Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматривая указанные выражения удельной энер­ гоемкости процессов, можно отметить, что ее можно уменьшить за счет снижения удельного сопротивлений машин-орудий kM, повышая к. п. д. двигателя г)в д , трак­ тора т)Тр и сельскохозяйственной машины цм.

Основные пути снижения удельной энергоемкости

сельскохозяйственных производственных процессов и операций состоят в следующем.

1. Уменьшение удельного сопротивления машинорудий.

2.Правильная навеска (прицепка) и регулировка, содержание машин в хорошем техническом состоянии; обработка почвы и других материалов в условиях, при которых сопротивление машин получается наименьшим.

3.Увеличение к. п. д. двигателя и трактора. Величина удельной энергоемкости сельскохозяйствен­

ных процессов определяется по указанным формулам на основе данных технической литературы с учетом конк­ ретных условий работы. Более точно удельную энерго­ емкость можно определить опытным путем в хозяйстве. Способы и аппаратура, необходимые для этих целей, рассмотрены в главе V I I I этого раздела.

§ 3. Эксплуатационные затраты

Эффективность механизации работ и в итоге сниже­ ние стоимости сельскохозяйственных продуктов в значи­ тельной мере зависят от уровня использования машин­ но-тракторного парка.

Показатели производительности, энергетических и трудовых затрат, коэффициенты полезного действия и использования работоспособности агрегата хотя и ха­ рактеризуют техническое совершенство и уровень ис­ пользования агрегата, но не могут в полной мере (осо­ бенно каждый из них в отдельности) отразить экономи­ ческую эффективность его работы.

Показателем, наиболее полно отражающим техниче­ ское совершенство, условия работы и уровень использо­ вания агрегата, являются прямые эксплуатационные за­ траты на единицу времени, работы или продукции.

Прямые эксплуатационные затраты на работу агре­ гатов складываются из следующих элементов: заработ­ ной платы С3 персонала, работающего на агрегате, стои­ мости С т расходуемых топлива и масел, стоимости С э м

153


прочих эксплуатационных материалов (проволоки, шпа­ гата, тары и др.), амортизационных отчислений С а , стои­ мости Сто технического обслуживания (планового об­ служивания, хранения и текущих ремонтов) и стоимости С Е выполнения вспомогательных операций при работе агрегатов, т. е.

 

 

С , а г =

С3 +

Ст

+ Сэ м

+

Са + С т о

+

Св .

 

(113)

П р я м ы е

э к с п л у а т а ц и о н н ы е

 

з а т р а т ы

С Ч а г

на

1 ч

р а б о т ы

а г р е г а т а

можно

выразить

так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С,

= С „

+ С „

+ С Ч .

 

 

(113,а)

 

Затраты на

'аг

 

'тр

 

 

ч с ц

 

 

v

' '

 

1 ч работы

трактора

 

 

 

 

 

 

 

 

С,

=

С, +

Ст -

j - Са

- f - Сто •

 

 

 

 

Затраты на 1 ч работы

машины-орудия

 

 

 

 

 

 

 

сЧ м = сз + са + сТ 0 ;

 

 

 

 

и сцепки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С " с ц =

° а +

С ™ -

 

 

 

 

 

 

П р я м ы е

э к с п л у а т а ц и о н н ы е

и з д е р ж к и

С г а

н а

 

1 г а

(руб/га)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С г а

=

- ^ £ ,

 

 

 

 

(П4)

 

 

 

 

 

 

r a

 

W4

 

 

 

 

 

где W4

— часовая производительность

агрегата.

 

 

Подставляя

значение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гч ~

27

Л/g

^1тр

 

 

 

 

»

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

ч а г

* м

,

 

 

 

(114,а)

 

 

 

 

 

 

 

27Л^т]ТрТ

 

 

 

 

 

где

 

м

= Ае^ — удельная

эффективная

энергоемкость

процесса, л.с-ч/га;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда

имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С г а = Ь ^ 1 .

 

 

 

(114,6)

154


Следовательно, прямые эксплуатационные затраты на единицу обрабатываемой площади прямо пропорцио­ нальны удельным энергозатратам и обратно пропорцио­ нальны использованию мощности и времени.

Из приведенных формул видно, что основные пути снижения прямых затрат при выполнении механизиро­ ванных работ — повышение коэффициента х использо­ вания времени смены, уменьшение удельной энергоемко­

сти

/ Ц , повышение мощности

Ne

энергетических

средств, повышение к. п. д. г\тр

трактора,

снижение

за­

трат

на ремонт, технический уход,

топливо, смазочные

материалы и вспомогательные

операции.

 

 

П р я м ы е э к с п л у а т а ц и о н н ы е з а т р а т ы С ц

н а

е д и н и ц у п р о д у к ц и и

при

возделывании

дан­

ной культуры (руб/ц):

т

где

h — урожайность культур, ц;

 

 

 

 

т—количество

операций

(процессов),

выполняе­

 

мых по возделыванию и уборке данной куль­

Сга.

туры;

 

 

 

 

 

— прямые эксплуатационные затраты

по

соответ­

 

ствующему процессу

(операции),

руб/га.

Составляющие

прямых эксплуатационных

затрат,

приходящихся на

час работы

отдельных

машин

(трак­

тора, машины-орудия, сцепки), изменяются в значитель­ ных пределах.

З а т р а т ы н а о п л а т у

п е р с о н а л а , обслужи­

вающего машину или агрегат

(руб/ч),

' см

1

где CC M f t — сменная оплата по тарифному разря­

ду, руб.; " А — число рабочих (соответствующего тариф­

ного разряда), обслуживающих машины; т— число тарифных групп рабочих, обслужи­

вающих машины.

155


З а т р а т ы н а т о п л и в о и с м а з о ч н ы е ма ­

т е р и а л ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст

= G4

Ц т . к = Gp

т -+- Gx (1 — т/),

 

 

где

G4 , Gp , Gx —расход

топлива,

соответственно

 

 

 

средний за час, на рабочем ходу, хо­

 

 

 

лостом ходу и остановках, кг/ч;

 

Цт.к—комплексная

 

цена

1

кг

топлива

 

 

 

с

учетом

стоимости

расходуемой

 

 

 

смазки, руб.;

 

 

 

 

 

 

%'—коэффициент, учитывающий

простои

 

 

 

с неработающим

двигателем.

З а т р а т ы

н а э к с п л у а т а ц и о н н ы е

м а т е ­

р и а л ы (руб/ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЭ .М = ЛМ Й?Ч ЦМ ,

 

 

 

 

где

hu— норма расхода

материалов,

кг/га;

 

 

Ц м — цена

1 кг материала, руб.

 

 

 

 

А м о р т и з а ц и о н н ы е

о т ч и с л е н и я

(руб/ч)

 

 

 

Q

_ ЦбН а

 

 

 

 

 

 

 

3

100 тр

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Цб.мбалансовая

стоимость машины, руб.;

 

 

Н а — годовая норма амортизации, %;

 

 

 

Тр—продолжительность

 

работы

машины

за год,

 

ч (для трактора она равна 1000—2500 ч, для

 

сельхозмашин — 50—450 ч).

 

 

 

Годовые нормы отчислений на амортизацию состав­

ляют

для тракторов

и

самоходных

шасси

от

21,3 до

24,5%; для зерноуборочных комбайнов—16,7, прочих комбайнов— 18,7, для других сельскохозяйственных ма­ шин — 14,2%.

З а т р а т ы н а т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е , т е к у щ и й р е м о н т и х р а н е н и е м а ш и н (руб/ч)

с

_ _ Ц б . м н т о г

TOi

100 r T 0 ;

'

где Нто( .— норма отчисления на

соответствующий вид

технического обслуживания по данному виду машин за срок ГтоДв часах работы в год), Со­

 

действующие нормы отчислений на текущий ремонт

и

техническое

обслуживание равны: для тракторов

и

самоходных

шасси — от 14 до 31,3%, в зависимости от

156


марки трактора; для плугов и землеройных машин 27; культиваторов16; прочих почвообрабатывающих ма^

шин

14;

сеялок

18;

сажалок

23; ж а т о к 1 4 ;

ко­

силок,

г р а б е л ь 10;

зерноуборочных

комбайнов

6,5;

комбайнов

для уборки

кукурузы

и технических

куль­

тур - 9 , 2 % .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты на хранение одной машины, отнесенные к 1 ч

ее работы в зависимости от способа хранения

гара­

же, под навесом, на площадке)

и габаритов

машины, со­

ставляют от 0,001

до 0,008 руб. или ежегодно

от

0,2

до

0,8% балансовой стоимости

машины.

 

 

 

 

 

Полные эксплуатационные

затраты

(они

включают

еще и накладные

расходы)

и особенно прямые и полные

производственные

затраты

полнее

отражают

производ­

ственные

расходы

и

в

итоге

себестоимость

продукции.

Но в этих

показателях

менее

явно

отражается

техниче­

ское совершенство агрегата, условия работы и уровень использования машин, поскольку накладные расходы за­ висят не только от использования машин, но и от общей организации и системы ведения хозяйства, а коли­ чество (стоимость) расходуемых технологических мате­ риалов (семян, удобрений, ядохимикатов) лишь в не­ большой степени зависит от применяемых машин.

§ 4. Расход и экономия топлива

Расход топлива на единицу работы. Экономичность агрегата или машины, работающих от двигателя внут­ реннего сгорания, в значительной мере определяется ко­ личеством топлива, расходуемого на единицу работы. Чем он меньше, тем выше экономическая эффективность работы агрегата или машины.

Затраты на нефтепродукты при работе машиннотракторных агрегатов составляют около 20—25% всех

эксплуатационных

расходов. Поэтому подбор

машин

с

более

высоким

к. п. д. и меньшим расходом

топлива,

а

также

правильная организация нефтехозяйства име­

ют большое значение.

Механическая работа, производимая двигателем внутреннего сгорания, получается за счет тепловой энер­ гии расходуемого топлива.

Величина часового и удельного расхода топлива из­ меняется в широком диапазоне в зависимости от на­ грузки двигателя, тягового и скоростного режима работы

157