Г л а в а IV ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
§1. Расчет объема транспортных работ
Для того чтобы правильно выбрать транспортные средства и организовать эффективное их использование, необходимо знать объем работ на данный период и на весь год.
Годовой план транспортных работ составляют при
разработке общего годового |
плана механизации работ |
в хозяйстве. Порядок такого |
расчета рассматривается |
в пятом разделе книги. В данной главе изложены лишь общие принципы расчета.
Объем транспортных работ определяется перевозками основных видов сельскохозяйственных грузов: удобре ний, семян и посадочного материала при посеве, продук тов урожая, продуктов животноводства, горюче-смазоч ных материалов, технических (машин, оборудования) и строительных грузов.
Транспортные работы, связанные с удобрением поч вы, рассчитывают на основе принятых в хозяйстве норм внесения удобрений на гектар под соответствующую культуру или в среднем на гектар посевной площади по формуле (ткм):
|
|
W.у — |
{Рн + |
~Ь ^ м *^с)> |
|
(157) |
где |
Fn |
— общая пахотная или |
посевная |
площадь, га; |
|
Ря |
— средняя годовая норма внесения навоза, тор |
|
Ри |
фа или других органических удобрений, т/га; |
|
— средняя |
годовая норма |
внесения |
минераль |
|
|
ных удобрений, т/га; |
|
|
|
|
|
5„ — среднее |
расстояние |
вывозки |
органических |
|
|
удобрений, км; |
|
|
|
|
|
SB |
— среднее |
расстояние от пункта получения ми |
|
|
неральных удобрений до склада бригады, от |
|
|
деления, км; |
|
|
|
|
|
Sc |
— среднее |
расстояние |
перевозок |
минеральных |
|
|
удобрений от склада до поля, км. |
|
|
Транспортные работы при посеве |
можно |
определить |
по формуле (ткм): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(158) |
где Ft— площадь под посев определенной культуры, га; Рв1 — норма высева, кг/га;
5 с р — среднее |
расстояние перевозки |
семян |
от |
зерно |
хранилища до полей, км. |
|
|
|
|
Транспортные работы при уборке зерна |
(ткм) |
|
Wyp = Ft ht |
Sx + QSa + |
(Fi h-Q) |
Sc, |
|
|
где ht—средняя |
урожайность |
данной |
культуры, |
т/га; |
F{ — площадь |
посева под культурой, га; |
государст |
Q—количество |
продуктов, |
сдаваемых |
ву, т; |
|
|
|
|
|
|
|
Sn —расстояние перевозки продуктов до приемных |
пунктов, км; |
|
|
|
|
|
5С —расстояние |
от тока до склада, |
км; |
|
|
|
ST—расстояние |
|
от полей до тока, |
км. |
|
|
|
Ежедневный объем транспортных работ по отдельным перевозкам равен (ткм):
у= V U
где Dp—число рабочих дней;
V0; — общий объем работ по отдельным перевоз кам, ткм.
§ 2. Определение необходимого количества транспортных агрегатов
Тип транспортного агрегата для выполнения данного объема работы выбирают (как было рассмотрено в дан ном разделе) по его эксплуатационным качествам и ус ловиям работы (характеру груза, расстоянию перевозок, дорожным условиям, объему грузооборота, а также по наличию транспортных и погрузочно-разгрузочных средств).
После того как подобран и обоснован тип транспорт ных агрегатов, количество их для данного объема и вида перевозок определяют по формуле:
П |
—Va" |
— V m |
_ |
^Дн [ $ г р + Рр Р ( * п + *в-Нпр)1 |
С159) |
З Г |
Ч^аг |
<?7СрРт7"с м |
|
qyvp p s r p |
Г с |
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
У д н |
— ежедневный |
(ежесменный) |
объем транспорт |
|
|
ных работ, ткм; |
|
|
|
|
• War — дневная |
производительность |
агрегата, |
ткм4, |
я —грузоподъемность арегата; среднее расстояние перевозки грузов, км;
^п - время погрузки, ч;
/в - время выгрузки, ч;
простои на линии, ч;
т — продолжительность смены или работы агре |
1 см |
гата за день, ч; |
времени; |
Т — коэффициент |
использования |
у— |
коэффициент |
использования |
грузоподъемно |
|
сти агрегата; |
|
|
Р- коэффициент использования пробега; техническая скорость движения агрегата, км/ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§ 3. Организация маршрутов движения |
|
Эффективность |
работы |
транспортных |
агрегатов |
в значительной |
мере |
зависит |
от |
правильной |
организа |
ции |
движения |
и |
использования |
транспортных |
средств |
(от |
правильного |
распределения |
транспорта по видам |
грузов и маршрутам, выбора маршрутов, определения режима работы транспорта).
При распределении транспортных агрегатов по объ ектам и видам работ следует учитывать условия (доро ги, вид грузов, расстояние), динамические и экономиче ские показатели транспортных агрегатов.
Основные соображения, которыми руководствуются при выборе маршрута, — максимально возможная про изводительность агрегатов и наименьшая стоимость пе ревозок в данных условиях.
Виды маршрутов. Маршрутом называется направ ление и порядок следования транспортного агрегата между пунктами отправления и назначения грузов.
Различают следующие основные маршруты: маятни ковый, радиальный, кольцевой (рис.80).
М а я т н и к о в ы м называется маршрут движения, при котором ездки между пунктами погрузки и разгруз ки многократно повторяются (рис. 80, а и б). Ездки могут быть с грузом в обоих направлениях (коэффици
|
|
|
|
ент использования |
пробега (3=1), с обратным холостым |
пробегом (0=0,5) |
и с частичным обратным |
холостым |
пробегом (|}>0,5), когда груз, перевозимый |
в обратном |
направлении, |
нагружают и разгружают между конечны |
ми пунктами |
маршрута. Маятниковые маршруты — ос- |
Рис. 80. Виды маршрутов:
а и 6 — маятниковые; в и г — радиальные; 5 —кольцевой; е — пет левой; утолщенные линии — пробег с грузом; тонкие — холостой про бег (без груза).
новная форма движения транспортных средств в сель
ском хозяйстве. Наиболее эффективный из |
них — марш |
рут с грузом в обоих |
направлениях. |
|
Р а д и а л ь н ы м |
называется маршрут, |
предусматри |
вающий перевозки грузов из нескольких пунктов от
правки |
в |
один пункт разгрузки |
или наоборот (рис. 80, в |
и г). |
Он |
представляет собой |
систему маятниковых |
маршрутов. Пример радиальных маршрутов — перевоз ки семян и удобрений со склада на различные поля или перевозка зерна к току с различных участков полей.
К о л ь ц е в ы м |
называется маршрут, при котором |
транспорт движется |
по замкнутому контуру (рис. 80, д |
и е) с последовательным объединением ряда грузовых потоков в один. Примером такого маршрута может быть развозка нефтепродуктов, перевозка молока с ферм, движение передвижных мастерских и т. п.
Е з д к о й называется транспортный процесс, огра ниченный расстоянием между двумя пунктами (обычно погрузки и разгрузки).
Р е й с о м |
назы |
кп |
вается цикл |
перево |
|
зок, |
по |
окончании |
|
которых |
транспорт |
|
ный |
агрегат |
возвра |
|
щается |
к месту |
от |
|
правления. |
При |
ма |
|
ятниковом |
маршру |
|
те рейс |
состоит |
из |
|
двух ездок (в пункт |
|
отправления |
и |
об |
|
ратно), |
при |
кольце |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вых — из |
|
несколь |
|
|
|
|
ких ездок. |
|
|
Рис. |
81. График движения: |
График |
|
движе |
О — гараж; |
А — пункт погрузки; В — пункт- |
ния. |
При |
организа |
разгрузки; |
Sg |
и Те — длина ездки с грузом |
ции |
работы |
транс |
и затраты |
времени |
на нее; 7" — простои |
из-за технического обслуживания: топкие |
портных |
|
агрегатов, |
линии — езда |
без |
груза; утолщенные — |
особенно |
при |
мас |
|
|
с грузом. |
|
|
|
|
совых |
перевозках, |
|
|
|
|
составляют |
график (рис. 81), в котором |
увязывают дви |
жение всех находящихся на маршруте транспортных агрегатов, а также работу пунктов погрузки и разгруз ки. График строят в определенном масштабе; по верти кали откладывают расстояния в километрах соответст
венно |
данному маршруту, а по горизонтали — время |
смены |
(суток, дня) в часах. |
Организация работы по правильно составленному графику повышает производительность транспортных агрегатов до 40—50%.
§ 4. Комбинированные автотракторные перевозки
Значительный резерв повышения эффективности ис пользования транспортных средств — правильное соче тание их работы, в том числе применение комбинирован ных автотракторных перевозок.
Значительную часть грузооборота в сельскохозяйст венном производстве составляет обслуживание убороч ных агрегатов. Оно ведется в сжатые сроки и порой в тяжелых дорожных условиях.
Транспортные агрегаты загружают, как правило, на ходу при переменной нагрузке со скоростью, равной ско рости уборочных машин. Дорожные условия и режимы