Файл: Пустовойтенко И.П. Предупреждение и ликвидация аварий в бурении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предыдущего долота в твердых и средней твердости породах не­ обходимо прорабатывать. Особенно опасно спускать без прора­ ботки четырехшарошечное долото в интервал работы предыдущего трехшарошечного долота, а также спускать пикообразное долото после работы трехшарошечного.

Для предупреждения заклинивания долота в призабойной зоне

отработанное предыдущее долото осматривают, замеряют

диаметр

и по износу определяют условия работы спускаемого

долота

в призабойной зоне. Если поднятое долото имеет значительную по­ терю диаметра, люфты в опорах и сработку периферийных зубьев, значит скважина сужена у забоя. Поэтому в твердых породах ин­

тервал бурения предыдущим

долотом прорабатывают

полностью

с нагрузкой не более 3 тс, а

в мягких и

средней твердости поро­

дах — прорабатывают 1/3

нижней

части

предыдущего

интервала.

В случае возможного

спуска

долота

без проработки при тур-

Рис. 13. Схема монтажа ро­ торного моментомера.

бинном бурении 2—3 мин работают с нагрузкой 2—3 тс, а затем нагрузку плавно доводят до необходимой. Нагружать долото сле­ дует плавно. При роторном бурении долото обкатывают 10 мин.

На окончание работы долота указывает резкое снижение ско­ рости проходки и торможение турбобура. У нормально изношен­ ного шарошечного долота, например № 11, зубья сработаны на 80%, и люфт опор составляет не более 2 мм, а уменьшение диа­ метра — не более чем на 5—7 мм.

Как известно, около 60% аварий с долотами происходит вслед­ ствие работы ими при заклиненных опорах. Этого вида аварий можно полностью избежать, применяя моментомеры для опреде­ ления момента заклинивания шарошек долота. Опыт широкого применения их на предприятиях объединений Куйбышевнефть и Ставропольнефтегаз дает основание утверждать, что это самый эф­ фективный способ предупреждения аварий с долотами [32, 54].

Моментомер можно применять при роторном и турбинном бу­ рении. В последнем случае бурение ведется с медленным враще­ нием бурильной колонны. Учитывая, что применение роторного моментомера является в настоящее время самым эффективным средством предупреждения поломок шарошек долот, мы более под­ робно приводим описание приемов работы с ним.

101


Моментомер с гидравлическим датчиком, показанный на рис. 13, предназначен для определения и регистрации крутящего момента, передаваемого ротором на бурильную колонну. С его помощью фиксируются изменения момента вращения, что в свою очередь дает возможность определить момент заклинивания долота, а сле­ довательно, и момент необходимого начала подъема долота. Мо­ ментомер состоит из плиты /, прикрепляемой к раме 2, на которой

смонтирован

трансформатор гидравлического

индикатора веса 3

с траверсой 4,

на которой закреплена звездочка

5.

Принцип работы роторного моментомера состоит в следующем. При вращении ротора усилие натяжения нижней ветви цепи ротора передается на звездочку моментомера 5, которое через траверсу4 передается на гидравлический трансформатор. Здесь усилие пре­ образуется в давление и воспринимается показывающим и пишу­ щим приборами индикатора веса. С их помощью осуществляется регистрация крутящего момента.

Монтаж роторного моментомера на буровой осуществляется следующим образом. С гидравлического трансформатора, входя­

щего в комплект

роторного моментомера, снимают все

обоймы

с роликами', и в

крышку ввертывают специальный болт

(M 20Х

ХІ,5) . Снимают цепь ротора и вскрывают пол под местом ее раз­ мещения. Моментомер устанавливают крепежной плитой на балку вышечного основания звездочкой в сторону лебедки, чтобы звез­ дочка находилась посередине расстояния между центрами цепных колес лебедки и ротора. Регулировочными шайбами, прокладывае­ мыми на штифты рамы, предупреждаются поперечные и продоль­ ные перемещения корпуса трансформатора. Рядом с индикатором веса устанавливают показывающий и пишущий приборы роторного моментомера и обвязывают трубками. Трубка, идущая к гидро­ трансформатору, проходит под полом буровой. Гидротрансформа­ тор заполняют жидкостью и закрепляют на раме, после чего на­ девают роторную цепь и регулируют высоту установки звездочки. Прогиб цепи ротора внутрь должен быть равен 5—12°.

Нулевое движение индикатора веса устанавливается на 20 делении. Момент заклинивания шарошек определяют по резкому изменению величины крутящего момента. Продолжительность этого изменения должна составлять 3—5 мин. Меньшая продол­ жительность может быть вызвана изменением крепости пород или неравномерной подачей нагрузки. Бурение при повышенном кру­ тящем моменте может привести к поломке долота.

Целесообразно вместо пишущего прибора индикатора веса в комплекте роторного моментомера иметь пишущий прибор с лен­ топротяжным механизмом.

При бурении ротором с постоянными параметрами режима в случае заклинивания шарошек пишущий прибор показывает рез­ кое и неравномерное увеличение крутящего момента ротора, как показано на рис. 14. При турбинном бурении увеличение крутя­ щего момента меньше, но оно также четко фиксируется пишущим

102


прибором. При турбинном бурении колонна вращается от аварий­ ного привода со скоростью 4—6 об/мин. Как известно, реактивный крутящий момент, передаваемый колонне бурильных труб от тур­ бобура, равен по величине крутящему моменту на долоте, поэтому при повороте бурильной колонны возникший реактивный момент преодолевается, и величина его фиксируется роторным моментомером.

Эффективными средствами предупреждения аварий с шаро­ шечными долотами оказалась проверка вертикального смещения

Рис. 14. Запись

показателя

моментомера при

турбин­

 

 

 

ном бурении:

 

 

1—2 — работа

долота

с незаклиненными

опорами;

2—3 — ра­

бота долота

с

заклиненными

опорами;

4—5 — отключение

моментомера

(наращивание, остановки и д р . ) .

шарошек долот с помощью прибора, разработанного в Невиномысской РИДС [76].

При обнаружении повторяющихся случаев высыпания шариков и роликов опор долот забой очищают с помощью магниевого фре­ зера, спускаемого со шламометаллоуловителем.

При подходе к башмаку обсадной колонны бурильную колонну следует поднимать замедленно. Отвинчивать долото надо при за­ крытом устье скважины, после подъема бурильной колонны. Не­ обходимо выявить степень сработки долота для выбора условий спуска и работы нового долота.

103

Алмазные долота

Алмазные долота требуют более тщательной подготовки ствола

скважины, дополнительных

работ при подготовке к спуску долота

и повышенного контроля

за спуском и

работой долота. Работы

должны быть проведены в

соответствии

с инструкцией ВНИИБТ

с поправками на условия района. При эксплуатации алмазного до­ лота надо особое внимание обратить на проведение следующих работ:

— тщательный контроль за состоянием бурильной колонны

сцелью выявления мест утечек бурового раствора;

содержание в чистоте и порядке площадки внутри фонаря вышки, чтобы исключить падение посторонних предметов в сква­ жину;

— установку обтирателей на бурильную колонну для преду­ преждения попадания посторонних предметов в скважину;

— подготовку всего наземного оборудования для длительной

ибезаварийной работы;

очистку забоя от всех видов металлических частиц и пред­ метов до спуска долота и профилактические спуски металлоуловителей в процессе бурения. Над алмазным долотом следует уста­ навливать шламометаллоуловители;

контроль за параметрами бурового раствора согласно гео­ лого-техническому наряду и обеспечение поддержания их в про­ цессе работ в скважине, так как изменение вязкости и количества шлама ведет к быстрому образованию сальников; для предупреж­

дения образования сальников в буровой раствор следует

добав­

лять нефть, графит и поверхностно-активные

вещества;

образовав­

шиеся сальники

ликвидируются при расхаживании

инструмента

с интенсивной промывкой;

 

 

 

— спускать алмазные долота необходимо замедленно, особенно

в зонах сужения

ствола скважины, в местах

возможных

посадок

и затяжек, а также в зоне каверн, где могут

быть задержки спус­

каемой колонны;

 

 

 

 

— отрывать долота от забоя следует медленно и при усилен­ ной промывке: после подъема колонны на длину ведущей трубы приступить к проведению дальнейших намеченных работ;

— при вынужденных остановках для ремонта оборудования в процессе бурения скважины бурильную колонну необходимо под­ нимать в башмак обсадной колонны независимо от продолжитель­ ности ремонта;

планировать профилактические подъемы бурильной колонны через определенный период работы алмазного долота, исходя из условий бурения в данном районе;

установить чехол-отражатель на валу турбобура;

— с алмазным долотом целесообразно применять турбобуры с непроточной пятой или с шаровыми опорами.

104


§ 5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АВАРИЙ ПРИ КРЕПЛЕНИИ СКВАЖИН

ОБСАДНЫМИ КОЛОННАМИ

Крепление скважины — один из ответственных моментов, поэтому все работы проводят по заранее составленному и утвер­ жденному плану в соответствии с действующей «Инструкцией по

спуску и

цементированию обсадных колонн» (ВНИИБТ, 1968)

и с учетом

специфических условий работы на данной площади.

При подготовке плана спуска обсадной колонны и разработке мероприятий по безаварийному креплению скважины особое внима­ ние обращается на следующее.

Перед началом спуска обсадной колонны необходимо проверить состояние фундаментов под вышку и оборудование; все спускоподъемное, буровое и противовыбросовое оборудование; соответ­ ствие плашек превентора размеру спускаемых труб; КИП, задвижки; центровку вышки и т. д. Обнаруженные неисправности устраняются до спуска колонны.

Для предупреждения аварий во время проработки ствола надо исключить остановки бурильной колонны на длительное время и по достижении забоя промыть скважину не менее чем в течение 1,5—2 циклов до полного выравнивания параметров бурового раствора.

Трубы, предназначенные для спуска в скважину, подвергают полной контрольной проверке: выявляют закаты, плены, раковины, риски, трещины. Трубы с такими дефектами удаляют. Проверяют кривизну труб. Трубы, у которых кривизна концевых участков более 1,3 мм на 1 м и у которых в средней части стрела прогиба более 1/2000 ее длины, в скважину не спускают. Резьба труб и муфт не должна иметь заусениц, рванин и других дефектов, нарушающих ее непрерывность, прочность и плотность соединения.

Торец закрепленной муфты должен совпадать с последней

риской резьбы

с допуском

± 1 нитка.

 

 

 

 

 

Трубы подвергают гидравлическому испытанию водой с выдерж­

кой

в течение

30 с

на

давление, соответствующее

0,8

предела

текучести для

труб диаметром до 219 мм и 0,6 предела

текучести

для труб диаметром свыше 219 мм.

 

 

 

 

 

При транспортировании обсадные трубы

должны

иметь опоры

не

более чем

через

8—9

м при их длине

10—12

м.

Нагружать

и разгружать трубы

следует с помощью кранов или накатов.

Детали низа обсадной колонны перед спуском в скважину тщательно проверяют для предупреждения оставления цементного раствора в колонне. Необходимо замерить пространство между

муфтой и

тарелкой

обратного клапана,

которое должно быть

не менее 8—10 мм. Следует особенно тщательно проверить размеры

обратного

клапана,

которые должны быть

в пределах, указанных

в нормали, так как из-за его поломок происходит много аварий.

Свободный

ход тарелки клапана

должен быть не менее

30 мм,

и тарелка

не должна доходить до

торца трубы. Проходное

сечение

105


в корпусе клапана

должно быть не менее 40 см2 для 146-мм труб

и 50 см2 для 168-мм

труб.

Перед укладкой трубы на мостки каждую муфту необходимо обстукивать кувалдой весом 1—2 кгс с целью выявления муфт с неправильной термообработкой, у которых от постукивания вследствие высоких закалочных напряжений образуются продоль­

ные трещины и излом. Особенно необходима такая

проверка

во время спуска обсадных колонн зимой при температуре

воздуха

ниже —30° С.

 

Для центрирования верхнего конца трубы целесообразно при­

менять комплекс

соответствующих приспособлений

(пневматиче­

ский центратор .и т. д.).

 

 

Перёд спуском

колонны проверяют горизонтальность

ротора

и состояние опорных поверхностей элеватора с целью

исключения

односторонней нагрузки на муфту и возникновения вырыва

трубы

из муфты. Спускать колонну необходимо с помощью клиньев,

встроенных в ротор, или слайдера.

 

 

 

 

При спуске колонны в газовую

скважину

следует использовать

смазку УС-1 для соединений муфты

с трубой. В особых случаях

обсадные

колонны

надо

спускать

с

применением

моментомеров,

контролирующих крутящий момент при свинчивании труб.

По данным АзНИПИнефть, крутящий момент для крепления

резьбовых

соединений обсадных

труб по ГОСТ 632—64 должен

соответствовать величинам, указанным в табл. 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

 

Величина

крутящего

момента

 

 

Величина

крутящего момента

Диаметиаметр

для свинчивания трубы, к г С ' М

Диаметр

для свинчивания трубы, кгс•м

трубы, мм

средняя

максимальная

трубы, мм

средняя

максимальная

 

 

 

114

200

190—220

 

245

1400

1350—1700

127

280

260—300

 

273

1630

1550—1700

140

.390

360—420

 

299

1850

1800-2000

146

' 450

420—480

 

324

2020

2000—2100

168

670

630—700

 

340

2130

2100—2200

178

770

730—800

 

407

2510

2400—2600

194

930

900—1000

 

508

2890

2800—3000

219

1150

1100—1200

 

 

 

 

Муфтовые соединения нижних труб после закрепления машин­ ными ключами обваривают с соблюдением действующих правил. Обваривание муфт с целью усиления резьбового соединения запрещается.

Целесообразно устанавливать автоматические обратные клапаны для заполнения обсадных труб, в противном случае последние необходимо доливать после спуска каждых 5—10 труб с помощью специального устройства для долива.

106