Файл: Регулирование качества продукции средствами активного контроля..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ный момент, а скорость его изменения в начальный момент естест­

венно принять нулевой.

 

 

 

 

В процессе решения в промежутке времени

(0, 7")

фиксируется

момент ti выхода функции

 

 

 

 

 

I / , (0 =

]/"(')+

 

 

(39Q)

за пределы допустимого интервала (г/в, Ун) •

 

 

 

В формуле (390)

под X i ( t )

понимается частное решение

урав­

нения (388) с правой

частью,

равной Zi(t).

Такого

рода

опыт

повторяется многократно. Отношение числа опытов, в которых не наблюдались выходы функции УІ(t) за пределы интервала (г/в, Ун) к общему числу произведенных опытов даст приближенное значе­ ние искомой вероятности

Р U/H <У(П<

Ун'Т]

 

( 3 9 1 )

сохранения параметра системы в заданных

пределах

(і/в. Уп) за

время Т.

 

 

 

Кроме того, в результате статистической

обработки

полученных

значений моментов выхода параметра за заданные пределы можно получить функцию распределения вероятностей этих моментов.

Показатели точностной надежности, определенные с помощью рассмотренных методов теории случайных функций, позволяют су­ дить об ожидаемой длительности сохранения определяющих пока­ зателей качества работы систем регулирования размеров в уста­ новленных границах.

Количественная оценка точностной надежности систем автома­ тического контроля и регулирования размеров сопряжена со зна­ чительными трудностями, так как отказы точности носят неявный характер и для их обнаружения требуются специальные приемы.

Для количественной оценки грубых или ложных отказов точно­ сти может быть использована методика форсированных испытаний, позволяющая получить исходные статистические данные. Эта мето­ дика основана на регистрации результатов контроля тест-образцов, представляющих собой контролируемые изделия, рабочие размеры которых лежат вне зоны возможных собственно случайных погреш­ ностей (т. е. отстоят от границ настройки на величины, при которых исключается влияние негрубых или неложных отказов на результа­ ты испытаний). В этом случае предусматривается режим испыта­ ний, при котором вероятность неправильного контроля тест-образ­ цов, вычисляемая в результате обработки полученных опытных дан­ ных, численно равна интенсивности грубых или ложных отказов точности, являющейся показателем точностной надежности систем автоматического контроля и регулирования размеров. При исполь­ зовании данной методики целесообразно предусмотреть прерыви­ стый режим контроля тест-образцов с последующим суммирова­ нием результатов испытаний.

Возможность осуществления прерывистого режима испытаний имеет важное практическое значение, так как позволяет сочетать

335


нормальную работу системы с периодической проверкой тест-образ­ цов и, следовательно, вести систематическое наблюдение за состоя­ нием точностной надежности систем регулирования при их промыш­ ленной эксплуатации.

§ 45. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ О Б Е С П Е Ч Е Н И Я И П О В Ы Ш Е Н И Я ТОЧНОСТИ И Н А Д Е Ж Н О С Т И СИСТЕМ Р Е Г У Л И Р О В А Н И Я РАЗМЕРОВ

Современные системы регулирования размеров представляют со­ бой сложные восстанавливаемые системы, содержащие большое число функциональных блоков, отличающихся по назначению, принципу действия и конструкции. При разработке методов обна­

ружения

источников

отказов необходимо учитывать специфику

каждого

блока. Однако методы

обнаружения, предусматривающие

контроль

элементов

сразу всех

блоков, являются чрезмерно гро­

моздкими для применения в производственных условиях. Поэтому целесообразно использовать метод последовательного анализа, при котором обнаружение источников отказов принято производить по уровням. При этом существенно упрощается математическое описа­ ние процесса возникновения отказов для каждого уровня.

Для выбора методов обнаружения источников отказов на первом уровне отдельные функциональные блоки, входящие в систему регу­ лирования размеров, должны быть объединены в более крупные структурные единицы — подсистемы. В одну подсистему необходимо включать блоки, в которых процесс возникновения отказов точности вследствие отказов элементов имеет близкий физический харак­ тер. Система регулирования размеров может состоять из следующих основных подсистем: подсистемы контроля деталей, содержащей блоки базирования и измерения деталей (с датчиком); подсистемы передачи информации о результатах контроля, содержащей блоки: пороговый, преобразования, усилительный, логический, «памяти», вычислительный (счетно-решающий); подсистемы управления, со­ держащие блоки синхронизации перемещений и программирующий, а также исполнительный блок; подсистемы транспортирования проконтролированных деталей и др.

Как показывает анализ, в современных автоматических систе­ мах регулирования влияние устройств передачи информации о ре­ зультатах контроля и транспортирования (адресования) проконтро­ лированных деталей на возникновение отказов точности соизмери­ мо с влиянием собственно контрольного устройства.

Возможные источники отказов точности могут быть условно раз­ делены на три группы.

К первой группе относятся источники отказов, связанные с ре­ гулярной рассинхронизацией перемещений и электрических сигналов, необоснованным назначением погрешности контроля и регулирования, неправильным выбором параметров электрической и пневматической схем и т. д. Для обнаружения этих источников от­ казов не требуется применения специальных методов.

336


Ко, второй группе относятся источники отказов точности, возни­ кающие из-за внезапных устойчивых отказов элементов, не при­ водящих к нарушению автоматической работы системы регулирова­ ния. Такие источники внешне могут проявляться в виде систематиче­ ского нарушения (ухода) допустимой погрешности размеров дета­ лей. Для обнаружения данных источников отказов применим поиск отказавших элементов.

К третьей группе относятся источники отказов точности, возни­ кающие из-за внезапных самоустраняющихся отказов элементов. Эти отказы являются следствием совместного воздействия большо­ го числа внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, при­ сущих данному экземпляру системы в конкретных условиях экс­ плуатации. Главными причинами возникновения самоустраняю­ щихся отказов точности являются в основном грубые погрешности контроля при измерении деталей, ложные сигналы, возникающие в подсистеме передачи информации, и самопроизвольные попадания деталей в бункеры размерных групп из-за отказов элементов транс­ портной подсистемы проконтролированных деталей.

Д л я обнаружения всех этих источников отказов необходима их автоматическая индикация в эксплуатационном режиме.

Метод оптимального поиска источников устойчивых отказов точ­ ности предусматривает выбор как оптимальной глубины обнаруже­ ния источников отказов, определяющей общее количество необходи­ мых тестов, так и оптимальной последовательности проведения этих тестов, т. е. оптимального алгоритма поиска.

Выбор глубины обнаружения определяется оптимальным соот­ ношением затрат, связанных, с одной стороны, с проведением не­ обходимых тестов, а с другой — с удалением вместе с отказавшими элементами заведомо исправных. Объем последних затрат тесно связан с рациональным объединением элементов проверяемой сис­ темы в узлы. При выборе оптимального алгоритма поиска источ­ ников отказов в сложных системах, в частности, в системах регули­ рования, необходимо учитывать априорную вероятность работоспо­ собного состояния (или состояния отказа) проверяемых элементов или блоков, затраты на проведение отдельных тестов и вероятность ошибок аппаратуры, применяемой для поиска. Эти ошибки могут приводить как к пропуску отказавших элементов, так и к ложному забракованию исправных.

Наличие большого числа подобных случайных параметров су­ щественно затрудняет выбор оптимального алгоритма, так как в за­ висимости от результатов каждого теста необходим пересчет поряд­ ка всех оставшихся тестов в соответствии с принятым критерием оптимизации поиска.

Построение оптимального алгоритма поиска существенно упро­ щается, если затраты на проведение любого теста одинаковы, и для их проведения не требуется специальной аппаратуры, В этом случае критерием оптимального алгоритма поиска становится минимиза­ ция математического ожидания времени поиска отказавшего эле-

22—288!

337



мента, что полностью совпадает с используемым в теории информа­ ции методом построения кода Фэно-Шенона, известным также как метод «половинного разбиения». Этот метод основан на получении наибольшего количества информации и вытекает из функции, опре­

деляющей энтропию опыта с двумя взаимоисключающими

исхода­

ми, имеющими вероятность возникновения Pu)

— Р. В этом

слу­

чае энтропия опыта

 

 

 

 

 

 

Н{р) =

- Р • log Р -

(1 -

Р) • log (1 -

Р).

 

(392)

Следовательно,

наибольшее

количество информации,

соответ­

ствующее максимальному значению

энтропии,

достигается

при

Р = 0,5.

 

 

 

 

 

 

Применение метода «половинного

разбиения»

для оптимально­

го поиска источников устойчивых отказов точности систем регули­ рования сводится к весьма простой практической процедуре. Для того чтобы процесс поиска закончился при минимальном числе тестов, необходимо перед каждым из них разбивать проверяемое множество элементов или блоков на два подмножества так, чтобы суммарные априорные вероятности отказов элементов, попавших

вкаждое подмножество, были равны или как можно более близки.

Впоследнем случае алгоритм поиска будет близок к оптимальному. Указанные выше условия применения метода «половинного разби­ ения» для оптимизации алгоритма поиска источников устойчивых отказов легко могут быть выполнены в системах регулирования, ес­ ли в каждом тесте через систему пропускается в одинаковом режи­ ме одна и та же контрольная партия деталей. Для обнаружения отказавшего элемента (блока) в контрольных точках проверяемого канала, соответствующих «половинному разбиению» проверяемого при данном тесте подмножества элементов (блоков), принудительно прерывается поток информации, передаваемый от измеряемого из­ делия к исполнительному блоку.

При обнаружении источников самоустраняющихся отказов точ­ ности (сбоев) поиск, предусматривающий проведение последова­ тельных тестов, может не дать результатов, так как самовосстанов­ ление отказавшего элемента может произойти до окончания необ­ ходимых тестов. Учитывая это, а также высокое быстродействие современных систем и тесную связь тех или иных источников само­ устраняющихся отказов с режимами эксплуатации, необходима разработка методов автоматической индикации подобных отказов в эксплуатационном режиме систем регулирования. Автоматическая индикация самоустраняющихся отказов в системах регулирования может производиться с помощью как универсальных, так и спе­ циальных средств. Из универсальных средств могут быть использо­ ваны быстродействующие счетчики импульсов и многоканальные самописцы. Использование счетчиков импульсов позволяет оценить предельную погрешность контроля в эксплуатационном режиме под­ системы контроля, выявить отдельные источники грубых погрешно-