа этих показателей делают необходимые кор ректировки в проектируемой структуре МТП.
Если расчет состава или использования МТП выпол нялся в целом для хозяйства, то он должен завершаться обоснованным распределением машин по производствен
ным |
единицам |
(бригадам, отделениям) с учетом объе |
ма, |
характера |
работ и особенностей природно-хозяйст- |
венных условий. По каждому производственному звену устанавливают диффренцированные показатели исполь зования машин (годовую наработку и сменные нормы). Тем бригадам, где меньше участки полей, выделяют большее количество менее мощных тракторов и соответ ствующее количество сельскохозяйственных машин.
§ 3. Определение необходимого состава машинно-тракторного парка на основе нормативов энерго-машиновооруженности
Возможность и обоснованность установления зональ ных нормативов энерго-машиновооруженности, энерго емкости процессов и возделывания культур обусловли вается тем, что технология возделывания культур, необходимые типы машин и агрегатов, структура сель скохозяйственных угодий и посевных площадей, типы почв, рельеф и другие условия механизации производст ва в данной почвенно-климатической зоне в значитель ной мере одинаковы или укладываются в определен ный диапазон. Следовательно, для этих типичных сред них условий зоны есть полная возможность определить нормативы энерго-машиновооруженности для комплекс
ной механизации |
рабт. |
|
|
|
|
Достоверность оптимальности таких нормативов мо |
жет быть вполне обеспечена путем теоретических |
и экс |
периментальных |
исследований |
на примере |
типичных |
(модельных) хозяйств |
зоны с |
использованием |
матема |
тического |
программирования, |
теории случайных |
про |
цессов и |
сложных |
электронно-вычислительных |
ма |
шин. |
|
|
|
|
|
|
Такие зональные нормативы энерго-машиновоору женности по многим почвенно-климатическим зонам страны имеются или разрабатываются зональными на учно-исследовательскими сельскохозяйственными учреж дениями.
Обоснованность состава МТП, определенного этим способом, может быть значительно выше, чем с по мощью построения графиков использования машин, а объем расчетных работ —меньше в десятки раз. При этом методе субъективная оценка влияния данных ус ловий на экономичность работы агрегатов почти исклю чается. Оптимальность состава парка машин обуслов ливается глубоко обоснованными зональными нормати вами и учетом особенностей условий использования машин в данном хозяйстве с помощью корректирующих коэффициентов, отражающих отличие условий механи зации работ в данном хозяйстве от средних по зоне (республике, области).
Необходимая общая энерговооруженность хозяйства (усл. тракторов или э. л. с.) определяется по формуле:
Этр.х |
Эт р- н Fx /Су.х, |
|
(169) |
где Эт р .„ — нормативная |
энерговооруженность (осна |
щенность |
тракторами) |
для зоны |
на |
1000 га пашни, условных |
тракторов |
или |
э.л. с ;
^у . х — коэффициент, отражающий отличие усло
вий механизации работ в данном хозяйст ве от средних по зоне:
|
К у . х = К у . п К с т р К э к , |
(170) |
Ку.п— |
коэффициент, учитывающий отличие поч- |
|
венно-природных условий хозяйства от |
|
средних по зоне: |
|
|
куп |
= кк1кк;к:к:3 |
ккк"згбк;к;г, |
( Ш ) |
где К"п ...K"h — частные коэффициенты (учитывающие от личие почвенно-природиых факторов в хозяйстве от средних по зоне) соответственно удельного сопротивле
ния почв при вспашке ния тяговой мощности
(К'п), |
длины гона (К"ь), |
измене |
(К"т), |
рельефа (К°р), |
каменисто |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сти |
{Кк), |
изрезанное™ |
полей |
препятствиями |
(К"из), |
сложности |
конфигурации |
участков |
полей |
(К"ск |
), заболо |
ченности |
(К"заб), |
дорожных условий и дальности пере |
возок |
(К"р), |
высоты над |
уровнем |
моря |
(K"h). |
|
|
|
Количественное значение этих частных коэффициен |
тов |
определяется |
аналогично |
тому, как |
это |
рассмотре |
но |
в § |
10 |
главы |
V I I I первого |
раздела, но сравнение |
ус |
ловий хозяйства делается не с эталонными, а со средни ми по зоне. Определяются они по формуле:
К"{ |
= I + ± К ' с р - Н |
+ К ' с р - Х у,-, |
(172) |
где K i н , K i х |
— коэффициенты, |
учитывающие |
влия |
|
ние соответствующего фактора поч- |
|
венно-природных условий на произ |
|
водительность |
тракторных |
агрега |
|
тов в среднем по зоне и в |
данном |
|
хозяйстве; |
|
|
у,- — доля объемов |
тракторных работ, на |
|
которые |
действует данный |
фактор |
|
условий. |
|
|
|