Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 280

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работы транспортных агрегатов резко меняются, изме­ няется при этом и эффективность их работы.

Сравнительную эффективность применения автомо­ билей и тракторов на обслуживании уборочных агрега­ тов можно проследить на примере перевозки картофеля от уборочной машины к сортировальному пункту на рас­ стояние 2 км..Пробег по убираемому полю составляет 50% общего пробега. В этих условиях автомобиль ГАЗ-51А по сравнению с тракторами Т-40 с прицепом расходует топлива в весовом выражении в 1,3—1,5 раза больше.

При движении по грунтовой дороге удовлетворитель­ ного состояния средняя техническая скорость автомоби­ ля в 2 раза выше скорости трактора, а расход топлива примерно одинаков. Аналогичное соотношение показа­ телей получается и при обслуживании других уборочных

агрегатов (зерновых, силосных и т.

п.).

 

Следовательно,

при больших

пробегах

по полю

в процессе загрузки

и небольших расстояниях

перевозки

целесообразно применять тракторы с прицепами и, нао­ борот, при небольших пробегах по полю и достаточно больших расстояниях перевозок — автомобильный транс­ порт, так как он обходится дешевле.

Кроме указанных двух вариантов,- возможен третий: сбор продуктов на поле выполнять трактором, а по до­ роге их перевозить автомобилем. Такой способ называ­ ется комбинированной автотракторной перевозкой. При этом появляется дополнительная операция — присоеди­ нение прицепов от тракторного транспорта к автомо­ бильному и наоборот. Этот способ перевозки рациона­ лен, лишь когда снижение стоимости перевозки автомо­ билем по дороге превышает расходы на присоединение прицепов или когда снижение затрат на перевозку про­ дукта по полю трактором (по сравнению с автомоби­ лем) тоже превышает затраты на присоединение при­ цепов.

Важнейшие показатели, определяющие рациональ­ ность выбора способа перевозок, — расстояние, преодо­ леваемое транспортом по дороге, пробег по полю при загрузке (зависит от урожайности) и стоимость пере­ возок.

При урожайности 15—25 ц/га и выше, расстоянии бо­ лее 3—5 км комбинированные перевозки самые вы­ годные.

370


to

 

~

Рис. 82. Комбинированные автотракторные перевозки силосной массы при групповом

 

использовании комбайнов.

I


Рис. 83. Комбинированные автотракторные перевозки силосной массы при одиночном использовании комбайнов.

На обслуживании силосоуборочных комбайнов ис­ пользование комбинированных автотракторных перево­ зок целесообразно, кроме случаев, когда урожайность меньше 200 ц/га и расстояние перевозок меньше 1,5— 2 км.

При использовании полуприцепов с подкатными ося­ ми комбинированные перевозки исключают перевалку продукта, и поэтому они эффективны при любой уро­ жайности и любом расстоянии.

Комбинированные автотракторные перевозки целе­ сообразны также с применением двухосных автомобиль­ ных или тракторных прицепов. Схемы организации та­ ких перевозок при групповой и одиночной работе сило­ соуборочных комбайнов даны на рисунках 82 и 83,

Г л а в а V

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАКТОРОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТАХ

§ 1. Значение и условия рационального использования тракторов на транспортных работах

Эффективность механизации транспортных работ в сельском хозяйстве значительно повышается при ши­ роком использовании тракторов для этих целей, особен­ но для внутрихозяйственных перевозок.

Выполнение всего грузооборота автомобилями в си­ лу резко выраженной сезонности сельскохозяйственного

производства приводит

к

большому росту

автопарка,

к большим

капиталовложениям,

отчего себестоимость

перевозок

возрастает.

С

другой

стороны,

некоторая

часть тракторов значительное время года не загружена на работах по возделыванию культур и может быть ис­ пользована для перевозок.

Кроме

того, эксплуатационные

качества

тракторных

транспортных

агрегатов

в плохих

дорожных

условиях

и при движении по полям более

высоки,

чем

автомо­

билей.

 

 

 

 

 

 

В большинстве случаев на внутрихозяйственных пе­

ревозках

(по

полям и полевым

дорогам)

тракторные

транспортные

агрегаты

экономичнее автомобильных.

Расчеты и опыт показывают, что примерно 60—75% внутрихозяйственного и 10—15% внешнего грузооборо­ та целесообразно выполнять тракторным парком.

373


Широкое применение тракторов на перевозке сель­ скохозяйственных грузов дает возможность не только сократить потребность в автомобилях, повысить и вы­ ровнять загрузку тракторов, но и значительно снизить себестоимость транспортных работ и в итоге себестои­ мость сельскохозяйственной продукции.

§

2. Определение состава тракторного

 

транспортного агрегата

 

Состав

тракторного транспортного агрегата (трак­

торного поезда) — количество

буксируемых прицепов,

их тип (одноосные, двухосные)

и общую

грузоподъем­

ность обусловливают следующие основные факторы:

тяговые возможности трактора по мощности двига­

теля и сцепление ведущих колес;

 

эксплуатационные качества

прицепов

(их вес, грузо­

подъемность, тип ходового аппарата); возможность маневрирования в пунктах погрузки и

разгрузки и фронт погрузки и разгрузки; безопасность движения;

соотношение количества тракторов, выделенных для перевозки грузов, и прицепов, имеющихся в хозяйстве.

Тракторный транспортный агрегат в необходимом составе можно получить, когда учтено влияние каждого

из этих факторов в данных

условиях

работы.

Влияние маневренности,

фронта

погрузки-разгрузки

и безопасности движения на количество

прицепов в со­

ставе поезда не требует

специальных

разъяснений.

Труднее определить влияние тяговых возможностей трактора, типа прицепов и соотношения количества тракторов, свободных от полевых работ, и прицепов, имеющихся в хозяйстве.

Колесные тракторы МТЗ-50, Т-40, Т-25 имеют однудве транспортные скорости в пределах 15—25 км/ч. Эти скорости рекомендуется использовать при перевозке.

Однако не всегда работа на транспортных скоростях обеспечивает максимальную производительность агре­ гата. Работа на меньших скоростях, соответствующих максимальному значению тяговой мощности и к. п. д. трактора, дает возможность больше увеличить грузо­ подъемность буксируемых прицепов.

Например, из тяговой характеристики трактора Т-40 следует, что по грунтовой дороге с коэффициентом со-

374


противления

качению 0,035 на транспортной, V переда­

че он может

буксировать со скоростью

18,4 км/ч прицеп

общим весом не более 3 т. Этот же трактор на IV переда­

че со скоростью 10 км/ч может

буксировать три

таких

прицепа.

 

 

 

 

 

При

перевозке груза на расстояние

5 км, затратах

времени

на

погрузку-разгрузку

одного

прицепа

0,5 ч,

а трех — 1,5

ч производительность агрегата при работе

на V передаче с одним прицепом равна 2,9 т в час, а при

работе на IV передаче с тремя

прицепами — 3,6 т в час.

Производительность на IV передаче на 24% больше. По­

этому, если

по условиям движения и наличию прицепов

есть возможность загрузить трактор полностью на ско­ рости, соответствующей его максимальной тяговой мощ­ ности, то агрегат следует комплектовать из расчета тяго­ вого усилия на этой скорости.

С учетом повышения сопротивления движению при трогании агрегата с места полный вес буксируемых при­ цепов равен:

Qnp = » 0 p 0 n / K ~ G T P K P ,

 

(160)

 

1апр

 

 

где а т р , апр — коэффициенты

повышения

.сопротивления

движению трактора и прицепа при трога­

нии агрегата с места в данных дорожных

условиях;

 

 

 

Рк— касательная сила тяги, равная

2 7 0 Л у 1 т

 

 

' к

>

 

 

 

v

 

 

г|т —к. п. д. трансмиссии трактора

(0,85—0,90);

v — скорость трактора на данной

передаче при

номинальной

мощности

двигателя NCa ,

км/ч.

Количество прицепов, буксируемых трактором, опре­ делим из отношения:

" п Р =

пр

 

(161)

 

 

 

полезную грузоподъемность

 

прицепа —из

равенства:

Gnr = G n

n - G n p ,

(161>

375