полезную грузоподъемность G'n r |
тракторного |
поезда — |
из уравнения: |
|
|
Gnr = |
rtnpGnr; |
(161,а) |
где Gm ,— общая масса прицепа, кг; G n p — масса самого прицепа, кг.
Значение коэффициентов a„v и <2тр, учитывающих по вышение сопротивления движению прицепа и трактора при трогани агрегата с места в зависимости от дорож ных условий, равно:
|
|
|
|
а пр |
°тр |
для |
асфальта |
|
|
1,50 |
— |
» |
грунтовой сухой |
дороги |
, . . |
1,80 |
2 , 4 8 |
» |
переувлажненной |
дороги . |
|
1,76 |
1,84 |
» |
пахоты |
|
|
1,87 |
2 , 4 2 |
Максимально допустимый вес буксируемых прицепов |
определяют применительно к |
участку |
пути |
с наиболь |
шим сопротивлением качению и при тяговом усилии или
|
|
|
|
|
|
|
|
касательной |
силе |
тяги, |
соответствующих |
I I |
передаче; |
I передача |
остается |
резервной для преодоления подъе |
мов и других особо тяжелых участков пути. |
|
|
Для многих |
условий |
перевозок |
(переувлажненная |
грунтовая дорога, |
влажная стерня, |
пашня, |
песчаная |
почва, болотистый |
луг, |
снежная дорога) |
максимально |
допустимый вес прицепов тракторного поезда определя ют не только по мощности двигателя, но и по сцеплению
ведущих колес с грунтом. |
|
|
|
Касательная сила тягл по сцеплению ведущих |
колес |
с грунтом равна: |
|
|
|
|
При агрегатировании |
трактора |
с одноосным |
при |
цепом |
|
|
|
|
где Q—часть веса прицепа, передаваемая |
на прицеп |
ное устройство трактора; |
*" |
|
|
L — колесная база |
трактора, см; |
|
|
/—расстояние от прицепной скобы до вертикаль |
ной плоскости, |
проходящей |
через |
ось задних |
колес трактора, см. |
|
|
|
Часть веса одноосного прицепа, воспринимаемую трактором, можно определить расчетом или непосред ственным взвешиванием. Последний способ более удо бен в производственных условиях: груженый прицеп прицепной серьгой опирают на подставку, установлен ную на платформе автомобильных весов. Колеса прице па оставляют вне платформы. Высота подставки должна быть равна расстоянию от земли до прицепной скобы трактора. Расстояние от прицепной скобы до вертикаль ной оси задних колес тоже замеряют. Значение осталь ных величин (р, G) дано в главе I I I первого раздела. Техническая характеристика тракторных прицепов при ведена в таблице 20.
Применение одноосных прицепов и особенно прице
пов с ведущими осями повышает |
проходимость |
агрега |
тов |
в условиях |
недостаточного сцепления |
движителей |
с почвой. |
|
|
|
|
|
|
|
Агрегатирование. В производственных условиях мо |
гут |
быть |
различные соотношения |
количества |
тракторов |
и прицепов. |
|
|
|
|
|
|
|
В а р и а н т |
I . Для |
каждого |
трактора |
в |
хозяйстве |
имеется |
максимально |
допустимое |
количество |
прицепов. |
В этом |
случае |
составляют тракторные поезда |
макси |
мально допустимой грузоподъемности. В целесообраз ности такого агрегатирования можно убедиться на сле дующем примере.
Хозяйство располагает шестью прицепами ПТС-3-766М грузоподъемностью по 3 т и тремя тракто рами МТЗ-5ЛС. Расстояние перевозки 5 км, время погрузки-разгрузки одного прицепа 0,5 ч. Коэффициент
сопротивления качению |
по грунтовой |
дороге /=0,05. |
В этих условиях данный |
трактор может |
работать на I I |
передаче, буксируя два прицепа со скоростью 8,3 км/ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Производительность |
каждого |
трактора |
в |
смену |
соста |
вит 18 т груза, а всех трех тракторов — 54 т. |
|
|
С |
одним прицепом трактор |
МТЗ-5ЛС |
может |
рабо |
тать |
на I I I передаче |
со скоростью |
10,17 |
км/ч. |
Сменная |
наработка |
трех |
тракторов равна 36 |
т, на |
34% |
меньше, |
чем при работе с двумя прицепами. |
|
|
|
|
|
В а р и а н т |
П. Хозяйство |
располагает |
количеством |
прицепов, |
равным |
количеству |
тракторов, |
выделенных |
для перевозки грузов. Возможны два способа агрегати рования: либо каждый трактор работает с одним прице пом, либо из всех имеющихся прицепов составляют не-
сколько тракторных поездов максимально допустимой грузоподъемности. При этом часть тракторов остается без прицепов.
Первый способ дает большую производительность, так как каждый последующий прицеп в поезде дает меньший прирост производительности трактора (увели чивается время простоев прицепов под погрузкой и сни жается скорость движения).
Например, если хозяйство для перевозки данного ко личества грузов может выделить шесть тракторов МТЗ-5ЛС и шесть прицепов ПТС-3-766М, то при агрега тировании трактора с одним прицепом за смену они пе
ревезут 72 т груза (при условиях, |
приведенных |
в преды |
дущем примере), а три трактора |
(каждый с двумя при |
цепами) перевезут только 54 |
т груза, |
и производитель |
ность будет ниже на 33%. |
|
|
|
|
В а р и а н т I I I . Хозяйство |
имеет |
прицепов |
больше, |
чем тракторов, выделенных для перевозки грузов, но недостаточно для того, чтобы каждый трактор агрегатировался с максимально допустимым количеством при цепов.
Целесообразно составлять наибольшее количество поездов средней грузоподъемности.
Среднюю грузоподъемность одного агрегата опреде ляют делением суммарной грузоподъемности всех при цепов на количество тракторов, выделенных для данной работы с этими прицепами:
"тр
где я п р — количество прицепов; /гт р — количество тракторов.
В итоге задачу рационального агрегатирования трак торных транспортных агрегатов решают в следующем порядке:
определяют количество тракторов и количество при цепов, которые могут быть выделены для данных пере возок;
определяют расчетом максимально допустимый вес прицепов и их количество, которое может буксировать трактор данной марки.
Из данного количества тракторов и прицепов состав ляют агрегаты, исходя из условий максимальной произ водительности.
Если в лучшем варианте агрегатирования окажутся поезда различной грузоподъемности, то те из них, кото рые имеют большую грузоподъемность, используются в первую очередь для перевозки грузов на дальние рас стояния. Тракторные поезда малой грузоподъемности рекомендуется применять на более коротких расстоя ниях.
Контрольные вопросы
1.Каково значение механизации транспортных работ в сельском хозяйстве?
2. Каков объем транспортных работ в сельском хозяйстве?
3.Назовите дорожные условия и их классификацию.
4. Какова примерная классификация грузов?
5.Назовите виды перевозок в сельском хозяйстве и транспортные средства, применяемые для них.
6.Каковы особенности транспортировки основных сельскохозяйст венных грузов?
7. |
Перечислите виды маршрутов и условия их применения. |
|
8. |
Как рассчитать грузоподъемность автомобильного поезда? |
9. |
Как |
рассчитать |
грузоподъемность |
тракторного |
поезда? |
|
10. |
Как определить количество прицепов к трактору? |
|
|
|
11. |
Каковы показатели использования транспортных агрегатов? |
12. |
Назовите факторы, влияющие на производительность транспорт |
|
ных |
агрегатов, |
и пути повышения |
производительности. |
|
13. |
Как |
рассчитать |
количество необходимых |
транспортных |
агрега |
|
тов для выполнения данного производственного процесса? |
14. |
Назовите |
типы |
погрузочно-разгрузочиых |
средств, |
применяемых |
|
в сельском |
хозяйстве. |
|
|
|
|
|
|
15. |
Перечислите погрузочно-разгрузочные |
средства, |
применяемые |
|
для |
зерна, |
свеклы, картофеля, сена и |
соломы, |
торфа и |
навоза. |
16.Назовите простейшие средства для механизации погрузки-раз грузки.
17.Как рассчитать объем транспортных работ?
18.Как рассчитать необходимое количество агрегатов?
19.Каково рациональное комплектование тракторных транспортных агрегатов?
20.Каковы условия эффективного применения комбинированных ав тотракторных перевозок?
2 1 . Как |
рассчитать |
производительность |
погрузочно-разгрузочных |
|
пунктов? |
|
|
22. |
Как |
определить |
необходимое количество |
погрузчиков? |
23. |
Каковы условия |
рационального состава |
тракторных транспорт |
|
ных |
агрегатов при различном соотношении выделяемых тракто |
|
ров и прицепов? |
|
|