Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самоходным называется агрегат, в котором энерге­ тическая часть, передаточное устройство и рабочая ма­ шина конструктивно объединены в одно целое. Такой агрегат имеет свое ходовое устройство. Самоходное шасси — разновидность самоходного агрегата со смен­ ными рабочими органами-машинами, которые навеши­ ваются на шасси в зависимости от выполняемой работы.

Симметричные

и асимметричные — так

классифици­

руются агрегаты

по

относительному

расположению в

них рабочих машин и энергетической

части

(трактора,

самоходного шасси).

 

 

 

 

 

 

По наименованию выполняемой операции или рабо­

ты агрегаты подразделяются

на пахотные,

посевные,

уборочные, зерноочистительные и др.

 

 

 

 

§ 2. Принцип подбора машин для агрегатирования

Эффективность

механизации производственных

опе­

раций и процессов

зависит не

только

от

технического

совершенства машин,

но и в значительной

мере от

того,

насколько правильно они подобраны для агрегата дан­ ного назначения с учетом конкретных почвенных и дру­

гих технологических условий работы.

 

Возможности

составления

рациональных

агрегатов

обусловливаются

количеством

и структурой

имеющей­

ся в хозяйстве техники.

 

 

При подборе

типов машин

для составления машин­

но-тракторных агрегатов необходимо учитывать следу­

ющие

требования.

 

1.

Машина должна обеспечивать качество работ

(глубину обработки

почвы, допустимую величину по-'

терь

урожая и др.),

отвечающее требованиям агротех­

ники для данной операции, процесса.

2. Следует принимать во внимание влияние конкрет­ ных почвенных и других природно-производственных ус­ ловий работы в данном хозяйстве (тип почвы и агрофон, длина гонов, рельеф, каменистость, урожайность и др.) на энергетические и экономические показатели ра­ боты машин.

3. Машины, подбираемые для агрегата, должны быть взаимоувязаны по энергетическим показателям, с тем чтобы обеспечивать оптимальную или близкую к ней загрузку двигателя и тем самым более высокую произ­ водительность агрегата. Кроме того, агрегат должен от-

22


вечать требованиям

поточной

организации

выполнения

производственного

процесса,

удовлетворять

требовани­

ям технологической

преемственности

предшествующей

пли последующей операции.

 

 

 

 

4.

Высокая

производительность

агрегата

должна

быть

получена

при

меньших

затратах труда

и эконо­

мичной работе.

5.Машины, входящие в агрегат, должны иметь вы­ сокую эксплуатационную надежность. Работать на них должно быть удобно.

6.Прямые затраты на единицу продукции должны быть возможно меньшими (это результирующий пока­ затель, зависящий от качества работ, затрат труда, энергии и др.).

Контрольные вопросы

1.Что такое машинно-тракторный агрегат? Перечислите составные части агрегата.

2. Как классифицируются сельскохозяйственные агрегаты по спосо­ бу соединения с энергетической частью?

3.Как классифицируются сельскохозяйственные агрегаты по коли­ честву выполняемых операций и их наименованию?

4. Каковы основные требования, предъявляемые к подбору машги для составления агрегатов?

Г л а в а III

РАСЧЕТ И ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАКТОРОВ

§1. Эксплуатация качества тракторов

иих показатели

Эффективность механизации сельскохозяйственного производства в значительной мере зависит от конструк­ ции тракторов и уровня их использования. Конструкци­ ей тракторов обусловливаются их эксплуатационные качества, которые условно можно подразделить на три основные группы: агротехнические, технико-экономичес­ кие и общетехнические.

Агротехнические качества — приспособленность трак­ тора к технологическим условиям возделывания сель­ скохозяйственных культур. Сюда относятся проходи­ мость и маневренность.

П р о х о д и м о с т ь

различают общую

и

в между­

рядьях. Показатели

проходимости — тяговое

усилие и

буксование трактора,

удельное давление

на

почву, до-

23


рожный просвет, габариты и устойчивость трактора при работе на склонах, размер защитной зоны при работе в междурядьях.

М а н е в р е н н о с т ь — это управляемость, устойчи­ вость прямолинейного движения и плавность хода. По­ казатели маневренности — наименьший радиус поворо­ та, величина и частота отклонений от заданного направ­

ления движения,

возможность обеспечения

постоянства

глубины обработки почвы.

качества — производитель­

Технико-экономические

ность, тяговые свойства,

возможность рационального

агрегатирования,

топливная экономичность,

амортизаци­

онные расходы,

долговечность, эксплуатационная на­

дежность, технологичность и экономичность ремонта и

технического

обслуживания

трактора,

 

экономичность

работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь

характеризуется

 

тяго­

вой

трактора

и номинальной

мощностями

двигателя.

 

Т я г о в ы е

к а ч е с т в а

определяются

тяговым

 

уси­

лием,

скоростью

движения,

запасом

крутящего

 

мо­

мента

двигателя,

тяговым

коэффициентом

полезного

действия, величиной буксования движителей.

 

 

 

 

Р а ц и о н а л ь н о с т ь

а г р е г а т и р о в а н и я

 

зави­

сит от числа и диапазона

передач, способа

навески и

соединения машин-орудий

с

трактором,

устойчивости

движения агрегата, типа привода ВОМ.

 

 

 

 

 

 

 

Т о п л и в н а я э к о н о м и ч н о с т ь

характеризуется

удельным расходом

топлива,

расходом

топлива

на

ус­

ловный

гектар вспашки,

относительным

расходом

 

мас­

ла

(в % к расходу

топлива),

расходом

топлива

при

ра­

боте с недогрузкой двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

А м о р т и з а ц и о н н ы е

р а с х о д ы

 

определяются

стоимостью трактора и капитальных ремонтов,

сроком

службы

трактора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а д е ж н о с т ь

и д о л г о в е ч н о с т ь

— показате­

ли, зависящие от срока безремонтной службы, коэффи­ циента эксплуатационной надежности, реальной долго­ вечности.

Т е х н о л о г и ч н о с т ь и э к о н о м и ч н о с т ь ре­

м о н т а и т е х н и ч е с к о г о

о б с л у ж и в а н и я

х а ­

рактеризуется стоимостью

ремонта и обслуживания,

приспособленностью к ремонту, коэффициентом

равно­

мерности, износа основных узлов, удобством и трудоем­ костью технического обслуживания.

24


Э к о н о м и ч н о с т ь р а б о т ы определяется вели­ чиной стоимости часа работы трактора илистоимостью единицы работы.

Общетехнические качества характеризуют удобство работы и обслуживания. Сюда можно отнести тип каби­ ны (число мест, освещенность, защита от шума, пыли, газов, отопление, удобство сиденья), легкость запуска, безопасность работы (предельные углы поперечной ус­ тойчивости трактора, тормозной путь) и т. п.

Приведенная классификация в значительной мере условна, потому что эксплуатационные качества тракто­ ров тесно связаны между собой и некоторые из них можно отнести к нескольким группам. Например, плав­

ность

хода трактора — агротехническое качество;

оно

влияет

на

равномерность

глубины

обработки

почвы

(особенно

при работе с

навесными

машинами). В

то

же время

от плавности хода зависит максимально до­

пустимая

скорость движения и сохранность

механиз­

мов, что относится к группе технико-экономических по­ казателей. Плавность хода можно отнести и к обще­ техническому качеству, так как от нее зависит удобство работы, утомляемость тракториста.

Эксплуатационные качества трактора выявляются при работе его в агрегате.

Многие важные эксплуатационные показатели трак­

тора

существенно зависят

от

условий

работы.

Напри­

мер,

крюковая

мощность,

тяговое усилие

и коэффици­

ент

полезного действия одного и того

же

трактора из­

меняются

в зависимости

от типа п состояния

почвы,

скоростного

режима, степени

загрузки

двигателей и др.

§

2. Эксплуатационные показатели и режимы работы

 

 

 

тракторных двигателей

 

 

Двигатель

есть источник

движущей

силы

(силовая

часть) трактора или агрегата. От его эксплуатационных качеств в значительной мере зависит эффективность работы трактора и агрегата.

Кроме общетехннческих (надежности в работе, лег­ кости управления и удобства обслуживания), к основ­ ным эксплуатационным показателям тракторного дви­ гателя относятся динамические и экономические.

Динамические показатели двигателя при оптималь­ ных регулировках — это максимальная эффективная

25


мощность двигателя, максимальный крутящий момент, крутящий 1$>мент при максимальной мощности, коэф^ фициент приспособляемости двигателя, частота враще­ ния коленчатого вала при максимальной мощности; степень неравномерности регулятора, характер измене­ ния мощности в области использования запаса крутя­ щего момента.

Экономические показатели двигателя — это удель­

ный расход топлива при максимальной мощности, ми­ нимальный удельный расход топлива и диапазон мощ­ ностей при этом расходе, степень увеличения удельного расхода топлива при неполной нагрузке и перегрузке двигателя, расход топлива в час при максимальной и минимальной частоте вращения коленчатого вала дви­ гателя на холостом ходу.

Экономичность агрегата в значительной мере зави­ сит от режима его работы, т. е. от скорости движения и степени загрузки двигателя. Тракторный двигатель ра­ ботает с переменной нагрузкой. Она изменяется вслед­ ствие непостоянства тягового сопротивления сельскохо­ зяйственных машин-орудий и сопротивления перекаты­ ванию трактора.

Влияние указанных показателей двигателей на экс­ плуатационные качества тракторов проявляется в сле­ дующем.

1. Чем больше эффективная мощность и крутящий момент двигателя, тем больше при прочих равных условиях тяговая мощность и тяговое усилие трак­ тора.

2. Чем больше коэффициент приспособляемости тракторного двигателя, тем меньший запас мощности требуется в агрегате и тем реже при перегрузках трак­ тора приходится работать с низшей поступательной ско­ ростью. Чем меньше снижается мощность двигателя в области использования запаса крутящего момента, тем производительней работа машинно-тракторного агрега­ та.

3. Чем меньше удельный расход топлива

при мак­

симальной мощности, а также

при режимах недогрузки

и перегрузки (при изменении

сопротивления

машин-

орудий, холостых заездах и поворотах агрегата, при ос­

тановках агрегата

с работающим двигателем), тем вы­

ше экономичность

работы.

Динамические

и экономические показатели двигате-

26