Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 262
Скачиваний: 3
Правильное техническое обслуживание тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин позволяет получать высокие показатели их использования.
§ 2. Неисправности машин и методы их определения
Неисправность машины — результат неисправности отдельных механизмов, сопряжений или рабочих орга нов, которые возникают вследствие износов (детали из меняют свою форму или размер), нарушений регулиро вок (ослабление креплений, изменение сопряжений и со осности), а также поломок и деформаций деталей из-за
неправильной эксплуатации машин, |
неудовлетворитель |
|||
ной конструкции или плохого изготовления. |
|
|||
И с п р а в н ы м , или |
н о р м а л ь н ы м |
т е х н и ч е с |
||
к и м |
с о с т о я н и е м |
м а ш и н ы , |
называется такое, |
при котором она работает безотказно, а качество рабо ты, производительность и экономичность изменяются в допустимых пределах. Нарушение нормального состоя
ния машины называется неисправностью и |
может при |
водить к отказам. |
|
Б е з о т к а з н о с т ь — свойство машины |
сохранять |
работоспособность в течение некоторой наработки без
вынужденных перерывов. |
|
|
|
С р о к б е з о т к а з н о й |
р а б о т ы , и л и |
п р о с т о |
|
с р о к р а б о т ы м а ш и н ы |
и л и |
у з л а — период вре |
|
мени, в течение которого машина |
работает |
нормально. |
|
Д о л г о в е ч н о с т ь — свойство |
машины |
(узла, соп |
ряжения) сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для техническо го обслуживания и ремонтов.
С р о к с л у ж б ы — календарная продолжитель ность эксплуатации или наработка машины до момента возникновения предельного состояния, оговоренного в технической документации, или до списания.
Срок работы и долговечность машины (узла) изме ряется в часах работы, гектарах, тоннах, тонно-километ рах, в годах (сезонах) при определенной нормативной наработке за каждый год.
Н а р а б о т к а — продолжительность, или объем ра боты, измеряемая в часах, километрах, гектарах, кубо метрах и других единицах.
Таким образом, срок службы |
узла |
(машины) мо |
жет состоять как из нескольких |
сроков |
работы, когда |
194
его первоначальные свойства в той или иной мере пе риодически восстанавливались, так и из одного срока работы, когда узел не восстанавливали, а заменяли но вым.
Виды износов. При нормальной эксплуатации машин детали изнашиваются в основном вследствие трения их соприкасающихся поверхностей или взаимодействия ра бочих органов с обрабатываемым материалом (почвой, растениями и др.). Силы трения зависят от качества об работки поверхности, от вида материала, от условий ра боты, от нагрузки, смазки и других причин.
В практике существуют износы нескольких видов: механические, химические, окислительные, тепловые и т. д.
М е х а н и ч е с к и м |
называется |
износ, |
возникающий |
|
под действием |
сил трения. |
|
|
|
Х и м и ч е с |
к и м |
называется |
износ |
от коррозии |
(ржавления), высокого температурного режима, разъе дания газовой средой и т. п.
О к и с л и т е л ь н ы м называется такой износ, при котором в процессе трения на соприкасающихся поверх ностях образуются пленки окислов, возникающих в ре зультате интенсивной диффузии кислорода в поверхно стные слои металла при их пластическом деформирова нии.
Т е п л о в о й износ — результат воздействия теплоты, возникающей при трении поверхностей на больших скоростях скольжения и при больших удельных давле ниях.
Износ деталей — явление неизбежное, но степень его нарастания зависит от условий работы, правильности обслуживания и хранения машин, а также от конструк ции сопряженных деталей, качества изготовления, вида материала, сборки и регулировки. При нарушении пра вил технического обслуживания, режимов работы машин детали изнашиваются быстрее и ускоренное нарас тание износа приводит даже к внезапному отказу ма шины или узла (поломка, заедание и т.п.). При пра вильной эксплуатации машин и их доброкачественном изготовлении внезапные отказы машин (аварийные из носы) не должны происходить.
Рассмотрим типичный характер нарастания механи ческого износа (рис. 43) в зависимости от продолжи тельности работы.
13* |
195 |
Рис. 43. Изменение зазора и температуры в сопряженных деталях в зависимости от продолжительности работы и состояния сопряжения:
аи б — изменение зазора; в— изменение температуры.
Впериод / в новом или отремонтированном сопря жении (например, вал — подшипник) износ происходит довольно быстро, и поэтому кривая, показывающая рост зазора, резко поднимается. При этом происходит при работка или обкатка сопряжения.
П е р и о д о м п р и р а б о т к и , или о б к а т к и , |
назы |
вают время, в течение которого прирабатываются |
тру |
щиеся поверхности деталей, сглаживаются неровности |
|
и т. п. |
|
Е с т е с т в е н н ы м и з н о с о м , или периодом |
нор |
мальной эксплуатации, будет период //. При этом в те
чение |
длительного |
времени t износ увеличивается мед |
||
ленно. Кривая, показывающая рост зазора, |
изображает |
|||
ся в |
виде прямолинейного |
участка. |
|
|
А в а р и й н ы й |
и з н о с соответствует |
периоду ///, |
||
когда |
безотказная |
работа |
узла не гарантируется. Пери |
од аварийного износа наступает не сразу. В конце пе риода / / зазор (износ) достигает максимального, пре дельно допустимого значения, т.е. такого, когда сопря жение необходимо ремонтировать (заменять вкладыши, регулировать и т.п.), иначе ударные нагрузки сильно возрастут, условия смазки станут хуже и сопряжение вступит в период аварийного износа.
196
Д о п у с т и м ы м и з н о с о м называется изкюс, при котором не нарушается правильная смазка, не появля
ются ударные нагрузки, |
не возникает |
быстрое измене |
ние формы сопрягаемых |
поверхностей. |
|
Состояние сопряженных деталей, кроме величины за зора, характеризуется также температурой — кривая в. В период / температура деталей выше нормальной, в пе риод ///, когда вследствие большого зазора увеличива ются ударные нагрузки, температура сопряженных де талей также повышается.
Угол а подъема кривой износа а показывает интен
сивность износа. |
|
|
|
|
|
Чем больше угол подъема |
этой |
кривой, тем |
меньше |
||
срок работы детали. |
|
|
|
|
|
И н т е н с и в н о с т ь |
и з н а ш и в а н и я , |
или |
т е м п |
||
и з н о с а , — это прирост |
износа |
за |
единицу |
времени или |
пути, пройденного трущимися или соударяющимися по верхностями относительно друг друга.
На темп износа влияют следующие факторы.
1.Условия работы (удельные давления, характер нагрузки, относительные скорости, температура). При большем удельном давлении и относительной скорости движения темп износа выше; перегрузка, вибрация, пе ременная и ударная нагрузки также увеличивают темп износа.
2.Свойства материалов сопрягаемых поверхностей; при одних и тех же свойствах материалов на интенсив
ность износа существенно влияет качество смазки.
3.Условия сопряжения, характер контакта, обработ ки и смазки (сухое трение, потеря соосности валов, па раллельности или перпендикулярности осей и плоско стей), как правило, повышают темп износа. При грубой обработке поверхностей трения темп износа больше, чем при чистой.
4.Вид и свойства продуктов износа. Наиболее круп ные и твердые частицы увеличивают темп износа сопря жения.
Предельные величины износов и нарушения регулиро вок в агрегатах и узлах машин зависят от целого ряда условий: совершенства конструкции, технологии произ водства и ремонта машин, ухода за ними, условий экс плуатации и затрат, связанных с использованием машин. С изменением этих условий изменяются и предельные величины.
197
Задача технического обслуживания машин состоит в том, чтобы удлинять период работы механизмов в усло виях естественного износа. При несвоевременном и не доброкачественном уходе износ происходит быстрее — кривая б и предельно допустимый зазор в сопряжениях образуется раньше. В этом случае угол ai будет больше
угла а, а время t\ работы деталей |
без ремонта меньше/. |
П р е д е л ь н ы е в е л и ч и н ы |
и з и о с о в — это пре |
дельные размеры изнашивающейся детали или регули ровочных величин (зазоров, давлений, углов и т.п.),
предельное ослабление креплений, т. е. |
максимальные |
|||
или |
минимальные |
величины, |
до достижения которых |
|
узел |
(сопряжение, |
механизм) |
работает |
нормально. |
Предельные величины износов определяются по од ному из следующих признаков (критериев): техническо му, качественному и экономическому.
Для деталей рабочих органов сельскохозяйственных машин основой установления предельного износа явля ется агротехническое качество работы.
Для валов, подшипников, шестерен и ряда других де талей предельный износ определяется техническими ус
ловиями — недопущением отказа в работе |
механизма |
или резкого повышения интенсивности изнашивания. |
|
Экономический критерий — наиболее общий и важ |
|
ный; его применяют во всех случаях, когда |
изменение |
величины износа существенно влияет на экономичность
работы |
машины (производительность |
и затраты). |
|
В некоторых случаях для установления предельного |
|||
износа |
применяют |
несколько показателей (критериев), |
|
чтобы |
сравнением |
найти правильное |
решение. |
Для большинства деталей узлов тракторов, автомо билей и сельскохозяйственных машин основным принят
технический критерий определения предельного |
из |
носа. |
|
Правильное установление предельных величин |
изно |
сов имеет большое народнохозяйственное значение, так как обеспечивает лучшее качество, производительную и наиболее экономичную работу машин; во многом опре деляет потребность в запчастях и техническом обслужи вании машин и, в конечном счете, способствует сниже нию затрат на единицу работы и продукции.
Предельные величины износов устанавливаются на основе результатов специальных исследований, испыта ний и опыта эксплуатации соответствующих машин.
198
В соответствии с предельными износами устанавлива ются срок*и работы сопряжений, узлов и т. п.
Методы определения неисправностей машин. Износы н неисправности в машинах сопровождаются различны ми признаками и снижают технико-экономические по казатели работы.
Для проверки технического состояния машины, об наружения неисправности узла, детали в зависимости от характера работы и конструкции пользуются следу ющими способами:
наблюдение за показаниями измерительных прибо ров (манометров, указателей и др.), установленных на машине;
ослушивание; осмотр и проверка креплений;
ощупывание мест возможного перегрева деталей; проверка показателей работы машины (мощности,
расхода топлива, смазки).
За последнее время быстро развиваются и внедряют ся методы безразборной проверки — технической диаг ностики агрегатов и узлов машин.
Быстрое нарастание износов или появление неисправ ностей в машинах может быть предупреждено своевре менным и доброкачественным техническим обслужива нием.
§ 3. Эксплуатационная надежность машин
Производительность и экономичность работы машин в значительной мере зависят от их эксплуатационной на дежности.
Надежность машины (узла) — это ее свойство выпол нять заданные функции, сохраняя свои эксплуатацион ные показатели в заданных пределах в течение опреде ленного времени или требуемой наработки.
Эксплуатационная надежность машин (узлов) обус ловливается совершенством их конструкции, технологии производства и ремонта, условиями и уровнем их ис пользования. Правильное техническое обслуживание и ремонт машин позволяют поддерживать их эксплуата ционную надежность в заданных пределах.
Сроки надежной работы машин, как было отмечено ранее, обусловливаются предельными величинами и тем пами износа узлов, деталей или периодами нарушения регулировок.
199