Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

13

Показатели

технической диагностики цилиндро-поршневой

 

 

 

группы

двигателей

 

 

 

 

 

 

Частота вра -

Количество га­

Компрессия

при

 

 

щения при

 

 

зов, прорыва­

пусковой

 

 

проверке про­

 

 

ющихся в картер

частоте

 

 

 

рыва

газов

при

работе

вращения.

 

 

в картер,

 

 

вхолостую, л/мин

кгс/см5

 

Марка трактора

об/мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

колен­

нового

предель­

нового

предель­

 

 

ВОМ

но изно­

но изно­

 

 

чатого

двига­

шенного

двига­

шенного

 

 

 

вала

теля

двига­

теля

двига­

 

 

 

 

 

теля

 

теля

Т-4

 

542

1600

45

140

28,5

14,5

Т-100М

 

535*

1070

33

100

22,5

13,0

С-100

 

525

1050

33

100

26,5

15,0

ДТ-75

 

536

1700

28

90

28,5

14,5

Т-74

 

550

1700

28

90

28,5

14,5

ДТ-54, ДТ-54А,

ДТ-55,

547

1300

25

85

29,5

17,0

ДТ-55А

 

588

1600

20

 

 

 

 

Т-38, Т-38М

 

65

26,0

15,5

МТЗ-50,

МТЗ-50Л,

530

1600

20

65

26,5

17,5

МТЗ-52, МТЗ-52Л пер­

 

 

 

 

 

 

 

вых выпусков

 

 

 

 

 

 

 

 

МТЗ-50,

МТЗ-50Л,

562

1700

22

70

26,5

17,5

МТЗ-52, МТЗ-52Л пос­

 

 

 

 

 

 

 

ледних выпусков

 

 

 

 

 

 

 

МТЗ-50ПЛ

 

562

1700

22

70

26,0

15,5

МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС

556

1600

20

65

26,0

15,5

МТЗ-5Л, МТЗ-5М

520

1500

20

60

26,0

15,5

Т-40, Т-40А

 

538

1600

27

85

26,0

18,5

Т-25

 

544

1600

13

42

26,0

18,5

ДТ-20

 

545

1600

7

22

22,0

13,0

Т-16М

 

533

1600

13

42

26,0

18,5

Т-16

 

533

1600

12

38

26,0

18,5

* Частота вращения валика счетчика, мото-часов.

Лучше

и надежнее количество газов,

поступающих

р. картер

двигателя, измерять прибором

КИ-4887-1, не

имеющим вращающихся деталей. На основе количества газов, прорывающихся через картер, можно приближен­ но рассчитать запас мото-часов работы данного двигате­

ля по

формуле:

 

 

МООТ—запас

^*ост = = ^ и с п ^>

где

мото-часов;

МА С А — количество мото-часов, фактически отрабо­

танных двигателем (новым или после ре­ монта) ;

208


К—коэффициент,

учитывающий состояние

ци-

линдро-поршневой группы при соответству­

ющем

количестве

газов, прорывающихся

через

картер

(табл.

14).

 

 

 

 

Т а б л и ц а

14

Выбор расчетных коэффициентов К запаса моторесурса

иилиндро-поршневой группы в зависимости от фактического расхода газов Q, поступающих в картер

Обо­ Марка трактора значе­ Расход газов и коэффициент запаса моторесурса

ния

Т-4

 

Q

60

70

80

90

100

110

120

130

 

 

К

1,5

0,95

0,65

0,45

0,32

0,21

0,12

0,05

Т-100М,

С-100

Q

40

50

60

70

75

85

90

95

 

 

К

2,1

0,98

0,57

0,35

0,26

0,14

0,09

0,04

ДТ-75,

Т-74

Q

35

45

55

65

70

75

80

 

 

 

К

1,86

0,84

0,45

0,24

0,17

0,10

0,05

ДТ-54А,

ДТ-55А

Q

30

40

50

55

60

65

70

 

75

 

 

К

2,0

0,92

0,48

0,35

0,25

0,17

0,10

0,05

МТЗ-50,

МТЗ-52

Q

25

30

35

40

45

50

55

 

60

 

 

К

2,0

1,12

0,73

0,5

0,34

0,22

0,13

0,06

Т-40

 

Q

35

40

45

50

55

60

65

 

75

 

 

К

2,16

1,24

0,82

0,58

0,41

0,29

0,19

0,05

ДТ-20

 

Q

8

10

12

14

16

17

18

 

19

 

 

К

1,65

0,87

0,52

0,32

0,18

0,13

0,08

 

0,04

Т-16

 

Q

12

15

20

25

27

30

32

 

34

 

 

К

2,53

Г, 23

0,58

0,29

0,21

0,12 0,06

0,02

Проверка работы двигателя по дымлению. По степе­

ни дымления и

цвету выпускных

газов можно

судить

о техническом состоянии двигателя. Степень дымления оценивают следующими способами: визуально, осажде­

нием несгоревших

частиц на

бумагу, фотометрически.

В и з у а л ь н ы й

с п о с о б

— неточен, применим толь­

ко днем при хорошей погоде, но зато не требует приспо­ соблений и приборов.

Бездымный выпуск (на глаз) считается нормальным; легкий дым возможен при резких изменениях режима работы исправного двигателя; густой дым указывает на неисправность двигателя, работа при нем недопустима.

Цвет дыма может косвенно указать на причину дым­ ления: если дым белый, значит, большая часть топлива не сгорела или имеется примесь водяных паров; светло-

14 С. II. Хробостов

209



синий или темно-синий дым указывает на поступление в камеру сгорания лишнего масла или на неисправность

форсунок, на неправильную установку момента

подачи

топлива

(зажигания), на плохую компрессию.

 

С п о с о б о с а ж д е н и я н е с г о р е в ш и х

ч а с ­

т и ц на

б у м а г у . Лист гладкой белой бумаги

закла­

дывают в державки и располагают на расстоянии, рав­ ном половине внутреннего диаметра выпускной трубы. Полученный на бумаге отпечаток рассматривают через лупу или сравнивают с эталонным отпечатком, получен­ ным от исправного двигателя. На этом основании судят

остепени дымления.

Фо т о м е т р и ч е с к и й способ основан на определе­ нии светопроницаемости дыма. По мере увеличения дымности выпускных газов изменяется их светопроницае­ мость, что регистрируется фотометром, устанавливае­ мым на выпускной трубе. Этот способ весьма сложен.

Контроль состояния двигателя замером компрессии и

неплотностей в цилиндрах. Давление конца такта сжа­ тия характеризует герметичность цилиндров, отражает состояние поршней, колец, цилиндров, клапанов, прокла­ док, плотность посадки форсунок и свечей. Нарушение герметичности цилиндров приводит к снижению мощно­ сти двигателя и повышению расхода топлива: прорыва­

ются газы, ухудшаются

условия

сгорания топлива.

Д л я п р о в е р к и

г е р м е т и ч н о с т и

к а ж д о ­

го ц и л и н д р а п р и м е н я ю т

к о м п р е с с и м е т р

КИ-861 (рис. 46).

 

 

 

Манометр 2 прибора соединяют через отверстие для свечи или форсунки с камерой сжатия цилиндра. Ко­ ленчатый вал двигателя прокручивают от руки старте­ ром или пусковым двигателем до тех пор, пока стрелка манометра не достигнет максимума и остановится. Од­ новременно замеряют частоту вращения вала. Техничес­ кое состояние цилиндра оценивают по давлению конца сжатия, регистрируемому манометром компрессиметра (табл. 13). Разница в давлениях сжатия между цилинд­ рами не должна превышать для карбюраторных двигате­ лей 0,7—0,8 кгс/см2 (7—8 П а ) , для дизелей 1,7—2 кгс/см2 (17—20 Па), так как с увеличением разности давлений по цилиндрам возрастает неравномерность работы и виб­ рация двигателей.

Д л я и з м е р е н и я н е п л о т н о с т е й в ц и л и н ­ д р а х д в и г а т е л я и с п о л ь з у ю т п н е в м а т и ч е *

210


с к и й к а л и б р а т о р , работающий на сжа­ том воздухе от комп­ рессора.

Схема калибратора К-69А показана на ри­ сунке 47.

По показаниям ма­ нометра прибора судят о величине неплотно­ стей в цилиндре и уст­ раняют их.

Чтобы этим спосо­ бом проверить состоя­ ние цилиндро-поршне- вой группы, после про­ грева двигателя сни­ мают форсунку и уста­ навливают поршень проверяемого цилинд­ ра в в. м. т. такта сго­ рания. Присоединяют шланг воздушной ма­ гистрали от компрессо­ ра к калибратору. Проверяют установку стрелки манометра на О и 100%. Конус впуск­ ного наконечника шланга плотно прижи­ мают к гнезду форсун­ ки проверяемого ци­ линдра.

 

 

Рис.

46.

Компрессиметр:

/ — запорный

винт;

2 — манометр;

3 — наконечник

для

карбюраторного

двигателя;

4 —втулка;

5—фланец;

6

корпус

компрессиметра;

7 — пружи­

на;

8 — шариковый

клапан;

9 — рези­

новая

прокладка;

10— регулировочный

винт;

It—стержень;

 

12 — соединитель­

ная

муфга;

13 — наконечник;

14 — уста­

 

 

 

новочный

винт.

 

 

Степень неплотно­ сти проверяемого цилиндра определяется по устано­

вившейся

стрелке

измерительного

манометра

при­

бора.

 

 

 

 

 

Утечки

воздуха

через

поршневые

кольца (при

поло­

жении поршня в начале

такта сжатия) более 45%

для

дизельных двигателей с диаметром цилиндра 76100 мм

и более

52%

для двигателей

с

диаметром цилиндров

101 —130

мм

говорят о непригодности их к дальнейшей

эксплуатации

(если отсутствуют

утечки воздуха через

клапаны

и прокладку головки

блока).

14*

211