Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

двигателя

Nen,

к. п. д. трактора

цтр и степени использо­

вания мощности двигателя

Елг .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

Для агрегатов, у которых

мощность

двигателя ис­

пользуется

одновременно

на

передвижение

машины и

на

привод

ее

механизмов

через

вал

отбора

мощности

(Ne

=NeH

+ A / 0 ) , производительность

их

в

зависимости

от мощности двигателя может быть выражена

формулой:

Таким образом, производительность агрегата тем выше, чем больше мощность трактора NKp или Ne, сте­ пень использования тяговой мощности |л<к р или £we эф­ фективной мощности двигателя и чем меньше величина удельного сопротивления машин kM.

Вформулах производительности агрегата по мощ­ ности двигателя или трактора наиболее наглядно отра­ жается ее зависимость от основных энергетических па­ раметров агрегата, обусловливаемых конструкцией ма­ шины и условиями работы. Поэтому технические воз­ можности получения максимальной производительности агрегата для данного процесса при использовании раз­ личной ширины захвата и разных скоростей движения удобно определять через мощность трактора.

Вбольшинстве же производственных,условий, когда применяются машины-орудия определенной ширины за­ хвата, а скорость движения агрегата тоже имеет опре­ деленный диапазон, обусловленный тяговым сопротив­ лением агрегата и тяговым усилием трактора, целесооб­ разнее рассчитывать производительность агрегата, по

ширине захвата

и скорости движения, т. е. по форму­

ле (98).

 

 

§

3.

Баланс времени смены

Использование

времени смены Гсм на выполнение по­

лезной работы оценивается коэффициентом использова­

ния

времени смены

т.

Производительность

агрегатов

зависит

от времени

Тр чистой работы агрегата

за

смену

Тсм

и коэффициента

т, т. е.

 

 

 

 

 

Тр — т Тш.

 

 

 

Чем

больше т, тем

выше производительность

агре­

гата.

 

 

 

 

 

144


Рассмотрим,

от каких факторов зависят

величина т

и время чистой

работы

агрегата.

 

Баланс времени смены в общем виде:

 

Тси = Трпхтго

+ Тп.тиорм,

(103)

где Тр— время чистой работы агрегата; Тп— подготовительно-заключительное время (при­

ем, сдача агрегата, переезд к месту работы

иобратно);

Тх — время холостого движения в загоне;

Тт— время на технологическое обслуживание аг­ регата (заправка сеялок, выгрузка зерна из комбайнов);

Т т 0 — время на плановое техническое обслуживание агрегата;

Тп— простои для устранения непредвиденного на­ рушения технологического процесса (очистка рабочих органов и пр.);

Тн —простои по причине технических неисправ­ ностей;

Тор—простои по организационным и другим при­ чинам;

Тм —простои по метеорологическим условиям (дождь, туман, избыточная влажность).

Из этого уравнения видно, что составляющие непро­ изводительных затрат времени можно разделить на две

группы: затраты, связанные

с чистым

рабочим време­

нем,— Тх,

Гт , Гто, Тпл,

Тп\

затраты, не

связанные с чи­

стым рабочим временем, — Тн, Тор,

Тм.

 

Первую группу затрат времени агрегата учитывают

при установлении технических норм наработки.

Затраты

времени

Тх

на повороты и заезды, как было

установлено в главе

V,

зависят

от кинематической ха­

рактеристики агрегата, способа движения и условий ра­ боты. Они уменьшаются на участках с длинными гона­ ми. Затраты времени Тт, Тот и Ти зависят от уровня ор­ ганизации работы и типа машин. Время Та.г зависит от конструкции машины и условий работы.

Примерные значения коэффициента использования времени т приведены в таблице 9.

При работе на повышенных скоростях коэффициент т несколько снижается, так как количество рабочих цик­ лов, а следовательно, и поворотов за смену возрастает пропорционально увеличению скорости, а время на

10 С. Н. Хробостов

145


Т а б л и ц а 9

Примерные

значения коэффициента

использования времени

 

 

 

на различных полевых операциях в зависимости

 

 

 

 

 

 

от

длины

гона

 

 

 

 

 

 

Вид работы

Тип

 

Коэфф щиент т при длине

Г О Н }

W

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трактора

200

|

300

400

500

1000

1500

2000

 

 

 

 

Пахота

 

 

Колесный

0,64

 

0,70

0,76

0,80

0,86

0,88

0,90

 

 

 

Гусеничный

0,61

 

0,68

0,75

0,78

0,81

0,84

0,85

Культивация,

Колесный

0,67

 

0,72

0,77

0,81

0,84

а 87

0,8Э

боронование,

Гусеничный

0,71

 

0,73

0,76

0,80

0,82

6,84

 

0,86

дискование,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лущение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посев

 

зерно­

Колесный

0,64

 

0,68

0,73

0,78

0,82

0,85

0,86

вых,

внесение Гусеничный

0,60

0,63 0,67 0,70 0,73

0,76

0,78

удобрений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посев

пропаш­

Колесный

0,62

 

0,66

0,71

0,76

0,80

0,82

0,84

ных

 

 

 

 

 

0,78

0,80

0,82

0,84

 

 

0,88

Кошение

трав

»

0,76

 

0,86

Уборка

 

зерно­

 

0,72

 

0,74

0,76

0,78

0,80

0,81

0,82

вых

жатками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

каждый

поворот агрегата остается

практически

почти

одинаковым. С повышением скорости коэффициента т может снижаться также и вследствие увеличения зат­ рат времени Гт . (Например, увеличивается число запра­ вок сеялок семенами пропорционально увеличению ско­ рости движения агрегата). Поэтому при работе скорост­

ных агрегатов следует уделять больше

внимания выбо­

ру способа движения и механизации

вспомогательных

операций (засыпке семян и др.).

 

Непроизводительные

затраты времени снижаются

при работе агрегатов по

продуманному

графику, орга­

низации ритмичного использования агрегатов в течение смены на всех циклах (кругах), маневрировании ско­ ростями, выборе рациональных способов движения, а также хорошем технологическом и техническом обслу­ живании.

Организация двухсменной, а при необходимости и трехсменной работы агрегатов повышает эффективность использования машин, так как требуемый объем работ в хозяйстве можно выполнить меньшим их количеством.

146


§ 4. Особенности расчета производительности некоторых агрегатов

Рассмотренные способы расчета

производительности

относятся в основном к подвижным

агрегатам,

исполь­

зуемым на полевых работах. В них

не учтены

особен­

ности работы стационарных и некоторых уборочных аг­ регатов.

Производительность зерноуборочного комбайна и других уборочных машин, помимо рассмотренных ранее факторов, зависит от урожая и соломистости срезанной хлебной массы, а также от пропускной способности ком­ байна, т. е. от наибольшего количества хлебной массы (кг/с), которую он может переработать без потерь в

единицу времени.

 

 

Следовательно, нельзя

рассчитать производитель­

ность данного агрегата

только по скорости и ширине

захвата, зависящим от мощности двигателя,

ИГ =

0,1

BpvpTp.

Максимальная производительность комбайна ограни­ чивается максимально допустимой скоростью движения по условиям его пропускной способности gmax (кг/с), т. е.

ОНА).

где 6К —отношение массы соломы к массе зерна (обыч­ но 6 „ = 1 ч - 2 ) .

Отсюда

наибольшая

скорость f p m a x (км/ч)

движения

комбайна

 

 

 

 

 

 

__

360 gmax

 

 

 

Р ™ *

B p f t ( l + 8 K ) '

 

где h — урожайность, ц/га.

 

Максимально

возможная техническая

производи­

тельность

tt^max

(га/ч)

зерноуборочного комбайна по

его пропускной способности может быть выражена фор­ мулой:

^ m a x ^ O . l BpVp Т = 3 6 g m 3 X Т. (104)

10*

147


Производительность W (га/ч) силосоуборочного ком­ байна или другой приводной машины по мощности его двигателя (как уже отмечалось) будет:

Г = ^ ( ^ н _ ^ в о м ) ^ п т р т .

( 1 0 5 )

Производительность WC T (т/ч) стационарных агрега­

тов также обычно ограничена максимальной

пропуск­

ной способностью приводной машины, т. е.

 

W

=g'

I т,

(106)

где g m a x — м а к с и м а л ь н а я

пропускная способность ма­

шины, т/ч;

 

 

 

коэффициент использования пропускной спо­ собности машины.

§5. Пути повышения производительности агрегатов

Важнейшие пути повышения производительности аг­ регатов следующие.

1. Комплектование агрегатов с учетом наиболее пол­ ного использования мощности двигателей, назначения машин и конкретных условий работы.

2.Работа на скоростях, соответствующих макси­ мальному тяговому к.п.д. и наибольшей тяговой мощ­ ности трактора.

3.Использование скоростных тракторов.

4.Работа на повышенных скоростях с нескоростны­ ми тракторами в тех случаях, когда нет возможности полностью загрузить их на нормальной скорости, соот­ ветствующей максимальной тяговой мощности.

5.Правильная организация движения агрегатов, вы­ бор рациональных способов движения, надлежащая подготовка участков.

6.Снижение затрат времени на техническое и техно­ логическое обслуживание и подготовительно-заключи­

тельные операции — групповая

работа

агрегатов, ра­

бота по часовому графику,

механизация

вспомогатель­

ных операций

(засыпки семян, разгрузки

бункеров и др.),

прогрессивная

организация

технического

обслуживания

машин, правильная расстановка рабочих.

 

7. Повышение суточной

и

сезонной

производитель­

ности тракторов и сельскохозяйственных машин за счет перехода на двухсменную или на трехсменную работу.

148