Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полезную грузоподъемность G'n r

тракторного

поезда —

из уравнения:

 

 

Gnr =

rtnpGnr;

(161,а)

где Gm ,— общая масса прицепа, кг; G n p — масса самого прицепа, кг.

Значение коэффициентов a„v и <2тр, учитывающих по­ вышение сопротивления движению прицепа и трактора при трогани агрегата с места в зависимости от дорож­ ных условий, равно:

 

 

 

 

а пр

°тр

для

асфальта

 

 

1,50

»

грунтовой сухой

дороги

, . .

1,80

2 , 4 8

»

переувлажненной

дороги .

 

1,76

1,84

»

пахоты

 

 

1,87

2 , 4 2

Максимально допустимый вес буксируемых прицепов

определяют применительно к

участку

пути

с наиболь­

шим сопротивлением качению и при тяговом усилии или

касательной

силе

тяги,

соответствующих

I I

передаче;

I передача

остается

резервной для преодоления подъе­

мов и других особо тяжелых участков пути.

 

 

Для многих

условий

перевозок

(переувлажненная

грунтовая дорога,

влажная стерня,

пашня,

песчаная

почва, болотистый

луг,

снежная дорога)

максимально

допустимый вес прицепов тракторного поезда определя­ ют не только по мощности двигателя, но и по сцеплению

ведущих колес с грунтом.

 

 

 

Касательная сила тягл по сцеплению ведущих

колес

с грунтом равна:

 

 

 

 

При агрегатировании

трактора

с одноосным

при­

цепом

 

 

 

 

где Q—часть веса прицепа, передаваемая

на прицеп­

ное устройство трактора;

*"

 

 

L — колесная база

трактора, см;

 

 

/—расстояние от прицепной скобы до вертикаль­

ной плоскости,

проходящей

через

ось задних

колес трактора, см.

 

 

 

3 7 6


Часть веса одноосного прицепа, воспринимаемую трактором, можно определить расчетом или непосред­ ственным взвешиванием. Последний способ более удо­ бен в производственных условиях: груженый прицеп прицепной серьгой опирают на подставку, установлен­ ную на платформе автомобильных весов. Колеса прице­ па оставляют вне платформы. Высота подставки должна быть равна расстоянию от земли до прицепной скобы трактора. Расстояние от прицепной скобы до вертикаль­ ной оси задних колес тоже замеряют. Значение осталь­ ных величин (р, G) дано в главе I I I первого раздела. Техническая характеристика тракторных прицепов при­ ведена в таблице 20.

Применение одноосных прицепов и особенно прице­

пов с ведущими осями повышает

проходимость

агрега­

тов

в условиях

недостаточного сцепления

движителей

с почвой.

 

 

 

 

 

 

 

Агрегатирование. В производственных условиях мо­

гут

быть

различные соотношения

количества

тракторов

и прицепов.

 

 

 

 

 

 

 

В а р и а н т

I . Для

каждого

трактора

в

хозяйстве

имеется

максимально

допустимое

количество

прицепов.

В этом

случае

составляют тракторные поезда

макси­

мально допустимой грузоподъемности. В целесообраз­ ности такого агрегатирования можно убедиться на сле­ дующем примере.

Хозяйство располагает шестью прицепами ПТС-3-766М грузоподъемностью по 3 т и тремя тракто­ рами МТЗ-5ЛС. Расстояние перевозки 5 км, время погрузки-разгрузки одного прицепа 0,5 ч. Коэффициент

сопротивления качению

по грунтовой

дороге /=0,05.

В этих условиях данный

трактор может

работать на I I

передаче, буксируя два прицепа со скоростью 8,3 км/ч.

Производительность

каждого

трактора

в

смену

соста­

вит 18 т груза, а всех трех тракторов — 54 т.

 

 

С

одним прицепом трактор

МТЗ-5ЛС

может

рабо­

тать

на I I I передаче

со скоростью

10,17

км/ч.

Сменная

наработка

трех

тракторов равна 36

т, на

34%

меньше,

чем при работе с двумя прицепами.

 

 

 

 

 

В а р и а н т

П. Хозяйство

располагает

количеством

прицепов,

равным

количеству

тракторов,

выделенных

для перевозки грузов. Возможны два способа агрегати­ рования: либо каждый трактор работает с одним прице­ пом, либо из всех имеющихся прицепов составляют не-

377


 

Техническая характеристика

тракторных

прицепов

Показатели

1 ПТС-2* 1 ПТС-4

1 ПТС-9

ТУП-З.ОА

2ПТС-4М

-4-887

 

 

 

 

 

2ПТС

Т а б л и ц а 20

2ПТС-6 ЗПТС-12

Агрегатирует­

Т-25,

М Т З ,

К-700, Т-150

МТЗ,

МТЗ, Т-40

Т-40

Т-38,

ДТ-75

К-700, Т-150

ся с тракто­

Т-40,

Т-40

 

Т-28,

 

 

 

 

 

ром

 

ДТ-20

 

 

Т-40

 

 

 

 

 

Грузоподъем­

2,0

4,0

9,0

3,0

4,0

4,0

6,0

12,0

ность, т

 

1,35/1,83

1,63/2,26

 

 

3,0

1,7/2,3/2,5

2,1/2,4/2,8

Погрузочная

2,1/2,4/2,8

1,65/2,07/2,56

высота,

м

 

 

 

 

 

 

 

 

5430

Масса, кг

 

735

1500

3940

1080

1530

1800

1750

Габариты

плат­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формы,

мм:

2500

4110

2700X2

4650

3710

5270

3600

365X2

длина

 

ширина

2000

2315

2340

2100

2100

3000

2000

2340

высота

400/880*

530/1150

700/1000/1400

1530

415/828/1325

2900

630/1150/1400

700/1000/1400

Емкость

плат­

2,3/3,6

5/11

8,5/12,3/17,4

2,78

3,08/6,1/9,8

45

4,6/8,3/10,8

11,6/17,0/23,5

формы,

м э

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Первая цифра в марке прицепа

означает: одноосный, двухосный и т. д.

Например,

1ПТС-!2 — одноосный;

2ПТС-6 — двухосный, ЗПТС-12 — трехосный.

 

 

 

 

 

 


сколько тракторных поездов максимально допустимой грузоподъемности. При этом часть тракторов остается без прицепов.

Первый способ дает большую производительность, так как каждый последующий прицеп в поезде дает меньший прирост производительности трактора (увели­ чивается время простоев прицепов под погрузкой и сни­ жается скорость движения).

Например, если хозяйство для перевозки данного ко­ личества грузов может выделить шесть тракторов МТЗ-5ЛС и шесть прицепов ПТС-3-766М, то при агрега­ тировании трактора с одним прицепом за смену они пе­

ревезут 72 т груза (при условиях,

приведенных

в преды­

дущем примере), а три трактора

(каждый с двумя при­

цепами) перевезут только 54

т груза,

и производитель­

ность будет ниже на 33%.

 

 

 

 

В а р и а н т I I I . Хозяйство

имеет

прицепов

больше,

чем тракторов, выделенных для перевозки грузов, но недостаточно для того, чтобы каждый трактор агрегатировался с максимально допустимым количеством при­ цепов.

Целесообразно составлять наибольшее количество поездов средней грузоподъемности.

Среднюю грузоподъемность одного агрегата опреде­ ляют делением суммарной грузоподъемности всех при­ цепов на количество тракторов, выделенных для данной работы с этими прицепами:

"тр

где я п р — количество прицепов; /гт р — количество тракторов.

В итоге задачу рационального агрегатирования трак­ торных транспортных агрегатов решают в следующем порядке:

определяют количество тракторов и количество при­ цепов, которые могут быть выделены для данных пере­ возок;

определяют расчетом максимально допустимый вес прицепов и их количество, которое может буксировать трактор данной марки.

Из данного количества тракторов и прицепов состав­ ляют агрегаты, исходя из условий максимальной произ­ водительности.

379


Если в лучшем варианте агрегатирования окажутся поезда различной грузоподъемности, то те из них, кото­ рые имеют большую грузоподъемность, используются в первую очередь для перевозки грузов на дальние рас­ стояния. Тракторные поезда малой грузоподъемности рекомендуется применять на более коротких расстоя­ ниях.

Контрольные вопросы

1.Каково значение механизации транспортных работ в сельском хозяйстве?

2. Каков объем транспортных работ в сельском хозяйстве?

3.Назовите дорожные условия и их классификацию.

4. Какова примерная классификация грузов?

5.Назовите виды перевозок в сельском хозяйстве и транспортные средства, применяемые для них.

6.Каковы особенности транспортировки основных сельскохозяйст­ венных грузов?

7.

Перечислите виды маршрутов и условия их применения.

 

8.

Как рассчитать грузоподъемность автомобильного поезда?

9.

Как

рассчитать

грузоподъемность

тракторного

поезда?

 

10.

Как определить количество прицепов к трактору?

 

 

 

11.

Каковы показатели использования транспортных агрегатов?

12.

Назовите факторы, влияющие на производительность транспорт­

 

ных

агрегатов,

и пути повышения

производительности.

 

13.

Как

рассчитать

количество необходимых

транспортных

агрега­

 

тов для выполнения данного производственного процесса?

14.

Назовите

типы

погрузочно-разгрузочиых

средств,

применяемых

 

в сельском

хозяйстве.

 

 

 

 

 

 

15.

Перечислите погрузочно-разгрузочные

средства,

применяемые

 

для

зерна,

свеклы, картофеля, сена и

соломы,

торфа и

навоза.

16.Назовите простейшие средства для механизации погрузки-раз­ грузки.

17.Как рассчитать объем транспортных работ?

18.Как рассчитать необходимое количество агрегатов?

19.Каково рациональное комплектование тракторных транспортных агрегатов?

20.Каковы условия эффективного применения комбинированных ав­ тотракторных перевозок?

2 1 . Как

рассчитать

производительность

погрузочно-разгрузочных

 

пунктов?

 

 

22.

Как

определить

необходимое количество

погрузчиков?

23.

Каковы условия

рационального состава

тракторных транспорт­

 

ных

агрегатов при различном соотношении выделяемых тракто­

 

ров и прицепов?

 

 

3 80