Файл: Пустовойтенко И.П. Предупреждение и ликвидация аварий в бурении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
пересечения последней прямой со шкалой d3 показывает диаметр
необходимого заряда |
в мм. |
||
По |
диаметру заряда можно определить допустимую глубину |
||
спуска |
торпеды, зная плотность бурового раствора. |
||
Диаметр заряда |
для |
обрыва легкосплавных труб из сплава |
|
Д16Т |
при прочих равных |
условиях в 1,15—1,3 раза меньше, чем |
для стальных труб. Для обрыва колонны в замковом и муфтовом
соединениях |
в муфтовом требуется заряд |
соответственно |
в |
1,5—2 |
и в 2—3 раза |
меньше, чем для обрыва по телу трубы. |
|
|
|
. При многократном торпедировании в |
одном месте в |
зону |
пре |
|
дыдущего взрыва спускается шаблон. |
|
|
|
Рис. 91. Номограмма для определения диаметра заряда:
а — ствол скважины о б с а ж е н колонной о б с а д н ы х труб; б — ствол скважины не о б с а ж е н .
Порядок работы при обрыве труб следующий. Определяют место прихвата труб с помощью прихватоопределителя, натяги вают колонну при максимальном усилии и спускают в нее сначала шаблон, а затем торпеду и производят взрыв. После подъема тор педы восстанавливают циркуляцию бурового раствора и делают попытки поднять бурильную колонну при помощи талевой системы. Как показал опыт, бурильные колонны не извлекаются сразу после торпедирования без приложения значительных усилий, поэтому после торпедирования следует расхаживать колонну и проворачи вать ее с помощью ротора, но без больших усилий. Хорошие ре зультаты дает натяжение колонны с помощью гидравлических домкратов.
Извлечение бурильной колонны по частям. Отвинчивание бу рильной колонны с правой резьбой, находящейся в скважине,— процесс сложный, требует опыта и большой осторожности. Причи-
17 Зак . № 545 |
257 |
нами осложнения аварии могут быть, например, отвинчивание не
одного резьбового соединения, а сразу нескольких |
(в результате |
|||
чего отвинченные части бурильной колонны |
могут |
встать в два |
||
ряда в стволе |
скважины), отклонение верха |
бурильной |
колонны |
|
в сторону от |
центра ловильного инструмента, |
поломка |
бурильной |
колонны с левой резьбой в момент отвинчивания колонны с правой резьбой и т. д. Поэтому прежде чем выбирать метод извлечения колонны,, если применение ванн оказалось не эффективным, сле дует изучить технические и геологические условия проходки сква жины и состояние прихваченной колонны. При этом необходимо выполнить следующее.
1. Сопоставить размеры скважины и размеры бурильной ко лонны. Если диаметр скважины меньше двух диаметров буриль ных труб, то бурильную колонну можно развинчивать, в противном случае при отвинчивании трубы могут встать в два ряда.
2. Уточнить вид и качество бурильных труб и их соединений. Если бурильная колонна состоит из труб с приваренными полузам ками и из труб, на которых замки навинчены горячим методом крепления, то исключается возможность отвинчивания одного нип пеля или одной муфты. Когда прихваченная колонна состоит из труб второго класса и ниже, вероятность обрыва и развинчивания труб одновременно в нескольких местах увеличивается, поэтому при отвинчивании бурильной колонны авария может усложниться. Изношенность труб и соединений, входящих в комплект прихвачен ной бурильной колонны, является одним из факторов, свидетельст вующих р пользе торпедирования.
. 3. Выяснить конструкцию скважины. Если прихваченная ко лонна выходит немного ниже башмака предыдущей колонны, то имеются все основания рассчитывать на успех развинчивания бу рильной колонны. Если же в интервале развинчивания скважина не перекрыта обсадными трубами и имеется большое число ка верн, успешность развинчивания колонны маловероятна. Чем глубже скважина и чем больше выход бурильной колонны ниже башмака обсадной, тем труднее развинчивать ее.
4. Развинчивание бурильной колонны будет успешным, если по роды, слагающие разрез, твердые, а ствол скважины имеет незна чительную кривизну.
Чтобы процесс развинчивания колонны прошел успешно, необ ходимо тщательно выполнить все выработанные многолетней прак тикой требования к технологии развинчивания бурильной колонны по частям:
— никогда не следует развинчивать бурильные трубы большого диаметра; применение, например, 114-мм левых бурильных труб для развинчивания 141 или 168-мм труб может только усложнить состояние прихваченной колонны;
— прежде чем приступить к развинчиванию бурильной ко лонны, необходимо обеспечить вращение ротора с минимальной скоростью (20—40 об/мин), для чего следует проверить соотноше-
258
ние чисел зубьев на звездочках привода |
ротора на подъемном валу |
и на валу ротора и при необходимости |
сменить их; кроме умень |
шения числа оборотов ротора, этим достигается передача ротору максимальных усилий от привода и плавность отвинчивания;
— ловильный инструмент, спускаемый для соединения труб и последующего их развинчивания, должен иметь направляющую воронку, а метчики — центрирующее приспособление с воронкой; размер воронки должен быть максимально допустимым;
—левые бурильные трубы нельзя соединять в свечи на муф тах; муфтовые соединения сами (в данных условиях) являются источником аварии;
—ведущая труба до начала развинчивания должна выступать над ротором не менее чем на 2 м.
Нельзя допускать офрезерование бурильных труб обсадными трубами без надетого на конец их кольцевого фрезера; в большин стве случаев это приводило к оставлению обсадных труб в коль цевом пространстве, так как зубья в данном случае являлись над резом в обсадной трубе, которая, имея небольшую толщину, при непродолжительной работе в кольцевом пространстве разры вается.
При развинчивании бурильной колонны необходимо следить за креплением ствола вертлюга к ведущей трубе. Наблюдается много случаев развинчивания труб в этом соединении из-за недо смотра за состоянием резьб. Перед работой левыми бурильными трубами следует обязательно устанавливать верньер-манометр ин дикатора веса. Этот прибор фиксирует малейшие изменения веса бурильной колонны, по которым судят о степени отвинчивания ко лонны.
Для предупреждения поломок бурильных ключей при соединени свечей необходимо на один-два витка замковой резьбы ниппеля подматывать нити пенькового каната, что намного облегчает раз винчивание колонны при подъеме. В других случаях для ускорения развинчивания поднимаемой колонны бурильных труб подогревают замковое соединение кислородными горелками или паяльными лампами.
Из изложенного следует, что развинчивать бурильную колонну следует в крайнем случае, если имеются соответствующие благо приятные условия или если нельзя пропустить в колонну торпеду
с |
установкой ее над |
верхней границей прихвата, например, когда |
в |
середине колонны |
или в верхней части ее установлен перевод |
ник с небольшим проходным отверстием или когда произошел при хват колонны после обрыва ее в верхней части, а соединение мет чика с инструментом не позволяет пропустить торпеду.
Перед работой левыми бурильными трубами натягивают пра вую бурильную колонну с усилием, равным весу колонны, и вра щают ее влево. В момент отвинчивания происходит прыжок колонны. После извлечения отвинченных правых труб продол жают развинчивание колонны левыми бурильными трубами до
17* |
259 |
предполагаемого места прихвата без офрезерования находящейся
вскважине части колонны.
Кприхваченному участку бурильной колонны спускают коль цевой фрезер, который прикрепляется к обсадным трубам. Длина последних должна быть на 2—3 м больше длины офрезеровываемой свечи или трубы. В последнее время вместо обсадных труб спускают корпус турбобура с верхним переводником. К нижней
части |
корпуса |
прикрепляют кольцевой |
фрезер, который может |
быть |
правым |
и левым, но предпочтение |
надо отдавать правому |
фрезеру, так как при фрезеровании левым фрезером возможно отвинчивание правых бурильных труб, находящихся в скважине. Для работы левым фрезером, закрепленным на обсадных трубах или на корпусе турбобура, перерезают резьбу с правой на левую. Фрезеруют бурильные трубы с помощью ротора при скорости вра щения колонны не более 60—80 об/мин с нагрузкой 2—6 тс и скорости восходящего потока жидкости не менее 1,2 м/с.
После фрезерования бурильных труб на длину фрезера с об садными трубами скважину промывают до тех пор, пока не выравняется удельный вес бурового раствора, и поднимают фрезер. При промывке нельзя оставлять фрезер без движения, так как может произойти прихват его. Затем спускают левые бурильные трубы и
отвинчивают |
часть |
правой бурильной колонны, |
находящейся |
в скважине. |
Далее |
последовательно фрезерованием |
отвинчивают |
очередные трубы. Метчик, колокол, направляющие воронки и тип фрезера выбирают, исходя из указаний, изложенных при описании
ловильного инструмента |
в главе |
IV. После |
развинчивания всех бу |
|||||
рильных труб устанавливают цементный мост и забуривают |
новый |
|||||||
ствол. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Следует отметить еще одну особенность при фрезеровании бу |
|||||||
рильных труб, находящихся в скважине, — трудность ввода |
трубы |
|||||||
в |
кольцевой фрезер. Как известно, кольцевой зазор более |
25 мм |
||||||
не |
всегда |
обеспечивает |
заход |
трубы на |
фрезер |
сразу, так |
как |
|
в очень редких случаях труба стоит по центру. В большинстве |
слу |
|||||||
чаев фрезер становится на трубу. Легкими |
поворотами его при не |
|||||||
большой |
нагрузке (до 0,5—2,0 тс) можно |
ввести |
трубу во фрезер, |
но не всегда. В интервале залегания твердых пород можно повы сить нагрузку на верх фрезеруемых труб до 10—12 тс. Увеличение
нагрузки |
на крюке свидетельствует о том, что фрезер |
заходит |
||
в кольцевое пространство, а легкость |
вращения ротора |
(что видно |
||
по работе |
ротора и цепной передачи) |
подтверждает, |
что |
фрезер |
находится в кольцевом пространстве.
В последнее время отдельными предприятиями накоплен опыт извлечения прихваченной бурильной колонны по частям правыми бурильными трубами в сочетании с применением торпед из детони рующего шнура. В этом случае для развинчивания прихваченной бурильной колонны проводят работы в следующей последователь ности. Определяют верхнюю границу прихвата прихватоопределителем. Свободную часть бурильной колонны отсоединяют торпедой
260