Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

п —средняя фактическая частота вращения ко­ ленчатого вала двигателя при работе пооче­ редно на каждом цилиндре, об/мин;

А— коэффициент пропорциональности, постоян­ ный для каждой марки двигателя.

Опытами установлено, что для четырехцилиндровых четырехтактных тракторных дизелей уменьшение на каждые 100 об/мин при работе на одном цилиндре по сравнению с нормальной частотой вращения соответст­ вует примерно уменьшению мощности на 6% против но­ минальной.

Проверка мощности двигателя и расхода топлива с помощью передвижной пневматической тормозной уста­ новки ПТУ-70 (рис. 48). Установку присоединяют к трактору через ВОМ. Нагрузку двигателя регулируют ме­ ханизмом 2, состоящим из заслонки, червячной пары, ва­ лика и рукоятки. Частоту вращения входного вала из­ меряют электротахометром 4.

Рис. 48. Кинематическая схема передвижной пневматической тормоз­

ной

установки ПТУ-70 конструкции ГОСНИТИ:

/ — загрузочный

вентилятор; 2 —механизм регулирования нагрузки; 3 весовой

механизм; 4 — электротахометр;

5 —шестерня

привода электротахометра;

6 — карданный

вал; 7 — датчик

электротахометра;

8 — балансирный редуктор!

 

9 — подшипники вала вентилятора,

218

Все узлы установки смонтированы на одноосном ав­ томобильном прицепе. В качестве загрузочного устрой­ ства использован центробежный вентилятор серии ВВД № 9. Перед началом работы весовой механизм установ­ ки подвергают тарировке, а двигатель трактора доводят до нормального теплового режима. Для замера расхода топлива используют простейший расходомер (мерник) с трехходовым краном и секундомером.

Проверяемые показатели двигателя рассчитывают по формулам:

 

 

 

 

1 U UU

 

 

 

 

G 4

=

3 , 6 F Y T ;

 

 

 

 

_

1000

G4

 

где Ne

эффективная

мощность, л. с ;

 

G4

— часовой расход топлива, кг/ч;

 

ge

— удельный

расход топлива, г/л. с-ч;

Р— показания

весового

механизма

установки, кг;

п — частота вращения

коленчатого

вала двигате­

 

ля, об/мин;

 

 

 

 

У —расход топлива, см3 ;

 

YT—удельная масса

топлива;

 

%— к. п. д. ВОМ.

Проверка основных регулировок двигателя. Нор­ мальную работу двигателя обеспечивают следующие ос­

новные регулировки:

 

 

регулировка

топливной системы и установка

момента

начала впрыска

у дизелей или момента

зажигания у

карбюраторных

двигателей;

 

 

установка регулятора оборотов;

 

 

регулировка зазоров в клапанном механизме.

 

Основные регулировки дизельной топливной аппара­

туры

при эксплуатации — проверка и регулировка фор­

сунок,

проверка

топливного насоса и установка насоса

на начало впрыска.

 

 

П р о в е р к а

ф о р с у н о к . Исправная

работа форсу­

нок характеризуется определенным давлением

впрыска

и качеством распыла топлива. По мере работы двигате­ ля давление впрыска может падать из-за износа трущих­ ся и посадочных поверхностей деталей распылителя форсунок, а также вследствие изменения упругости пру-

219


 

 

 

 

 

 

 

жины.

 

Уменьшение

 

 

 

 

 

 

 

давления

впрыска

вы­

 

 

 

 

 

 

 

зывает

изменение

по­

 

 

 

 

 

 

 

дачи

топлива

па

цикл,

 

 

 

 

 

 

 

что

в

итоге,

отрица­

 

 

 

 

 

 

 

тельно

сказывается на

 

 

 

 

 

 

 

мощности,

 

 

расходе

 

 

 

 

 

 

 

топлива и

износе

дви­

 

 

 

 

 

 

 

гателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качество

 

работы

 

 

 

 

 

 

 

форсунок

при

работе

 

 

 

 

 

 

 

двигателя

можно

оце­

 

 

 

 

 

 

 

нивать

предварительно

 

 

 

 

 

 

 

по общим

показателям.

 

 

 

 

 

 

 

Если

двигатель

сбавил

 

 

 

 

 

 

 

мощность,

сильно

за­

 

 

 

 

 

 

 

дымил

или стал

рабо­

 

 

 

 

 

 

 

тать

 

неравномерно,

 

 

 

 

 

 

 

особенно на

малой ча­

 

 

 

 

 

 

 

стоте

вращения,

то это

Рис. 49. Максиметр для контроля

чаще

 

всего

 

говорит

форсунок

и насосов

высокого дав­

о плохой

работе

 

фор­

 

 

ления:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сунок.

Отсутствие

чет­

/ — корпуг;

2 — регулировочный

колпак;

кого,

звучного

впрыска

3 — калиброванная

пружина;

4 — игла;

5 — трубка

высокого

давления с

накидной

(при

 

прокручивании

гайкой;

6 — распылитель;

7 — гайка распы­

 

лителя; 8 — штуцер; У — колпачок;

10 — ша­

неработающего

 

двига­

 

 

рик.

 

 

 

теля)

 

также

указыва­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ет на

подтекание

 

фор­

сунки, на отсутствие должного распыла

топлива.

 

 

 

Плохое распыливание топлива и подтекание фор­

сунок

могут

происходить

не

только

вследствие

из­

носа

запорной

части,

но

и

при

заедании

 

иглы

распылителя, закоксовывании затяжной гайки рас­

пылителя

на корпусе

форсунки и по

другим при­

чинам.

 

 

 

Резкое

ухудшение или прекращение работы форсун­

ки можно

обнаружить

последовательным

отключением

подачи топлива в цилиндры. Для этого на работающем двигателе поочередно ослабляют накидные гайки на штуцерах секций насоса.

Если после ослабления гайки частота вращения ко­ ленчатого вала двигателя понижается (на слух) и после затяжки восстанавливается, а дымность выпуска в обо­ их случаях не изменяется, то форсунка исправна.

220



Если частота вращения после ослабления гайки не изменяется, а дымиость уменьшается, значит, форсунка не работает.

Форсунки, у которых обнаруживаются подтекание или плохой распыл, заменяют запасными, неисправные на­ правляют на ремонт в мастерскую. Полностью разби­ рать и регулировать форсунки в полевых условиях нель­ зя, так как они при этом неизбежно загрязняются. Более достоверную проверку форсунок на давление впрыска удобно проводить с помощью специального прибора — максиметра (рис.49).

При проверке форсунки на давление впрыска максиметр прикрепляют к одному из насосных элементов (секций), затем топливопроводом присоединяют к максиметру проверяемую форсунку (рис. 50), вынутую из головки цилиндров, и подкачивают топливо вручную. Оно впрыскивается через распылитель форсунки или распылитель максиметра. Правильность регулировки форсунки устанавливают по показаниям шкалы макси­ метра в момент одновременного впрыска топлива через форсунку и максиметр. Если показатели впрыска не со­ ответствуют нормальным, форсунки регулируют и вто­ рично проверяют максиметром.

Рис. 50. Проверка форсунки максиметром.

221

 

 

 

 

 

На

 

давление

впрыска

 

 

 

 

 

форсунки

удобно

прове­

 

 

 

 

 

рять без снятия с двига.

 

 

 

 

 

теля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

 

отклонении

от

 

 

 

 

 

нормы

давление

восста­

 

 

 

 

 

навливают

регулировкой

 

 

 

 

 

затяжки пружины, не сни­

 

 

 

 

 

мая

 

форсунки

с

трак­

 

 

 

 

 

тора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует

помнить, что

 

 

 

 

 

один оборот

регулировоч­

Рис. 51.

Проверка

давления

ного

винта

форсунки

из­

меняет давление

впрыска

впрыска топлива эталонной фор­

примерно

на 60 кгс/см2 .

 

сункой:

 

 

 

/ — троппнк;

2 эталонная

форсунка;

лей

Для

тракторных

дизе­

3— проверяемая форсунка;

4 — секция

нормальное

давление

топливного насоса.

 

впрыска

должно

 

быть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

равно 125—130 кгс/см2 ,

для Д-108 оно

равно

200—210, для

 

Д - 35Д — 170 —

175 кгс/см2 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если

нет максиметра, для

проверки

и

регулировки

давления

впрыска

используют

эталонную

форсунку

(рис. 51). Для этой

цели

необходим

специальный

трой­

ник, три отрезка топливопровода высокого давления с ко­ нусными головками, гайками и эталонная форсунка, за­ ранее точно отрегулированная. Когда у проверяемой фор­ сунки впрыск появляется раньше или совсем не появля­ ется, ее регулируют изменением сжатия пружины; впрыск должен быть одновременным с эталонной фор­

сункой. В полевых условиях

неисправную форсунку

заменяют.

 

П р о в е р к а т о п л и в н о г о

н а с о с а . Оценка со­

стояния подкачивающей помпы может быть сделана по максимальному противодавлению, создаваемому ею. Проверку можно вести на работающем двигателе. До его пуска между фильтром очистки топлива и помпой ус­ танавливают тройник с двухходовым краном и маномет­ ром. При работе двигателя и открытом на проход кране отмечают давление по манометру и сравнивают его с по­ казаниями манометра, установленного после топливного фильтра (обычно он установлен на щитке приборов трактора). Если перекрыть двухходовой кран на корот­ кое время, то манометр покажет максимальное противо-

222


давление, развиваемое подкачивающей помпой. Противо­ давление должно быть не менее 1,2—1,4 кгс/см2 .

Состояние плунжерных пар топливного насоса оцени­ вается на работающем дизеле с помощью максиметра. При этом должно преодолеваться сопротивление максиметра, установленного на давление 200 кгс/см2 .

Состояние нагнетательных (обратных) клапанов топ­ ливного насоса может быть оценено при проворачивании коленчатого вала пусковым двигателем или электростар­ тером. Перед этим подачу топлива выключают, снимают со всех штуцеров насоса топливопроводы высокого дав­ ления. При такой проверке не должно быть вытекания топлива из открытых штуцеров. Давление на нагнета­ тельные клапаны (около 3—4 кгс/см2 ) при этом созда­ ется за счет дросселирования топлива при его проходе через перепускной канал плунжера.

Количество и неравномерность подачи топлива от­ дельными секциями насоса лучше проверять непосредст­ венно на тракторе, поскольку эти показатели зависят не только от состояния насоса, но и от форсунок и топли­ вопроводов.

Кроме указанного, важно контролировать герметич­ ность воздушного тракта. Проверка герметичности всех соединений всасывания воздуха проводится при работа­ ющем вхолостую двигателе на средних оборотах. Если

при этом плотно закрыть трубу воздухоочистителя,

ди­

зель должен заглохнуть. Наружный

колпак надо снять,

а у тракторов ДТ-75, Т-74 закрыть

кольцевой паз

для

подсоса воздуха. Если дизель не заглохнет, место подсо­ са воздуха легко обнаруживается. Степень засоренности воздухоочистителя можно проверить по его сопротивле­

нию

проходу

воздуха,

выражаемому

в миллиметрах

разности напора, которая

не должна

превышать 450—

500

мм вод. ст.

(53320—66650Па).

 

П р о в е р к а у г л а о п е р е ж е н и я п о д а ч и т о п ­ л и в а . В результате износа плунжерных пар и деталей привода насоса может измениться момент начала впры­ ска, отчего снижается мощность двигателя и увеличива­ ется расход топлива. О необходимости проверки этого момента говорят следующие признаки: жесткая работа дизеля, тепловые стуки, дымление, снижение мощности.

Угол опережения подачи топлива можно определить по мениску, т. е. по моменту начала подъема уровня топ­ лива в стеклянной трубке. Угол опережения начала пода-

223