работы транспортных агрегатов резко меняются, изме няется при этом и эффективность их работы.
Сравнительную эффективность применения автомо билей и тракторов на обслуживании уборочных агрега тов можно проследить на примере перевозки картофеля от уборочной машины к сортировальному пункту на рас стояние 2 км..Пробег по убираемому полю составляет 50% общего пробега. В этих условиях автомобиль ГАЗ-51А по сравнению с тракторами Т-40 с прицепом расходует топлива в весовом выражении в 1,3—1,5 раза больше.
При движении по грунтовой дороге удовлетворитель ного состояния средняя техническая скорость автомоби ля в 2 раза выше скорости трактора, а расход топлива примерно одинаков. Аналогичное соотношение показа телей получается и при обслуживании других уборочных
агрегатов (зерновых, силосных и т. |
п.). |
|
Следовательно, |
при больших |
пробегах |
по полю |
в процессе загрузки |
и небольших расстояниях |
перевозки |
целесообразно применять тракторы с прицепами и, нао борот, при небольших пробегах по полю и достаточно больших расстояниях перевозок — автомобильный транс порт, так как он обходится дешевле.
Кроме указанных двух вариантов,- возможен третий: сбор продуктов на поле выполнять трактором, а по до роге их перевозить автомобилем. Такой способ называ ется комбинированной автотракторной перевозкой. При этом появляется дополнительная операция — присоеди нение прицепов от тракторного транспорта к автомо бильному и наоборот. Этот способ перевозки рациона лен, лишь когда снижение стоимости перевозки автомо билем по дороге превышает расходы на присоединение прицепов или когда снижение затрат на перевозку про дукта по полю трактором (по сравнению с автомоби лем) тоже превышает затраты на присоединение при цепов.
Важнейшие показатели, определяющие рациональ ность выбора способа перевозок, — расстояние, преодо леваемое транспортом по дороге, пробег по полю при загрузке (зависит от урожайности) и стоимость пере возок.
При урожайности 15—25 ц/га и выше, расстоянии бо лее 3—5 км комбинированные перевозки самые вы годные.
Рис. 83. Комбинированные автотракторные перевозки силосной массы при одиночном использовании комбайнов.
На обслуживании силосоуборочных комбайнов ис пользование комбинированных автотракторных перево зок целесообразно, кроме случаев, когда урожайность меньше 200 ц/га и расстояние перевозок меньше 1,5— 2 км.
При использовании полуприцепов с подкатными ося ми комбинированные перевозки исключают перевалку продукта, и поэтому они эффективны при любой уро жайности и любом расстоянии.
Комбинированные автотракторные перевозки целе сообразны также с применением двухосных автомобиль ных или тракторных прицепов. Схемы организации та ких перевозок при групповой и одиночной работе сило соуборочных комбайнов даны на рисунках 82 и 83,
Г л а в а V
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАКТОРОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТАХ
§ 1. Значение и условия рационального использования тракторов на транспортных работах
Эффективность механизации транспортных работ в сельском хозяйстве значительно повышается при ши роком использовании тракторов для этих целей, особен но для внутрихозяйственных перевозок.
Выполнение всего грузооборота автомобилями в си лу резко выраженной сезонности сельскохозяйственного
производства приводит |
к |
большому росту |
автопарка, |
к большим |
капиталовложениям, |
отчего себестоимость |
перевозок |
возрастает. |
С |
другой |
стороны, |
некоторая |
часть тракторов значительное время года не загружена на работах по возделыванию культур и может быть ис пользована для перевозок.
Кроме |
того, эксплуатационные |
качества |
тракторных |
транспортных |
агрегатов |
в плохих |
дорожных |
условиях |
и при движении по полям более |
высоки, |
чем |
автомо |
билей. |
|
|
|
|
|
|
В большинстве случаев на внутрихозяйственных пе |
ревозках |
(по |
полям и полевым |
дорогам) |
тракторные |
транспортные |
агрегаты |
экономичнее автомобильных. |
Расчеты и опыт показывают, что примерно 60—75% внутрихозяйственного и 10—15% внешнего грузооборо та целесообразно выполнять тракторным парком.
Широкое применение тракторов на перевозке сель скохозяйственных грузов дает возможность не только сократить потребность в автомобилях, повысить и вы ровнять загрузку тракторов, но и значительно снизить себестоимость транспортных работ и в итоге себестои мость сельскохозяйственной продукции.
|
|
|
|
§ |
2. Определение состава тракторного |
|
транспортного агрегата |
|
Состав |
тракторного транспортного агрегата (трак |
торного поезда) — количество |
буксируемых прицепов, |
их тип (одноосные, двухосные) |
и общую |
грузоподъем |
ность обусловливают следующие основные факторы: |
тяговые возможности трактора по мощности двига |
теля и сцепление ведущих колес; |
|
эксплуатационные качества |
прицепов |
(их вес, грузо |
подъемность, тип ходового аппарата); возможность маневрирования в пунктах погрузки и
разгрузки и фронт погрузки и разгрузки; безопасность движения;
соотношение количества тракторов, выделенных для перевозки грузов, и прицепов, имеющихся в хозяйстве.
Тракторный транспортный агрегат в необходимом составе можно получить, когда учтено влияние каждого
|
|
|
|
из этих факторов в данных |
условиях |
работы. |
Влияние маневренности, |
фронта |
погрузки-разгрузки |
и безопасности движения на количество |
прицепов в со |
ставе поезда не требует |
специальных |
разъяснений. |
Труднее определить влияние тяговых возможностей трактора, типа прицепов и соотношения количества тракторов, свободных от полевых работ, и прицепов, имеющихся в хозяйстве.
Колесные тракторы МТЗ-50, Т-40, Т-25 имеют однудве транспортные скорости в пределах 15—25 км/ч. Эти скорости рекомендуется использовать при перевозке.
Однако не всегда работа на транспортных скоростях обеспечивает максимальную производительность агре гата. Работа на меньших скоростях, соответствующих максимальному значению тяговой мощности и к. п. д. трактора, дает возможность больше увеличить грузо подъемность буксируемых прицепов.
Например, из тяговой характеристики трактора Т-40 следует, что по грунтовой дороге с коэффициентом со-
противления |
качению 0,035 на транспортной, V переда |
че он может |
буксировать со скоростью |
18,4 км/ч прицеп |
общим весом не более 3 т. Этот же трактор на IV переда |
че со скоростью 10 км/ч может |
буксировать три |
таких |
прицепа. |
|
|
|
|
|
При |
перевозке груза на расстояние |
5 км, затратах |
времени |
на |
погрузку-разгрузку |
одного |
прицепа |
0,5 ч, |
а трех — 1,5 |
ч производительность агрегата при работе |
на V передаче с одним прицепом равна 2,9 т в час, а при |
работе на IV передаче с тремя |
прицепами — 3,6 т в час. |
Производительность на IV передаче на 24% больше. По |
этому, если |
по условиям движения и наличию прицепов |
есть возможность загрузить трактор полностью на ско рости, соответствующей его максимальной тяговой мощ ности, то агрегат следует комплектовать из расчета тяго вого усилия на этой скорости.
С учетом повышения сопротивления движению при трогании агрегата с места полный вес буксируемых при цепов равен:
Qnp = » 0 p 0 n / K ~ G T P K P , |
|
(160) |
|
1апр |
|
|
где а т р , апр — коэффициенты |
повышения |
.сопротивления |
движению трактора и прицепа при трога |
нии агрегата с места в данных дорожных |
условиях; |
|
|
|
Рк— касательная сила тяги, равная |
2 7 0 Л у 1 т |
|
|
' к |
> |
|
|
|
v |
|
|
г|т —к. п. д. трансмиссии трактора |
(0,85—0,90); |
v — скорость трактора на данной |
передаче при |
номинальной |
мощности |
двигателя NCa , |
км/ч.
Количество прицепов, буксируемых трактором, опре делим из отношения:
" п Р = |
пр |
|
(161) |
|
|
|
полезную грузоподъемность |
|
прицепа —из |
равенства: |
Gnr = G n |
n - G n p , |
(161> |