Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а IV ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

§1. Расчет объема транспортных работ

Для того чтобы правильно выбрать транспортные средства и организовать эффективное их использование, необходимо знать объем работ на данный период и на весь год.

Годовой план транспортных работ составляют при

разработке общего годового

плана механизации работ

в хозяйстве. Порядок такого

расчета рассматривается

в пятом разделе книги. В данной главе изложены лишь общие принципы расчета.

Объем транспортных работ определяется перевозками основных видов сельскохозяйственных грузов: удобре­ ний, семян и посадочного материала при посеве, продук­ тов урожая, продуктов животноводства, горюче-смазоч­ ных материалов, технических (машин, оборудования) и строительных грузов.

Транспортные работы, связанные с удобрением поч­ вы, рассчитывают на основе принятых в хозяйстве норм внесения удобрений на гектар под соответствующую культуру или в среднем на гектар посевной площади по формуле (ткм):

 

 

W.у —

н +

^ м *^с)>

 

(157)

где

Fn

— общая пахотная или

посевная

площадь, га;

 

Ря

— средняя годовая норма внесения навоза, тор­

 

Ри

фа или других органических удобрений, т/га;

 

— средняя

годовая норма

внесения

минераль­

 

 

ных удобрений, т/га;

 

 

 

 

 

5„ — среднее

расстояние

вывозки

органических

 

 

удобрений, км;

 

 

 

 

 

SB

— среднее

расстояние от пункта получения ми­

 

 

неральных удобрений до склада бригады, от­

 

 

деления, км;

 

 

 

 

 

Sc

— среднее

расстояние

перевозок

минеральных

 

 

удобрений от склада до поля, км.

 

 

Транспортные работы при посеве

можно

определить

по формуле (ткм):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(158)

365


где Ft— площадь под посев определенной культуры, га; Рв1 — норма высева, кг/га;

5 с р — среднее

расстояние перевозки

семян

от

зерно­

хранилища до полей, км.

 

 

 

 

Транспортные работы при уборке зерна

(ткм)

 

Wyp = Ft ht

Sx + QSa +

(Fi h-Q)

Sc,

 

 

где ht—средняя

урожайность

данной

культуры,

т/га;

F{ — площадь

посева под культурой, га;

государст­

Q—количество

продуктов,

сдаваемых

ву, т;

 

 

 

 

 

 

 

Sn —расстояние перевозки продуктов до приемных

пунктов, км;

 

 

 

 

 

5С —расстояние

от тока до склада,

км;

 

 

 

ST—расстояние

 

от полей до тока,

км.

 

 

 

Ежедневный объем транспортных работ по отдельным перевозкам равен (ткм):

у= V U

где Dp—число рабочих дней;

V0; — общий объем работ по отдельным перевоз­ кам, ткм.

§ 2. Определение необходимого количества транспортных агрегатов

Тип транспортного агрегата для выполнения данного объема работы выбирают (как было рассмотрено в дан­ ном разделе) по его эксплуатационным качествам и ус­ ловиям работы (характеру груза, расстоянию перевозок, дорожным условиям, объему грузооборота, а также по наличию транспортных и погрузочно-разгрузочных средств).

После того как подобран и обоснован тип транспорт­ ных агрегатов, количество их для данного объема и вида перевозок определяют по формуле:

П

Va"

V m

_

^Дн [ $ г р + Рр Р ( * п + *в-Нпр)1

С159)

З Г

Ч^аг

<?7СрРт7"с м

 

qyvp p s r p

Г с

м

 

 

 

 

 

 

 

 

где

У д н

— ежедневный

(ежесменный)

объем транспорт­

 

 

ных работ, ткм;

 

 

 

 

• War дневная

производительность

агрегата,

ткм4,

366


я грузоподъемность арегата; среднее расстояние перевозки грузов, км;

^п - время погрузки, ч;

/в - время выгрузки, ч;

простои на линии, ч;

т — продолжительность смены или работы агре­

1 см

гата за день, ч;

времени;

Т — коэффициент

использования

у—

коэффициент

использования

грузоподъемно­

 

сти агрегата;

 

 

Р- коэффициент использования пробега; техническая скорость движения агрегата, км/ч.

 

§ 3. Организация маршрутов движения

 

Эффективность

работы

транспортных

агрегатов

в значительной

мере

зависит

от

правильной

организа­

ции

движения

и

использования

транспортных

средств

(от

правильного

распределения

транспорта по видам

грузов и маршрутам, выбора маршрутов, определения режима работы транспорта).

При распределении транспортных агрегатов по объ­ ектам и видам работ следует учитывать условия (доро­ ги, вид грузов, расстояние), динамические и экономиче­ ские показатели транспортных агрегатов.

Основные соображения, которыми руководствуются при выборе маршрута, — максимально возможная про­ изводительность агрегатов и наименьшая стоимость пе­ ревозок в данных условиях.

Виды маршрутов. Маршрутом называется направ­ ление и порядок следования транспортного агрегата между пунктами отправления и назначения грузов.

Различают следующие основные маршруты: маятни­ ковый, радиальный, кольцевой (рис.80).

М а я т н и к о в ы м называется маршрут движения, при котором ездки между пунктами погрузки и разгруз­ ки многократно повторяются (рис. 80, а и б). Ездки могут быть с грузом в обоих направлениях (коэффици­

ент использования

пробега (3=1), с обратным холостым

пробегом (0=0,5)

и с частичным обратным

холостым

пробегом (|}>0,5), когда груз, перевозимый

в обратном

направлении,

нагружают и разгружают между конечны­

ми пунктами

маршрута. Маятниковые маршруты — ос-


_ Ь

Рис. 80. Виды маршрутов:

а и 6 — маятниковые; в и г — радиальные; 5 —кольцевой; е — пет­ левой; утолщенные линии — пробег с грузом; тонкие — холостой про­ бег (без груза).

новная форма движения транспортных средств в сель­

ском хозяйстве. Наиболее эффективный из

них — марш­

рут с грузом в обоих

направлениях.

 

Р а д и а л ь н ы м

называется маршрут,

предусматри­

вающий перевозки грузов из нескольких пунктов от­

правки

в

один пункт разгрузки

или наоборот (рис. 80, в

и г).

Он

представляет собой

систему маятниковых

маршрутов. Пример радиальных маршрутов — перевоз­ ки семян и удобрений со склада на различные поля или перевозка зерна к току с различных участков полей.

К о л ь ц е в ы м

называется маршрут, при котором

транспорт движется

по замкнутому контуру (рис. 80, д

и е) с последовательным объединением ряда грузовых потоков в один. Примером такого маршрута может быть развозка нефтепродуктов, перевозка молока с ферм, движение передвижных мастерских и т. п.

Е з д к о й называется транспортный процесс, огра­ ниченный расстоянием между двумя пунктами (обычно погрузки и разгрузки).

368


Р е й с о м

назы­

кп

вается цикл

перево­

 

зок,

по

окончании

 

которых

транспорт­

 

ный

агрегат

возвра­

 

щается

к месту

от­

 

правления.

При

ма­

 

ятниковом

маршру­

 

те рейс

состоит

из

 

двух ездок (в пункт

 

отправления

и

об­

 

ратно),

при

кольце­

 

вых — из

 

несколь­

 

 

 

 

ких ездок.

 

 

Рис.

81. График движения:

График

 

движе­

О гараж;

А — пункт погрузки; В — пункт-

ния.

При

организа­

разгрузки;

Sg

и Те длина ездки с грузом

ции

работы

транс­

и затраты

времени

на нее; 7" — простои

из-за технического обслуживания: топкие

портных

 

агрегатов,

линии — езда

без

груза; утолщенные —

особенно

при

мас­

 

 

с грузом.

 

 

 

 

совых

перевозках,

 

 

 

 

составляют

график (рис. 81), в котором

увязывают дви­

жение всех находящихся на маршруте транспортных агрегатов, а также работу пунктов погрузки и разгруз­ ки. График строят в определенном масштабе; по верти­ кали откладывают расстояния в километрах соответст­

венно

данному маршруту, а по горизонтали — время

смены

(суток, дня) в часах.

Организация работы по правильно составленному графику повышает производительность транспортных агрегатов до 40—50%.

§ 4. Комбинированные автотракторные перевозки

Значительный резерв повышения эффективности ис­ пользования транспортных средств — правильное соче­ тание их работы, в том числе применение комбинирован­ ных автотракторных перевозок.

Значительную часть грузооборота в сельскохозяйст­ венном производстве составляет обслуживание убороч­ ных агрегатов. Оно ведется в сжатые сроки и порой в тяжелых дорожных условиях.

Транспортные агрегаты загружают, как правило, на ходу при переменной нагрузке со скоростью, равной ско­ рости уборочных машин. Дорожные условия и режимы

24 С, Н. Хробостов