Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 3
двигателя |
Nen, |
к. п. д. трактора |
цтр и степени использо |
||||||
вания мощности двигателя |
Елг . |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
е |
|
|
|
|
|
Для агрегатов, у которых |
мощность |
двигателя ис |
||||||
пользуется |
одновременно |
на |
передвижение |
машины и |
|||||
на |
привод |
ее |
механизмов |
через |
вал |
отбора |
мощности |
||
(Ne |
=NeH |
+ A / 0 ) , производительность |
их |
в |
зависимости |
||||
от мощности двигателя может быть выражена |
формулой: |
Таким образом, производительность агрегата тем выше, чем больше мощность трактора NKp или Ne, сте пень использования тяговой мощности |л<к р или £we эф фективной мощности двигателя и чем меньше величина удельного сопротивления машин kM.
Вформулах производительности агрегата по мощ ности двигателя или трактора наиболее наглядно отра жается ее зависимость от основных энергетических па раметров агрегата, обусловливаемых конструкцией ма шины и условиями работы. Поэтому технические воз можности получения максимальной производительности агрегата для данного процесса при использовании раз личной ширины захвата и разных скоростей движения удобно определять через мощность трактора.
Вбольшинстве же производственных,условий, когда применяются машины-орудия определенной ширины за хвата, а скорость движения агрегата тоже имеет опре деленный диапазон, обусловленный тяговым сопротив лением агрегата и тяговым усилием трактора, целесооб разнее рассчитывать производительность агрегата, по
ширине захвата |
и скорости движения, т. е. по форму |
|
ле (98). |
|
|
§ |
3. |
Баланс времени смены |
Использование |
времени смены Гсм на выполнение по |
лезной работы оценивается коэффициентом использова
ния |
времени смены |
т. |
Производительность |
агрегатов |
||
зависит |
от времени |
Тр чистой работы агрегата |
за |
смену |
||
Тсм |
и коэффициента |
т, т. е. |
|
|
||
|
|
|
Тр — т Тш. |
|
|
|
|
Чем |
больше т, тем |
выше производительность |
агре |
||
гата. |
|
|
|
|
|
144
Рассмотрим, |
от каких факторов зависят |
величина т |
|
и время чистой |
работы |
агрегата. |
|
Баланс времени смены в общем виде: |
|
||
Тси = Тр+Тп+Тх+Тт+Тго |
+ Тп.т+Ти+Тор+Тм, |
(103) |
где Тр— время чистой работы агрегата; Тп— подготовительно-заключительное время (при
ем, сдача агрегата, переезд к месту работы
иобратно);
Тх — время холостого движения в загоне;
Тт— время на технологическое обслуживание аг регата (заправка сеялок, выгрузка зерна из комбайнов);
Т т 0 — время на плановое техническое обслуживание агрегата;
Тп.т— простои для устранения непредвиденного на рушения технологического процесса (очистка рабочих органов и пр.);
Тн —простои по причине технических неисправ ностей;
Тор—простои по организационным и другим при чинам;
Тм —простои по метеорологическим условиям (дождь, туман, избыточная влажность).
Из этого уравнения видно, что составляющие непро изводительных затрат времени можно разделить на две
группы: затраты, связанные |
с чистым |
рабочим време |
||||
нем,— Тх, |
Гт , Гто, Тпл, |
Тп\ |
затраты, не |
связанные с чи |
||
стым рабочим временем, — Тн, Тор, |
Тм. |
|
||||
Первую группу затрат времени агрегата учитывают |
||||||
при установлении технических норм наработки. |
||||||
Затраты |
времени |
Тх |
на повороты и заезды, как было |
|||
установлено в главе |
V, |
зависят |
от кинематической ха |
рактеристики агрегата, способа движения и условий ра боты. Они уменьшаются на участках с длинными гона ми. Затраты времени Тт, Тот и Ти зависят от уровня ор ганизации работы и типа машин. Время Та.г зависит от конструкции машины и условий работы.
Примерные значения коэффициента использования времени т приведены в таблице 9.
При работе на повышенных скоростях коэффициент т несколько снижается, так как количество рабочих цик лов, а следовательно, и поворотов за смену возрастает пропорционально увеличению скорости, а время на
10 С. Н. Хробостов |
145 |
Т а б л и ц а 9
Примерные |
значения коэффициента |
использования времени |
|
|||||||||
|
|
на различных полевых операциях в зависимости |
|
|
|
|||||||
|
|
|
от |
длины |
гона |
|
|
|
|
|
|
|
Вид работы |
Тип |
|
Коэфф щиент т при длине |
Г О Н } |
W |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
трактора |
200 |
| |
300 |
400 |
500 |
1000 |
1500 |
2000 |
||||
|
|
|
|
|||||||||
Пахота |
|
|
Колесный |
0,64 |
|
0,70 |
0,76 |
0,80 |
0,86 |
0,88 |
0,90 |
|
|
|
|
Гусеничный |
0,61 |
|
0,68 |
0,75 |
0,78 |
0,81 |
0,84 |
0,85 |
|
Культивация, |
Колесный |
0,67 |
|
0,72 |
0,77 |
0,81 |
0,84 |
а 87 |
0,8Э |
|||
боронование, |
Гусеничный |
0,71 |
|
0,73 |
0,76 |
0,80 |
0,82 |
6,84 |
|
0,86 |
||
дискование, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
лущение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Посев |
|
зерно |
Колесный |
0,64 |
|
0,68 |
0,73 |
0,78 |
0,82 |
0,85 |
0,86 |
|
вых, |
внесение Гусеничный |
0,60 |
0,63 0,67 0,70 0,73 |
0,76 |
0,78 |
|||||||
удобрений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Посев |
пропаш |
Колесный |
0,62 |
|
0,66 |
0,71 |
0,76 |
0,80 |
0,82 |
0,84 |
||
ных |
|
|
|
|
|
0,78 |
0,80 |
0,82 |
0,84 |
|
|
0,88 |
Кошение |
трав |
» |
0,76 |
|
0,86 |
|||||||
Уборка |
|
зерно |
|
0,72 |
|
0,74 |
0,76 |
0,78 |
0,80 |
0,81 |
0,82 |
|
вых |
жатками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
каждый |
поворот агрегата остается |
практически |
почти |
одинаковым. С повышением скорости коэффициента т может снижаться также и вследствие увеличения зат рат времени Гт . (Например, увеличивается число запра вок сеялок семенами пропорционально увеличению ско рости движения агрегата). Поэтому при работе скорост
ных агрегатов следует уделять больше |
внимания выбо |
|
ру способа движения и механизации |
вспомогательных |
|
операций (засыпке семян и др.). |
|
|
Непроизводительные |
затраты времени снижаются |
|
при работе агрегатов по |
продуманному |
графику, орга |
низации ритмичного использования агрегатов в течение смены на всех циклах (кругах), маневрировании ско ростями, выборе рациональных способов движения, а также хорошем технологическом и техническом обслу живании.
Организация двухсменной, а при необходимости и трехсменной работы агрегатов повышает эффективность использования машин, так как требуемый объем работ в хозяйстве можно выполнить меньшим их количеством.
146
§ 4. Особенности расчета производительности некоторых агрегатов
Рассмотренные способы расчета |
производительности |
|
относятся в основном к подвижным |
агрегатам, |
исполь |
зуемым на полевых работах. В них |
не учтены |
особен |
ности работы стационарных и некоторых уборочных аг регатов.
Производительность зерноуборочного комбайна и других уборочных машин, помимо рассмотренных ранее факторов, зависит от урожая и соломистости срезанной хлебной массы, а также от пропускной способности ком байна, т. е. от наибольшего количества хлебной массы (кг/с), которую он может переработать без потерь в
единицу времени. |
|
|
Следовательно, нельзя |
рассчитать производитель |
|
ность данного агрегата |
только по скорости и ширине |
|
захвата, зависящим от мощности двигателя, |
||
ИГ = |
0,1 |
BpvpTp. |
Максимальная производительность комбайна ограни чивается максимально допустимой скоростью движения по условиям его пропускной способности gmax (кг/с), т. е.
ОНА).
где 6К —отношение массы соломы к массе зерна (обыч но 6 „ = 1 ч - 2 ) .
Отсюда |
наибольшая |
скорость f p m a x (км/ч) |
движения |
|
комбайна |
|
|
|
|
|
|
__ |
360 gmax |
|
|
|
Р ™ * |
B p f t ( l + 8 K ) ' |
|
где h — урожайность, ц/га. |
|
|||
Максимально |
возможная техническая |
производи |
||
тельность |
tt^max |
(га/ч) |
зерноуборочного комбайна по |
его пропускной способности может быть выражена фор мулой:
^ m a x ^ O . l BpVp Т = 3 6 g m 3 X Т. (104)
10* |
147 |
Производительность W (га/ч) силосоуборочного ком байна или другой приводной машины по мощности его двигателя (как уже отмечалось) будет:
Г = ^ ( ^ н _ ^ в о м ) ^ п т р т . |
( 1 0 5 ) |
||
Производительность WC T (т/ч) стационарных агрега |
|||
тов также обычно ограничена максимальной |
пропуск |
||
ной способностью приводной машины, т. е. |
|
||
W |
=g' |
I т, |
(106) |
где g m a x — м а к с и м а л ь н а я |
пропускная способность ма |
||
шины, т/ч; |
|
|
|
—коэффициент использования пропускной спо собности машины.
§5. Пути повышения производительности агрегатов
Важнейшие пути повышения производительности аг регатов следующие.
1. Комплектование агрегатов с учетом наиболее пол ного использования мощности двигателей, назначения машин и конкретных условий работы.
2.Работа на скоростях, соответствующих макси мальному тяговому к.п.д. и наибольшей тяговой мощ ности трактора.
3.Использование скоростных тракторов.
4.Работа на повышенных скоростях с нескоростны ми тракторами в тех случаях, когда нет возможности полностью загрузить их на нормальной скорости, соот ветствующей максимальной тяговой мощности.
5.Правильная организация движения агрегатов, вы бор рациональных способов движения, надлежащая подготовка участков.
6.Снижение затрат времени на техническое и техно логическое обслуживание и подготовительно-заключи
тельные операции — групповая |
работа |
агрегатов, ра |
||
бота по часовому графику, |
механизация |
вспомогатель |
||
ных операций |
(засыпки семян, разгрузки |
бункеров и др.), |
||
прогрессивная |
организация |
технического |
обслуживания |
|
машин, правильная расстановка рабочих. |
|
|||
7. Повышение суточной |
и |
сезонной |
производитель |
ности тракторов и сельскохозяйственных машин за счет перехода на двухсменную или на трехсменную работу.
148