Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 301

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соответствующий вариант типового проекта нефте­ склада или стационарного поста заправки выбирают, ис­ ходя из необходимого объема производственного запаса нефтепродуктов и в первую очередь основного топлива, установленного для сельскохозяйственного предприятия.

Заправочное оборудование стационарного поста за­ правки в бригаде (отделении) рассчитано на заправку тракторов дизельным топливом, смесью бензина с мас­ лом (или только бензином), дизельным маслом, авто­ тракторным трансмиссионным маслом и водой.

Д л я з а п р а в к и т р а к т о р о в

д и з е л ь н ы м

т о п л и в о м

на стационарных постах рекомендуется ус­

танавливать

топливораздаточный

агрегат

03-1769

(рис. 74) с электрическим приводом или передвижной аг­ регат 03-1552 с ручным приводом (рис. 75).

Агрегат 03-1769 позволяет быстро заправить трактор дизельным топливом и одновременно учесть количество заправленного топлива в литрах. На случай кратковре­ менного выключения электроэнергии он снабжен ручным насосом.

Д л я з а п р а в к и а в т о м о б и л е й

б е н з и н о м

применяется топливораздаточная колонка

ТК-40 или

376М с электроприводом. На случай кратковременного выключения электроэнергии в колонке предусмотрен руч­ ной привод.

Д и з е л ь н о е м а с л о следует заправлять из маслораздаточной колонки 367М (рис. 76) с электрическим приводом при обслуживании 10 тракторов и более. Ко­ лонка учитывает количество израсходованного масла в литрах.

Д л я з а п р а в к и т р а к т о р о в а в т о т р а к т о р ­ н ы м м а с л о м при обслуживании более 20 машин при­ меняется такая же колонка.

З а п р а в к у т р а к т о р о в

т р а н с м и с с и о н н ы м

м а с л о м при обслуживании

более 25 машин

рекомен­

дуется вести при помощи маслораздаточной

установки

3119А с электроприводом.

 

 

Если электроэнергия не подается на стационарный пост или приходится обслуживать меньшее количество машин, для заправки тракторов маслами служат ручные маслораздаточные насосы 03-1559 (рис. 77), установлен­ ные непосредственно на бочке с маслом. Количество та­ ких насосов должно быть не менее трех (для дизельного масла, автотракторного, трансмиссионного).

3 2 6


4(Рис. 76. Маслораздаточная колон­ ка 367М:

' — трубопровод;

2 — вентиль;

3 — счет­

чик

жидкости;

4 — раздаточный кран;

5 — раздаточный

рукав;

6 — гидравли­

ческий

аккумулятор;

/ — автоматичес­

кий

 

выключатель;

 

8—манометр;

9 — перепускной

клапан;

10 — шестерен­

чатый

насос; // — приемный

трубопро­

вод;

12 — приемный

клапан;

13— об­

 

ратный клапан;

14

фильтр,

Д л я з а п р а в к и т р а к т о р о в в х о л о д н о е в р е м я г о д а р а з о г р е т ы м м а с л о м и г о р я ­

ч е й

в о д о й на

стационарном посту заправки, не имею­

щем

теплой

раздаточ­

ной,

используют водо-

маслогрейную

установку

03-1258.

 

С м а з ы в а т ь п о д д а в л е н и е м п о д ш и п ­

н и к о в ы е

у з л ы реко­

мендуется

с помощью

электромеха н и ч е с к и х

(НИИАТ-360,

СПЭМ-

250)

или пневматических

(170,

03-1153)

нагнета­

телей

смазки.

 

Д л я ц е н т р а л и з о ­ в а н н о й з а п р а в к и и

с м а з к и

 

м а ш и н на

стационарном

посту

тех­

нического

 

обслуживания

рекомендуется

применять

установку 359

с

пневма­

тическим

приводом

двух-

насосов,

которая

позво­

ляет вести смазку

машин

универсальными

смазка­

ми

(УС)

заправлять

их

дизельным

и

автотрак­

торным

маслом,

водой,

а также подавать

свежий

воздух.

 

 

 

 

 

Средства

транспорти­

ровки

нефтепродуктов.

Дизельное

топливо,

бен­

зин,

керосин

перевозят

транспортными

или

топ­

ливозаправочными

авто­

цистернами

 

АЦ-2-51А,

АЦ-4-164,

 

АЦ-4,2-130,

АТЗ-2.2-51А и др.

Масла в хозяйства до­ ставляют транспортными автоцистернами. Неболь-

Рис. 77. Маслораздаточный пасосдозатор 03-1559:

/ — приемный

фильтр;

2 — телескопиче­

ская заборная

труба;

3—нижняя крыш­

ка; 4— поршень; 5 — нагнетательный клапан; 6 — поворотная труба; 7—слив­ ная труба; 8 — регулировочный винт; 9 — верхняя крышка; 10—зубчатая рей­ ка; / / — рукоятка; 12 — корпус; 13—вса­ сывающий клапан; 14 — шестерня вала рукоятки; 15 — вал рукоятки.

329


шое количество масел перевозят в металлических бочках.

Каждая автоцистерна должна быть оборудована: ды­ хательным клапаном; двумя напорно-всасывающими ру­ кавами с соединительной арматурой; пыленепроницае­ мыми трубами или ящиками для рукавов.

Металлические бочки с нефтепродуктами при пере­ возке размещают на платформе автомобиля или прице­ па в один ярус наливными отверстиями вверх. Бочку с наливным отверстием в обечайке (на боковой поверх­ ности) устанавливают на специальную раму-подкладку так, чтобы отверстие находилось вверху.

При перевозке нефтепродуктов на значительные рас­ стояния необходимо периодически проверять исправ­ ность емкостей автоцистерн и тары, чтобы не возникало подтеканий топлива или масла.

Автоцистерны и тару, предназначенные для перевоз­ ки нефтепродуктов, использовать для перевозки аммиач­ ной воды запрещается.

На каждую партию перевозимого нефтепродукта оформляют сопроводительную накладную с указанием наименования, плотности, количества и марки нефтепро­ дукта, а также ГОСТа или технических требований, ко­

торым он соответствует. Например:

дизельное топливо

«Л» ГОСТ 305—62, объем 2055 л,

плотность 0,821, мас­

са 1687 кг.

 

§ 3. Контроль качества нефтепродуктов

На каждую партию нефтепродукта, поступающего ав­ тотранспортом, предприятие должно требовать от нефтеснабжающей организации сопроводительный паспорт. Сопоставляя его данные и требования ГОСТа или техни­ ческих условий, необходимо убедиться, что показатели качества нефтепродукта по паспорту отвечают требова­ ниям ГОСТа или технических условий на данную марку нефтепродукта.

Если нет сопроводительного паспорта, проводят конт­ рольный анализ нефтепродукта.

Определив несоответствие (нестандартность) требо­ ваниям ГОСТа или техническим условиям, оформляют акт и предъявляют претензию поставщику или транс­ портным организациям, требуя замены нефтепродукта доброкачественным.

330


Для проведения

контрольного

анализа отбирают

пробу нефтепродукта

и отправляют

в специальную ла­

бораторию.

 

 

На сельскохозяйственном предприятии качество неф­ тепродуктов контролируют простейшими анализами при помощи ручной переносной лаборатории. Эти анализы позволяют определить механические примеси в топливе или масле (визуально), количество и высоту взлива во­ ды в резервуарах, цистернах и таре с топливом или мас­ лом; плотность нефтепродуктов; вязкость масел (по срав­ нению с эталонами), Если при выполнении указанных анализов установлено ухудшенное качество нефтепродук­ та, то проводят контрольный анализ.

На центральных нефтебазах и в бригадных нефтехра­ нилищах проверку качества нефтепродуктов рекоменду­ ется проводить ежемесячно с помощью ручной лабора­ тории. При обнаружении плохих показателей простейши­ ми методами проверки необходимо от применения данно­ го нефтепродукта воздержаться и пробу его направить на полный лабораторный анализ в ближайшую нефтелабораторию.

Дизельное топливо, применяемое для тракторных и комбайновых дизельных двигателей, должно иметь цетановое число 40—45 для двигателей с частотой враще­ ния коленчатого вала 1000—1500 об/мин и 45—50 для двигателей с частотой более 1500 об/мин.

Дизельное топливо по ГОСТ 4749—49 подразделяется на марки ДА, ДЗ, Д Л и ДС, а по ГОСТ 305-62 —на марки З и Л : Д — дизельное, А — арктическое, 3 —зим­ нее, Л — летнее и С — специальное.

Температура застывания: для топлива ДА составляет минус 60° С, для Д З — минус 45°; для Д Л — минус 10°,

для

ДС —минус 16°, для 3 —минус 35° и для Л — ми­

нус

10° С.

Вязкость при 20° С для топлива Д З составляет 3,5— 6,0 сСт, для ДЛ — 3,5—8,0 сСт. Коксуемость не более 0,2%.

Автомобильный бензин. Для тракторных и комбай­ новых пусковых двигателей выпускают бензин А-66 (ГОСТ 2084—67) с октановым числом 66, характеризу­ ющим способность бензина сгорать без детонации. Окта­ новое число определяют на специальных установках, сравнивая антидетонационные свойства бензина и эта­ лонного топлива.

331