Файл: Справочник механика на монтажных и специальных строительных работах..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
Рис. 79. Кинематическая схема монтажного крана МКГ-10
Рис. 81. Кинематическая схема |
монтажного |
крана |
МКА-10М |
|
/ — двигатель автомобиля; 2 — коробка |
отбора мощности; 3 — угловой редук |
|||
тор; 4 — раздаточная |
коробка; 5—механизм поворота; |
6 — реверс стреловой |
||
лебедки; 7 — реверс |
грузовой лебедки; |
8 — стреловая |
лебедка; |
9 — грузовая |
лебедка
ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА НА МАШИНАХ ДЛЯ МОНТАЖНЫХ РАБОТ
Гидравлический привод
На машинах для монтажных работ в основном применяется объ емный гидравлический привод, который состоит из трех основных узлов: силового, в который входят один или несколько насосов; контрольно-распределительного, укомплектованного распределитель-
ными устройствами Экраны управления, золотниковые коробки, рас пределители) и контрольными устройствами (предохранительные и контрольные клапаны, автоматические реле и др.); рабочего, состо ящего из .гидроцилиндров и гидродвигателей.
Непременной принадлежностью всех гидравлических приводов являются- масляные баки, фильтры, трубопроводы, соединения.
Основными преимуществами гидропривода являются: незави симость взаимного расположения приводного и исполнительного ор ганов и осуществление простой кинематической авязи между ними; возможность бесступенчатого широкого регулирования скоростей движения исполнительного органа при постоянной скорости привод ного органа; автоматическое включение движения исполнительного органа при превышении расчетной нагрузки на него. Кроме того, машины с объемным гидроприводом имеют значительно меньшую массу по сравнению с машинами, имеющими механический привод.
Мощность NB, отдаваемая насосом, определяется по формуле
л/ |
P Q |
NH = |
кет, |
н612
где Р — давление в кгс/ом2;
Q — производительность насоса в л/мин.
Мощность N, которая может быть использована рабочим орга ном, определяется по формуле
N = Мн S к) = NH *]р ї)т р % кет,
где г|р —к. п. д. распределителя; т|Т р — к. п. д. трубопроводов от насоса до рабочего органа; т]г — к . п. д. гидроцилиндра.
Средняя скорость жидкости V в трубопроводе определяется из уравнения
V = |
21 |
а? м/сек, |
|
|
|
|
|
|
где Q — расход жидкости в л/мин. |
|
|
|
|
|
|
||
d — внутренний диаметр |
трубопровода в мм; |
|
|
|
|
|||
Рекомендуемые для напорных трубопроводов величины скорос |
||||||||
тей рабочей жидкости: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление в кгс/см2 |
3 |
5 |
10 |
25 |
50 |
100 |
150 |
200 |
Допустимая скорость жидкости |
1 |
1,3 |
2 |
3 |
4,5 |
5,5 |
6 |
|
в м/сек |
0,8 |
|||||||
Для длинных трубопроводов |
^ — >ilO0 j |
эти |
данные |
уменьша |
ются на 30—60%.
'Скорость движения рабочей жидкости во всасывающем трубо проводе должна быть в пределах 0,5—1,5 м/сек, а в сливных трубо проводах открытых систем—не более 2 м/сек.
Шестеренчатые насосы с внешним зацеплением шестерен полу чили наибольшее распространение по сравнению с другими типами насосов. Это объясняется простотой их изготовления и эксплуатации,
малыми габаритами и массой, сравнительно высоким к. л. д.; доста точной надежностью и долговечностью.
Шестеренчатые насосы изготовляются для рабочих давлений до
100 кгс/см2 |
и более, производительностью |
до 400—600 л/мин |
и бо |
||||||
лее. Максимальное число оборотов находится |
в |
пределах |
1500— |
||||||
2000 об/мин. Объемный к. п. д. шестеренчатых |
насосов |
зависит от |
|||||||
давления и вязкости |
рабочей |
жидкости. |
При |
рабочем |
давлении |
||||
100 кгс[ам2 |
и вязкости |
рабочей |
жидкости |
200 ест он |
составляет не |
||||
менее 94—96%. Механический |
к. п. д. шестеренчатых |
насосов при |
|||||||
нормальных |
условиях |
работы находится в пределах |
80—85%. |
|
Потребляемая мощность для шестеренчатого насоса рассчитыва ется по формуле
где QT — теоретическая |
производительность насоса в л/мин; |
|||||||||
|
Р — давление в кгс/см2; |
|
|
|
|
|||||
Л общ — общий к. п. д. |
шестеренчатых |
насосов |
приведена |
|||||||
Техническая характеристика |
||||||||||
в табл. |
185. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 185 |
|
|
|
|
|
|
Шестеренчатые |
насосы |
|
|
||
|
Основные |
параметры |
н ш - ю д |
НШ-32Д |
НШ-46Д |
623К |
||||
Средняя |
|
теоретическая |
|
|
|
|
||||
подача в л/мин: |
об/мин . |
11 |
35 |
51 |
— |
|||||
|
при п=1100 |
|||||||||
|
» |
и—1650 |
» |
. . |
16,5 |
52 |
77 |
— |
||
|
» |
п=2500 |
* |
— |
— |
— |
16 |
|||
Давление в кгс/см2: |
. . . |
100 |
100 |
100 |
150 |
|||||
|
номинальное |
. |
||||||||
|
наибольшее |
кратковре |
|
|
|
|
||||
|
менное |
|
|
рабо |
135 |
135 |
135 |
— |
||
Пределы |
изменения |
|
|
|
|
|||||
чего |
числа |
|
оборотов |
вала |
1100— |
1100— |
1100— |
540— |
||
насоса |
в |
об{мин |
. |
. . . |
||||||
Объемный |
к. п. д. |
при |
1650 |
1650 |
1650 |
2500 |
||||
|
|
|
|
|||||||
нормальном |
давлении, |
тем |
|
|
|
|
||||
пературе |
масла |
50°С и |
|
|
|
|
||||
1650 |
об/мин |
(масло марки |
|
|
|
— |
||||
ДП-11) |
|
|
|
|
|
0,92 |
0,92 |
0,92 |
||
|
|
|
|
|
|
|
2,55 |
6,65 |
7,14 |
2,9 |
В машинах для монтажных работ применяются твдроциликдры поршневого типа двустороннего и одностороннего действия, а также
телескопические гидроцилиндры. |
из |
стальных катаных |
труб |
||||
Гидроцилиндры изготавливаются |
|||||||
марии 35 или 45 |
(ГОСТ 1050—60). Внутренняя |
поверхность |
обра |
||||
батывается шариковыми, роликовыми раскатками |
или хонингованием. |
||||||
Чистота рабочей |
поверхности гидроцилиндров |
V 8 — Vg. |
Движущее |
||||
усилие Р в кгс, создаваемое рабочей жидкостью в полостях гидро |
|||||||
цилиндра с учетом потерь, определяется по формулам |
|
|
|||||
Р = Д р |
• yj ИЛИ Р = |
Д р |
Yj, |
|
|
||
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
где Др — давление рабочей жидкости в |
кгс/см2; |
|
|
|
|||
D—диаметр |
цилиндра в см; |
|
|
|
|
|
|
d — диаметр штока в см; |
|
|
равный |
0.92—0,99. |
|||
г|—механический |
к. п. д. гидр©цилиндра, |
||||||
Среднее значение принимается равным 0,95. |
|
от расхо |
|||||
Скорость движения |
V в см/мин |
поршня в зависимости |
|||||
да жидкости определяется по формуле |
|
|
|
|
где Q — расход жидкости в л;
F—площадь живого сечения поршня в см2;
г\об — объемный к. п. д. гидроцилиндра; тіоб=і1 для гидроцилинд-
іров, |
уплотняемых резиновыми кольцами, и г|Об = 0,98н-0,99 |
для |
гидроцилиндров, уплотняемых металлическими коль |
цами.
В табл. 186 приведены данные, характеризующие контролынорегулирующую гидравлическую аппаратуру и ее назначение.
Трубопроводы служат для подачи рабочей жидкости от насо са к распределительным узлам, контрольно-регулирующей аппара туре и гадроцилиндрам. Для соединения узлов, не имеющих взаим ного перемещения, применяются жесткие (стальные) трубопроводы; для соединения узлов, имеющих взаимное перемещение, применяют ся рукава высокого давления.
В качестве жестких трубопроводов применяются стальные тяну тые трубы по ГОСТ 8734—58 или стальные сварные двухслойные трубы по ГОСТ 1)1249—65.
Внутренний диаметр трубы определяется по формуле
где Q —'расход жидкости в л/мин; |
|
|
м/сек. |
||
V — скорость движения жидкости в |
|||||
Скорость |
движения |
жидкости |
в |
нагнетательном трубопроводе |
|
должна быть |
не более |
5 м/сек, |
а |
во |
всасывающем—не более |
1,5 місек. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
186 |
||
Типы применяемой контрольно-регулирующей |
гидроаппаратуры |
на |
|||||||||||
|
|
монтажных кранах и бурильно-крановой машине |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
Количество аппаратов |
на машину |
|||||||
|
|
|
|
|
со |
S |
|
< |
s |
|
|
|
< |
|
Гидроаппараты |
Тип |
(О |
о |
СО |
о |
в |
о |
ю |
о |
|||
|
|
|
|
|
< |
< |
< |
с |
и |
С |
С |
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
S |
% |
|
|
5 |
% |
|
Ж ю |
|
|
Клапан |
предохрани |
Г52-ІЗ |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
|
тельный |
|
|
ПГ52-14 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
Реверсивный золотник |
ЗБГ74-12 |
|
|
|
|
|
|
|
— |
|||
с ручным |
управлением |
Г74-13 |
|
|
|
|
1 |
|
2 |
1 |
|||
|
|
|
|
6БГ74-13 |
— |
— — — |
— |
1 |
1 |
||||
|
Реверсивный золотник |
5Г74-14 |
|
|
|
_1 |
|||||||
|
6БГ73-13 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|||
с |
электроуправлением |
|
|
|
|
|
|
|
|
— — |
|||
|
Четырехходовый зо |
Г74-21Н |
3 |
3 |
3 |
6 |
7 |
7 |
1 |
||||
лотник |
с |
управлением |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
от |
кулачка |
Г54-13 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
||
|
Напорный золотник |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Осевой |
дроссель |
Г77-24 |
|
|
|
— — |
|
1 |
— |
|
||
|
Кран |
управления |
Г71-21 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
||||
Пластинчатый фильтр |
Г41-23 |
— |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
|
|
|
|
Г41-42 |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Прочность тонкостенных трубопроводов |
проверяется |
на |
разрыв |
|||||||||
по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к* p d
где Кр — допустимое напряжение на разрыв в |
кгс/см2; |
|
Ар — давление жидкости в трубопроводе в |
кгс/см2; |
|
d — внутренний диаметр трубы в см; |
|
|
s — толщина стенки трубы в см. |
|
|
Нормалями машиностроения |
предусматриваются следующие |
|
схемы соединения трубопроводов: |
с развальцовкой труб, шаровые, |
с торцевым уплотнением и соединения с трубчатой конической резь бой.
В качестве гибких |
трубопроводов применяются |
рукава |
высо |
||
кого и низкого давления. |
|
|
|
|
|
Техническая характеристика рукавов высокого давления приве |
|||||
дена в ГОСТ 6286—60. Рукава |
поставляются длиной от |
400 |
до |
||
2200 мм с интервалом |
при длине |
от 400 до 1000 мм |
через |
50 |
мм, |
а при длине от 1800 до |
2200 мм через 200 мм. |
|
равное |
||
Рукава должны выдерживать испытательное давление, |
|||||
1,25 максимального рабочего давления. |
|
|
|
В качестве уплотнительных соединений в узлах гидросистем машин применяются: манжеты резиновые уплотнительные диамет ром до 300 мм (ГОСТ 6969—154); кольца резиновые круглого сече ния (ГОСТ 9833—161); уплотнения резинотканевые шевронные многорядные -("ГОСТ 9041—69); манжеты резиновые, армированные пру жиной для уплотнения валов (ГОСТ 8752—70).
Манжеты и кольца изготовляются из маелостойкой и морозостой кой резины, обеспечивающей работу узла уплотнения в интервале температур от +80° до —40°С. Размеры манжет и колец, а также технические требования к изготовлению их указаны в соответству ющих стандартах.
Пневматическое управление
Давление воздуха в системе не должно превышать 7—8 кгс/см2, поэтому размеры рабочих цилиндров и трубопроводов получаются соответственно большими, чем при гидравлическом управлении.
(Из-за сжатия воздуха продолжительность нарастания момен тов для пневматического управления составляет 0,2—0,4 сек, а при длинных трубопроводах увеличивается в 2—3 раза.
Пневматическая система управления обычно состоит из ком прессора, маслоотделителя, ресивера, контролыно-регулирующей и рабочей аппаратуры.
По принципу действия компрессоры подразделяются на поршне вые и ротационные.
Впоршневых компрессорах засасывание и сжатие воздуха про изводится поршнями, имеющими возвратно-поступательное движе ние.
Вротационных компрессорах засасывание и сжатие воздуха про изводится вращающимся ротором, эксцентрично расположенным в неподвижном цилиндре статора.
Ротационные компрессоры конструктивно проще поршневых, бо лее долговечны, имеют меньшие размеры при аналогичных произво дительности и давлении.
Фильтры -служат для очистки воздуха от пыли и грязи. Филь тры состоят из корпуса, внутри которого помещается набивка из тонкой проволоки или хлопчатобумажных волокон. Как правило, фильтры устанавливаются на впускных каналах компрессоров.
Масловлагоотделители очищают от масла сжатый воздух, пода ваемый компрессором в ресивер, и частично удерживают влагу, ко торая успевает выделиться в нагнетательном трубопроводе.
[Резервуары для сжатого воздуха (ресиверы) пневматических систем Являются аккумуляторами сжатого воздуха. При наличии ре сивера компрессор выключается на период времени, когда расход воздуха в системе меньше производительности компрессора. Кроме того, ресиверы способствуют уменьшению пульсации в нагнетатель ном трубопроводе, а также частичному выделению влаги из воздуха. Ресивер испытывается на давление, превышающее рабочее в 2— 2,6 раза. Емкость ресиверов подбирается с расчетом, чтобы при вык люченном компрессоре можно было включать несколько раз самый емкий из аппаратов управления.