Файл: Пустовойтенко И.П. Предупреждение и ликвидация аварий в бурении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

из детонирующего шнура по методу, описанному ранее. Затем спускают фрезер на обсадных трубах и офрезеровывают верх­ ние трубы одну-две, а по возможности и больше. Соединяют из­ влекаемые трубы с бурильной колонной. Спускают прихватоопределитель и уточняют верхнюю границу прихвата. Возможно ока­ жутся неприхваченными и трубы, находящиеся ниже офрезерованных. Тогда свободную часть колонны отсоединяют с помощью взрыва торпеды из детонирующего шнура над верхней границей прихвата. Следует подчеркнуть, что после офрезерования труб обязательно надо спускать прихватоопределитель, так как во мно­ гих случаях прихват распространяется на большую длину, хотя он может быть в нескольких интервалах.

§2. ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙ

СЗАБОЙНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

Ликвидация аварий с турбобурами

итурбодолотами

Овозникновении аварии с турбобуром свидетельствует резкое падение давления бурового раствора почти без потери веса ко­ лонны.

При срыве замковой резьбы верхнего переводника турбобура спускают ловитель или труболовку, показанную на рис. 27—29. Если замковая резьба муфты в относительно хорошем состоянии, спускают метчик-калибр или новый замковый ниппель. Соединяют

их с оставленным турбобуром согласно правилам

эксплуатации

выбранного ловильного инструмента,

помня о

необходимости

спуска ловильного инструмента в

соответствующих условиях

с центрирующим приспособлением.

 

 

При срыве резьбы, соединяющей переводник с корпусом турбо­ бура или секции между собой, спускают резьбовой калибр или но­ вый переводник. Последний спускают в том случае, когда предпо­ лагают, что резьба корпуса турбобура не нарушена и доступ к ней не закрыт. Если позволяет диаметр скважины, то для извлечения турбобура спускают трубную ловушку, представляющую собой от­ резок обсадной трубы с вмятинами, или ловитель турбобуров кон­ струкции А. В. Алянчикова для захвата турбобура под ниппель.

При поломке корпуса, когда часть статоров оказывается от­ крытой или когда отвинтился ниппель, т. е. когда все статоры от­ крыты, для извлечения узлов турбобуров спускают трубную ло­ вушку с вмятинами по телу для заклинивания в них турбобуров. Размер обсадной трубы для изготовления трубной ловушки под­ бирают по табл. 56. Чтобы убедиться в том, что турбобур на­ ходится в ловушке, приподнимают колонну на 1—5 м над забоем и медленно восстанавливают циркуляцию бурового раствора. Уве­ личение давления указывает на соединение ловушки с турбо­ буром.

261


Т а б л и ц а 56

 

 

 

Наружный

Размеры труб, реко­

 

Наружный

 

мендованных для

 

Длина

диаметр

 

диаметр

изготовления

трубных

Шифифр турбобура

турбобура,

статора и

ловушек, мм

турбобура,

подпятника

 

 

 

мм

 

 

 

мм

турбобура,

 

тэлщина

 

 

диаметр

 

 

мм

 

 

 

стенки

Т12МЗБ-240

240

8 275

205

245

7—12

Т12РТ-240

240

8 275

205

245

7—12

ТС5Б-240

240

15 030

205

245

7—12

ЗТС5Б-240

240

21 780

205

245

7—12

ЗТСШ-240

235/240

23 550

205

245

7—12

А9К5Са

240

15 290

205

245

7—12

КТДЗ-240

234/238

7 543

205

245

7—12

Т12МЗБ-215

215

8 035

186

219

7—11

ТС5Б-215

215

15 255

186

219

7—11

ЗТС5Б-215

215

22 470

186

219

7—11

ЗТСШ-215

215

24 500

186

219

7—11

КТДЗ-215

210/212

7 480

186

219

7—11

Т12МЗБ-195

195

9 100

165

194

7—12

ТС5Б-195

195

14 035

165

194

7—12

ЗТС5Б-195

195

20 705

165

194

7—12

ЗТСШ-195

190/195

23 550

165

194

7—12

ЗТСШ-195ТЛ

190/195

26 ПО

165

194

7—12

А7НЧС

195

15 330

165

194

7—12

КТДЧ-196-214/60

196

10 100

165

194

7—12

Т12МЗЕ-172

172

8 440

148

168

6—8

ТС5Е-172

172

15 340

148

168

6—8

ЗТС5Е-172

172

22 500

148

168

6—8

ЗТСШ-172

172

25 330

148

168

6—8

ЗТСШ-164ТЛ

164

25 500

142

168

6—8

А6КЗС

164

15 800

142

168

6—8

КТДЧ-172-190/48

172

9 200

148

168

6—8

КТДЧ-164-190/40

164

13 440

142

168

6—8

ТСЧА-127

127

13 635

110

127

6 - 8

ТСЧА-104,5

104,5

12 775

89

114

8—9

Другим способом извлечения турбобуров является захват его укороченным ловителем или турбиноловкой за выступающую часть вала с гайкой и контргайкой. Для облегчения захвата тур­ бобуров контргайку удлиняют на 200 мм. Наружный диаметр ее делают равным диаметру трубы или замка, что способствует за­ хвату турбобуров за выступающую часть соответствующим лови­ телем. Так как резьба и контргайки не у всех турбобуров с левой нарезкой, не везде можно работать колоколом.

При лоломке вала турбобура или турбодолота, а также при отвинчивании гайки и контргайки в скважине остается вал тур­ бобура, который извлекают ловителем или колоколом.

262


Если соединению ловильного инструмента с турбобуром мешает распорная втулка, ее извлекают гладким колоколом. Его также применяют иногда для захвата турбобура за верхнюю опору.

Для ликвидации заклинивания турбобура применяют кислот­ ную ванну, а для ликвидации прихватов вследствие сальникообразования — нефтяную или водяную ванны, или один из методов, подобных ликвидации аварий с прихватом труб. Если корпус тур­

бобура заклинен над забоем

и применяемые

методы извлечения

его с помощью расхаживания

и ванн не дали

результатов, то пе­

ред торпедированием бурильной колонны пытаются сбить турбобур на забой. Для этого разгружают колонну на 10—15 тс, спускают в нее шаблон, чтобы выявить возможность дохождения до вала турбобура. После подъема шаблона бросают в колонну два же­ стко соединенных вала турбобура с головкой в верхней части для захвата его шлипсом лебедки ЛПГ-3000. Если турбобур не уда­ лось сбить, поднимают валы лебедкой и повторяют операцию не­ сколько раз, но не более 10 раз.

Сбивать заклиненный турбобур эффективнее способом, описан­ ным в [33]. Сущность его состоит в следующем. Отсоединяют бу­

рильную колонну

от

турбобура

(торпедированием, труборезкой

или развинчиванием)

так, чтобы

верхняя часть его не была на­

рушена. К нижней

части поднятой

колонны присоединяют глухой

переводник, исключающий прохождение бурового раствора внутрь труб, и спускают 'бурильную колонну в скважину, обеспечивая герметичность замковых соединений. Внутренняя часть бурильной колонны остается незаполненной жидкостью в пределах допусти­ мых величин, исключающих смятие труб. По достижении верха оставленного турбобура колонну разгружают. Усилие разгрузки

зависит

от диаметра

бурильных

труб и

составляет не более

15 тс.

Затем внутрь

пустых труб

бросают

жестко соединенные

между собой два вала турбобура с головкой под шлипс грунтоноски.

Валы ударяются о дно глухого переводника, передают усилие удара на заклиненный турбобур. Если после первого удара турбо­ бур не освободился, поднимают валы и повторяют операцию не­ сколько раз. Сбитый турбобур ловят одним из описанных выше методов. Если работы по извлечению турбобура окажутся безре­ зультатными, забуривают второй ствол.

Ликвидация аварий с турбодолотами усложняется присутст­ вием в их верхней части подъемной грунтоноски и ее опоры. Если поломка корпуса турбодолота произошла так, что верх его окан­ чивается выступающей из вала грунтоноской и ее опорой, то сле­

дует применить ловушку

с вмятинами

и захватить его за

верх­

нюю опору или за ротор

и статор.

Если же этот прием резуль­

тата не

дает, извлекают

сначала

подъемную грунтоноску,

затем

спускают

труболовку или

метчик

для

соединения с валом

турбо­

долота.

 

 

 

 

 

263


Ликвидация аварий с электробурами

Приемы и правила ликвидации аварий с электробурами анало­ гичны применяемым при ликвидации аварий с турбобурами, а ловильный инструмент подобен применяемому в турбинном и ротор­ ном бурении. Исключение представляют прихваты, связанные с не­ обходимостью торпедирования колонны бурильных труб.

Ликвидация аварий с электробурами затрудняется тем, что небольшие зазоры в кольцевом пространстве между стенкой сква­ жины и электробуром ограничивают размеры спускаемых ловиль­ ных инструментов, а нахождение электробура в скважине без движения часто приводит к прихвату его.

При срыве резьбы в соединениях переводника электробура спу­ скают бурильную колонну с новым переводником. То же делают при отвинчивании корпуса электробура. Для соединения его с ос­ тавшейся частью спускают новый корпус и свинчивают его с резь­ бой трубы ротора электробура.

Азинмашем предложен ряд конструкций ловильных инструмен­ тов для ловли электробура, представляющих собой видоизменен­ ные метчики, колокола и ловушки, применяемые для бурильных труб и турбобуров. Известны случаи извлечения ротора электро­ бура специальным переводником, навинченным на 219-мм обсад­ ную трубу; резьба этого переводника такая же, как и резьба ниж­ ней части корпуса ротора электробура.

Для извлечения оставленных в скважине валов шпинделя при­ меняют ловители, отличающиеся от ловителей для бурильных труб и турбобуров габаритными размерами. В частности, изготовляют корпус ловителя, у которого нижняя часть имеет конус под углом 5°. В него вставляют захват.

При загрязнении забоя шламом трудно соединить ловитель с валом шпинделя. Для облегчения этого соединения в Шебелинской конторе бурения И. Я- Петрук и С. В. Катков предложили применять метчик с направляющей воронкой для ловли вала шпин­ деля электробура с захватом за гайку. Метчик сначала разрушает шлам над шпинделем, при вращении колонны вал заводится внутрь воронки, после чего метчик соединяется с гайкой вала. Же­ лательно во всех валах шпинделя делать ловильную резьбу.

Для извлечения прихваченного электробура могут быть приме­ нены ванны. Если попытки извлечь электробур не дают результа­ тов, следует забурить новый ствол.

§3. МЕТОДЫ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ

СДОЛОТАМИ

Ликвидация аварий при отвинчивании долота

Отвинченное

на забое долото вначале

пытаются поднять пу­

тем захвата за

присоединительную резьбу.

Если долото корпусное,

264


спускают калиберный метчик. Бескорпусное долото извлекают из скважины или калиберным колоколом, или обычным колоколом. Тип колокола выбирают в зависимости от состояния резьбы на долоте, представление о котором дает поднятая часть резьбового соединения.

Если долото отвинтилось вскоре после спуска или при спуске и нет признаков продолжительной работы им, то спускают калибер­ ный колокол. Если предполагается, что резьба долота сильно на­ рушена, спускают обычный колокол. Для захвата долота за при­ соединительную резьбу колокол обрезают на соответствующую длину. Колоколы, которыми захватывают долота за присоедини­ тельную резьбу, должны быть подготовлены заранее. Для извлече­ ния отвинченных долот часто спускают метчики, для захвата бес­ корпусного долота — пауки, магнитные фрезеры и т. д.

При расследовании

аварий

с оставлением долот

очень часто

встречаются случаи спуска метчика для извлечения

бескорпусных

долот. В большинстве

случаев

долота обрывались

при подъеме

и снова падали на забой или застревали в середине скважины. Причем во многих местах они перевертывались и становились вверх шарошками. Очень редко удавалось поднять долото метчи­ ком. Как известно, бескорпусное долото сваривается из трех-четы- рех половинок. Естественно, нельзя достигнуть надежного крепле­ ния метчика на сварных швах, выступающих внутрь ниппеля долота. Поднимаемое на метчике долото неизбежно задевает за выступы стенок скважины и срывается.

Выбор метода разрушения долота зависит от конкретных усло­ вий и от наличия разрушающих инструментов. Установлено, что долото № 12 или № 1.1 можно разрушить при двух-трех спусках башмачного или забойного фрезера. При последующих спусках магнитного фрезера или других устройств, описанных ниже, из­ влекают куски металла с забоя.

Большую эффективность дает разрушение долот кумулятив­ ными торпедами осевого действия типа ТКО-70А и ТКО-120. По­ рядок работы ими описан в главе IV.

Если геофизическая служба сможет немедленно приступить к разрушению долота с помощью кумулятивной торпеды, то раз­ рушают его торпедированием. При отсутствии такой возможности

долото

разрушают фрезерами, которые спускают

на турбобуре.

На

основании анализа и накопленного опыта

разрушения до­

лот различными фрезерами нами сделан вывод, что башмачный фрезер с торцовыми зубьями разрушает долото быстрее, чем за­ бойный фрезер. Башмачный фрезер должен иметь внутренний диа­ метр на 10—15 мм больше диаметра резьбы долота, чтобы присо­ единительная резьба полностью заходила во фрезер. Помимо заводского изготовления, башмачные фрезеры делают часто из отра­ ботанных колоколов. Иногда на колокол навинчивают коронку и разрушают ею долото на части. О том, что долото расфрезеровано на части, указывают следы на внутренней поверхности

265