Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2000 L,M

Рис. 37. График изменения оптимальной ширины за­ гона С при пахоте в зависимости от длины гона и ширины захвата агрегата, равной 3,6; 2,4; 1,8; 1,2; 0,6 м.

При движении вразвал и всвал поворотные полосы обрабатывают дополнительными ходами агрегата.

Круговой способ заключается в движении агрегата параллельно сторонам загона в одном направлении от периферии к центру или от центра к периферии (рис. 35). Круговым способом ведут уборочные работы. Для пахо­

ты

(в большинстве случаев) и посева он непригоден, так

как не обеспечивает требуемого качества

работы.

 

Число поворотов агрегата при круговом движении

тем

меньше, чем больше соотношение

сторон участка.

При равновеликих по площади участках оно уменьшает­ ся по мере увеличения соотношения сторон. Наиболее выгодная форма участка для этого способа движения — прямоугольная, с отношением сторон не менее 1 : 4.

Изменение коэффициента рабочих ходов в зависимо­ сти от состава агрегата и длины участка показано на рисунке 36, а изменение оптимальной ширины загона—• на рисунке 37.

Диагональный способ (рис. 38) движения выполняет­ ся под углом к сторонам участка. Способы 1 и 2 преиму­

щественно

используют

на дисковании и

бороновании,

а 3 — на перекрестном

посеве и бороновании. При диа­

гональном

способе применяется движение

челноком и

комбинированное.

 

 

133

/

2

Рис.

38. Диагональные способы движения:

/ — диагональный челночный; 2 — диагональный комбинированный; 3 — диаго­ нально-поперечный.

Коэффициент рабочих ходов (ф) важнейший пока­ затель способа движения агрегата. Он представляет со­ бой отношение длины рабочих ходов L p ко всему пути, пройденному агрегатом, т. е.

<?=

- г Ь г •

( 8 9 )

где L x — длина холостого

L P "Г ьх

 

пути агрегата при поворотах

и заездах.

 

 

Д л и н а р а б о ч и х

х о д о в при гоновом

способе

движения может быть рассчитана по ширине захвата аг­ регата Вр и размерам загона или участка по формуле:

L P =

} T .

(90)

где С— ширина загона или участка;

 

L — длина загона или участка.

 

Д л и н у х о л о с т о г о

п у т и агрегата,

соответст­

вующую поворотам и заездам при гоновом способе, мож­ но выразить уравнением:

= т / „ . п = {— — 1j /х .п ,

(91)

где т — количество поворотов агрегата; / х . п — траектория холостого движения при одном по­

вороте агрегата.

Чем больше радиус поворота, тем шире должна быть поворотная полоса Е. Ее целесообразно делать кратной ширине захвата агрегата. Чрезмерная ширина пово­ ротной полосы ведет к уменьшению коэффициента рабо-

134


чих ходов, снижению производительности и к большему повреждению растений при междурядной обработке.

Чем больше коэффициент рабочих ходов, тем меньше времени и горючего затрачивается на непроизводитель­ ные холостые ходы при поворотах и заездах, тем выше производительность и экономичность агрегата.

§ 3. Подготовка участков к работе

Для правильного движения агрегатов на полях, обес­ печения хорошего качества работ и повышения произ­ водительности большое значение имеет подготовка по­ лей к работе машин, которая заключается в следующем.

1. Осмотр поля и устранение помех (уборка соломы, камней, засыпка ям).

2. Выбор направления основного движения агрегата

ирасположения загонов.

3.Отбивка поворотных полос, установка вешек или нарезка контрольных борозд.

4.Разбивка участка на загоны и провешивание ли­ нии первого прохода агрегата.

Поворотные полосы. При гоновом и диагональном способах движения на краях загонов для холостых за­ ездов и поворотов агрегата оставляют поворотные поло­ сы, которые отмечают вешками.

В зависимости от размеров агрегата и формы холо­ стых поворотов и заездов устанавливают ширину Е по­

воротной полосы:

 

 

 

 

 

 

 

при петлевых

поворотах

 

 

 

 

 

 

 

 

В = 3tf m i n

+

/,

 

 

(92)

 

при беспетлевых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е=

l,5Rmla

+ l,

 

 

(92,а)

где

Rm]n—минимальный

радиус

поворота

агрегата;

 

 

I— длина заезда.

 

 

 

Rmm

 

 

М и н и м а л ь н ы й

р а д и у с

п о в о р о т а

со­

ставляет:

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Для прицепных

пахотных

агрегатов

i ? m i n ~

(3,4-f-

4-7)

В, причем

меньший предел

относится

к

агрегатам

с

гусеничными

тракторами,

больший — с

 

колесными;

посевных и культиваторных агрегатов при работе с од­

ной машиной RminttlJB, с двумя — # m m « l , 2 6 , с тре­

м я — / ? т щ ~ 0 , 9 В , с четырьмя-пятью

машинами

/ ? m i n ~

« 0 , 8 5 ; бороновальных и лущильных

агрегатов

/ ? т т ~ б -

135


2. Для навесных агрегатов

при работе с

тракторами

ДТ-20 при скорости движения

на повороте У х = 4+ 7 км/ч

наименьший

допустимый радиус поворота

Л ! т т ~ 2 , 5 +

-т-5,0 м, с тракторами Т-40 и МТЗ-50 при

и х = 4 + 9 к м / ч

# m m » 4 + 8

м, с тракторами Т-125 при их

= 5,5+9,5 км/ч

# m i n » 5,5 +

6,1 м.

 

 

 

Значения

Rm\n увеличиваются с повышением скоро­

сти движения

агрегата на повороте.

 

 

При ширине захвата больше указанных выше значе­ ний минимального радиуса поворота он принимается равным В.

Д л и н а в ы е з д а а г р е г а т а / а зависит от кине­ матической длины агрегата, т. е.

~^сц ^м>

где / т — кинематическая длина

трактора

(расстояние

от центра агрегата до плоскости, проходящей

через точки соединения

машины

или сцепки

стракторами);

/с ц — кинематическая длина сцепки (расстояние от

точки соединения с трактором до точки сое­ динения с машиной последнего ряда);

/ м — кинематическая длина сельскохозяйственной машины (расстояние от плоскости соединения машин с трактором или сцепкой до линии крайних рабочих органов); для агрегатов с

задним

расположением

прицепных

машин

/ м =

(0,5+0,75)

/ а и для

навесных

машин

/ м =

(0,0+0,1)

и.

 

 

Ниже приведены значения кинематической длины / т

или / м для различных машин (м):

 

 

Трактор:

 

 

 

 

 

ДТ-20 . .

 

 

 

1,0

Т-40 . .

,

 

 

1,3

МТЗ-50 .

,

 

 

0,94

ДТ-75 . .

 

 

 

2,3

Т-100МГ .

 

 

 

2,6

Зерновая сеялка

 

 

 

прицепная .

 

 

3,23

навесная .

,

 

 

 

 

0,8

Культиватор:

 

 

 

 

 

 

 

прицепной

,

 

 

3,4

навесной .

,

 

 

 

 

1.0

 

 

 

 

 

136


Лущильник:

ЛД - 5 .

 

 

 

 

 

4,9

 

ЛД-10 .

 

 

 

 

 

6,5

 

Комбайн

СК-2,6

 

 

 

 

1,9

 

Сцепка:

 

 

 

 

 

 

 

 

СУ-11У

 

 

 

 

 

6,8

 

С-18У

,

 

 

 

 

 

8,0

 

Плуг:

 

 

 

 

 

 

 

 

прицепной

пятикорпусный

 

 

5,8

 

навесной

 

 

 

 

 

1,8

 

Примерная

длина

выезда

пахотных

агрегатов с трактором МТЗ

и навесным плугом составляет

2 м, с прицепным

плугом — 5, с трак­

тором ДТ-75 и прицепным

плугом — 8,5, с трактором Т-100МГ

и дву­

мя плугами — 10 м.

 

 

 

 

 

 

 

Ш и р и н а

п о в о р о т н о й

п о л о с ы

во всех случаях

должна быть

кратна

ширине захвата агрегата, т. е.Е =

= кВр (где к — целое

число),

с

тем чтобы при

обра­

ботке поворотных полос гоновым способом или вкруго­ вую не делать рабочих ходов с неполным захватом или дополнительных холостых ходов.

Примерная ширина поворотной полосы для трактора типа МТЗ с трехкорпусным навесным плугом равна 7,9 м, для трактора ДТ-75 с четырех-, шестикорпусным плугом 15—19, для тракторов Т-100 и К-700 с восьми-, десятикорпусным плугом 25—28 м.

Если участок имеет неправильную форму, то загоны и поворотные полосы размечают так, чтобы это отража­ лось лишь на длине гона. Иногда участку криволиней­ ного очертания придают форму прямоугольника или трапеции, чтобы избежать непрямолинейных рабочих

ходов агрегата не только

при обработке загона,

но и

при обработке поворотных

полос.

 

Разметка загонов. Разметка загонов должна быть

точной, чтобы не получалось огрехов, на заделку

кото­

рых затрачивается рабочее время, и такой, чтобы не уве­ личивалась общая длина холостых заездов на пово­ ротах.

При разметке предварительно

осматривают

поле и

выбирают

направление

основного

движения

агрегата.

Если ширина поля не очень мала

(более 300 м), то на­

правление

вспашки целесообразно ежегодно

чередо­

вать — вдоль и поперек

поля. На склонах загоны распо­

лагают поперек для борьбы с эрозией и более полного использования динамических свойств тракторов.

137


Полеглый хлеб убирают, двигаясь против полеглости. При уборке и посеве следует иметь в виду, что за­ гоны должны быть связаны с дорогами.

Загоны размечают линиями, которые фиксируются вешками высотой около 2 м. Если нет вешек, можно, ориентируясь на одну основную вешку, лопатой выко­ пать лунки вдоль намечаемой линии прохода агрегата так, чтобы тракторист вел машину по оставленным бу­ горкам почвы.

Для отбивки прямых углов при разметке загонов можно пользоваться эккером или деревянным угольни­ ком, можно также применять метод засечек.

Контрольные вопросы

1.Каково влияние способов движения на производительность и эко­ номичность агрегатов?

2. От чего зависит минимальный радиус поворота агрегата?

3.Перечислите виды беспетлевых и петлевых поворотов.

4.Назовите виды гоновых способов движения агрегатов. На каких работах они применяются?

5. Назовите круговые способы движения. Каково их назначение?

6.На каких работах применяют диагональные способы движения агрегатов?

7.Как зависит коэффициент рабочих ходов от способа движения агрегата?

8.В чем состоит подготовка полей к работе?

9.Как зависит ширина поворотной полосы от способа движения и состава агрегата?

10. Чем определяется оптимальная ширина загона при вспашке?

Г л а в а VI ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ АГРЕГАТОВ

§ 1. Понятие о производительности агрегата

Производительность агрегата есть количество рабо­ ты, выполняемой за определенный период времени. Это важнейший показатель технического совершенства и уровня использования машин. Высокая производитель­ ность агрегатов ведет в конечном счете к повышению производительности труда, т. е. к увеличению количества продукции, полученной на единицу затраченного труда.

Производительность агрегата в зависимости от вида работы может измеряться в гектарах обработанной или убранной площади (пахота, посев, культивация, убор­ ка) или в центнерах полученной продукции (молотьба,

138

силосование, зерноочистительные работы). Производи­ тельность транспортных агрегатов измеряется в тонно-

километрах, погрузочно-разгрузочных

работ — в тоннах.

В зависимости от времени работы

машины произво­

дительность подразделяют на часовую, сменную, суточ­ ную, сезонную, годовую.

Различают понятия теоретической, технической, дей­ ствительной, или фактической, производительности аг­ регата.

Теоретическая производительность определяется рас­ четом без учета фактических производственных условий работы агрегата.

Теоретическую производительность WT подвижных агрегатов на полевых работах условно можно предста­ вить как площадь прямоугольника, одна сторона кото­

рого равна

ширине захвата

агрегата В, а другая — дли­

не пути, пройденного агрегатом при теоретической

ско­

рости за определенное время.

 

 

 

Часовая

теоретическая

производительность,

выра­

женная в м2 /ч,

 

 

 

 

 

 

WT= 1000Бит

 

 

или в га/ч

 

 

 

 

 

 

 

WT

=

0,1 BvT.

 

 

(93)

Сменная теоретическая

производительность

 

 

 

WT.cti=0,\BvTT,

 

 

(94)

где В—конструктивная

ширина

захвата агрегата, м;

ут теоретическая скорость

движения

агрегата,

км/ч;

 

 

 

 

 

Т —длительность смены, ч.

 

 

 

Если скорость движения агрегата принять

в м/с, то

часовая теоретическая

производительность

агрегата,

выраженная в га/ч, будет

 

 

 

 

 

WT = 0,36 BvT

или в га/смену

WT.cti = 0,36 BvrT.

Эти формулы производительности учитывают лишь

конструктивный захват, теоретическую скорость и пол­ ное время смены, но не отражают изменений этих вели­ чин в процессе работы агрегата.

139