Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 266
Скачиваний: 3
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
13 |
|
Показатели |
технической диагностики цилиндро-поршневой |
|
||||||
|
|
группы |
двигателей |
|
|
|
|
|
|
|
Частота вра - |
Количество га |
Компрессия |
при |
|||
|
|
щения при |
||||||
|
|
зов, прорыва |
пусковой |
|||||
|
|
проверке про |
||||||
|
|
ющихся в картер |
частоте |
|
||||
|
|
рыва |
газов |
при |
работе |
вращения. |
||
|
|
в картер, |
||||||
|
|
вхолостую, л/мин |
кгс/см5 |
|
||||
Марка трактора |
об/мин |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
колен |
нового |
предель |
нового |
предель |
|
|
|
ВОМ |
но изно |
но изно |
||||
|
|
чатого |
двига |
шенного |
двига |
шенного |
||
|
|
|
вала |
теля |
двига |
теля |
двига |
|
|
|
|
|
|
теля |
|
теля |
|
Т-4 |
|
542 |
1600 |
45 |
140 |
28,5 |
14,5 |
|
Т-100М |
|
535* |
1070 |
33 |
100 |
22,5 |
13,0 |
|
С-100 |
|
525 |
1050 |
33 |
100 |
26,5 |
15,0 |
|
ДТ-75 |
|
536 |
1700 |
28 |
90 |
28,5 |
14,5 |
|
Т-74 |
|
550 |
1700 |
28 |
90 |
28,5 |
14,5 |
|
ДТ-54, ДТ-54А, |
ДТ-55, |
547 |
1300 |
25 |
85 |
29,5 |
17,0 |
|
ДТ-55А |
|
588 |
1600 |
20 |
|
|
|
|
Т-38, Т-38М |
|
65 |
26,0 |
15,5 |
||||
МТЗ-50, |
МТЗ-50Л, |
530 |
1600 |
20 |
65 |
26,5 |
17,5 |
|
МТЗ-52, МТЗ-52Л пер |
|
|
|
|
|
|
|
|
вых выпусков |
|
|
|
|
|
|
|
|
МТЗ-50, |
МТЗ-50Л, |
562 |
1700 |
22 |
70 |
26,5 |
17,5 |
|
МТЗ-52, МТЗ-52Л пос |
|
|
|
|
|
|
|
|
ледних выпусков |
|
|
|
|
|
|
|
|
МТЗ-50ПЛ |
|
562 |
1700 |
22 |
70 |
26,0 |
15,5 |
|
МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС |
556 |
1600 |
20 |
65 |
26,0 |
15,5 |
||
МТЗ-5Л, МТЗ-5М |
520 |
1500 |
20 |
60 |
26,0 |
15,5 |
||
Т-40, Т-40А |
|
538 |
1600 |
27 |
85 |
26,0 |
18,5 |
|
Т-25 |
|
544 |
1600 |
13 |
42 |
26,0 |
18,5 |
|
ДТ-20 |
|
545 |
1600 |
7 |
22 |
22,0 |
13,0 |
|
Т-16М |
|
533 |
1600 |
13 |
42 |
26,0 |
18,5 |
|
Т-16 |
|
533 |
1600 |
12 |
38 |
26,0 |
18,5 |
* Частота вращения валика счетчика, мото-часов.
Лучше |
и надежнее количество газов, |
поступающих |
р. картер |
двигателя, измерять прибором |
КИ-4887-1, не |
имеющим вращающихся деталей. На основе количества газов, прорывающихся через картер, можно приближен но рассчитать запас мото-часов работы данного двигате
ля по |
формуле: |
|
|
МООТ—запас |
^*ост = = ^ и с п ^> |
где |
мото-часов; |
МА С А — количество мото-часов, фактически отрабо
танных двигателем (новым или после ре монта) ;
208
К—коэффициент, |
учитывающий состояние |
ци- |
||
линдро-поршневой группы при соответству |
||||
ющем |
количестве |
газов, прорывающихся |
||
через |
картер |
(табл. |
14). |
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
14 |
Выбор расчетных коэффициентов К запаса моторесурса
иилиндро-поршневой группы в зависимости от фактического расхода газов Q, поступающих в картер
Обо Марка трактора значе Расход газов и коэффициент запаса моторесурса
ния
Т-4 |
|
Q |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
|
|
|
К |
1,5 |
0,95 |
0,65 |
0,45 |
0,32 |
0,21 |
0,12 |
0,05 |
|
Т-100М, |
С-100 |
Q |
40 |
50 |
60 |
70 |
75 |
85 |
90 |
95 |
|
|
|
К |
2,1 |
0,98 |
0,57 |
0,35 |
0,26 |
0,14 |
0,09 |
0,04 |
|
ДТ-75, |
Т-74 |
Q |
35 |
45 |
55 |
65 |
70 |
75 |
80 |
|
— |
|
|
К |
1,86 |
0,84 |
0,45 |
0,24 |
0,17 |
0,10 |
0,05 |
— |
|
ДТ-54А, |
ДТ-55А |
Q |
30 |
40 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
|
75 |
|
|
К |
2,0 |
0,92 |
0,48 |
0,35 |
0,25 |
0,17 |
0,10 |
0,05 |
|
МТЗ-50, |
МТЗ-52 |
Q |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
|
60 |
|
|
К |
2,0 |
1,12 |
0,73 |
0,5 |
0,34 |
0,22 |
0,13 |
0,06 |
|
Т-40 |
|
Q |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
65 |
|
75 |
|
|
К |
2,16 |
1,24 |
0,82 |
0,58 |
0,41 |
0,29 |
0,19 |
0,05 |
|
ДТ-20 |
|
Q |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
17 |
18 |
|
19 |
|
|
К |
1,65 |
0,87 |
0,52 |
0,32 |
0,18 |
0,13 |
0,08 |
|
0,04 |
Т-16 |
|
Q |
12 |
15 |
20 |
25 |
27 |
30 |
32 |
|
34 |
|
|
К |
2,53 |
Г, 23 |
0,58 |
0,29 |
0,21 |
0,12 0,06 |
0,02 |
||
Проверка работы двигателя по дымлению. По степе |
|||||||||||
ни дымления и |
цвету выпускных |
газов можно |
судить |
о техническом состоянии двигателя. Степень дымления оценивают следующими способами: визуально, осажде
нием несгоревших |
частиц на |
бумагу, фотометрически. |
В и з у а л ь н ы й |
с п о с о б |
— неточен, применим толь |
ко днем при хорошей погоде, но зато не требует приспо соблений и приборов.
Бездымный выпуск (на глаз) считается нормальным; легкий дым возможен при резких изменениях режима работы исправного двигателя; густой дым указывает на неисправность двигателя, работа при нем недопустима.
Цвет дыма может косвенно указать на причину дым ления: если дым белый, значит, большая часть топлива не сгорела или имеется примесь водяных паров; светло-
14 С. II. Хробостов |
209 |
синий или темно-синий дым указывает на поступление в камеру сгорания лишнего масла или на неисправность
форсунок, на неправильную установку момента |
подачи |
|
топлива |
(зажигания), на плохую компрессию. |
|
С п о с о б о с а ж д е н и я н е с г о р е в ш и х |
ч а с |
|
т и ц на |
б у м а г у . Лист гладкой белой бумаги |
закла |
дывают в державки и располагают на расстоянии, рав ном половине внутреннего диаметра выпускной трубы. Полученный на бумаге отпечаток рассматривают через лупу или сравнивают с эталонным отпечатком, получен ным от исправного двигателя. На этом основании судят
остепени дымления.
Фо т о м е т р и ч е с к и й способ основан на определе нии светопроницаемости дыма. По мере увеличения дымности выпускных газов изменяется их светопроницае мость, что регистрируется фотометром, устанавливае мым на выпускной трубе. Этот способ весьма сложен.
Контроль состояния двигателя замером компрессии и
неплотностей в цилиндрах. Давление конца такта сжа тия характеризует герметичность цилиндров, отражает состояние поршней, колец, цилиндров, клапанов, прокла док, плотность посадки форсунок и свечей. Нарушение герметичности цилиндров приводит к снижению мощно сти двигателя и повышению расхода топлива: прорыва
ются газы, ухудшаются |
условия |
сгорания топлива. |
|
Д л я п р о в е р к и |
г е р м е т и ч н о с т и |
к а ж д о |
|
го ц и л и н д р а п р и м е н я ю т |
к о м п р е с с и м е т р |
||
КИ-861 (рис. 46). |
|
|
|
Манометр 2 прибора соединяют через отверстие для свечи или форсунки с камерой сжатия цилиндра. Ко ленчатый вал двигателя прокручивают от руки старте ром или пусковым двигателем до тех пор, пока стрелка манометра не достигнет максимума и остановится. Од новременно замеряют частоту вращения вала. Техничес кое состояние цилиндра оценивают по давлению конца сжатия, регистрируемому манометром компрессиметра (табл. 13). Разница в давлениях сжатия между цилинд рами не должна превышать для карбюраторных двигате лей 0,7—0,8 кгс/см2 (7—8 П а ) , для дизелей 1,7—2 кгс/см2 (17—20 Па), так как с увеличением разности давлений по цилиндрам возрастает неравномерность работы и виб рация двигателей.
Д л я и з м е р е н и я н е п л о т н о с т е й в ц и л и н д р а х д в и г а т е л я и с п о л ь з у ю т п н е в м а т и ч е *
210
с к и й к а л и б р а т о р , работающий на сжа том воздухе от комп рессора.
Схема калибратора К-69А показана на ри сунке 47.
По показаниям ма нометра прибора судят о величине неплотно стей в цилиндре и уст раняют их.
Чтобы этим спосо бом проверить состоя ние цилиндро-поршне- вой группы, после про грева двигателя сни мают форсунку и уста навливают поршень проверяемого цилинд ра в в. м. т. такта сго рания. Присоединяют шланг воздушной ма гистрали от компрессо ра к калибратору. Проверяют установку стрелки манометра на О и 100%. Конус впуск ного наконечника шланга плотно прижи мают к гнезду форсун ки проверяемого ци линдра.
|
|
Рис. |
46. |
Компрессиметр: |
||||
/ — запорный |
винт; |
2 — манометр; |
||||||
3 — наконечник |
для |
карбюраторного |
||||||
двигателя; |
4 —втулка; |
5—фланец; |
||||||
6 — |
корпус |
компрессиметра; |
7 — пружи |
|||||
на; |
8 — шариковый |
клапан; |
9 — рези |
|||||
новая |
прокладка; |
10— регулировочный |
||||||
винт; |
It—стержень; |
|
12 — соединитель |
|||||
ная |
муфга; |
13 — наконечник; |
14 — уста |
|||||
|
|
|
новочный |
винт. |
|
|
Степень неплотно сти проверяемого цилиндра определяется по устано
вившейся |
стрелке |
измерительного |
манометра |
при |
|
бора. |
|
|
|
|
|
Утечки |
воздуха |
через |
поршневые |
кольца (при |
поло |
жении поршня в начале |
такта сжатия) более 45% |
для |
дизельных двигателей с диаметром цилиндра 76—100 мм
и более |
52% |
для двигателей |
с |
диаметром цилиндров |
101 —130 |
мм |
говорят о непригодности их к дальнейшей |
||
эксплуатации |
(если отсутствуют |
утечки воздуха через |
||
клапаны |
и прокладку головки |
блока). |
14* |
211 |