Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 3
|
|
|
|
Основные данные сельскохозяйственных |
тракторов |
|
||||
|
|
|
Класс |
Номинальная |
|
Диапа зон |
скоро |
Номи |
||
Тип и назначение |
|
|
стей |
|||||||
трактора |
мощность |
Ходовая система |
|
|
|
нальная |
||||
трактора |
(номинальное |
двигателя, |
рабо |
|
транс |
масса |
||||
|
|
|
тяговое уси |
э. л. с. |
|
|
базовой |
|||
|
|
|
лие, тс) |
|
|
чей, |
портной, |
модели, т |
||
|
|
|
|
|
|
км/ч |
|
км/ч |
|
|
Универсально- |
0,6 |
20—25 |
Колесная |
6—10 |
14—22 |
До |
1,5 |
|||
пропашной |
|
0,9 |
35—50 |
» |
6—10 |
14— 25 |
До |
2,5 |
||
|
|
|
1,4 |
50—80 |
» |
6—12 |
15—30 |
До |
3,0 |
|
Общего |
назначе |
2,0 |
50—80 |
Гусеничная |
5—19 |
10—15 |
До |
3,0 |
||
ния |
|
|
3,0 |
75—150 |
» |
5—10 |
12—16 |
До |
6,0 |
|
|
|
|
3,0 |
100—150 |
Колесная |
5—12 |
12—30 |
До |
6,0 |
|
|
|
|
4,0 |
130—150 |
Гусеничная |
5—9 |
10—12 |
7000 |
||
|
|
|
5,0 |
220 |
Колесная |
5 - 1 2 |
12—30 |
До |
11 |
|
Специального на |
6,0 |
100—160 |
Гусеничная |
5—12 |
10—15 |
До |
11,0 |
|||
значения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самоходное |
шасси |
0,6 |
20—25 |
Колесная |
4—10 |
14—22 |
До |
1,5 |
||
малой |
мощности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самоходное |
шасси |
|
75—125 |
|
4—7 |
15—30 |
До |
3,8 |
||
большой |
мощ |
|
|
|
|
|
|
|
|
ности
Т а б л и ц а 1
Марка трактора или шасси
Т-25 Т-28, Т-40, Т-50
МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, МТЗ-50, МТЗ-52, МТЗ-80. МТЗ-82, ЮМЗ - 6Л
Т-38М, Т-54В Т-74, ДТ-75, Т-150 T-i25, Т-150
Т-4, Т-4А К-700
Т-100МГС, Т-130Б
Т-16М
СШ-75, СШ-100, СШ-150
и орудий на одной раме с двигателем и передаточными механизмами делает эти агрегаты маневренными, уни
версальными, наименее |
металлоемкими. |
Сюда |
входят |
||
шасси Т-16, СШ-75, работающие |
в хозяйствах, |
СШ-100 |
|||
и СШ-150, выпускаемые промышленностью. |
|
|
|||
Выбор типов |
тракторов и правильное |
количествен |
|||
ное соотношение |
их в |
каждом |
хозяйстве — одно из |
важнейших условий эффективного использования всех средств механизации. В большинстве колхозов и совхо
зов достаточно иметь |
3—4 |
типа |
трактора. |
|
Автомобили наряду с тракторами широко применя |
||||
ются для транспортировки |
сельскохозяйственных |
гру |
||
зов. |
|
|
|
|
Грузовые автомобили разделяются по грузоподъем |
||||
ности, типу кузова и |
ходовому |
аппарату. |
|
|
Н о м и н а л ь н а я |
г р у з о п о д ъ е м н о с т ь , |
уста |
навливаемая заводом-изготовителем, определяется наи большим полезным грузом, на который рассчитан авто мобиль при эксплуатации его на дорогах хорошего ка
чества |
с твердым покрытием. |
При плохих |
дорожных |
||
условиях грузоподъемность |
может |
снижаться |
на |
||
20—30% и более. |
|
|
|
|
|
По |
номинальной грузоподъемности |
грузовые |
авто |
||
мобили |
подразделяются на |
следующие |
группы: до |
||
0,75 тс — для мелких сборных |
грузов; от 0,75 |
до 2,5 |
тс — |
для внутрихозяйственных перевозок и технического об
служивания |
машинно-тракторного |
парка; от 2,5 |
до 5 и |
|||
10 тс — для |
перевозок |
массовых |
грузов; |
автомобили |
||
особо большой грузоподъемности — для |
постоянных |
|||||
крупных |
перевозок |
груза по |
дорогам |
высокого |
||
класса |
(в |
сельском |
хозяйстве они мало |
применя |
||
ются) . |
|
|
|
|
|
|
П о т и п у |
к у з о в а |
автомобили |
выбирают |
соответ |
ственно плотности и другим свойствам грузов. При этом учитываются возможности уменьшения затрат времени на погрузочно-разгрузочные операции, сохранности гру зов в пути и более полного использования грузоподъем ности.
По типу кузова автомобили подразделяются на сле дующие типы:
автомобили общего назначения с деревянными или металлическими кузовами (платформами) и с универ сальными или сменными высокими бортами;
тягачи седельные для работы с полуприцепами;
2* |
19 |
автофургоны с |
закрытым |
кузовом |
(торговые |
|
фурго |
||||||||
ны, передвижные |
мастерские); |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
автоцистерны для жидких, наливных грузов |
(жидко |
||||||||||||
го топлива, |
воды, |
ядохимикатов, |
удобрений) |
и |
некото |
||||||||
рых сыпучих |
материалов; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
автосамосвалы |
для перевозки |
|
сыпучих |
и |
полужид |
||||||||
ких грузов; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
автопогрузчики с механическим пли гидравлическим |
|||||||||||||
приводом (для погрузки и выгрузки). |
|
|
|
|
|
||||||||
По типу |
х о д о в о г о |
а п п а р а т а |
автомобили под |
||||||||||
разделяются на машины с одной, |
двумя и тремя |
веду |
|||||||||||
щими осями |
или |
на |
машины |
нормальной |
и |
повышен |
|||||||
ной проходимости. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Парк |
грузовых |
автомобилей |
в |
сельском |
хозяйстве |
||||||||
состоит |
в основном |
из |
бортовых |
машин |
типа |
|
ГАЗ и |
||||||
ЗИЛ-130. Все более широко применяются |
|
автоса |
|||||||||||
мосвалы типа ГАЗ-53 и ЗИЛ-554, |
а |
также автоцистер |
|||||||||||
ны и другие автомобили специального |
назначения. |
|
|||||||||||
Разрабатываются |
и |
внедряются |
|
специальные |
сель |
||||||||
скохозяйственные |
автомобили |
для |
грузов |
малой |
плот |
||||||||
ности, дорог |
низкого |
класса |
и перевозок |
на |
короткие |
||||||||
расстояния. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольные |
вопросы |
|
|
|
|
|
1. Каковы особенности использования машин в сельском хозяйстве?
2.Что такое производственная операция и производственный про цесс? Назовите их виды.
3. Что такое система машин? Какие системы машин вы знаете?
4.Каковы значение и пути развития систем машин для сельского хозяйства?
5. Какие энергетические средства применяются в сельском хозяй стве?
6.Назовите типы тракторов и самоходных шасси. Каково их наз начение?
7.Какие автомобили применяются в сельском хозяйстве? Как o;;:i подразделяются по назначению?
Г л а в а II
ТИПЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ АГРЕГАТОВ
§ 1. Понятие о типах агрегатов
Производственные операции и процессы в сельском хозяйстве механизируются при помощи машинных агре гатов, представляющих собой сочетание энергетической части (двигателя), передаточного механизма и рабочих машин (орудий).
20
Машинно-тракторным |
агрегатом называется |
соче |
||||||
тание машин-орудий с трактором. |
|
|
|
|
||||
Подвижные |
агрегаты — это |
пахотные, |
|
посевные и |
||||
другие, которые, |
перемещаясь |
по |
полю, |
воздействуют |
||||
на обрабатываемый объект. |
|
|
|
|
|
|||
Стационарные агрегаты — это |
зерноочистительные, |
|||||||
сушильные и т. п., к которым |
обрабатываемый матери |
|||||||
ал подвозится. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наибольшая |
часть |
работ в |
сельском |
хозяйстве вы |
||||
полняется подвижными |
агрегатами. |
|
|
|
||||
По количеству одновременно |
выполняемых |
опера |
||||||
ций агрегаты подразделяются на |
простые, |
комплексные |
||||||
п комбайновые. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Простой агрегат состоит из |
однородных |
машин-ору |
||||||
дий и выполняет одну операцию. |
|
|
|
|
||||
Комплексный |
агрегат |
объединяет в себе |
разнород |
ные машины-орудия и одновременно выполняет две или более различных операций (например, боронование и культивацию).
Комбайновый агрегат представляет собой конструк тивное объединение нескольких разнообразных машин-
орудий |
в одну комбинированную и выполняет несколь |
ко операций. |
|
По |
способам сочетания энергетической части, ма |
шин-орудий и передаточного устройства агрегаты под
разделяются |
на |
прицепные, |
полунавесные, |
навесные, |
||||||
приводные и самоходные. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Прицепным называется агрегат, у которого рабочие |
||||||||||
машины |
имеют |
свою ходовую часть. Они |
присоединя |
|||||||
ются непосредственно или сцепкой к |
прицепной |
скобе |
||||||||
трактора. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полунавесным называется агрегат, часть массы ра |
||||||||||
бочей |
машины |
которого |
приходится |
на |
|
трактор |
||||
и часть — на |
собственное |
ходовое |
устройство. |
|
|
|||||
Навесным |
называется |
агрегат, |
в |
котором |
машина- |
|||||
орудие |
навешивается на |
трактор |
или |
самоходное |
шасси |
|||||
и не имеет своего ходового аппарата, |
за |
исключением |
||||||||
стабилизирующих опорных роликов-катков. |
|
|
|
|||||||
Приводным называется |
агрегат, |
у которого |
часть |
мощности двигателя трактора передается через вал от бора мощности (ВОМ) к механизмам машины и приво дит их в действие.
Приводные агрегаты могут быть прицепными, полу навесными и навесными.
21