Файл: Сооружение и эксплуатация кабельных линий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 292

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На участках, где отсутствуют усовершенствованные покрытия, древонасаждения и подземные коммуникации, разработка траншей для прокладки кабелей должна про­ изводиться траншейными экскаваторами или другими землеройными машинами.

В условиях города с развитым городским хозяйством разработка траншей с применением пневматического или электрифицированного инструмента, предназначенных лишь для вскрытия асфальта тротуаров и усовершенст­ вованных дорожных покрытий, допускается на общую глубину не более 0,4 м. Дальнейшее углубление траншеи, разрываемой в охранной зоне проложенных кабельных линий согласно ПТЭ [Л. 6], производится только лопа­ той, с надлежащей осторожностью, чтобы не повредить действующих подземных сооружений. В этих случаях работы разрешается выполнять в обязательном присут­ ствии ответственных представителей организаций — вла­ дельцев подземных коммуникаций и сооружений.

Порядок и условия применения электрифицированно­ го или пневматического инструмента при раскопке тран­ шей в зимних условиях приведены в § 4-5.

Вскрытие усовершенствованных покровов тротуаров и оснований проезжей части выполняется, как правило, пневматическими или электрическими отбойными молот­ ками и бетоноломами, при этом для снятия с тротуара или мостовой асфальта его следует предварительно про­ резать в границах сооружаемой траншеи. Для обеспе­ чения свободного прохода работающих при прокладке кабеля материал покрытия следует сбрасывать на одну сторону траншеи, а грунт на другую (рис. 4-19) с тем, чтобы камни и грунт не сваливались в траншею во время раскопки на работающих и не повредили при своем па­ дении проложенный в траншею кабель.

Траншея должна быть по возможности прямолиней­ ной, а в местах изменения направления трассы и на по­ воротах расширена за счет среза угла для обеспечения необходимого радиуса закругления кабеля при про­ кладке.

Как показывает опыт, на глубине 0,8 м сухие глини­ стые, а также влажные песчаные грунты могут некоторое время не осыпаться в отвесных стенках траншеи. Поэто­ му в грунтах естественной влажности с ненарушенной структурой при отсутствии грунтовых вод и расположе­ нии вблизи подземных сооружений инструкцией

231

Не менее

Не менее

300

ЮОО

Рис. 4-19. Размещение грунта п покровов в городских условиях при

раскопке траншеи (расстояния даны в миллиметрах).

1 — грунт; 2 — покровы (асфальт, бетон, камень, щебень),

СН 85-67 допускается рытье траншей без крепления вер­ тикальных стенок на глубине не более:

в песчаных

(в том числе гравелистых)

грунтах

1 м

 

в супесях.........................................................................

 

 

 

1,25 м

в суглинках,

глинах и лёссовидных грунтах .

1,5

м

в особо плотных грунтах, для разработки кото­

2,0

м

рых необходимы ломы, кирки, клинья . . .

В остальных случаях рытье траншей для прокладки

кабеля производится по способу, указанному

в проекте

трассы, с креплением вертикальных стенок. .

глубины

Способ

выполнения

крепления зависит от

траншеи и

грунтовых

условий. Чем

глубже

траншея

и рыхлее грунт и чем больше он пропитан водой, тем надежнее должны укрепляться стенки траншеи.

При глубине траншеи до 3 м и грунтах связанных, нор­ мальной влажности, а также при отсутствии или незна­ чительном притоке грунтовых вод применяется способ крепления стенок с прозорами. Крепление траншеи вы­ полняется досками толщиной 40—70 мм, устанавливае­ мыми горизонтальными рядами вдоль траншеи вплотную к стенке. Доски прижимаются к вертикальным стенкам траншеи с помощью стоек, которые распираются гори­ зонтальными распорами, устанавливаемыми через каж­ дые 1,5—2 м. Первая от верха доска устанавливается так, чтобы ее край выступал над поверхностью земли на 150 мм. Это необходимо для того, чтобы случайно ска­

232


тившийся камень или другой расположенный вблизи предмет не мог упасть на работающих внизу людей. Рас­ стояние. между распорами по вертикали должно быть от 0,6 до 1 м, а между стойками — от 1,5 до 2 м в зависимо­ сти от глубины траншеи и категории грунта. Доски при креплении должны наращиваться по мере углубления траншеи на каждые 0,5 м для устойчивых грунтов, а для слабых и неустойчивых грунтов — при углублении на одну доску (200—250 мм).

Крепление траншеи и котлованов глубиной до 3 м должно выполняться, как правило, при помощи инвен­ тарных приспособлений по типовым проектам.

Разборку крепления траншеи необходимо произво­ дить снизу по мере обратной засыпки грунта.

Для грунтов сыпучих, повышенной влажности, а так­ же при глубине разрытия от 3 до 5 м применяется спо­ соб крепления без прозоров, а при сильном притоке грун­ товых вод и наличии опасности выноса грунта применя­ ется шпунтовое крепление траншеи.

Пересечение кабельными линиями площадей, улиц, проездов, дорог производится в трубах на глубине 1 м. Трубы должны быть уложены прямолинейно по вы­

ровненному и

утрамбованному дну траншеи с укло­

ном не!

менее

0,1% для

предохранения

от скопления

в них

воды,

а концы

труб — закрыты

деревянными

пробками.

Укладка труб для пересечения проездов, улиц, дорог может производиться как открытым способом путем вскрытия асфальта, его основания и разрытия тран­ шеи, так и скрытым способом — без нарушения це­ лости проезжей части. Применение -того или иного способа в каждом отдельном случае, определяется проектом.

При разрытии проездов и дорог для укладки труб открытым способом время и последовательность работ должны быть согласованы с органами, регулирующими движение, а при пересечении железных дорог — с управ­ лением дороги.

Чтобы не нарушить движение транспорта, разрытие

. траншеи при пересечении проездов выполняется в две очереди. Сначала закрывается проезд по одной половине улицы и на этой половине производят разрытие траншеи, укладку труб, засыпкутраншеи и утрамбовку грунта. После открытия движения по первой половине проезда

233


приступают к разрытию второй половины, на которой движение прекращается. При наличии объезда проезд по улице для движения транспорта закрывается полно­ стью на все время ведения работ.

Для обеспечения нормального движения пешеходов на время разрытия траншей места переходов должны быть перекрыты инвентарными щитами.

До начала прокладки кабеля в местах пересечения и сближения с существующими подземными коммуника­ циями по трассе прокладки трубы должны быть уложе­ ны в траншее, закреплены и присыпаны землей. При этом согласно СН 85-67 для этой цели должны приме­ няться трубы асбестоцементные, бетонные, керамиче­ ские, чугунные и полиэтиленовые. Применение стальных труб для этих работ не допускается.

Внутренние диаметры труб должны быть не менее полуторакратного наружного диаметра кабеля и не ме­ нее двукратного для кабелей с однопроволочными алю­ миниевыми жилами. Наименьший внутренний диаметр труб 50 мм при длине не более 5 м. Для более длинных участков прокладки кабеля в трубах внутренний диаметр их должен быть не менее 100 мм.

Соединение асбестоцементных труб выполняется с по­ мощью муфт с уплотнением резиновыми кольцами, а так­ же манжетами из листовой стали с последующей задел­ кой места соединения цементным раствором; соединение керамических труб — только муфтами с уплотнением ре­ зиновыми кольцами.

Вводы в здания, распределительные устройства под­ станций, а также проходы из траншей в кабельные тун­ нели, коллекторы выполняют закладкой отрезков труб (стальных или асбестоцементных), как правило, в про­ цессе их строительства, либо в надлежащем образом обработанных отверстиях в железобетонных конструк­ циях, предусмотренных проектом.

Для предохранения труб от загрязнения их концы нужно закрывать пробками. Концы стальных труб долж­ ны быть, кроме того, разбортованы, не иметь заусен­ цев и острых краев. Из стены здания в траншею трубы должны выступать за пределы стены, а при наличии от­ мостки— за пределы отмостки на 0,6 м.

Для исключения возможности попадания воды из траншеи в здание на наружные стены в месте закладки труб необходимо наложить гидроизоляцию,

234


Траншеи, раскапываемые на улицах, во дворах горо­ дов и населенных пунктов, а также других местах, где происходит движение людей и транспорта, должны быть ограждены на всем протяжении инвентарными сборнощитовыми ограждениями. На ограждениях устанавли­ ваются знаки и предупредительные надписи, а в ночное время — сигнальное освещение в соответствии с действу­ ющими правилами.

Расстояние от ограждения до ближайшего рельса же­ лезнодорожного пути нормальной колеи должно быть не менее 2,5 м, узкой колеи — 2 м, а трамвайных путей —

0,6 м.

Чтобы исключить возможность попадания дождевых и ливневых вод в траншею, необходимо своевременно предусмотреть устройство временных водоотводов по­ верх траншей от водосточных труб строений в водосто­ ки, а также надлежащее размещение вынутого грунта. Водосточные решетки, крышки колодцев подземных со­ оружений, и зеленые насаждения не должны заваливать­ ся вынутым из траншеи грунтом или строительными материалами.

Дно траншеи выравнивается и подсыпается слоем мелкой земли, не содержащей камней, строительного мусора и шлака толщиной не менее 100 мм. В случае необходимости для этой цели применяется горный песок.

Вдоль траншеи на всем ее протяжении для защиты кабеля после его прокладки должен быть заготовлен кирпич или бетонные плиты, а также песок или мягкая просеянная земля без камней для устройства подсыпки слоем толщиной не менее 100 мм, поверх которой укла­ дывается покрытие из кирпича или железобетонных плит

(табл. 4-6).

Т а б л и ц а 4-6

Количество кирпича, необходимое для покрытия кабелей на 100 м траншеи

Ширина

Количест­

Количест­

Ширина

Количест­

во кабелей

во кабелей

траншей,

в траншее,

во кирпи­

траншей,

в траншее,

мм

шт.

ча, шт.

мм

шт.

150

1

420

600

3—4

350

1—2

830

720

4—5

470

2—3

1200

850

5—6

Количест­ во кирпи­ ча, шт.

1 600

2 000

2 400

235


4-3. Механизация земляных рабо!', выполняемых открытым способом

Механизированный инструмент. Для механизации зем­ ляных работ при прокладке и ремонте кабельных линий применяется пневматический инструмент, приводимый в действие сжатым воздухом, поступающим от пере­ движных компрессорных станций, установок либо от се­ ти, и электрический инструмент, присоединяемый к бли­ жайшим вводно-распределительным устройствам.

236

Пневматические отбойные молотки

(рис.

4-20, а)

применяются для

удаления асфальтовых

и бетониро­

ванных покрытий,

рыхления твердого и мерзлого

грун­

тов, пробивки отверстий и борозд в кирпичных и бетон­ ных стенах, полах и перекрытиях. Для разработки средних и твердых грунтов бетонного основания и ас­ фальтобетонных дорожных покрытий применяются пневматические бетоноломы С-358 (рис. 4-20, б). Техниче­ ские характеристики отбойных пневмомолотков и пневмобетоноло'ма С-358 приведены в табл. 4-7.

Т а б л и ц а 4-7

Характеристики пневмомолотков и пневмобетонолома

Марки

Характеристика

МО- 8

ow-oi

ОМП-8

ОМП-9

омп-ю

ЧГ

О

6

£

МО-84

С-358

Давление воздуха

5

5

4

5

5

5

5

5

сети, кгс/см2 . . .

Расход

воздуха,

1

1,15

1,10

1,25

1,25

1,36

1,4

1,6

м3/мин......................

Число ударов

в

1 600

1250

1 500

1 700

1 300

1 400

2 000

900

минуту . . . .

Диаметр

шланга

16

16

16

16

16

16

16

18

в свету,

мм . . .

Полная длина,

мм

475

585

490

520

574

570

480

710

Масса, кг . . .

.

8

10

8,5

9

10

10,1

8,5

17,9

Для уплотнения грунта и песка при засыпке тран­ шеи после прокладки кабеля применяются пневмотрам­ бовки (рис. 4-20, в) марок TP-I и И-157, технические характеристики которых приведены ниже:

 

ТР-1

И-157

 

Давление воздуха, сети, кгс/см2 . .

5

6 .

 

Расход воздуха, м3/мин................................

0,45

2

 

Частота ударов в минуту........................

650

600

 

Работа удара, кгс-м ...................................

3,5

11

 

Диаметр шланга, м м ...................................

16

18

 

Масса, к г ........................................................

11

41

 

Заводы-изготовители пневмоинструмента

приведены

в [Л. 7].

4-20, г) и

элект-

Электромолотки типа С-849 (рис.

робетонолом типа С-850 (рис. 4-20, д)

с успехом

могут

237