Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 296

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

nee 30—80 м, в зависимости от степени огнестойкости зданий и емкости нефтесклада.

Противопожарные разрывы между наземными резер­ вуарами, зданиями, сооружениями нефтесклада должны быть не менее 10—20 м.

На всех нефтескладах и постах заправки должны быть хорошо видимые надписи: «Огнеопасно», «Не ку­ рить!».

Нефтесклады должны иметь комплект первичных средств пожаротушения.

На посту заправки устанавливают щит с пожарным инвентарем и ящик с песком (по одному на каждую топ­ ливоили маслораздаточную колонку).

Щит с пожарным инвентарем должен иметь два огне­ тушителя, кошку, две штыковые лопаты, ломик, крюк и багор.

Чтобы избежать появления искр от разрядов стати­ ческого электричества, все резервуары и трубопроводы заземляют. Соединение заземляющих проводов должно быть на сварке или пайке. Разрешается групповое за­ земление резервуаров, а также заземление трубопрово­ дов через резервуары. Стационарные посты заправки с топливораздаточными колонками и агрегатами должны быть оборудованы молниеотводами.

Контрольные вопросы

1.Каково назначение нефтехозяйства?

2.Персонал нефтехозяйства и его обязанности.

3.Основные рекомендации для выбора схемы организации нефте­ хозяйства.

4.Значение правильной организации нефтехозяйства колхозов, сов­ хозов в повышении эффективности эксплуатации машинно-трак­ торного парка.

5.Оборудование центральных нефтескладов.

6.Оборудование нефтесклада бригад.

7.Оборудование стационарного поста заправки.

8. Средства для заправки машин топливом.

9.Особенности транспортировки нефтепродуктов.

10.Контроль качества нефтепродуктов.

11. Основные качественные показатели марок горючего, применя­ емых для тракторов и автомобилей.

12.Виды смазочных материалов, применяемых при эксплуатации тракторов и автомобилей.

13.Организация сбора и сдачи отработанных масел.

14.Техническое обслуживание оборудования нефтехозяйства.

15.Основные правила техники безопасности при эксплуатации неф­ техозяйства.

16.Противопожарные мероприятия, выполняемые на нефтескладах.

22 С. Н. Хробостов

337


Р а з д е л т р е т и й

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ СРЕДСТВ

V

Г л а з а I

ГРУЗООБОРОТ И УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК

ВСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

§1. Значение и объем транспортных работ

Производство сельскохозяйственных продуктов

связа­

но с необходимостью выполнения

транспортных

 

работ.

Перевозка удобрений,

семян, урожая, нефтепродуктов,

строительных

материалов, продуктов

животноводства,

рабочей силы — все эти и другие транспортные процессы

в сельскохозяйственном

производстве — его необходимая

составная часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На выполнение транспортных работ в колхозах и сов­

хозах приходится около 40—60% всех затрат

энергии:

при

посеве

и посадке

подвозят

зерно

и удобрения,

при

уборке

отвозят

урожай,

при

заготовке

и

вне­

сении удобрений их

перевозят

к

месту

хранения и

на

поля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В нечерноземной зоне

на каждый

гектар

посева зерно­

вых в среднем приходится перевозить

10—20 т органиче­

ских удобрений, 0,5—1 т

семян и минеральных

удобре­

ний, 2—3 т зерна, 3—4 т соломы, 2—3 т технических гру­ зов, включая транспортировку нефтепродуктов и машин.

На каждый гектар возделывания зерновых

приходится

в среднем перевозить около 25 т груза.

 

При возделывании картофеля, свеклы и

овощей на

каждый гектар приходится перевозить органических

удобрений 30—40 т, продуктов

урожая 20—40,

семян

и минеральных

удобрений

1—3,

технических

грузов,

включая прицепные машины, до 3 т.

 

 

При заготовке

сена перевозки

на 1 га составляют

3—7 т, а при возделывании и уборке силосных культур — до 80 т.

Доля транспортных расходов достигает 40% и более в себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Транспортный процесс включает погрузку материа­ лов на подвижной состав, перемещение их из пункта от-

338


правления в пункт назначения, выгрузку и размещение

впункте назначения.

Взависимости от расстояния и технологии перемеще­ ния различают внутриусадебные, внутрихозяйственные и внехозяйственные перевозки.

Внутрихозяйственные перевозки занимают около 60—70% всего грузооборота в колхозах и совхозах. Сю­ да входят вывозка навоза с усадьбы, фермы на поля, перевозка семенного материала, удобрений, перевозка зерна от комбайнов и молотилок на тока, сельскохозяй­

ственных продуктов с полей к складам,

хранилищам

и фермам, нефтепродуктов к агрегатам, доставка

людей

к месту полевых рабог. Для внутрихозяйственных

пере­

возок характерны короткие расстояния (1—20 км), дви­

жение по полевым дорогам, вспаханному

полю и стерне.

Значительную часть грузов перевозят в осеннюю и весен­ нюю распутицу, а также зимой. Для этих перевозок целе­ сообразно применять автомобили повышенной проходи­ мости, прицепы на тракторной тяге, а также гужевой транспорт.

Внешние перевозки связаны с транспортированием грузов в хозяйство или из хозяйства к пунктам внешней связи; перевозкой продуктов с токов, полей и складов на заготовительные пункты и места переработки, завозом в хозяйство минеральных удобрений, нефтепродуктов, строительных материалов, машин, оборудования. Рас­ стояния этих перевозок могут быть 40—60 км и более. Для них целесообразно использовать средства большой грузоподъемности с высокими техническими скоростями.

Внутриусадебные перевозки (перемещение грузов, например кормов, со складов на скотные дворы, вывозка навоза со скотных дворов в навозохранилищах) характер­ ны разнообразием грузов и многократностью перевозок одних и тех же материалов на протяжении дня. Расстоя­ ние этих перевозок обычно не превышает одного кило­ метра. Для них используют тракторы со специальными прицепами или кузовами, гужевой транспорт, а также специальные стационарные и подвижные транспортные средства.

§ 2. Характеристика грузов и дорожных условий

Вид грузов и дорожные условия существенно влияют на производительность транспортных агрегатов и долж­ ны учитываться при организации транспортных работ.

22*

339


Виды грузов. По возможности загрузки и использо­

 

вания транспортных средств грузы подразделяют на

ма­

 

л о о б ъ е м н ы е

(зерно,

удобрения)

и м н о г о о б ъ е м -

 

i* ы е

(солома, сено, навоз, силосная

масса).

 

 

 

 

 

По способу

нагрузки и

выгрузки — на

ш т у ч н ы е

 

(тарные, транспортируемые

в мешках,

ящиках,

корзи­

 

нах, тюках, и

бестарные — машины, скот),

н а в а л о ч-

 

н ы е

(зерно,

картофель, свекла,

 

зеленая масса, сено и

 

солома не в тюках)

и

н а л и в н ы е

(горючее, масло, мо­

 

локо, растворы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии

с возможностьюиспользования

тран­

 

спортных средств все грузы подразделяются на

классы,

 

определяемые их объемной (погрузочной) массой (т/м3 ),

 

приведенной в таблице 17. Класс груза

характеризуется

 

коэффициентом

использования

грузоподъемности

при­

 

цепов,

автомобилей:

п е р в ы й

к л а с е

v r p = l , 0 ;

в т о ­

 

р о й угр=0.6Ч-0,8;

т р е т и й угр=0,4н-0,6;

ч е т в е р ­

 

т ы й к л а с с

угр—0,4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По характеру

организации

транспортных

операций

 

грузы

подразделяют на

м а с с о в ы е

и м е л к о п а р т и ­

 

о н н ы е .

В сельскохозяйственном

производстве

преоб­

 

ладают

массовые

грузы, но

 

они

носят

сезонный

 

ха­

 

рактер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По трудоемкости погрузки и разгрузки грузы подраз­

 

деляют

на пять

групп; чем

больше

трудоемкость,

 

тем

 

выше номер группы

(см. табл.

17).

 

 

 

 

 

 

 

 

П е р в а я

г р у п п а :

навалочные

сыпучие грузы

(су­

 

хая земля, речной песок), не

требующие осторожности

 

при погрузке и разгрузке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В т о р а я

г р у п п а :

грузы,

затаренные

в

бочках,

 

мешках,

кулях (зерно,

бобовые,

удобрения,

картофель)

 

и некоторые навалочные

(глина, гравий, мерзлая земля).

 

Т р е т ь я

г р у п п а :

грузы,

упакованные в

ящиках,

'

корзинах, связках, рулонах, тюках

(сено, солома), и мно­

 

гие навалочные

(бобовые,

зерно,

картофель,

овощи,

 

уголь, комбикорм).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч е т в е р т а я

и п я т а я

г р у п п ы :

грузы

неудоб­

 

ные для транспортировки, требующие осторожности при

 

погрузке и разгрузке

(бахчевые, фрукты в ящиках, жид-

,

кость в стеклянной таре, непрессованные сено и солома,

 

машины, известь

и цемент навалом,

лесоматериалы

и

 

балки

длиннее

4 м ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различают

грузы

с р о ч н о й

 

д о с т а в к и

 

(подвер­

 

женные

порче под

влиянием

 

метеорологических

усло-

 

340


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а it

 

 

 

Классификация

сельскохозяйственных

грузов

Наименование

груза

 

Упаковка

Класс

Группа

Насыпная

 

груза

груза

масса, т/м1

Зерно

 

 

 

 

 

 

Навалом

 

2

3

0,65—0,85

Мука

пшеничная

 

В

мешках

 

1

3

0,70

Жмыхи

 

 

 

 

 

Навалом

 

2

1

0,60—0,70

Молоко

 

 

 

 

 

В

бутылках

2

2

0,40

»

 

 

 

 

 

 

В

бидонах

 

1

3

0,70

Кукуруза

в

початках

Навалом

 

3

3

0,50—0,60

»

 

зерно

 

В

мешках

 

1

2

0,80—0,90

Картофель,

яблоки

Навалом

 

2

3

0,65—0,75

Помидоры

 

 

 

 

В

ящиках

 

3

4

0,60

Сахарная

свекла,

корне­

Навалом

 

2

2

0,65—0,75

плоды

 

(кочанами)

Навалом

 

4

3

0,25—0,35

Капуста

 

Зелень

огородная

 

В

ящиках,

кор­

4

3

0,20—0,30

Морковь,

брюква,

репа

 

зинах

 

3

3

0,60—0,70

Навалом

 

Арбузы,

огурцы,

тыква,

Навалом

 

2

4

0,50—0,70

дыни

 

фрукты

(вино­

В

ящиках,

кор­

3

4

0,40—0,50

Разные

 

град,

ягоды)

картофеля

 

зинах

 

3

4

1

Ботва

свеклы,

Навалом

 

0,30—0,40

Сено и солома

 

непрессо­

 

»

 

4

5

0,02—0,03

ванные

 

 

 

 

 

 

»

 

 

 

0,05—0,08

Сено и солома из стогов

 

 

3

4

Прессованные

сено и со­

В

тюках

 

2

3

0,12—0,15

лома

 

масса

из тран­

Навалом

 

3

2

0,70—0, 80

Силосная

 

шей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зеленая

масса

 

на

силос

Навалом

 

3

3

0,40—0,50

(от

комбайна)

 

 

 

 

 

 

 

Навоз

свежий

соломи­

 

»

 

3

2

0,50—0,60

стый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,80—1,10

Навоз

перепревший

 

»

 

2

1

Минеральные

 

удобрения

 

»

 

1

1

0,90—1,20

Сухой

торф

 

 

 

 

 

 

 

3

4

0,40—0,60

Кусковой

торф

 

 

 

 

»

 

2

3

0,65—0,70

Кирпич

 

 

 

 

 

 

»

 

1

1

1,60—1,90

Комбикорм

 

 

 

 

В

мешках

 

2

1

0,50—0,75

»

 

 

 

 

 

Навалом

 

3

3

0,4—0,6

Гравий,

песок,

земля,

 

»

 

1

1

1,50—1,90

глина

 

 

 

 

 

В

мешках

 

1

2

0,3—1,40

Цемент

 

 

 

 

 

 

Цитрусовые

 

 

 

 

В

ящиках

 

2

4

0,40—0,60

Камень

(булыжник)

Навалом

 

1

1

1,70—2,2

Сухие

дрова

 

(поленья)

 

»

 

3

3

0,40—0,55

Комбикорм

 

 

 

 

В

мешках

 

2

1

0,50—0,60

»

 

 

 

 

 

Навалом

 

3

3

0,4—0,60

Хлопок-сырец

 

непрессо­

В

кипах

 

2

3

0,40—0,50

ванный

341