Файл: Справочник механика на монтажных и специальных строительных работах..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 0
Г Л А В А VIII
А В Т О М А Т И З А Ц И Я С Т Р О И Т Е Л Ь Н Ы Х И М О Н Т А Ж Н Ы Х М А Ш И Н
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ АВТОМАТИКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Автоматическое управление, регулирование и контроль приме няются для приготовления известковых, цементных и асфальтобе тонных смесей и различных мастак, на складах инертных материа лов и цемента, в управлении строительно-монтажными кранами, средствами гидромеханизации и дір.
На монтажных работах применяются краны, оборудованные системами автоматического и дистанционного управления, приборами контроля, учета работы и ограничителями грузоподъемности, пре дупреждающими аварии.
Землесооные снаряды с автомагичеюким управлением позволяют: поддерживать оптимальные режимы работы по командам основных датчиков—манометров и вакуумметров, вести разработку забоя на заданную глубину и ширину в определенном направлении, обес печивать постоянство консистенции пульпы и стабильность нагрузки двигателя и т. д.
Ведутся работы по применению программного управления от дельными машинами. Иопытываются системы автоматического регу лирования работы исполнительных органов траншейных экскавато ров, скреперов, бульдозеров я других машин.
Автоматизация управления строительными машинами, установ ками и оборудованием использует элементы автоматики, применяе мые для автоматизации технологических процессов в различных от раслях .народного хозяйства.
К этим средствам относятся приборы и реле, устанавливающие программу действия контактов в зависимости от времени: датчики и выключатели, фиксирующие положения рабочих органов и обору дования в пространстве, загрузку бункеров, транспортирующих ли ний исполнительных механизмов и электропривода; приборы,, регу лирующие последовательность и блокировку включения механиз мов; устройства и приборы усиления и размножения сигналов от датчиков; реле и дрибары счета импульсов. .
Наиболее распространенными и сложными механизмами на мон тажных работах являются самоходные прузоподъем.ные краны, по этому в первую очередь важно применение на них приборов и уст ройств автоматний, не допускающих возникновение аварий.
<К этим приборам и устройствам относятоя: ограничители гру зоподъемности, предохраняющие краны от перегрузки путем вы-
ключения механизма подъема или изменения вылета |
стрелы; |
конеч |
ные выключатели, являющиеся ограничителями хода |
груза или ме |
|
ханизма; анемометры, регистрирующие скорость и силу ветра |
и сиг |
|
нализирующие о возникновении опасных ветровых нагрузок; |
прибо |
ры сигнализации, предупреждающие о наступления опасного крена крана; приборы комплексной защиты.
ПРИБОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
.Ограничитель грузоподъемности ОГП-1 для стреловых и башен ных кранов состоит из датчика усилия с потенциометрическим преобразователем, датчика угла наклона стрелы с потенциометриче ским преобразователем, релейного блока, указательной панели.
|
|
|
Техническая характеристика |
|
|
|||||||
Напряжение питания для тока: |
|
|
220 в |
|||||||||
постоянного |
|
., |
|
|
|
|
|
|
||||
переменного |
|
|
|
|
|
|
|
220 и 380 в |
||||
Допустимые колебания |
напряжения |
питания от |
от —15 до |
|||||||||
нормального |
|
|
|
|
|
прибором |
|
|
+20% |
|||
Мощность, потребляемая |
|
по вели |
до 3 вт |
|||||||||
Точность срабатывания |
ограничителя |
|
|
|
||||||||
чине |
груза |
и |
вылета |
стрелы от |
значений |
+5 % |
||||||
кривой настройки |
|
|
|
|
|
|
||||||
Релейный блок: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
задержка времени на включение в зависи |
0,3—1,5 сек |
|||||||||||
мости от типа |
крана |
|
|
|
. . . . |
|||||||
задержка |
времени |
|
на отключение |
2—4 |
» |
|||||||
мощность |
выходных |
контактов |
без искро- |
50 вт |
||||||||
гашения |
|
сила |
тока на контактах . . . |
|||||||||
допускаемая |
до 3 а |
|||||||||||
Датчик |
усилия: |
|
|
|
|
|
|
|
|
250, 500 или |
||
пределы измерения усилий |
|
|
||||||||||
наибольшая |
деформация |
упругого |
кольца, |
1000 |
кг |
|||||||
|
|
|||||||||||
соответствующая |
верхнему пределу изме |
2 мм |
||||||||||
рения |
|
|
обмотки |
потенциометричес- |
||||||||
сопротивление |
120—140 ом |
|||||||||||
кого преобразователя |
|
|
|
. |
||||||||
мощность выходного сигнала |
|
|
0,1—0,15 вт |
|||||||||
напряжение |
выходного сигнала |
|
|
0,12 т |
||||||||
Датчик |
угла: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочий угол поворота выходного вала в |
до 90° |
|||||||||||
зависимости от типа крана |
|
|
||||||||||
: сопротивление обмотки потенциометричес- |
120—140 ом |
|||||||||||
кого преобразователя |
|
|
|
|
||||||||
мощность выходного сигнала |
|
|
0,1—0,15 вт |
|||||||||
напряжение |
выходного сигнала |
|
|
0—12 в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X а-б л и ц а |
136 |
|||
Наиболее часто встречающиеся |
неисправности в работе |
|
|
|||||||||||||||
|
ограничителя ОГП-1 и меры по их устранению |
|
|
|
|
|||||||||||||
Неисправности |
|
|
|
Меры |
по |
устранению |
неисправностей |
|
|
|||||||||
Ограничитель |
вклю |
Сменить |
предохранитель, |
проверить |
ис |
|||||||||||||
чен, но зеленая |
лам |
правность |
лампы. |
Проверить |
исправное гь |
|||||||||||||
па не |
горит |
|
|
|
|
цепи питания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Ограничитель |
вклю |
Проверить: |
состояние |
кабеля |
датчика |
|||||||||||||
чен, |
горит |
красная |
усилия и |
датчика |
угла; |
|
качество |
пайки |
||||||||||
лампа |
|
|
|
|
|
|
всех цепей в релейном блоке; состояние |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
проволок средней точки датчиков усилия и |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
угла, а также наличие контакта токосъем- |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ных ламелей и возможность заедания оси |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
потенциометра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Ограничитель |
сраба |
Проверить |
состояние |
контактных |
доро |
|||||||||||||
тывает |
|
при |
работе |
жек |
потенциометров, |
датчиков |
усилия |
и |
||||||||||
крана |
с номинальными |
угла; |
прочистить |
их |
нулевой |
шкуркой |
и |
|||||||||||
грузами |
|
|
|
|
|
фетром. Датчики |
продуть |
сжатым |
возду |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
хом и очистить от пыли. Проверить |
креп |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ление распорок и состояние контргаек ре |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
гулировочных |
сопротивлений. |
Произвести |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
перерегулировку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Ограничитель |
|
гру |
Проверить |
исполнительное устройство |
|
|||||||||||||
зоподъемности |
|
|
сра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
батывает, |
|
загорается |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
сигнальная |
лампа, |
но |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
механизмы |
крана |
не |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
отключаются |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Ограничитель |
|
сра |
Подтянуть |
тормоз |
грузовой |
лебедки |
|
|||||||||||
батывает, |
|
груз |
|
дви |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
жется |
вниз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При |
|
контрольной |
Проверить |
крепление |
надстроечных |
по |
||||||||||||
проверке |
ограничитель |
тенциометров |
и произвести |
перерегулиров |
||||||||||||||
срабатывает при массе |
ку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
грузов, |
равной |
|
1,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номинального
•При эксплуатации строительных кранов, оснащенных ограничи телями типа ОГП-ІІ, нужно помнить следующее:
если щрмоз неисправен, ограничитель грузоподъемности ме предотвратит падение крана;
в случае срабатывания ограничителя грузоподъемника в процес се подъема пруза с земли, подъем стрелой недопустим, так как мо жет вызвать падание крана;
при работе крана без аутригеров ограшичитель грузоподъемно сти нельзя оставлять на аутригерной характеристике, так как воз можно падшие крана.
Датчик угла приводится в действие от стрелы крана и выдает электрический сигнал, пропорциональный предельно допустимому усилию в стрелоподъемнам или грузовом полиспастах, которые со ответствуют предельно допустимым прузам для каждого вылета стрелы.
Работу ограничителя грузоподъемности ОГП-il можно просле дить по принципиальной электрической схеме ограничителя ;(рис. 42).
При включении тумблера |
потенциометр |
датчика |
усилий ДУс |
||||
получает питание (точки J и |
2). Потенциометр |
же датчика |
угла |
||||
ДУг получает |
питание через |
дополнительные |
сопротивления |
(точка |
|||
3) и Rn—Ли |
(точка '4), с помощью |
которых задается соответст |
|||||
вующая характеристика. |
|
зависимости от |
типа |
крана |
|||
Ограничитель грузоподъемности в |
|||||||
и режима его |
работы настраивается |
с помощью |
дополнительных |
сопротивлений на требуемую характеристику. Изменение характе ристик производится переключателем 1П.
Ток, |
протекающий через |
реле РН, зависит |
от величины пруза |
на крюке |
и от угла наклона |
стрелы крана (при |
заданном положе |
нии переключателя). Величина напряжения, приложенного к клем мам реле РН (точки 5—6), характеризует степень загрузки крана и измеряется микроамперметром МА, градуированным в процентах от степени загрузки крана. Микроамлврметр с вьюокоомным сопро тивлением включен параллельно реле РН.
При отсутствии груза на крюке крана или при работе крана с допустимым для данного вылета грузом реле РН держит свой нор
мально |
открытый контакт замкнутым |
(точки 1—7), и |
реле РВО-1 |
||
включено; нормально замкнутый контакт РВО-1 |
(точки /—9) |
ра |
|||
зомкнут, |
и реле РВО-2 обесточено. Его |
контакт |
(точки |
/ — / / ) |
зам |
кнут, промежуточное реле РП включено (цепь /—//—2). Цепь /— 15—2 замкнута, и зеленая сигнальная лампа 2ЛС свидетельствует о
нормальной загрузке крана,- а микроамперметр указывает |
степень |
||
его загрузки. |
|
|
|
Нормально открытые контакты реле РП замкнуты .(точки 24—25, |
|||
26—27, 28—29). Эти контакты служат |
для |
управления исполнитель |
|
ным механизмом крана. Нормально замкнутый контакт РП |
(разом |
||
кнутый в точках 20—21) предназначен |
для |
включения аварийного |
звукового сигнала ЗС. Отключение его от линии питания произво дится выключателем 1В одновременно с отключением питания огра ничителя грузоподъемности.
При подъеме или опускании груза недопустимой массы с изме нением вылета стрелы, создающим опрокидывающий момент, в цепи 5—6 появляется аварийные сигнал, реле РН размыкает свой Н. О.