I
Рис, |
93. Тракторный посевной агрегат с маркером и следоуказателем: |
m _ |
стыковое междурядье; С — вылет следоуказателя; В — расстояние между |
|
крайними сошниками; Х^р—вылет правого маркера. |
легкие зубовые бороны или волокуши. В засушливых условиях для получения дружных всходов к сеялкам присоединяют катки, а к ним легкие боронки.
Прямолинейность движения посевного агрегата н от сутствие огрехов и перекрытий в стыковых междурядьях достигаются применением маркеров. Для удобства вож дения агрегата в передней части трактора укрепляют следоуказатель — легкую штангу с отвесом.
|
|
|
|
|
При работе |
со следоуказателем без |
маркера |
отвес |
груза должен идти |
по следу колеса сеялки, оставленно |
му предыдущим проходом. При работе |
с маркером без |
следоуказателя |
тракторист направляет |
правое |
колесо |
или гусеницу трактора по следу, проделанному |
марке |
ром, а при работе |
с маркером и следоуказателем |
ведет |
агрегат так, чтобы |
груз следоуказателя |
шел по |
следу, |
оставленному маркером при предыдущем проходе агре гата (рис. 93).
При движении всвал и вразвал агрегат оборудуют одним маркером; при движении челночным способом маркеры ставят с обеих сторон.
В зависимости от ширины захвата агрегата и величи ны стыкового междурядья устанавливают вылет марке ра, т. е. расстояние от крайнего сошника до метчика (диска, сошника), проводящего легкую бороздку — след. Вылет правого маркера равен:
* п р = -|-+&-с,
где С— вылет следоуказателя (расстояние от оси сим метрии трактора до отвеса, направленного по
следу маркера); |
|
b — ширина стыкового |
междурядья; |
В—расстояние |
между |
крайними сошниками. |
Вылет следоуказателя устанавливают, исходя из удоб ства наблюдения за отвесом с места водителя. Если нет следоуказателя, величину С верут равной половине рас стояния между внешними кромками гусеницы трактора.
После подготовки сеялок, маркеров, следоуказателя и сцепки, перед выездом на загон проверяют готовность посевного агрегата в целом. Для этого агрегат устанав ливают на ровную площадку, сошники и маркеры опу скают в рабочее положение и немного продвигают агре гат вперед. Проверяют: прямолинейны ли брусья сцепки, не перекошена ли она по отношению к осевой линии трак тора, какова ширина стыковых междурядий между смежными сеялками, вылет маркеров, вращаются ли диски сошников, как работает гидросистема подъемных и передаточных механизмов и т. д.
После проверки готовности посевной агрегат выводят на поворотную полосу и направляют серединой по про вешенной линии первого прохода. В начале работы про веряют в полевых условиях правильность установки се ялки на норму высева. Шаблоном контролируют поло жение рычага регулятора высева. В семенной ящик каж дой секции засыпают количество семян для площади, засеваемой агрегатом за один круг, — контрольную на веску <7к (кг):
|
|
|
_ |
2LQn Bp |
|
|
|
|
Ч к |
|
10 000 ' |
|
|
где I |
— длина |
гона |
(расстояние |
между |
контрольными |
QH |
бороздами), |
м; |
|
|
|
— норма высева, кг/га; |
|
|
Вр—рабочая |
ширина |
захвата |
посевного |
агрегата, м. |
Прежде чем засыпать контрольную навеску семян, внутри семенных ящиков на всех четырех стенках на вы соте 10 см от дна наносят карандашом контрольную чер ту, по которой в ящик засыпают семена. После чего тща тельно выравнивают их дощечкой. Затем в семенной ящик каждой сеялки засыпают контрольную навеску се мян из расчета засева площади за один круг (туда и об ратно). При отклонении'расхода семян от нормы высева перемещают рычаг регулятора высева и повторяют про верку. После окончательной проверки установки сеялки на заданную норму высева ящик засыпают семенами и продолжают работу.
Д в и ж е н и е п о с е в н о г о |
а г р е г а т а |
начинают |
плавно, без рывков, по сигналу |
старшего |
сеяльщика. |
Сошники сеялки включают в работу к моменту подхода переднего бруса рамы сеялки к контрольной борозде. Фактическую глубину заделки семян также проверяют
вначале работы.
Вконце гона в момент, когда задний ряд сошников проходит через контрольную линию, сеялку и маркер вы ключают из работы, так как агрегат делает поворот. При диагонально-перекрестном способе посева сошники се ялки на поворотах не выключают, поэтому повороты не должны быть крутыми.
Для высокопроизводительной работы агрегата свое временно подвозят семена и удобно располагают их на участке (в соответствии с длиной гонов и расходом се мян за один круг) для быстрой заправки сеялок. С этой
целью определяют наибольшую длину пути Sc, на про тяжении которого опорожняется ящик сеялки, и число
проходов пс (число кругов п'с) от одной засыпки до дру гой!
|
|
с |
_ |
8500У„ |
|
|
|
|
|
|
QH Bp |
|
|
где |
Уя — вместимость |
семенного |
ящика, |
кг; |
|
|
|
" с = —— ; |
|
|
где L — рабочая длина |
загона, |
м. |
|
|
Полученное |
дробное |
число |
проходов |
и кругов округ |
ляют |
до целых |
чисел |
в |
сторону |
уменьшения. Необходи- |
мое расстояние |
между точками |
расположения мешков |
с семенами равно: при заправке |
с обеих концов гона |
U = ncBv, а при |
заправке с одного |
конца гона |
Для повышения производительности применяют ме ханизированную заправку сеялок семенами. Для пра вильной организации такой заправки можно установить точно промежутки времени Т3 между заправками, кото рые определяются по формуле (ч):
Т3 = 0,001 - ^ - ,
|
|
|
|
|
Vp |
|
|
где |
S0 — путь, проходимый сеялкой от |
одной |
заправки |
до |
другой |
(если |
агрегат |
заправляют |
с одной |
стороны |
гона, |
этот |
путь |
должен |
быть кратен двойной длине го |
на), |
м. |
|
|
|
|
|
|
На больших массивах организуют групповую работу |
посевных агрегатов. При этом каждый |
агрегат |
работа |
ет на отдельном загоне. Этим достигается засев |
данного |
поля |
в сжатые сроки, облегчается доставка семян и удо |
брений, улучшается организация доставки и загрузки се мян в сеялки благодаря возможности эффективно исполь зовать автозаправщики ЗСА-40, АС-2М или специально оборудованные грузовые автомобили. Применение авто погрузчиков дает возможность одновременно и протрав ливать семена порошкообразными ядохимикатами при ув лажнении водой. При расстоянии подвоза семян до 3 км и групповой работе посевных агрегатов один автозагруз чик может обслужить до 8 сеялок. Применение автоза грузчиков может увеличить производительность агре гата на 10—15%. При работе навесных сеялок автозаг
рузчик обслуживают водитель и рабочий, |
при работе |
прицепных машин — водитель и сеяльщик. |
|
Поворотные полосы засевают в конце работы, одну |
перед последним проходом, другую — после |
него. При |
челночном способе движения поворотные полосы засе
вают за четыре прохода, при |
диагонально-перекрест |
ном — за один проход агрегата |
|
все четыре |
стороны |
(вкруговую). |
|
|
|
По окончании сева, а также перед переходом на ра |
боту с другой культурой семенной |
ящик и высевающие |
аппараты тщательно очищают |
от |
оставшихся |
семян. |