Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 3
п —средняя фактическая частота вращения ко ленчатого вала двигателя при работе пооче редно на каждом цилиндре, об/мин;
А— коэффициент пропорциональности, постоян ный для каждой марки двигателя.
Опытами установлено, что для четырехцилиндровых четырехтактных тракторных дизелей уменьшение на каждые 100 об/мин при работе на одном цилиндре по сравнению с нормальной частотой вращения соответст вует примерно уменьшению мощности на 6% против но минальной.
Проверка мощности двигателя и расхода топлива с помощью передвижной пневматической тормозной уста новки ПТУ-70 (рис. 48). Установку присоединяют к трактору через ВОМ. Нагрузку двигателя регулируют ме ханизмом 2, состоящим из заслонки, червячной пары, ва лика и рукоятки. Частоту вращения входного вала из меряют электротахометром 4.
Рис. 48. Кинематическая схема передвижной пневматической тормоз
ной |
установки ПТУ-70 конструкции ГОСНИТИ: |
||
/ — загрузочный |
вентилятор; 2 —механизм регулирования нагрузки; 3 — весовой |
||
механизм; 4 — электротахометр; |
5 —шестерня |
привода электротахометра; |
|
6 — карданный |
вал; 7 — датчик |
электротахометра; |
8 — балансирный редуктор! |
|
9 — подшипники вала вентилятора, |
218
Все узлы установки смонтированы на одноосном ав томобильном прицепе. В качестве загрузочного устрой ства использован центробежный вентилятор серии ВВД № 9. Перед началом работы весовой механизм установ ки подвергают тарировке, а двигатель трактора доводят до нормального теплового режима. Для замера расхода топлива используют простейший расходомер (мерник) с трехходовым краном и секундомером.
Проверяемые показатели двигателя рассчитывают по формулам:
|
|
|
|
1 U UU |
|
|
|
|
G 4 |
= |
3 , 6 F Y T ; |
|
|
|
|
|
_ |
1000 |
G4 |
|
где Ne |
— эффективная |
мощность, л. с ; |
|
|||
G4 |
— часовой расход топлива, кг/ч; |
|
||||
ge |
— удельный |
расход топлива, г/л. с-ч; |
||||
Р— показания |
весового |
механизма |
установки, кг; |
|||
п — частота вращения |
коленчатого |
вала двигате |
||||
|
ля, об/мин; |
|
|
|
|
|
У —расход топлива, см3 ; |
|
|||||
YT—удельная масса |
топлива; |
|
%— к. п. д. ВОМ.
Проверка основных регулировок двигателя. Нор мальную работу двигателя обеспечивают следующие ос
новные регулировки: |
|
|
||
регулировка |
топливной системы и установка |
момента |
||
начала впрыска |
у дизелей или момента |
зажигания у |
||
карбюраторных |
двигателей; |
|
|
|
установка регулятора оборотов; |
|
|
||
регулировка зазоров в клапанном механизме. |
|
|||
Основные регулировки дизельной топливной аппара |
||||
туры |
при эксплуатации — проверка и регулировка фор |
|||
сунок, |
проверка |
топливного насоса и установка насоса |
||
на начало впрыска. |
|
|
||
П р о в е р к а |
ф о р с у н о к . Исправная |
работа форсу |
||
нок характеризуется определенным давлением |
впрыска |
и качеством распыла топлива. По мере работы двигате ля давление впрыска может падать из-за износа трущих ся и посадочных поверхностей деталей распылителя форсунок, а также вследствие изменения упругости пру-
219
|
|
|
|
|
|
|
жины. |
|
Уменьшение |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
давления |
впрыска |
вы |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
зывает |
изменение |
по |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
дачи |
топлива |
па |
цикл, |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
что |
в |
итоге, |
отрица |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
тельно |
сказывается на |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
мощности, |
|
|
расходе |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
топлива и |
износе |
дви |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
гателя. |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Качество |
|
работы |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
форсунок |
при |
работе |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
двигателя |
можно |
оце |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
нивать |
предварительно |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
по общим |
показателям. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
Если |
двигатель |
сбавил |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
мощность, |
сильно |
за |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
дымил |
или стал |
рабо |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
тать |
|
неравномерно, |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
особенно на |
малой ча |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
стоте |
вращения, |
то это |
||||||
Рис. 49. Максиметр для контроля |
чаще |
|
всего |
|
говорит |
||||||||||
форсунок |
и насосов |
высокого дав |
о плохой |
работе |
|
фор |
|||||||||
|
|
ления: |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
сунок. |
Отсутствие |
чет |
||||||||
/ — корпуг; |
2 — регулировочный |
колпак; |
|||||||||||||
кого, |
звучного |
впрыска |
|||||||||||||
3 — калиброванная |
пружина; |
4 — игла; |
|||||||||||||
5 — трубка |
высокого |
давления с |
накидной |
(при |
|
прокручивании |
|||||||||
гайкой; |
6 — распылитель; |
7 — гайка распы |
|
||||||||||||
лителя; 8 — штуцер; У — колпачок; |
10 — ша |
неработающего |
|
двига |
|||||||||||
|
|
рик. |
|
|
|
теля) |
|
также |
указыва |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ет на |
подтекание |
|
фор |
|||||
сунки, на отсутствие должного распыла |
топлива. |
|
|
|
|||||||||||
Плохое распыливание топлива и подтекание фор |
|||||||||||||||
сунок |
могут |
происходить |
не |
только |
вследствие |
из |
|||||||||
носа |
запорной |
части, |
но |
и |
при |
заедании |
|
иглы |
распылителя, закоксовывании затяжной гайки рас
пылителя |
на корпусе |
форсунки и по |
другим при |
чинам. |
|
|
|
Резкое |
ухудшение или прекращение работы форсун |
||
ки можно |
обнаружить |
последовательным |
отключением |
подачи топлива в цилиндры. Для этого на работающем двигателе поочередно ослабляют накидные гайки на штуцерах секций насоса.
Если после ослабления гайки частота вращения ко ленчатого вала двигателя понижается (на слух) и после затяжки восстанавливается, а дымность выпуска в обо их случаях не изменяется, то форсунка исправна.
220
Если частота вращения после ослабления гайки не изменяется, а дымиость уменьшается, значит, форсунка не работает.
Форсунки, у которых обнаруживаются подтекание или плохой распыл, заменяют запасными, неисправные на правляют на ремонт в мастерскую. Полностью разби рать и регулировать форсунки в полевых условиях нель зя, так как они при этом неизбежно загрязняются. Более достоверную проверку форсунок на давление впрыска удобно проводить с помощью специального прибора — максиметра (рис.49).
При проверке форсунки на давление впрыска максиметр прикрепляют к одному из насосных элементов (секций), затем топливопроводом присоединяют к максиметру проверяемую форсунку (рис. 50), вынутую из головки цилиндров, и подкачивают топливо вручную. Оно впрыскивается через распылитель форсунки или распылитель максиметра. Правильность регулировки форсунки устанавливают по показаниям шкалы макси метра в момент одновременного впрыска топлива через форсунку и максиметр. Если показатели впрыска не со ответствуют нормальным, форсунки регулируют и вто рично проверяют максиметром.
Рис. 50. Проверка форсунки максиметром.
221
|
|
|
|
|
На |
|
давление |
впрыска |
||||||
|
|
|
|
|
форсунки |
удобно |
прове |
|||||||
|
|
|
|
|
рять без снятия с двига. |
|||||||||
|
|
|
|
|
теля. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
При |
|
отклонении |
от |
|||||
|
|
|
|
|
нормы |
давление |
восста |
|||||||
|
|
|
|
|
навливают |
регулировкой |
||||||||
|
|
|
|
|
затяжки пружины, не сни |
|||||||||
|
|
|
|
|
мая |
|
форсунки |
с |
трак |
|||||
|
|
|
|
|
тора. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Следует |
помнить, что |
||||||||
|
|
|
|
|
один оборот |
регулировоч |
||||||||
Рис. 51. |
Проверка |
давления |
ного |
винта |
форсунки |
из |
||||||||
меняет давление |
впрыска |
|||||||||||||
впрыска топлива эталонной фор |
||||||||||||||
примерно |
на 60 кгс/см2 . |
|||||||||||||
|
сункой: |
|
|
|
||||||||||
/ — троппнк; |
2 — эталонная |
форсунка; |
лей |
Для |
тракторных |
дизе |
||||||||
3— проверяемая форсунка; |
4 — секция |
нормальное |
давление |
|||||||||||
топливного насоса. |
|
впрыска |
должно |
|
быть |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
равно 125—130 кгс/см2 , |
|||||||||
для Д-108 оно |
равно |
200—210, для |
|
Д - 35Д — 170 — |
||||||||||
175 кгс/см2 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Если |
нет максиметра, для |
проверки |
и |
регулировки |
||||||||||
давления |
впрыска |
используют |
эталонную |
форсунку |
||||||||||
(рис. 51). Для этой |
цели |
необходим |
специальный |
трой |
ник, три отрезка топливопровода высокого давления с ко нусными головками, гайками и эталонная форсунка, за ранее точно отрегулированная. Когда у проверяемой фор сунки впрыск появляется раньше или совсем не появля ется, ее регулируют изменением сжатия пружины; впрыск должен быть одновременным с эталонной фор
сункой. В полевых условиях |
неисправную форсунку |
заменяют. |
|
П р о в е р к а т о п л и в н о г о |
н а с о с а . Оценка со |
стояния подкачивающей помпы может быть сделана по максимальному противодавлению, создаваемому ею. Проверку можно вести на работающем двигателе. До его пуска между фильтром очистки топлива и помпой ус танавливают тройник с двухходовым краном и маномет ром. При работе двигателя и открытом на проход кране отмечают давление по манометру и сравнивают его с по казаниями манометра, установленного после топливного фильтра (обычно он установлен на щитке приборов трактора). Если перекрыть двухходовой кран на корот кое время, то манометр покажет максимальное противо-
222
давление, развиваемое подкачивающей помпой. Противо давление должно быть не менее 1,2—1,4 кгс/см2 .
Состояние плунжерных пар топливного насоса оцени вается на работающем дизеле с помощью максиметра. При этом должно преодолеваться сопротивление максиметра, установленного на давление 200 кгс/см2 .
Состояние нагнетательных (обратных) клапанов топ ливного насоса может быть оценено при проворачивании коленчатого вала пусковым двигателем или электростар тером. Перед этим подачу топлива выключают, снимают со всех штуцеров насоса топливопроводы высокого дав ления. При такой проверке не должно быть вытекания топлива из открытых штуцеров. Давление на нагнета тельные клапаны (около 3—4 кгс/см2 ) при этом созда ется за счет дросселирования топлива при его проходе через перепускной канал плунжера.
Количество и неравномерность подачи топлива от дельными секциями насоса лучше проверять непосредст венно на тракторе, поскольку эти показатели зависят не только от состояния насоса, но и от форсунок и топли вопроводов.
Кроме указанного, важно контролировать герметич ность воздушного тракта. Проверка герметичности всех соединений всасывания воздуха проводится при работа ющем вхолостую двигателе на средних оборотах. Если
при этом плотно закрыть трубу воздухоочистителя, |
ди |
|
зель должен заглохнуть. Наружный |
колпак надо снять, |
|
а у тракторов ДТ-75, Т-74 — закрыть |
кольцевой паз |
для |
подсоса воздуха. Если дизель не заглохнет, место подсо са воздуха легко обнаруживается. Степень засоренности воздухоочистителя можно проверить по его сопротивле
нию |
проходу |
воздуха, |
выражаемому |
в миллиметрах |
разности напора, которая |
не должна |
превышать 450— |
||
500 |
мм вод. ст. |
(53320—66650Па). |
|
П р о в е р к а у г л а о п е р е ж е н и я п о д а ч и т о п л и в а . В результате износа плунжерных пар и деталей привода насоса может измениться момент начала впры ска, отчего снижается мощность двигателя и увеличива ется расход топлива. О необходимости проверки этого момента говорят следующие признаки: жесткая работа дизеля, тепловые стуки, дымление, снижение мощности.
Угол опережения подачи топлива можно определить по мениску, т. е. по моменту начала подъема уровня топ лива в стеклянной трубке. Угол опережения начала пода-
223