Файл: Сооружение и эксплуатация кабельных линий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 321

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

так, чтобы место среза изоляции жил было залито мас­ сой и отстояло на 50 мм от поверхности массы, залитой в воронку. Надо иметь в виду, что после прогрева кабе­ ля и последующего охлаждения внутри него образуется вакуум, в результате которого возможно интенсивное за­ сасывание наружного воздуха и увлажнение изоляции, если не будет создана герметичность при заделке кон­ цов кабеля. Поэтому после окончания прогрева кабеля воронка обрезается и на этот конец кабеля также на­ паивается свинцовый колпачок.

При включении кабеля для подогрева необходимо следить за тем, чтобы нагрузка не превышала макси­ мально допустимого значения для данного типа сечения и напряжения кабеля, взятого по таблицам допустимых нагрузок для воздуха с учетом поправочного коэффици­ ента на температуру воздуха во время прогрева. Для указанных условий ориентировочное необходимое время для прогрева кабеля приведено в табл. 6-11.

Т а б л и ц а 6-11

Технические условия прогрева кабелей на барабанах

Сечение жилы,

мма

Ориентировочное необ­ ходимое время, мни, при температуре окру­ жающего воздуха, °С

0 —10 —20

Необходимое напряжение на зажимах трансформатора, В, при длине прогре­ ваемого кабеля на барабане, м

100

200

300

400

500

10

59

76

97

23

46

69

92

115

16

58

73

94

19

38

57

76

95

25

71

88

. 106

16

32

48

64

80

35

74.

93

112

14

28

42

56

70

50

90

112

134

11,5

23

34,5

46

57,5

70

97

122

149

10

20

30

40

50

95

99

124

151

9

18

27

36

46

120

111

138

170

8,5

17

25,5

34

42,5

150

124

150

185

7,5

15

22,5

30

37,5

185

134

167

208

6

12

18

24

30

240

152

190

234

5,3

10,6

15,9

21,2

26,5

Если в траншее прокладывается несколько кабелей, то можно вести одновременно прогрев нескольких бара­ банов от одного трансформатора, соединяя жилы кабе­ лей между собой последовательно. Если прогреваемые кабели имеют разное сечение жил, то максимально до­

316


пустимый ток для прогрева выбирается по кабелю, име­ ющему меньшее сечение.

При включении кабеля для прогрева необходимо сле­ дить по амперметру за тем, чтобы величина тока не превосходила допустимых для данного сечения кабеля значений. Кроме того, устанавливают наблюдение за температурой наружных покровов верхних витков кабе­ ля на барабане.

Температура брони или металлической оболочки на­ ружных витков кабеля в конце прогрева не должна пре­ вышать 25 °С для кабелей 20 и 35 кВ, 35 °С для кабелей 6 и 10 кВ и 40 °С для кабелей 3 кВ и ниже.

Для наблюдения за температурой нагрева между двумя верхними витками кабеля на барабане устанавли­ вается термометр, нижний конец которого плотно при­ жимается к джуту и изолируется войлоком или ватой.

Прокладка кабеля после окончания подогрева дол­ жна быть произведена с максимально возможной ско­ ростью (от 30 до 60 мин) с тем, чтобы кабель не успел охладиться.

В случаях, когда прокладка кабеля при низкой тем­ пературе по каким-либо причинам затягивается и тре­ бует больше времени, кабель до начала размотки необ­ ходимо повторно подогреть или осуществить прокладку кабеля «под током» путем устройства специального кольцевого-токоприемника для непрерывного подогрева кабеля. Кольцевой токоприемник состоит из подвижной части, вращаемой вместе с барабаном и закрепляемой через втулку глухарями к щеке барабана, и неподвиж­ ной части, которая крепится к специальной деревянной подставке, устанавливаемой рядом с домкратом.

Электроэнергия от трансформатора через кольцо то­ коприемника поступает к жилам внутреннего конца ка­ беля, жилы наружного конца соединяются накоротко.

Работы по прокладке кабеля состоят из следующих технологических операций: проверка готовности трассы к прокладке кабеля; раскатки кабеля с барабана; ук­ ладки кабеля в траншею; снятия исполнительного чер­ тежа; подсыпки кабеля слоем мягкой земли или песка толщиной не менее 100 мм; укладки покрытий, защи­ щающих кабель от механических повреждений; засыпки траншей.

Проверка готовности трассы кабеля производится на всей его строительной длине. Из траншеи удаляется во­

317


да, камни и посторонние предметы; проверяется наличие труб и их состояние в местах пересечений с различными объектами, а также готовность проходов для ввода ка­ беля в здания через фундаменты и стены; наличие не­ обходимого количества мягкой земли или песка, бетон-

д)

Рис. 6-9. Повреждение кабеля п результате зажатия или прилипания витка при размотке.

а — правильная раскатка; б — неправильная раскатка; / — разматываемый ба* рабан с кабелем; 2 — место повреждения (излома) кабеля.

ных плит или кирпича, необходимых для укладки покры­ тия и защиты кабеля после его прокладки.

При сматывании кабеля с барабана любым из опи­ сываемых ниже способов у барабана должны стоять опытные рабочие или электромонтеры для регулирова­ ния скорости вращения барабана и наблюдения за пра­ вильным сматыванием кабеля. Контроль за усилием тяжения, действующего на трос, при раскатке кабеля с применением механизмов осуществляется с помощью ди­ намометра или другого контрольного устройства. Вра­ щение лебедки при ручном приводе должно произво­ диться плавно, без рывков.

318

При быстром вращении барабана возможны недопу­ стимые изгибы кабеля вследствие прилипания друг к другу витков, а также из-за западания и защемления витков (рис. 6-9) в результате неправильной намотки (обычно при перемотке) или подкатки барабана с не­ полным использованием его емкости на значительное расстояние и нарушения при этом направления катания (против направления, указанного стрелкой). В этом слу­ чае стоящий у барабана рабочий должен своевременно заметить и освободить прилипший или зажатый виток либо временно остановить размотку.

Для раскатки кабеля с барабана массой до 3 т при­ менение барабаноподъемника (см. рис. 6-2) ускоряет установку барабана. Барабаноподъемник подводят под продетый через осевое отверстие барабана стальной вал, выравнивают, приподнимают барабан на 15—20 см и придают ему необходимые для раскатки кабеля поло­ жение и направление. Осторожно, чтобы не повредить при этом верхние витки кабеля, снимают обшивку. Ос­ тавшиеся в торце щек барабана гвозди должны быть удалены или забиты заподлицо с тем, чтобы исключить возможность зацепления и повреждения кабеля при вра­ щения барабана, а также повреждение рук рабочих, вращающих барабан. Для регулирования скорости вра­ щения барабана при размотке кабеля устанавливают тор­ мозное приспособление в виде доски, прижимаемой в случае надобности к щеке барабана.

Раскатка

кабеля

может

выполняться следующими

способами:

с

движущегося

механизма (автомашины);

тяжением

приводной

или

ручной лебедкой по роли­

кам; тяженпем вручную по роликам или вручную без роликов.

Транспортным средством при этом может быть авто­ машина, оборудованная погрузчиком'ПКБ-3, как это по­ казано на рис. 6-10, тележка кабельного транспортера ТКБ-5 (рис. 6-5), буксируемая автомашиной или тракто­ ром, специальная кабельная машина (рис. 6-11), а также автомашина с установленными на ней кабельными дом­ кратами. Установка барабана с кабелем в кузове авто­ мобиля, не оборудованного лебедкой, производится авто­ краном. Кабельные домкраты и подставки должны быть при этом надежно закреплены в кузове автомобиля.

Рабочие, передвигающиеся вслед за машиной, прини­ мают сматываемый кабель и укладывают его на дно

319


траншеи. Расстояние между краем траншеи и машиной должно быть не менее глубины траншеи для всех грун­ тов, кроме суглинка, при котором это расстояние равно глубине траншеи, умноженной на 1,25.

Способ размотки и прокладки кабеля с движущегося механизма (автомашины) применим в полевых условиях и местах, где отсутствуют подземные сооружения, пере-

Рис. 6-10. Укладка кабеля в траншею с движущейся автомашины, оборудованной погрузчиком ПКБ-3.

Рис. 6-11. Специально оборудованная автомашина для прокладки кабеля.

320

секающие траншею, под которыми сматываемый кабель должен быть проложен. Применение этого способа воз­ можно также при отсутствии препятствий для движения транспорта вдоль трассы. В стесненных условиях города с его насыщенностью подземными коммуникациями при­ менение способа размотки и прокладки кабеля с движу­ щегося механизма (автомашины) невозможно. Недо­ статками этого способа являются также трудности, свя­

занные с погрузкой ба­

 

рабана,

установкой

 

конструкций,

домкра­

 

тов в кузове автома­

 

шины и

нерациональ­

 

ное использование

ав­

 

томашины

 

(0,6—

 

1км/ч). Условия для

 

размотки

и прокладки

 

с движущегося

трубо­

 

укладчика, оснащенно­

 

го специальной травер­

 

сой, как это показано

 

на рис. 6-12, такие же,

 

как и для любого вида

 

движущегося

механиз­

 

ма.

 

 

 

 

 

При движении тру­

 

боукладчика

 

вдоль

Рис. 6-12. Раскатка кабеля с трубо­

траншеи

барабан

пе­

ремещается

над

тран­

укладчика с применением специаль­

ной траверсы и грузозахватного при­

шеей и приводится во

способления для барабана.

вращение

вокруг

сво­

 

ей оси под

действием

 

массы сматывающегося с барабана кабеля. Рабочие, пе­ редвигающиеся вслед за машиной, принимают сматыва­ емый кабель и укладывают его на свое место в траншее.

Раскатка кабеля с барабана, находящегося на те­ лежке транспортера ТКБ-5, производится при помощи электрического привода лебедки, установленной на про­ тивоположном конце траншеи. При этом кабель переме­ щается по роликам, размещенным по дну траншеи на рас­ стоянии от 3 до 5 м друг от друга, а на поворотах трас­ сы— по угловым роликам или направляющим желобам (рис. 6-13), закрепленным растяжками так, чтобы при протяжке кабеля они не смещались.

21 — 985

321


При прокладке нескольких кабелей в одной траншее ролики необходимо устанавливать так, чтобы они не ме­ шали укладке проложенного кабеля на дне траншеи. Ра­ диус изгиба угловых роликов и направляющих желобов должен быть не меньше радиуса изгиба, допустимого для данного кабеля.

Рис. 6-13. Раскатка кабеля по роликам с применением лебедки.

1 — кабелеукладчнк; 2 — ролик; 3 — лебедка с электроприводом.

После установки барабана с кабелем обеспечивают его свободное вращение, по установленным заранее ро­ ликам разматывают стальной трос лебедки, конец кото­ рого пропускается через места пересечений траншеи с другими подземными сооружениями, через проложенные

трубы и другие имею­ щиеся на трассе пре­ пятствия, и прикрепля­ ют его к внешнему кон­ цу кабеля, сматываемо­ го с барабана. На кон­ цах труб, через кото­ рые протаскивается ка­

Рис. 6-14. Разъемная монтажная

бель (по ходу протяж­

воронка.

ки),

устанавливают

 

разъемные монтажные

 

воронки (рис. 6-14).

Способ соединения троса с внешним

концом кабеля

определяется усилием тяжения, и в зависимости от вели­ чины этого усилия соединение может выполняться с при­ менением специального проволочного чулка, брезентово­ го пояса, а также креплением непосредственно за жилы (рис. 6-15), с помощью специального зажима (рис. 6-16).

322

Допустимая длина разматываемого кабеля, при кото­ рой возможно использование проволочного чулка или брезентового пояса, зависит от массы и сечения кабеля

Рис. 6-15. Способы крепления кабеля к тросу.

а — проволочный

чулок;

б — брезентовый

пояс;

а — крепление за

жилы

кабеля.

 

и ограничено длиной не более 100 м для концов кабеля с сечениями 120—185 мм2. Проволочный чулок надевает­

ся на оболочку кабе­

 

ля и прочно закрепля­

 

ется

на его конце про­

П

волочным

бандажом

 

по наложенной

смоля­

 

ной ленте на длине не

Ф

менее 500 мм.

 

Необходимое

уси­

t s

лие тяжеиия на пря­

 

мых

участках

трассы

 

зависит от массы (се­

 

чения) кабеля и вели­

 

чины

коэффициента

 

трения:

 

 

 

 

P =

kq,

 

 

где q — масса кабеля, кг; k — коэффициент трения.

Значение коэффи­ циента трения при раз­ мотке и тяжении кабе­ ля составляет: при тяженни по земле (дну траншеи) 0,6—0,8; по роликам, когда сколь­ жение по земле исклю­

Рис. 6-16. Зажим для крепления ка­ беля к тросу.

а — общий вид и разрез; б — хомут со сто­ порным болтом; I — коническая звездочка с тремя секторными углублениями; 2—кор­ пус; 3 — головка: 4 — тяговый трос; 5—ко­ жух; 6 — жила кабеля; 7 — кабель.

21*

323