Файл: Фельдман Л.С. Неразрушающий контроль качества клеесварных соединений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
213
308
240
345
385
286
323
410
250
418

раторами напряжений. Концентрация напряжений

удефектов была в 2—2,5 раза меньше, чем у границ точки.

Втабл. 5 приведены ре-

зультаты механических испы­ таний (статический срез) и металлографических исследо­ ваний образцов с темной по­ верхностью точек, вырезан­ ных непосредственно из го­ товой панели производст­ венного изготовления (сплав Д16, пакет толщиной 1 + -f- 1,2 мм). По существую­ щим нормам прочности для таких пакетов допускается минимальное усилие на срез по клею ФЛ-4С 240 кГ.

Прочность испытанных об­ разцов в 9 случаях из 10 не вышла за пределы установ­ ленных норм.

Таблица 5

Результаты испытания сварных образцов с темной поверхностью точек

Металлографические

Механические

исследования

испытания

 

іения,

к

 

 

S

Разрушающая

о. 5

2 3

а

нагрузка при

03

о

S S

 

нахлестке

І а

s *

£• =

15x15 мм1, кР

 

t-i С о»

t-i н

 

5

60/5 0

7

 

5

60/6 0

7

 

5

60/6 0

8

 

5

55/5 0

7

 

5

55/5 5

8

 

6

50/5 5

6

 

6

45/4 5

7

 

Наиболее опасным дефек­

5

40/4 5

12

5

55/5 0

6

том сварных соединений, су­

4

60/7 0

9

щественно снижающим ста­

 

 

 

тические и динамические свой­ ства сварных конструкций, является непровар. Снижение

механических свойств соединений зависит от степени непро­ вара и определяется в каждом конкретном случае с уче­ том условий работы конструкций.

Влияние дефектов в сварных точках на усталостную долговечность соединений

Влияние дефектов сварных соединений на усталостную долговечность при динамических испытаниях представ­ ляет интерес при определении работоспособности сварных точек в условиях, близких к эксплуатационным. Утверж­ дения [24, 19] об отсутствии влияния внутренних дефектов (пор, раковин, трещин) на усталостную долговечность сварных соединений основываются на изучении места зарождения и развития трещин усталости, а не на анализе кривых выносливости, построенных при разных уровнях нагр ужения.

25


Испытания образцов, выполненных точечной электро­ сваркой, производили на резонансной машине типа «Шенк» при растяжении по асимметрическому циклу с 2100—2300 нагружениями в минуту и базе испытаний в 107 циклов. Испытания показали, что при динамическом приложении нагрузки в соединении внахлестку двух листов очаги раз­ рушения возникают на границе стыка свариваемых листов, около ядра сварной точки. В дальнейшем трещина распро­ страняется по перегруженному участку околошовной зоны и выходит на поверхность листов.

Разрушение сварного соединения двух листов из сплава Д16 с накладкой из прессованного профиля (однорядный шов) при испытании на усталостную прочность носит ха­ рактер среза точек с надрывом листа или накладки, либо разрыва накладки по границе сварных точек при испыта­ ниях образцов с двухрядным точечным швом. Сварные соединения с внутренними макродефектами при таком испытании вначале разрушались в зоне максимальной концентрации напряжений, внутри листов у периферии ядра точки, а затем — по толщине листа и у границы отпе­ чатка электрода. Таким образом, зона с дефектами и место зарождения и развития трещины усталости оказываются вне участка сварного соединения.

Для оценки степени влияния дефектов точечной сварки на усталостные характеристики соединений с учетом кри­ вых выносливости определяли [62,65] усталостную долгове­ чность и живучесть сварных образцов из сплава Д16 с де­ фектами. Испытанию подвергали образцы с дефектами в сварных точках типа наружных и внутренних трещин (протяженностью более 1/3 диаметра ядра), а также внут­ ренних выплесков, непроваров в виде недостаточного проплавления. Одновременно испытывали образцы с каче­ ственной точечной сваркой.

Испытанию подвергали одноточечные образцы разме­ ром 150 X ЗОх 1,5 мм, сваренные внахлестку. Перед испытаниями образцы подвергали рентгеновскому про­ свечиванию с помощью аппарата РУМ-7 при напря­ жении 40 кв, токе 15 ма, экспозиции 3 мин и исполь­ зовании высококонтрастной рентгеновской пленки типа РТ-5.

В соответствии с данными рентгеновского просвечи­ вания образцы были рассортированы без дефектов и по группам дефектов: 1) с качественной сваркой; 2) с внутрен-

26

Все

образцы, разрушенные

при

усталостных испыта­

ниях,

подвергали

повторному

рентгенографированию

и металлографическим

исследованиям. По рентгенограм­

мам определяли

место

зарождения

трещин усталости

и их расположение относительно дефектов в сварных точках. При металлографических исследованиях изучали харак­ тер изломов образцов, а также измеряли глубину проплавления и диаметр ядра сварной точки каждого образца.

На рис. 8 представлены рентгенограммы и макрострук­ туры сварных образцов после усталостных испытаний.

На рис. 8, а, б показаны рентгенограмма и макрострук­ тура сварного образца, качество сварки которого соответ­ ствует требованиям технических условий. Наличие тем­ ных и светлых колец свидетельствует о нормальном проплавлении, дефектов сварки (трещин, пор, раковин, вы­ плесков) не наблюдается.

Очаги усталостного разрушения возникли на границе стыка свариваемых листов около ядра сварной точки. Затем трещина распространялась по участку околошовной зоны (зона термического влияния) и вышла на поверхность листов.

На рис. 8, в, г приведены рентгенограмма и макро­ структура образца с внутренней трещиной в литом ядре сварной точки. Наличие дефекта внутри ядра не оказало влияния на место зарождения и развития усталостной трещины. В этом случае усталостное разрушение перво­ начально возникло в зоне максимальной концентрации напряжений, внутри листов у периферии ядра точки, далее распространялось по толщине листа и вышло на его поверхность у границы отпечатка электродов. Аналогич­ ный характер усталостного разрушения имеют сварные образцы с наружной трещиной.

На рис. 8, д, е представлены рентгенограмма и макро­ структура образца с внутренним выплеском металла. В большинстве случаев испытаний таких образцов тре­ щины усталости развивались на участках сварных точек без выплесков и места их зарождения и развития не были связаны с имеющимся дефектом. Такой характер разру­ шения можно объяснить уменьшением концентрации на­ пряжения в месте выплеска металла в зазор между сварны­ ми листами.

В случае непровара в сварной точке (малые глубина проплавления и диаметр ядра) менялся характер разру-

28



CN СЯ ~
СО"—Те» t*-"
— см тс со

о

3-

а

а

s-

m Cl

а ч s-*

s =

с s

M l

£ °

>> a

30 £ я

5 e

га и

5 °

5 о- а. S

% 'нхэ

-оньэаолгой' эннажннэ

% 'НІЭ

•оньэаслгаіг

эннэжннэ

эинэжвсіцен

СО h-TlO —Г

уровне нагружения. Для

CM СО h- со

сравнения

на

 

одном и

 

со

 

 

 

- том же графике построе­

— —1 CN

ны

кривые

зависимости

для

образцов

с качест­

СМ СО — I — .

 

 

венной сваркой

и с де­

со ю со

^

фектами.

 

 

 

 

Из

рис. 10

 

следует,

 

 

 

 

 

_ что внутренние

трещи­

t~- о о

о

ны протяженностью бо­

CO СО CD СО

лее

1/3

диаметра ядра

N l N O l СМ

~ снижают

 

усталостную

о t-Tco"co"

долговечность

 

сварных

— — СО СО

_ соединений,

о чем сви­

— і о со ю

детельствует

 

смещение

кривой

 

выносливости

см"о"ю~ —Г

 

—' СМ СО СО

для

образцов

с

дефек­

со со со

ю

тами влево по отноше- .

 

 

нию к кривой для об­

 

 

разцов

с

качественной

CD — I CN

см со CM

юсо ем см

—'in *r —Г

—» со со

т^-^сО

— •Ч" со со со

•* см —• о

СО СО —• ~

CO СО CD СО

ю ю ю о

Ю СМ СП с о

со"to ссГсо"

~ сваркой. Долговечность снизилась на 22—73%

- (табл. 6).

Влияние наружных трещин более суще-

"ственно — усталостная кривая еще более сдви­ нулась влево и долго­ вечность снизилась на 37—80%.

Несколько неожидан-

• ный результат полу­ чен при испытании об­ разцов с внутренними выплесками в сварных точках. Кривая вынос­ ливости образцов с та­ кими дефектами сварки расположена правее кри­ вой образцов с качест­ венной сваркой. Очевид­ но, это происходит вслед­ ствие заполнения зазора


между свариваемыми элементами выплеснутым металлом, что приводит к уменьшению напряжения от соответст­ вующего растяжению изгиба [26] в месте выплеска.

Одновременно с изучением усталостной долговечности сварных соединений определяли живучесть сварных точек

сдефектами. Под живучестью понимается величина, харак­ теризующая скорость распространения трещины уста­ лости. В процессе испытаний производили периодическое рентгенографическое наблюдение и измеряли протяжен­ ность трещины. Данные рентгенографирования сравнивали

срезультатами электроиндуктивного контроля. По ре­ зультатам испытаний определяли коэффициенты живу-

Живучесть сварных точечных соединений с дефектами

Таблица

7

 

 

Качество

Число

Длина тре­

Коэффициент

сварки

циклов

щины,

мм

живучести,

%

Нормальное

114000

3,0

 

 

 

 

135000

11,0

 

 

 

 

136000

15,0

 

 

 

 

156000

19,0

 

42

 

 

180000

23,0

 

 

 

 

184000

25,0

 

 

 

 

197000

28,0

 

 

 

С внутренней тре­

63000

5,0

-

 

 

щиной

77500

10,5

 

 

 

 

90000

12,5

 

 

 

 

108000

15,5

 

56

 

 

117000

17,5

 

 

 

 

133000

22,5

 

 

 

 

144000

28,0

 

 

 

С наружной трещи­

39600

3,0

 

 

 

ной

59400

11,5

 

 

 

 

66200

13,0

 

 

 

 

75600

15,0

 

 

 

 

84500

17,0

 

 

 

 

93500

21,5

 

 

 

 

103000

23,0

 

 

 

 

106000

28,0

 

 

 

чести, характеризующие работу образца при наличии тре­ щины усталости (табл. 7). Коэффициент живучести

•2 - 100%,

.31