Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 3
Самоходным называется агрегат, в котором энерге тическая часть, передаточное устройство и рабочая ма шина конструктивно объединены в одно целое. Такой агрегат имеет свое ходовое устройство. Самоходное шасси — разновидность самоходного агрегата со смен ными рабочими органами-машинами, которые навеши ваются на шасси в зависимости от выполняемой работы.
Симметричные |
и асимметричные — так |
классифици |
|||||
руются агрегаты |
по |
относительному |
расположению в |
||||
них рабочих машин и энергетической |
части |
(трактора, |
|||||
самоходного шасси). |
|
|
|
|
|
|
|
По наименованию выполняемой операции или рабо |
|||||||
ты агрегаты подразделяются |
на пахотные, |
посевные, |
|||||
уборочные, зерноочистительные и др. |
|
|
|
|
|||
§ 2. Принцип подбора машин для агрегатирования |
|||||||
Эффективность |
механизации производственных |
опе |
|||||
раций и процессов |
зависит не |
только |
от |
технического |
|||
совершенства машин, |
но и в значительной |
мере от |
того, |
насколько правильно они подобраны для агрегата дан ного назначения с учетом конкретных почвенных и дру
гих технологических условий работы. |
|
||
Возможности |
составления |
рациональных |
агрегатов |
обусловливаются |
количеством |
и структурой |
имеющей |
ся в хозяйстве техники. |
|
|
|
При подборе |
типов машин |
для составления машин |
но-тракторных агрегатов необходимо учитывать следу
ющие |
требования. |
|
1. |
Машина должна обеспечивать качество работ |
|
(глубину обработки |
почвы, допустимую величину по-' |
|
терь |
урожая и др.), |
отвечающее требованиям агротех |
ники для данной операции, процесса.
2. Следует принимать во внимание влияние конкрет ных почвенных и других природно-производственных ус ловий работы в данном хозяйстве (тип почвы и агрофон, длина гонов, рельеф, каменистость, урожайность и др.) на энергетические и экономические показатели ра боты машин.
3. Машины, подбираемые для агрегата, должны быть взаимоувязаны по энергетическим показателям, с тем чтобы обеспечивать оптимальную или близкую к ней загрузку двигателя и тем самым более высокую произ водительность агрегата. Кроме того, агрегат должен от-
22
вечать требованиям |
поточной |
организации |
выполнения |
||||
производственного |
процесса, |
удовлетворять |
требовани |
||||
ям технологической |
преемственности |
предшествующей |
|||||
пли последующей операции. |
|
|
|
|
|||
4. |
Высокая |
производительность |
агрегата |
должна |
|||
быть |
получена |
при |
меньших |
затратах труда |
и эконо |
мичной работе.
5.Машины, входящие в агрегат, должны иметь вы сокую эксплуатационную надежность. Работать на них должно быть удобно.
6.Прямые затраты на единицу продукции должны быть возможно меньшими (это результирующий пока затель, зависящий от качества работ, затрат труда, энергии и др.).
Контрольные вопросы
1.Что такое машинно-тракторный агрегат? Перечислите составные части агрегата.
2. Как классифицируются сельскохозяйственные агрегаты по спосо бу соединения с энергетической частью?
3.Как классифицируются сельскохозяйственные агрегаты по коли честву выполняемых операций и их наименованию?
4. Каковы основные требования, предъявляемые к подбору машги для составления агрегатов?
Г л а в а III
РАСЧЕТ И ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАКТОРОВ
§1. Эксплуатация качества тракторов
иих показатели
Эффективность механизации сельскохозяйственного производства в значительной мере зависит от конструк ции тракторов и уровня их использования. Конструкци ей тракторов обусловливаются их эксплуатационные качества, которые условно можно подразделить на три основные группы: агротехнические, технико-экономичес кие и общетехнические.
Агротехнические качества — приспособленность трак тора к технологическим условиям возделывания сель скохозяйственных культур. Сюда относятся проходи мость и маневренность.
П р о х о д и м о с т ь |
различают общую |
и |
в между |
рядьях. Показатели |
проходимости — тяговое |
усилие и |
|
буксование трактора, |
удельное давление |
на |
почву, до- |
23
рожный просвет, габариты и устойчивость трактора при работе на склонах, размер защитной зоны при работе в междурядьях.
М а н е в р е н н о с т ь — это управляемость, устойчи вость прямолинейного движения и плавность хода. По казатели маневренности — наименьший радиус поворо та, величина и частота отклонений от заданного направ
ления движения, |
возможность обеспечения |
постоянства |
|
глубины обработки почвы. |
качества — производитель |
||
Технико-экономические |
|||
ность, тяговые свойства, |
возможность рационального |
||
агрегатирования, |
топливная экономичность, |
амортизаци |
|
онные расходы, |
долговечность, эксплуатационная на |
дежность, технологичность и экономичность ремонта и
технического |
обслуживания |
трактора, |
|
экономичность |
||||||||
работы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь |
характеризуется |
|
тяго |
||||||||
вой |
трактора |
и номинальной |
мощностями |
двигателя. |
||||||||
|
Т я г о в ы е |
к а ч е с т в а |
определяются |
тяговым |
|
уси |
||||||
лием, |
скоростью |
движения, |
запасом |
крутящего |
|
мо |
||||||
мента |
двигателя, |
тяговым |
коэффициентом |
полезного |
||||||||
действия, величиной буксования движителей. |
|
|
|
|||||||||
|
Р а ц и о н а л ь н о с т ь |
а г р е г а т и р о в а н и я |
|
зави |
||||||||
сит от числа и диапазона |
передач, способа |
навески и |
||||||||||
соединения машин-орудий |
с |
трактором, |
устойчивости |
|||||||||
движения агрегата, типа привода ВОМ. |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Т о п л и в н а я э к о н о м и ч н о с т ь |
характеризуется |
||||||||||
удельным расходом |
топлива, |
расходом |
топлива |
на |
ус |
|||||||
ловный |
гектар вспашки, |
относительным |
расходом |
|
мас |
|||||||
ла |
(в % к расходу |
топлива), |
расходом |
топлива |
при |
ра |
||||||
боте с недогрузкой двигателя. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
А м о р т и з а ц и о н н ы е |
р а с х о д ы |
|
определяются |
||||||||
стоимостью трактора и капитальных ремонтов, |
сроком |
|||||||||||
службы |
трактора. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Н а д е ж н о с т ь |
и д о л г о в е ч н о с т ь |
— показате |
ли, зависящие от срока безремонтной службы, коэффи циента эксплуатационной надежности, реальной долго вечности.
Т е х н о л о г и ч н о с т ь и э к о н о м и ч н о с т ь ре
м о н т а и т е х н и ч е с к о г о |
о б с л у ж и в а н и я |
х а |
рактеризуется стоимостью |
ремонта и обслуживания, |
|
приспособленностью к ремонту, коэффициентом |
равно |
мерности, износа основных узлов, удобством и трудоем костью технического обслуживания.
24
Э к о н о м и ч н о с т ь р а б о т ы определяется вели чиной стоимости часа работы трактора илистоимостью единицы работы.
Общетехнические качества характеризуют удобство работы и обслуживания. Сюда можно отнести тип каби ны (число мест, освещенность, защита от шума, пыли, газов, отопление, удобство сиденья), легкость запуска, безопасность работы (предельные углы поперечной ус тойчивости трактора, тормозной путь) и т. п.
Приведенная классификация в значительной мере условна, потому что эксплуатационные качества тракто ров тесно связаны между собой и некоторые из них можно отнести к нескольким группам. Например, плав
ность |
хода трактора — агротехническое качество; |
оно |
||||
влияет |
на |
равномерность |
глубины |
обработки |
почвы |
|
(особенно |
при работе с |
навесными |
машинами). В |
то |
||
же время |
от плавности хода зависит максимально до |
|||||
пустимая |
скорость движения и сохранность |
механиз |
мов, что относится к группе технико-экономических по казателей. Плавность хода можно отнести и к обще техническому качеству, так как от нее зависит удобство работы, утомляемость тракториста.
Эксплуатационные качества трактора выявляются при работе его в агрегате.
Многие важные эксплуатационные показатели трак
тора |
существенно зависят |
от |
условий |
работы. |
Напри |
|||
мер, |
крюковая |
мощность, |
тяговое усилие |
и коэффици |
||||
ент |
полезного действия одного и того |
же |
трактора из |
|||||
меняются |
в зависимости |
от типа п состояния |
почвы, |
|||||
скоростного |
режима, степени |
загрузки |
двигателей и др. |
|||||
§ |
2. Эксплуатационные показатели и режимы работы |
|||||||
|
|
|
тракторных двигателей |
|
|
|||
Двигатель |
есть источник |
движущей |
силы |
(силовая |
часть) трактора или агрегата. От его эксплуатационных качеств в значительной мере зависит эффективность работы трактора и агрегата.
Кроме общетехннческих (надежности в работе, лег кости управления и удобства обслуживания), к основ ным эксплуатационным показателям тракторного дви гателя относятся динамические и экономические.
Динамические показатели двигателя при оптималь ных регулировках — это максимальная эффективная
25
мощность двигателя, максимальный крутящий момент, крутящий 1$>мент при максимальной мощности, коэф^ фициент приспособляемости двигателя, частота враще ния коленчатого вала при максимальной мощности; степень неравномерности регулятора, характер измене ния мощности в области использования запаса крутя щего момента.
Экономические показатели двигателя — это удель
ный расход топлива при максимальной мощности, ми нимальный удельный расход топлива и диапазон мощ ностей при этом расходе, степень увеличения удельного расхода топлива при неполной нагрузке и перегрузке двигателя, расход топлива в час при максимальной и минимальной частоте вращения коленчатого вала дви гателя на холостом ходу.
Экономичность агрегата в значительной мере зави сит от режима его работы, т. е. от скорости движения и степени загрузки двигателя. Тракторный двигатель ра ботает с переменной нагрузкой. Она изменяется вслед ствие непостоянства тягового сопротивления сельскохо зяйственных машин-орудий и сопротивления перекаты ванию трактора.
Влияние указанных показателей двигателей на экс плуатационные качества тракторов проявляется в сле дующем.
1. Чем больше эффективная мощность и крутящий момент двигателя, тем больше при прочих равных условиях тяговая мощность и тяговое усилие трак тора.
2. Чем больше коэффициент приспособляемости тракторного двигателя, тем меньший запас мощности требуется в агрегате и тем реже при перегрузках трак тора приходится работать с низшей поступательной ско ростью. Чем меньше снижается мощность двигателя в области использования запаса крутящего момента, тем производительней работа машинно-тракторного агрега та.
3. Чем меньше удельный расход топлива |
при мак |
|
симальной мощности, а также |
при режимах недогрузки |
|
и перегрузки (при изменении |
сопротивления |
машин- |
орудий, холостых заездах и поворотах агрегата, при ос
тановках агрегата |
с работающим двигателем), тем вы |
ше экономичность |
работы. |
Динамические |
и экономические показатели двигате- |
26