Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 267
Скачиваний: 3
|
|
|
|
|
|
О с о с т о я н и и д в и |
||||||
|
|
|
|
|
|
г а т е л я |
м о ж н о |
с у |
||||
|
|
|
|
|
|
д и т ь п о |
д а в л е н и ю |
|||||
|
|
|
|
|
|
в о |
|
в с а с ы в а ю щ е й |
||||
|
|
|
|
|
|
т р у б е |
|
(для |
карбюра |
|||
|
|
|
|
|
|
торных |
двигателей), |
ко |
||||
|
|
|
|
|
|
торое |
|
можно |
измерять |
|||
|
|
|
|
|
|
вакуумметром, |
соединен |
|||||
|
|
|
|
|
|
ным специально |
|
просвер |
||||
Рис. 47. |
Схема пневматического |
ленным |
отверстием |
с |
||||||||
|
|
калибратора: |
|
|
внутренней |
полостью |
вса |
|||||
1 — регулирующий |
впит; 2 — редуктор; |
сывающей |
трубы. При |
|||||||||
3—мансметр; |
4—камера |
постоянного |
нормальном |
техническом |
||||||||
давления; |
5 — измерительный |
мано |
||||||||||
метр; |
5 — и верительная |
|
камера; |
состоянии |
двигателя |
на |
||||||
7— измеряемые |
отверстия |
|
(неплот |
|||||||||
ность); |
в — сменная шзйба |
с |
калибро |
малой |
частоте |
вращения |
||||||
|
ванным |
отверстием. |
|
коленчатого |
вала |
вакуум |
||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
метр |
показывает |
давле |
||||
ние 0,95—1 кгс/см2 , а при нормальной |
частоте |
враще |
||||||||||
ния — 0,85—0,95 кгс/см2 . При износе |
поршневой |
группы |
или залегании колец вакуум не возрастает с увеличени ем частоты вращения.
При неплотностях цилиндров выше допустимых реко мендуется проверять мощность двигателя бестормозным или тормозным методом.
Проверка технического состояния двигателя по мощ ности и расходу топлива. Мощность, развиваемую дви гателем трактора, можно контролировать тормозными стендовыми испытаниями. Однако такой контроль целе сообразен в том случае, если есть передвижная тормоз ная установка или тормозной стенд (в мастерской) с при способлением для торможения двигателя без снятия его с рамы трактора (через вал отбора мощности). На про ведение же контроля со снятием двигателя с рамы за трачивается много времени и труда.
Контроль технического состояния двигателя по мощ ности и расходу топлива сводится к тому, что после про грева двигателя постепенно увеличивают нагрузку. Ес ли обороты двигателя достигли номинальных значений, регистрируют показания тормоза. В течение 2—3 мин нагрузку поддерживают постоянной и измеряют расход топлива на контрольных весах или другим способом.
Мощность двигателя определяют по формуле:
N. Рп„
1000гц г|2
212
где |
Ne—эффективная |
мощность, л. с ; |
|
|||
|
Р—показания |
тормоза, |
кгс; |
|
||
|
я„— номинальная частота вращения |
коленчатого |
||||
|
|
вала двигателя, |
об/мин; |
|
||
%• Лг— коэффициенты полезного действия, соответст |
||||||
|
|
венно ВОМ и редуктора тормозной установ |
||||
|
|
ки (тц = 0,96; ii 2 =0,97) . |
|
|||
Часовой расход топлива подсчитывают по формуле: |
||||||
где |
G4 —расход топлива, |
кг/ч; |
|
|||
gi> |
§2—показания |
весов |
в |
граммах, соответственно |
||
|
t |
в начале |
и в конце |
опыта; |
|
|
|
— время опыта, с. |
|
|
|
||
Удельный расход топлива в г/л. с. ч. определяют по |
||||||
формуле: |
|
|
1000СЧ |
|
||
|
|
|
|
|
||
Номинальные и допустимые |
значения |
показателей |
||||
двигателей тракторов |
даны |
в таблице 15. |
|
|||
Б е с т о р м о з н а я п р о в е р к а м о щ н о с т и д в и - |
||||||
г а т е л я . |
В условиях |
эксплуатации целесообразно при |
менять бестормозную проверку двигателя*. Она основа
на |
на использовании в качестве |
нагрузки сил |
трения |
в |
самом двигателе в сочетании |
с выключением |
цилин |
дров. Таким способом можно проверить в четырехтакт ном двигателе мощностные и топливные показатели каждого цилиндра в отдельности и в итоге всего двига теля.
Бестормозную проверку проводят при хорошо прог ретом двигателе (температура воды, масла должна быть не ниже 72°С), при полностью включенном рычаге по дачи топлива на следующих режимах:
1) холостой ход двигателя при работе на всех ци линдрах;
2) работа на каждом цилиндре поочередно. Первый режим двигателя используют для проверки
правильности установки |
регулятора |
на |
номинальный |
|
скоростной режим. |
|
|
|
|
Во время второго режима определяют мощность, рас |
||||
ход |
топлива каждым цилиндром и на основе этого дви- |
|||
* |
Предложено доктором |
технических |
наук |
Н. С. Ждановским. |
213
|
|
|
Номинальные |
и предельные |
показатели |
||||
|
|
|
Мощность, |
л. о. |
Частота вращения |
||||
|
|
|
при |
наибольшей |
|||||
|
|
|
|
|
|
мощности, |
об/мин |
||
|
|
|
|
допустимая |
| |
допустимая |
|||
Марка |
Марка |
номинальная |
номинальная |
||||||
минималь ная |
макси мальная |
минималь ная |
макси мальная |
||||||
трактора |
двигателя |
|
|
|
|
|
|
||
Т-4 |
АМ-01 |
ПО |
106,5 |
119 |
1600 |
1570 |
1630 |
||
Т-100М |
Д-108 |
|
108 |
105,0 |
116,5 |
1070 |
1050 |
1090 |
|
Т-100 |
КДМ-100 |
100 |
97,0 |
108 |
1050 |
1030 |
1070 |
||
ДТ-75 |
СМД-14 |
75 |
72,5 |
81 |
1700 |
1665 |
1735 |
||
Т-74 |
СМД-14А |
75 |
72,5 |
81 |
1700 |
1665 |
1735 |
||
ДТ-54А, |
Д-54А |
54 |
52,5 |
58,5 |
1300 |
1275 |
1325 |
||
ДТ-55А |
|
|
|
|
54 |
|
|
|
|
МТЗ-50 |
Д-50*, |
50 |
48,5 |
1600 |
1570 |
1630 |
|||
|
Д-50Л* |
|
|
|
|
|
|
||
MT3-52 |
Д-50**, |
55 |
53,5 |
59,6 |
1700 |
1665 |
1730 |
||
МТЗ-50ПЛ |
Д-50Л** |
|
48,5 |
54,0 |
|
|
1730 |
||
Д-48ПЛ |
50 |
1700 |
1665 |
||||||
МТЗ-5 |
Д-48Л, |
48 |
46,5 |
52,0 |
1600 |
1570 |
1630 |
||
Т-38М |
Д-48М |
|
|
52,0 |
1600 |
1570 |
1630 |
||
Д-48Л |
48 |
46,5 |
|||||||
Т-40; Т-40А |
Д-37М; |
40 |
39,0 |
43,0 |
1600 |
1570 |
1630 |
||
Т-25 |
Д-37Б |
20 |
19,5 |
22,0 |
1600 |
1570 |
1630 |
||
Д-21 |
|
||||||||
ДТ-20 |
Д-20 |
|
20 |
19,5 |
21,5 |
1800 |
1765 |
1830 |
|
Т-16М |
Д-21 |
|
20 |
19,5 |
22,0 |
1600 |
1570 |
1630 |
|
Т-16 |
Д-16 |
|
16 |
15,5 |
18,0 |
1600 |
1570 |
1630 |
|
* На тракторах |
первых |
выпусков («==1600 об/мин). |
|
|
|||||
** На тракторах |
последних выпусков ( « = 1 7 0 0 |
об/мин). |
|
гателя в целом, а также выявляют неравномерность ра боты цилиндров. При этом нагрузка отдельно работаю щего цилиндра соответствует режиму безрегуляторной части характеристики.
Такую проверку технического состояния двигателя можно вести двумя способами:
1)контролировать только мощность;
2)проверять одновременно мощность и расход тогь
лива.
Первый способ целесообразно применять при техни
ческом обслуживании № 2 |
(ТО-2), а при необходимости |
и при ТО-1. Способ прост; |
при нем не требуется специ- |
Т а б л и ц а 15
двигателей тракторов
Частота |
вращения |
число ва> - |
||
холостого |
хода, |
об/мин |
||
|
||||
|
допустимая |
|
||
|
л |
те |
ЕС та |
|
|
й "Я |
|||
нормальная |
ч |
|||
та |
t и |
|||
|
Е |
к ~ |
8.8* |
|
|
|
о Л |
||
|
s g |
к ч |
Д h та |
|
|
sx |
та та |
С о ч |
|
|
|
Е S |
|
1710—1730 1680 1760 2,95 1140—1160 1120 1180
1120—1150 1100 1170 1820—1840 1785 1875 3,17 1820—1840 1785 1875 3,09 1390—1410 1365 1435 2,38
Часовой расход топлива, кг/ч
>я |
допустимый |
||
IB |
|
|
|
Я |
ч |
, з |
|
•а |
S |
||
оИ ч |
|||
я « |
|||
S |
Я 3 |
та та |
|
S я |
S S |
||
о. |
|
|
|
S3 |
20,8 |
23,2 |
|
21,5 |
|||
20,0 |
19,4 |
21,6 |
|
21,0 |
20,4 |
22,5 |
|
15,0 |
14,5 |
16,2 |
|
15,0 |
14,5 |
16,2 |
|
11,5 |
11 |
12,3 |
Показатели |
рабо |
|
|||
ты на одном ци |
|
||||
линдре, |
об/мин |
|
|||
£ « |
|
|
х о. |
я |
|
2 Н X |
% |
||||
ж О. |
JS m |
1 |
|||
S o l |
1 Й к |
||||
ж |
|
||||
О rt |
ата(у |
v ° я |
|
||
К |
ST -г |
я о S |
|
||
я о 2 |
о |
Я |
|
||
ь н к |
is к та |
|
|
||
т о к |
та я о, я й а. |
|
|||
|
£ И |
|
|
||
950 |
1095 |
900 |
0,056 |
||
1450 |
1590 |
1390 |
0,042 |
||
1450 |
1590 |
1390 |
0,042 |
||
1000 |
1140 |
950 |
0,032 |
1705—1740 |
1705 |
1740 |
3,02 |
10,0 |
9,7 |
10,8 |
1300 |
1480 |
1230 |
0,022 |
1810—1850 |
1785 |
1875 |
3,02 |
11,0 |
10,7 |
11,9 |
1570 |
1570 |
1300 |
0,022 |
1810—1850 |
1785 |
1875 |
3,02 |
10,2 |
9,9 |
11,2 |
|
|
|
|
1710—1730 |
1680 |
1760 |
2,88 |
9,8' |
9,5 |
10,6 |
1100 |
1280 |
1030 |
0,022 |
1710—1730 |
1680 |
1760 |
2,72 |
9,8 |
9,5 |
10,6 |
1100 |
1280 |
1030 |
0,022 |
1710—1730 |
1680 |
1760 |
3,00 |
7,6 |
7,4 |
8,2 |
1280 |
1415 |
1235 |
0,022 |
1670—1705 |
1635 |
1735 |
2,94 |
3,8 |
3,7 |
4,1 |
|
|
|
— |
1914—1955 |
1880 |
1995 |
2,94 |
4,2 |
4,1 |
4,6 |
— |
— |
— |
|
1670—1706 |
1635 |
1735 |
3,00 |
3,8 |
3,7 |
4,1 |
|
|||
1710—1730 |
1680 |
1760 |
3,00 |
3,8 |
3,7 |
4,1 |
|
|
|
|
ального оборудования и много времени. На каждом ци линдре (остальные выключают, ослабив накидные гайки трубок высокого давления) измеряют тахометром (или счетчиком) максимальную частоту вращения коленча того вала двигателя.
На время испытаний впереди трактора устанавлива ют специальный валик для замера частоты вращения. В тракторах ДТ-54, «Беларусь», ДТ-75 и других для за мера используют ВОМ с учетом передаточного числа к нему.
Перед контролем двигателя на мощность и расход топлива проверяют исправность работы форсунок, пра-
214 |
215 |
|
вильность угла опережения подачи топлива, установки
регулятора, зазора в |
клапанах и устраняют замеченные |
|
неисправности. |
|
|
Для проверки |
двигателя одновременно на мощность |
|
и расход топлива |
на |
топливный насос устанавливают |
приспособление для выключения подачи топлива в соот ветствующие цилиндры.
Измерять расход топлива поочередно каждым цилинд ром можно мерным бачком с трехходовым краном или
специальным |
топливомерником. |
||
Для |
этого |
записывают |
уровень в мерном сосуде |
в начале |
и в конце опыта, |
а секундомером регистрируют |
время. По объему топлива, его удельной массе и време ни опыта (3—5 мин) определяют часовой расход топ лива.
В процессе бестормозной проверки каждого цилинд ра замеряют частоту вращения и расход топлива. Одно временно наблюдают внешние признаки работы двига теля (дымление, стуки, вибрацию, подтекание, выход газов через сапун). Результаты замеров и наблюдений заносят в протокол.
Часовой расход топлива при работе на каждом ци
линдре подсчитывают |
по |
формуле: |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
С О П |
= 3 |
' |
6 ~ |
YT, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
' o n |
|
|
|
|
|
где G o n — ч а с о в о й расход |
топлива при работе на од |
|||||||||||
|
ном |
цилиндре, кг/ч; |
|
|
|
|
|
|||||
Von—объем |
топлива, |
израсходованного |
за |
опыт, |
||||||||
|
см3 ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Y T — удельная |
масса |
топлива, |
определяемая |
аре |
||||||||
|
ометром; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ton—время, |
в |
течение |
которого |
было |
израсходо |
|||||||
|
вано |
топливо, с. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Исправность работы двигателя (мощность и расход |
||||||||||||
топлива) |
оценивают, |
сравнивая |
данные, |
полученные |
||||||||
в опытах |
при |
бестормозной |
проверке, |
с нормативными |
||||||||
(см.табл.15). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мощность |
Двигателя |
по |
результатам |
бестормозной |
проверки определяют на основе расчета среднего арифметическоого значения максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя при работе на одном ци линдре.
216
Например, при проверке двигателя Д-54 получены следующие значения частоты вращения:
на I цилиндре и м а к с |
= |
958 |
об/мин |
|
||
» II |
» |
» |
= |
852 |
» |
! |
» III |
» |
» |
= |
824 |
» |
|
» IV |
» |
» |
= |
752 |
» |
|
По нормативным таблицам находим мощностные по казатели для отдельных цилиндров: для I цилиндра — 100%, для I I —93,6, для III—91,8, для IV —87,8%.
Средняя частота вращения двигателя на одном ци линдре равна:
пгп = |
958 + |
852 + |
824 + |
752 |
0 . _ |
л |
, |
|
|
||
|
• |
• |
• |
= |
847 Об/мин. |
|
|
||||
Ближайшим |
значением этому |
п'ср |
|
в нормативной таб |
|||||||
лице будет 850 об/мин, |
которому |
соответствует |
мощ |
||||||||
ность двигателя 50,5 л. с. По этим |
результатам |
проверки |
|||||||||
можно заключить, что двигатель |
развивает пониженную |
||||||||||
мощность, а цилиндры |
при этом работают со значитель |
||||||||||
ной неравномерностью. |
Следовательно, |
надо |
выяснить |
||||||||
и устранить причину падения мощности. |
|
|
|
||||||||
Аналогично |
по справочной таблице |
оценивают |
топ |
||||||||
ливные показатели |
проверяемого |
двигателя. |
|
|
|||||||
Мощность каждого цилиндра при бестормозной про |
|||||||||||
верке двигателя |
может |
быть |
определена |
по формуле: |
мощность двигателя — из выражения:
|
Ne = N e H - A ( % - n c p ) , |
|
|
|
где Ne |
— номинальная |
эффективная |
мощность |
двига |
|
теля данной |
марки, л. с; |
|
|
л э — эталонная частота вращения коленчатого ва |
||||
|
ла двигателя |
при работе на одном цилиндре |
||
|
в нормальных условиях (примерное значение |
|||
/ |
дано в табл. 15), об/мин; |
|
|
|
» м |
— фактическая |
максимальная |
частота |
вра |
|
щения коленчатого вала двигателя при про |
|||
|
ведении опыта с данным цилиндром, |
об/мин; |
217