Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Основные данные сельскохозяйственных

тракторов

 

 

 

 

Класс

Номинальная

 

Диапа зон

скоро­

Номи­

Тип и назначение

 

 

стей

трактора

мощность

Ходовая система

 

 

 

нальная

трактора

(номинальное

двигателя,

рабо­

 

транс­

масса

 

 

 

тяговое уси­

э. л. с.

 

 

базовой

 

 

 

лие, тс)

 

 

чей,

портной,

модели, т

 

 

 

 

 

 

км/ч

 

км/ч

 

 

Универсально-

0,6

20—25

Колесная

6—10

14—22

До

1,5

пропашной

 

0,9

35—50

»

6—10

14— 25

До

2,5

 

 

 

1,4

50—80

»

6—12

15—30

До

3,0

Общего

назначе­

2,0

50—80

Гусеничная

5—19

10—15

До

3,0

ния

 

 

3,0

75—150

»

5—10

12—16

До

6,0

 

 

 

3,0

100—150

Колесная

5—12

12—30

До

6,0

 

 

 

4,0

130—150

Гусеничная

5—9

10—12

7000

 

 

 

5,0

220

Колесная

5 - 1 2

12—30

До

11

Специального на­

6,0

100—160

Гусеничная

5—12

10—15

До

11,0

значения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоходное

шасси

0,6

20—25

Колесная

4—10

14—22

До

1,5

малой

мощности

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоходное

шасси

 

75—125

 

4—7

15—30

До

3,8

большой

мощ­

 

 

 

 

 

 

 

 

ности

Т а б л и ц а 1

Марка трактора или шасси

Т-25 Т-28, Т-40, Т-50

МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, МТЗ-50, МТЗ-52, МТЗ-80. МТЗ-82, ЮМЗ - 6Л

Т-38М, Т-54В Т-74, ДТ-75, Т-150 T-i25, Т-150

Т-4, Т-4А К-700

Т-100МГС, Т-130Б

Т-16М

СШ-75, СШ-100, СШ-150


и орудий на одной раме с двигателем и передаточными механизмами делает эти агрегаты маневренными, уни­

версальными, наименее

металлоемкими.

Сюда

входят

шасси Т-16, СШ-75, работающие

в хозяйствах,

СШ-100

и СШ-150, выпускаемые промышленностью.

 

 

Выбор типов

тракторов и правильное

количествен­

ное соотношение

их в

каждом

хозяйстве — одно из

важнейших условий эффективного использования всех средств механизации. В большинстве колхозов и совхо­

зов достаточно иметь

3—4

типа

трактора.

 

Автомобили наряду с тракторами широко применя­

ются для транспортировки

сельскохозяйственных

гру­

зов.

 

 

 

 

Грузовые автомобили разделяются по грузоподъем­

ности, типу кузова и

ходовому

аппарату.

 

Н о м и н а л ь н а я

г р у з о п о д ъ е м н о с т ь ,

уста­

навливаемая заводом-изготовителем, определяется наи­ большим полезным грузом, на который рассчитан авто­ мобиль при эксплуатации его на дорогах хорошего ка­

чества

с твердым покрытием.

При плохих

дорожных

условиях грузоподъемность

может

снижаться

на

20—30% и более.

 

 

 

 

По

номинальной грузоподъемности

грузовые

авто­

мобили

подразделяются на

следующие

группы: до

0,75 тс — для мелких сборных

грузов; от 0,75

до 2,5

тс —

для внутрихозяйственных перевозок и технического об­

служивания

машинно-тракторного

парка; от 2,5

до 5 и

10 тс — для

перевозок

массовых

грузов;

автомобили

особо большой грузоподъемности — для

постоянных

крупных

перевозок

груза по

дорогам

высокого

класса

сельском

хозяйстве они мало

применя­

ются) .

 

 

 

 

 

 

П о т и п у

к у з о в а

автомобили

выбирают

соответ­

ственно плотности и другим свойствам грузов. При этом учитываются возможности уменьшения затрат времени на погрузочно-разгрузочные операции, сохранности гру­ зов в пути и более полного использования грузоподъем­ ности.

По типу кузова автомобили подразделяются на сле­ дующие типы:

автомобили общего назначения с деревянными или металлическими кузовами (платформами) и с универ­ сальными или сменными высокими бортами;

тягачи седельные для работы с полуприцепами;

2*

19



автофургоны с

закрытым

кузовом

(торговые

 

фурго­

ны, передвижные

мастерские);

 

 

 

 

 

 

 

автоцистерны для жидких, наливных грузов

(жидко­

го топлива,

воды,

ядохимикатов,

удобрений)

и

некото­

рых сыпучих

материалов;

 

 

 

 

 

 

 

 

автосамосвалы

для перевозки

 

сыпучих

и

полужид­

ких грузов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автопогрузчики с механическим пли гидравлическим

приводом (для погрузки и выгрузки).

 

 

 

 

 

По типу

х о д о в о г о

а п п а р а т а

автомобили под­

разделяются на машины с одной,

двумя и тремя

веду­

щими осями

или

на

машины

нормальной

и

повышен­

ной проходимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парк

грузовых

автомобилей

в

сельском

хозяйстве

состоит

в основном

из

бортовых

машин

типа

 

ГАЗ и

ЗИЛ-130. Все более широко применяются

 

автоса­

мосвалы типа ГАЗ-53 и ЗИЛ-554,

а

также автоцистер­

ны и другие автомобили специального

назначения.

 

Разрабатываются

и

внедряются

 

специальные

сель­

скохозяйственные

автомобили

для

грузов

малой

плот­

ности, дорог

низкого

класса

и перевозок

на

короткие

расстояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные

вопросы

 

 

 

 

 

1. Каковы особенности использования машин в сельском хозяйстве?

2.Что такое производственная операция и производственный про­ цесс? Назовите их виды.

3. Что такое система машин? Какие системы машин вы знаете?

4.Каковы значение и пути развития систем машин для сельского хозяйства?

5. Какие энергетические средства применяются в сельском хозяй­ стве?

6.Назовите типы тракторов и самоходных шасси. Каково их наз­ начение?

7.Какие автомобили применяются в сельском хозяйстве? Как o;;:i подразделяются по назначению?

Г л а в а II

ТИПЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ АГРЕГАТОВ

§ 1. Понятие о типах агрегатов

Производственные операции и процессы в сельском хозяйстве механизируются при помощи машинных агре­ гатов, представляющих собой сочетание энергетической части (двигателя), передаточного механизма и рабочих машин (орудий).

20


Машинно-тракторным

агрегатом называется

соче­

тание машин-орудий с трактором.

 

 

 

 

Подвижные

агрегаты — это

пахотные,

 

посевные и

другие, которые,

перемещаясь

по

полю,

воздействуют

на обрабатываемый объект.

 

 

 

 

 

Стационарные агрегаты — это

зерноочистительные,

сушильные и т. п., к которым

обрабатываемый матери­

ал подвозится.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наибольшая

часть

работ в

сельском

хозяйстве вы­

полняется подвижными

агрегатами.

 

 

 

По количеству одновременно

выполняемых

опера­

ций агрегаты подразделяются на

простые,

комплексные

п комбайновые.

 

 

 

 

 

 

 

 

Простой агрегат состоит из

однородных

машин-ору­

дий и выполняет одну операцию.

 

 

 

 

Комплексный

агрегат

объединяет в себе

разнород­

ные машины-орудия и одновременно выполняет две или более различных операций (например, боронование и культивацию).

Комбайновый агрегат представляет собой конструк­ тивное объединение нескольких разнообразных машин-

орудий

в одну комбинированную и выполняет несколь­

ко операций.

По

способам сочетания энергетической части, ма­

шин-орудий и передаточного устройства агрегаты под­

разделяются

на

прицепные,

полунавесные,

навесные,

приводные и самоходные.

 

 

 

 

 

 

 

Прицепным называется агрегат, у которого рабочие

машины

имеют

свою ходовую часть. Они

присоединя­

ются непосредственно или сцепкой к

прицепной

скобе

трактора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полунавесным называется агрегат, часть массы ра­

бочей

машины

которого

приходится

на

 

трактор

и часть — на

собственное

ходовое

устройство.

 

 

Навесным

называется

агрегат,

в

котором

машина-

орудие

навешивается на

трактор

или

самоходное

шасси

и не имеет своего ходового аппарата,

за

исключением

стабилизирующих опорных роликов-катков.

 

 

 

Приводным называется

агрегат,

у которого

часть

мощности двигателя трактора передается через вал от­ бора мощности (ВОМ) к механизмам машины и приво­ дит их в действие.

Приводные агрегаты могут быть прицепными, полу­ навесными и навесными.

21