Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 248
Скачиваний: 3
Рассматривая указанные выражения удельной энер гоемкости процессов, можно отметить, что ее можно уменьшить за счет снижения удельного сопротивлений машин-орудий kM, повышая к. п. д. двигателя г)в д , трак тора т)Тр и сельскохозяйственной машины цм.
Основные пути снижения удельной энергоемкости
сельскохозяйственных производственных процессов и операций состоят в следующем.
1. Уменьшение удельного сопротивления машинорудий.
2.Правильная навеска (прицепка) и регулировка, содержание машин в хорошем техническом состоянии; обработка почвы и других материалов в условиях, при которых сопротивление машин получается наименьшим.
3.Увеличение к. п. д. двигателя и трактора. Величина удельной энергоемкости сельскохозяйствен
ных процессов определяется по указанным формулам на основе данных технической литературы с учетом конк ретных условий работы. Более точно удельную энерго емкость можно определить опытным путем в хозяйстве. Способы и аппаратура, необходимые для этих целей, рассмотрены в главе V I I I этого раздела.
§ 3. Эксплуатационные затраты
Эффективность механизации работ и в итоге сниже ние стоимости сельскохозяйственных продуктов в значи тельной мере зависят от уровня использования машин но-тракторного парка.
Показатели производительности, энергетических и трудовых затрат, коэффициенты полезного действия и использования работоспособности агрегата хотя и ха рактеризуют техническое совершенство и уровень ис пользования агрегата, но не могут в полной мере (осо бенно каждый из них в отдельности) отразить экономи ческую эффективность его работы.
Показателем, наиболее полно отражающим техниче ское совершенство, условия работы и уровень использо вания агрегата, являются прямые эксплуатационные за траты на единицу времени, работы или продукции.
Прямые эксплуатационные затраты на работу агре гатов складываются из следующих элементов: заработ ной платы С3 персонала, работающего на агрегате, стои мости С т расходуемых топлива и масел, стоимости С э м
153
прочих эксплуатационных материалов (проволоки, шпа гата, тары и др.), амортизационных отчислений С а , стои мости Сто технического обслуживания (планового об служивания, хранения и текущих ремонтов) и стоимости С Е выполнения вспомогательных операций при работе агрегатов, т. е.
|
|
С , а г = |
С3 + |
Ст |
+ Сэ м |
+ |
Са + С т о |
+ |
Св . |
|
(113) |
|||
П р я м ы е |
э к с п л у а т а ц и о н н ы е |
|
з а т р а т ы |
|||||||||||
С Ч а г |
на |
1 ч |
р а б о т ы |
а г р е г а т а |
можно |
выразить |
||||||||
так: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С, |
= С „ |
+ С „ |
+ С Ч . |
|
|
(113,а) |
||||
|
Затраты на |
'аг |
|
'тр |
|
|
'м |
ч с ц |
|
|
v |
' ' |
||
|
1 ч работы |
трактора |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
С, |
= |
С, + |
Ст - |
j - Са |
- f - Сто • |
|
|
|
||
|
Затраты на 1 ч работы |
машины-орудия |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
сЧ м = сз + са + сТ 0 ; |
|
|
|
|
||||||
и сцепки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
С " с ц = |
° а + |
С ™ - |
|
|
|
|
|
|||
|
П р я м ы е |
э к с п л у а т а ц и о н н ы е |
и з д е р ж к и |
|||||||||||
С г а |
н а |
|
1 г а |
(руб/га) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
С г а |
= |
- ^ £ , |
|
|
|
|
(П4) |
|
|
|
|
|
|
|
r a |
|
W4 |
|
|
|
|
|
|
где W4 |
— часовая производительность |
агрегата. |
|
|||||||||||
|
Подставляя |
значение |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Гч ~ |
27 |
Л/g |
^1тр |
|
|
|
|
» |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
f» |
|
|
|
|
|||
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
С |
ч а г |
* м |
, |
|
|
|
(114,а) |
|
|
|
|
|
|
|
27Л^т]ТрТ |
|
|
|
|
|
||
где |
|
м |
= Ае^ — удельная |
эффективная |
энергоемкость |
|||||||||
процесса, л.с-ч/га; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Тогда |
имеем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
С г а = Ь ^ 1 . |
|
|
|
(114,6) |
154
Следовательно, прямые эксплуатационные затраты на единицу обрабатываемой площади прямо пропорцио нальны удельным энергозатратам и обратно пропорцио нальны использованию мощности и времени.
Из приведенных формул видно, что основные пути снижения прямых затрат при выполнении механизиро ванных работ — повышение коэффициента х использо вания времени смены, уменьшение удельной энергоемко
сти |
/ Ц , повышение мощности |
Ne |
энергетических |
||
средств, повышение к. п. д. г\тр |
трактора, |
снижение |
за |
||
трат |
на ремонт, технический уход, |
топливо, смазочные |
|||
материалы и вспомогательные |
операции. |
|
|
||
П р я м ы е э к с п л у а т а ц и о н н ы е з а т р а т ы С ц |
|||||
н а |
е д и н и ц у п р о д у к ц и и |
при |
возделывании |
дан |
ной культуры (руб/ц):
т
где |
h — урожайность культур, ц; |
|
|
|
||
|
т—количество |
операций |
(процессов), |
выполняе |
||
|
мых по возделыванию и уборке данной куль |
|||||
Сга. |
туры; |
|
|
|
|
|
— прямые эксплуатационные затраты |
по |
соответ |
||||
|
ствующему процессу |
(операции), |
руб/га. |
|||
Составляющие |
прямых эксплуатационных |
затрат, |
||||
приходящихся на |
час работы |
отдельных |
машин |
(трак |
тора, машины-орудия, сцепки), изменяются в значитель ных пределах.
З а т р а т ы н а о п л а т у |
п е р с о н а л а , обслужи |
вающего машину или агрегат |
(руб/ч), |
' см
1
где CC M f t — сменная оплата по тарифному разря
ду, руб.; " А — число рабочих (соответствующего тариф
ного разряда), обслуживающих машины; т— число тарифных групп рабочих, обслужи
вающих машины.
155
З а т р а т ы н а т о п л и в о и с м а з о ч н ы е ма
т е р и а л ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ст |
= G4 |
Ц т . к = Gp |
т -+- Gx (1 — т/), |
|
|
||||
где |
G4 , Gp , Gx —расход |
топлива, |
соответственно |
|||||||
|
|
|
средний за час, на рабочем ходу, хо |
|||||||
|
|
|
лостом ходу и остановках, кг/ч; |
|||||||
|
Цт.к—комплексная |
|
цена |
1 |
кг |
топлива |
||||
|
|
|
с |
учетом |
стоимости |
расходуемой |
||||
|
|
|
смазки, руб.; |
|
|
|
|
|||
|
|
%'—коэффициент, учитывающий |
простои |
|||||||
|
|
|
с неработающим |
двигателем. |
||||||
З а т р а т ы |
н а э к с п л у а т а ц и о н н ы е |
м а т е |
||||||||
р и а л ы (руб/ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
СЭ .М = ЛМ Й?Ч ЦМ , |
|
|
|
|
|||
где |
hu— норма расхода |
материалов, |
кг/га; |
|
|
|||||
Ц м — цена |
1 кг материала, руб. |
|
|
|
|
|||||
А м о р т и з а ц и о н н ы е |
о т ч и с л е н и я |
(руб/ч) |
||||||||
|
|
|
Q |
_ Цб.М Н а |
|
|
|
|
||
|
|
|
3 |
100 тр |
' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
Цб.м— балансовая |
стоимость машины, руб.; |
|
|||||||
|
Н а — годовая норма амортизации, %; |
|
|
|||||||
|
Тр—продолжительность |
|
работы |
машины |
за год, |
|||||
|
ч (для трактора она равна 1000—2500 ч, для |
|||||||||
|
сельхозмашин — 50—450 ч). |
|
|
|
||||||
Годовые нормы отчислений на амортизацию состав |
||||||||||
ляют |
для тракторов |
и |
самоходных |
шасси |
от |
21,3 до |
24,5%; для зерноуборочных комбайнов—16,7, прочих комбайнов— 18,7, для других сельскохозяйственных ма шин — 14,2%.
З а т р а т ы н а т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е , т е к у щ и й р е м о н т и х р а н е н и е м а ш и н (руб/ч)
с |
_ _ Ц б . м н т о г |
|
TOi |
100 r T 0 ; |
' |
где Нто( .— норма отчисления на |
соответствующий вид |
технического обслуживания по данному виду машин за срок ГтоДв часах работы в год), Со
|
действующие нормы отчислений на текущий ремонт |
|
и |
техническое |
обслуживание равны: для тракторов |
и |
самоходных |
шасси — от 14 до 31,3%, в зависимости от |
156
марки трактора; для плугов и землеройных машин — 27; культиваторов— 16; прочих почвообрабатывающих ма^
шин — |
14; |
сеялок — |
18; |
сажалок — |
23; ж а т о к — 1 4 ; |
ко |
|||||||
силок, |
г р а б е л ь — 10; |
зерноуборочных |
комбайнов — |
6,5; |
|||||||||
комбайнов |
для уборки |
кукурузы |
и технических |
куль |
|||||||||
тур - 9 , 2 % . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Затраты на хранение одной машины, отнесенные к 1 ч |
|||||||||||||
ее работы в зависимости от способа хранения |
(в |
гара |
|||||||||||
же, под навесом, на площадке) |
и габаритов |
машины, со |
|||||||||||
ставляют от 0,001 |
до 0,008 руб. или ежегодно |
от |
0,2 |
до |
|||||||||
0,8% балансовой стоимости |
машины. |
|
|
|
|
|
|||||||
Полные эксплуатационные |
затраты |
(они |
включают |
||||||||||
еще и накладные |
расходы) |
и особенно прямые и полные |
|||||||||||
производственные |
затраты |
полнее |
отражают |
производ |
|||||||||
ственные |
расходы |
и |
в |
итоге |
себестоимость |
продукции. |
|||||||
Но в этих |
показателях |
менее |
явно |
отражается |
техниче |
ское совершенство агрегата, условия работы и уровень использования машин, поскольку накладные расходы за висят не только от использования машин, но и от общей организации и системы ведения хозяйства, а коли чество (стоимость) расходуемых технологических мате риалов (семян, удобрений, ядохимикатов) лишь в не большой степени зависит от применяемых машин.
§ 4. Расход и экономия топлива
Расход топлива на единицу работы. Экономичность агрегата или машины, работающих от двигателя внут реннего сгорания, в значительной мере определяется ко личеством топлива, расходуемого на единицу работы. Чем он меньше, тем выше экономическая эффективность работы агрегата или машины.
Затраты на нефтепродукты при работе машиннотракторных агрегатов составляют около 20—25% всех
эксплуатационных |
расходов. Поэтому подбор |
машин |
||
с |
более |
высоким |
к. п. д. и меньшим расходом |
топлива, |
а |
также |
правильная организация нефтехозяйства име |
ют большое значение.
Механическая работа, производимая двигателем внутреннего сгорания, получается за счет тепловой энер гии расходуемого топлива.
Величина часового и удельного расхода топлива из меняется в широком диапазоне в зависимости от на грузки двигателя, тягового и скоростного режима работы
157