Файл: Регулирование качества продукции средствами активного контроля..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
Следовательно, для уменьшения ошибки от перекоса необходи мо уменьшать величину зазора в направляющих измерительного стержня и увеличивать расстояние между его опорами.
На рис. 25 изображена схема обработки детали на токарном станке. В данном случае принцип Аббе не соблюдается. Поэтому вследствие непрямолинейности направляющих станка А возникает ошибка от перекоса суппорта
8 = ^ а с р . |
(84) |
Для уменьшения погрешности от перекоса необходимо умень шать параметр а и увеличивать / или назначать более жесткие до пуски на непрямолинейность направляющих.
Пороги чувствительности. В метрологии под порогом чувстви тельности понимается наименьшее изменение измеряемой величи ны, способное вызывать малейшее изменение показаний прибора,
Рис. 25. Схема обработки де- |
Рис. 26. |
К определению погрешности об- |
тали на токарном станке |
|
ратного хода: |
|
а — схема |
стойки; б — схема деформации стойки |
т. е. такое изменение контролируемого параметра, на которое при бор способен реагировать. Однако понятие о пороге чувствительно сти, имеющее весьма важное значение также с точки зрения точно сти технологических систем, нуждается в более широком толкова нии.
Под п о р о г о м ч у в с т в и т е л ь н о с т и (в широком смысле) следует понимать минимальное изменение входного параметра си стемы, способное вызывать изменение ее выходного параметра. Вы ходным параметром может являться перемещение указателя отсчетного устройства измерительного прибора или исполнительного органа станка и т. д. Входным параметром может быть измеритель ный импульс, возникающий при контрольных операциях, или пере мещение Некоторого задающего устройства металлорежущего стан ка. Изменение выходных параметров может быть как плавным, так и скачкообразным.
75
К порогу чувствительности следует отнести погрешность обрат ного хода, возникающую при изменении направления движения в цепи передачи измерительной или технологической системы.
Определим погрешность обратного хода измерительной си стемы (рис. 26). При движении измерительного стержня внутрь корпуса прибора измерительное усилие складывается из силы на
тяжения |
пружины (создающей |
измерительное усилие), |
веса |
||
стержня |
и силы трения в механизме передачи |
прибора, т. е. |
|
||
|
|
PK = P„v-G„^Ft, |
|
(85) |
|
где Рп |
— измерительное усилие; |
|
|
|
|
Рщ, — сила натяжения пружины; |
|
|
|||
/ \ д |
— |
сила трения движения в механизме |
передачи прибора; |
||
G C T |
— вес измерительного стержня. |
|
на |
||
При движении измерительного |
стержня в противоположном |
правлении сила трения изменяет знак и начинает действовать про тив силы натяжения пружины и веса стержня. Измерительное уси лие в этом случае определяют по формуле
Р« = РПР + GCT - ^п, |
(86) |
где Fn-—сила трения покоя (движение в противоположном на правлении начинается из состояния покоя, а в начале дви жения должна быть преодолена сила статического тре ния) .
Таким образом, при изменении направления движения измери тельного стержня изменяется величина измерительного усилия
àPK = F, + Fn. |
(87) |
Указанный перепад измерительного усилия и является одним из основных источников возникновения погрешности обратного хода. Он приводит к изменению величины силовых деформаций звеньев измерительной (или технологической) цепи, вследствие чего возни кает погрешность показаний прибора или, в общем случае, рассог ласование между перемещениями входных и выходных элементов измерительных и технологических систем.
В процессе обработки на металлорежущих станках погрешность обратного хода возникает в копировальных системах при измене нии направления подачи режущего инструмента или при любых про цессах регулирования размеров, которые сопровождаются измене нием направления движения исполнительных органов станка.
Погрешность обратного хода, вызываемую изменением харак теристик сил трения в измерительных или технологических систе мах, следует оценивать по формуле
А і = І п ± £ ± г |
, |
( 8 8 ) |
где Д'п — суммарная (приведенная) жесткость системы.
76
Если стойка и кронштейн, в которых закреплен прибор, имеют форму, изображенную на рис. 26, б, то погрешность показаний, вы зываемая деформацией стойки под влиянием перепада измеритель ного усилия ДРИ , равна
(89)
где АІ — погрешность обратного хода; / с и / к — моменты инерции стойки и кронштейна;
Е— модуль упругости;
/— высота стойки;
а— длина кронштейна.
На этом же рисунке показано изменение силовых деформаций цепи закрепления прибора при прямом и обратном ходе измери
тельного стержня. |
|
|
При наиболее неблагоприятных условиях величина |
погрешнос |
|
ти обратного хода может достигать |
значения |
|
|
|
(90) |
Это происходит в том случае, |
если измерительный |
стержень |
прибора останавливается несколько раньше того момента, при ко тором фиксируется размер контролируемой детали.
Вторым источником возникновения погрешности обратного хода являются зазоры, имеющиеся в подвижных соединениях механиз мов измерительных или технологических систем. При изменении на правления силы трения изменяется направление силы, действую щей на звенья цепи передачи прибора, что приводит к смещению цапф в подшипниках и к изменению положения мгновенных осей
поворота звеньев |
кинематической цепи. |
Изменение |
положения |
мгновенных осей |
поворота зубчатых колес и рычагов |
приводит |
|
к изменению размеров плеч рычагов и к мгновенному |
изменению |
||
величин передаточных отношений. |
|
|
|
Влияние на передаточное отношение |
изменения |
мгновенных |
осей поворота рычагов схематично и условно показано на рис. 27. |
|
При использовании в качестве осей поворота |
шарикоподшипников |
погрешность обратного хода может возникать |
в результате зазоров |
в подшипниках. С точки зрения погрешности обратного хода, вызы |
ваемой зазорами, наиболее качественными |
осями поворота следует |
считать центровые и пружинные шарниры. |
Для предотвращения |
увеличения зазоров при износе цапф и подшипников оси поворота должны выполняться на камнях.
Для уменьшения погрешности обратного хода необходимо умень шать силу трения и зазоры, а также увеличивать жесткость изме рительных и технологических систем. Целесообразно вместо направ ляющих трения скольжения использовать направляющие трения ка чения или пружинные связи, у которых вообще отсутствуют внеш нее трение и зазоры. Необходимо более жестко закреплять измери-
77
тельные приборы |
и уменьшать |
количество |
подвижных |
соединений |
в измерительных |
и технологических цепях. |
|
|
|
Жесткость цепи закрепления |
прибора |
оказывает |
решающее |
влияние на величину погрешности обратного хода, поэтому указан ную погрешность желательно проверять в условиях реального за крепления приборов.
Если прибор установлен в стойке, для определения погрешности обратного хода можно воспользоваться следующим методом. При закрепленном универсальном приборе и установленной на измери тельной позиции контролируемой детали следует слегка нажать на корпус прибора или на кронштейн, в котором он закреплен, сначала сверху вниз, а затем снизу вверх. Разность показаний по шкале при-
Рис. 27. Влияние на передаточ ное отношение изменения мгно венных осей поворота рычагов:
/С, и К2 — мгновенные передаточные отношения; А и В — мгновенные оси поворота рычагов
бора характеризует погрешность обратного хода. Сущность данного способа заключается в том, что измерительный стержень переме щается в противоположных направлениях и, следовательно, изме няется знак силы трения. Тем самым искусственно создаются усло вия для возникновения погрешности обратного хода, что и фикси руется по шкале прибора.
Погрешность обратного хода может оказывать существенное влияние не только на точность показаний большинства приборов, но и на точность систем регулирования размеров, а также на точ ность любых технологических систем. Указанная погрешность про является не только при контроле биений, овальности и т. д., но и мо жет включаться в результат любого измерения. Необходимость включения погрешности обратного хода в состав погрешности по казаний приборов объясняется тем, что при контроле в производст венных условиях (в частности, при автоматическом контроле) из мерительный стержень прибора может перемещаться при измере нии и настройке в противоположных направлениях. Таким образом, погрешность обратного хода может носить как систематический, так и случайный характер.
Изменение характеристики сил трения приводит к возникнове нию порогов чувствительности другого вида. На рис. 28 условно изображена измерительная или технологическая система, входной орган / которой через упругий элемент 2 приводит в движение вы ходной орган 3. Если предположить, что в начальный момент вре-
78
мени система находилась в состоянии покоя, то для приведения ее в движение выходной орган 3 должен преодолеть силу статического трения. При этом важно, в каком направлении он двигался перед остановкой системы. Если перед остановкой входной орган переме щался в направлении, противоположном указанному стрелкой, то
для того чтобы |
выходной |
орган мог |
1 |
? |
|
^ |
||||
прийти в движение в направлении |
|
|||||||||
стрелки, первый должен |
переместиться |
"~ |
|
|
|
|||||
на |
величину |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д і = |
2Із* |
) |
( 9 |
1 ) 1 |
1 |
|
|
'/////////////л |
|
|
|
А~п |
|
|
|
Рис. 28. Порог |
чувствительно- |
||
„ „ „ |
К п — жесткость |
|
» |
|
сти, вызываемый |
скачкообраз- |
||||
где |
у п р у г о й с и с т е м ы |
н ы м |
п е |
р е М е щ е н и е м |
||||||
(упругого элемента |
2). |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Если полагать, |
что начальная |
де |
|
|
|
|
|||
формация привода отсутствует, то для приведения |
в движение вы |
|||||||||
ходного органа входной должен переместиться на величину |
||||||||||
|
|
|
|
|
А, = |
|
|
|
|
(92) |
|
|
|
|
|
Ап |
входной |
орган |
двигался |
||
|
Если же перед остановкой системы |
|||||||||
в направлении |
стрелки, то для приведения в движение |
выходного |
органа входной должен в том же направлении переместиться на величину
|
Дз = f |
= Jà=p£-, |
(93) |
|
А п |
An |
|
где |
A F — разность сил трения покоя и движения; |
|
|
/п |
и / д —- коэффициенты трения покоя и движения; |
|
Р— нормальное усилие.
Взависимости от того, для каких систем устанавливается вели чина порога чувствительности, параметром Р могут являться сила тяжести исполнительного органа станка, сила тяжести каретки из мерительного приспособления или нормальная реакция в подвиж ных соединениях измерительной цепи. Начало движения выходного
органа характеризуется неравенством Pynpj > ^ п , а остановка — неравенством F Ä > Рупр2 ; Р у п Р і и Р у т — силы деформации упру гой связи 2.
При одновременном движении входного и выходного органов системы, если скорость перемещения меньше или равна критиче ской, выходной орган перемещается скачками
Д4 = ( 1 - ^ - 2 ) ^ . |
(94) |
Наибольшее значение скачка соответствует весьма малым ско ростям перемещения при незатухающем процессе [124]. Величины Аз и Д4 характеризуют порог чувствительности второго вида. 06-
Эту формулу, а также формулы (92) — (94) см. в работе [124].
79