Файл: Хробостов С.Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 257

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I

Рис,

93. Тракторный посевной агрегат с маркером и следоуказателем:

m _

стыковое междурядье; С — вылет следоуказателя; В — расстояние между

 

крайними сошниками; Х^р—вылет правого маркера.

легкие зубовые бороны или волокуши. В засушливых условиях для получения дружных всходов к сеялкам присоединяют катки, а к ним легкие боронки.

Прямолинейность движения посевного агрегата н от­ сутствие огрехов и перекрытий в стыковых междурядьях достигаются применением маркеров. Для удобства вож­ дения агрегата в передней части трактора укрепляют следоуказатель — легкую штангу с отвесом.

При работе

со следоуказателем без

маркера

отвес

груза должен идти

по следу колеса сеялки, оставленно­

му предыдущим проходом. При работе

с маркером без

следоуказателя

тракторист направляет

правое

колесо

или гусеницу трактора по следу, проделанному

марке­

ром, а при работе

с маркером и следоуказателем

ведет

агрегат так, чтобы

груз следоуказателя

шел по

следу,

оставленному маркером при предыдущем проходе агре­ гата (рис. 93).

При движении всвал и вразвал агрегат оборудуют одним маркером; при движении челночным способом маркеры ставят с обеих сторон.

430


В зависимости от ширины захвата агрегата и величи­ ны стыкового междурядья устанавливают вылет марке­ ра, т. е. расстояние от крайнего сошника до метчика (диска, сошника), проводящего легкую бороздку — след. Вылет правого маркера равен:

* п р = -|-+&-с,

где С— вылет следоуказателя (расстояние от оси сим­ метрии трактора до отвеса, направленного по

следу маркера);

 

b — ширина стыкового

междурядья;

В—расстояние

между

крайними сошниками.

Вылет следоуказателя устанавливают, исходя из удоб­ ства наблюдения за отвесом с места водителя. Если нет следоуказателя, величину С верут равной половине рас­ стояния между внешними кромками гусеницы трактора.

После подготовки сеялок, маркеров, следоуказателя и сцепки, перед выездом на загон проверяют готовность посевного агрегата в целом. Для этого агрегат устанав­ ливают на ровную площадку, сошники и маркеры опу­ скают в рабочее положение и немного продвигают агре­ гат вперед. Проверяют: прямолинейны ли брусья сцепки, не перекошена ли она по отношению к осевой линии трак­ тора, какова ширина стыковых междурядий между смежными сеялками, вылет маркеров, вращаются ли диски сошников, как работает гидросистема подъемных и передаточных механизмов и т. д.

После проверки готовности посевной агрегат выводят на поворотную полосу и направляют серединой по про­ вешенной линии первого прохода. В начале работы про­ веряют в полевых условиях правильность установки се­ ялки на норму высева. Шаблоном контролируют поло­ жение рычага регулятора высева. В семенной ящик каж­ дой секции засыпают количество семян для площади, засеваемой агрегатом за один круг, — контрольную на­ веску <7к (кг):

 

 

 

_

2LQn Bp

 

 

 

 

Ч к

 

10 000 '

 

 

где I

— длина

гона

(расстояние

между

контрольными

QH

бороздами),

м;

 

 

 

— норма высева, кг/га;

 

 

Вр—рабочая

ширина

захвата

посевного

агрегата, м.

431



Прежде чем засыпать контрольную навеску семян, внутри семенных ящиков на всех четырех стенках на вы­ соте 10 см от дна наносят карандашом контрольную чер­ ту, по которой в ящик засыпают семена. После чего тща­ тельно выравнивают их дощечкой. Затем в семенной ящик каждой сеялки засыпают контрольную навеску се­ мян из расчета засева площади за один круг (туда и об­ ратно). При отклонении'расхода семян от нормы высева перемещают рычаг регулятора высева и повторяют про­ верку. После окончательной проверки установки сеялки на заданную норму высева ящик засыпают семенами и продолжают работу.

Д в и ж е н и е п о с е в н о г о

а г р е г а т а

начинают

плавно, без рывков, по сигналу

старшего

сеяльщика.

Сошники сеялки включают в работу к моменту подхода переднего бруса рамы сеялки к контрольной борозде. Фактическую глубину заделки семян также проверяют

вначале работы.

Вконце гона в момент, когда задний ряд сошников проходит через контрольную линию, сеялку и маркер вы­ ключают из работы, так как агрегат делает поворот. При диагонально-перекрестном способе посева сошники се­ ялки на поворотах не выключают, поэтому повороты не должны быть крутыми.

Для высокопроизводительной работы агрегата свое­ временно подвозят семена и удобно располагают их на участке (в соответствии с длиной гонов и расходом се­ мян за один круг) для быстрой заправки сеялок. С этой

целью определяют наибольшую длину пути Sc, на про­ тяжении которого опорожняется ящик сеялки, и число

проходов пс (число кругов п'с) от одной засыпки до дру­ гой!

 

 

с

_

8500У„

 

 

 

 

 

 

QH Bp

 

 

где

Уя — вместимость

семенного

ящика,

кг;

 

 

 

" с = —— ;

 

 

где L — рабочая длина

загона,

м.

 

 

Полученное

дробное

число

проходов

и кругов округ­

ляют

до целых

чисел

в

сторону

уменьшения. Необходи-

432


мое расстояние

между точками

расположения мешков

с семенами равно: при заправке

с обеих концов гона

U = ncBv, а при

заправке с одного

конца гона

Для повышения производительности применяют ме­ ханизированную заправку сеялок семенами. Для пра­ вильной организации такой заправки можно установить точно промежутки времени Т3 между заправками, кото­ рые определяются по формуле (ч):

Т3 = 0,001 - ^ - ,

 

 

 

 

 

Vp

 

 

где

S0 — путь, проходимый сеялкой от

одной

заправки

до

другой

(если

агрегат

заправляют

с одной

стороны

гона,

этот

путь

должен

быть кратен двойной длине го­

на),

м.

 

 

 

 

 

 

На больших массивах организуют групповую работу

посевных агрегатов. При этом каждый

агрегат

работа­

ет на отдельном загоне. Этим достигается засев

данного

поля

в сжатые сроки, облегчается доставка семян и удо­

брений, улучшается организация доставки и загрузки се­ мян в сеялки благодаря возможности эффективно исполь­ зовать автозаправщики ЗСА-40, АС-2М или специально оборудованные грузовые автомобили. Применение авто­ погрузчиков дает возможность одновременно и протрав­ ливать семена порошкообразными ядохимикатами при ув­ лажнении водой. При расстоянии подвоза семян до 3 км и групповой работе посевных агрегатов один автозагруз­ чик может обслужить до 8 сеялок. Применение автоза­ грузчиков может увеличить производительность агре­ гата на 10—15%. При работе навесных сеялок автозаг­

рузчик обслуживают водитель и рабочий,

при работе

прицепных машин — водитель и сеяльщик.

 

Поворотные полосы засевают в конце работы, одну

перед последним проходом, другую — после

него. При

челночном способе движения поворотные полосы засе­

вают за четыре прохода, при

диагонально-перекрест­

ном — за один проход агрегата

 

все четыре

стороны

(вкруговую).

 

 

 

По окончании сева, а также перед переходом на ра­

боту с другой культурой семенной

ящик и высевающие

аппараты тщательно очищают

от

оставшихся

семян.

28 С. Н. Хробостов

433