Файл: Пустовойтенко И.П. Предупреждение и ликвидация аварий в бурении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
из детонирующего шнура по методу, описанному ранее. Затем спускают фрезер на обсадных трубах и офрезеровывают верх ние трубы одну-две, а по возможности и больше. Соединяют из влекаемые трубы с бурильной колонной. Спускают прихватоопределитель и уточняют верхнюю границу прихвата. Возможно ока жутся неприхваченными и трубы, находящиеся ниже офрезерованных. Тогда свободную часть колонны отсоединяют с помощью взрыва торпеды из детонирующего шнура над верхней границей прихвата. Следует подчеркнуть, что после офрезерования труб обязательно надо спускать прихватоопределитель, так как во мно гих случаях прихват распространяется на большую длину, хотя он может быть в нескольких интервалах.
§2. ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙ
СЗАБОЙНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Ликвидация аварий с турбобурами
итурбодолотами
Овозникновении аварии с турбобуром свидетельствует резкое падение давления бурового раствора почти без потери веса ко лонны.
При срыве замковой резьбы верхнего переводника турбобура спускают ловитель или труболовку, показанную на рис. 27—29. Если замковая резьба муфты в относительно хорошем состоянии, спускают метчик-калибр или новый замковый ниппель. Соединяют
их с оставленным турбобуром согласно правилам |
эксплуатации |
|
выбранного ловильного инструмента, |
помня о |
необходимости |
спуска ловильного инструмента в |
соответствующих условиях |
|
с центрирующим приспособлением. |
|
|
При срыве резьбы, соединяющей переводник с корпусом турбо бура или секции между собой, спускают резьбовой калибр или но вый переводник. Последний спускают в том случае, когда предпо лагают, что резьба корпуса турбобура не нарушена и доступ к ней не закрыт. Если позволяет диаметр скважины, то для извлечения турбобура спускают трубную ловушку, представляющую собой от резок обсадной трубы с вмятинами, или ловитель турбобуров кон струкции А. В. Алянчикова для захвата турбобура под ниппель.
При поломке корпуса, когда часть статоров оказывается от крытой или когда отвинтился ниппель, т. е. когда все статоры от крыты, для извлечения узлов турбобуров спускают трубную ло вушку с вмятинами по телу для заклинивания в них турбобуров. Размер обсадной трубы для изготовления трубной ловушки под бирают по табл. 56. Чтобы убедиться в том, что турбобур на ходится в ловушке, приподнимают колонну на 1—5 м над забоем и медленно восстанавливают циркуляцию бурового раствора. Уве личение давления указывает на соединение ловушки с турбо буром.
261
Т а б л и ц а 56
|
|
|
Наружный |
Размеры труб, реко |
|
|
Наружный |
|
мендованных для |
||
|
Длина |
диаметр |
|||
|
диаметр |
изготовления |
трубных |
||
Шифифр турбобура |
турбобура, |
статора и |
ловушек, мм |
||
турбобура, |
подпятника |
|
|
||
|
мм |
|
|
||
|
мм |
турбобура, |
|
тэлщина |
|
|
|
диаметр |
|||
|
|
мм |
|||
|
|
|
стенки |
Т12МЗБ-240 |
240 |
8 275 |
205 |
245 |
7—12 |
Т12РТ-240 |
240 |
8 275 |
205 |
245 |
7—12 |
ТС5Б-240 |
240 |
15 030 |
205 |
245 |
7—12 |
ЗТС5Б-240 |
240 |
21 780 |
205 |
245 |
7—12 |
ЗТСШ-240 |
235/240 |
23 550 |
205 |
245 |
7—12 |
А9К5Са |
240 |
15 290 |
205 |
245 |
7—12 |
КТДЗ-240 |
234/238 |
7 543 |
205 |
245 |
7—12 |
Т12МЗБ-215 |
215 |
8 035 |
186 |
219 |
7—11 |
ТС5Б-215 |
215 |
15 255 |
186 |
219 |
7—11 |
ЗТС5Б-215 |
215 |
22 470 |
186 |
219 |
7—11 |
ЗТСШ-215 |
215 |
24 500 |
186 |
219 |
7—11 |
КТДЗ-215 |
210/212 |
7 480 |
186 |
219 |
7—11 |
Т12МЗБ-195 |
195 |
9 100 |
165 |
194 |
7—12 |
ТС5Б-195 |
195 |
14 035 |
165 |
194 |
7—12 |
ЗТС5Б-195 |
195 |
20 705 |
165 |
194 |
7—12 |
ЗТСШ-195 |
190/195 |
23 550 |
165 |
194 |
7—12 |
ЗТСШ-195ТЛ |
190/195 |
26 ПО |
165 |
194 |
7—12 |
А7НЧС |
195 |
15 330 |
165 |
194 |
7—12 |
КТДЧ-196-214/60 |
196 |
10 100 |
165 |
194 |
7—12 |
Т12МЗЕ-172 |
172 |
8 440 |
148 |
168 |
6—8 |
ТС5Е-172 |
172 |
15 340 |
148 |
168 |
6—8 |
ЗТС5Е-172 |
172 |
22 500 |
148 |
168 |
6—8 |
ЗТСШ-172 |
172 |
25 330 |
148 |
168 |
6—8 |
ЗТСШ-164ТЛ |
164 |
25 500 |
142 |
168 |
6—8 |
А6КЗС |
164 |
15 800 |
142 |
168 |
6—8 |
КТДЧ-172-190/48 |
172 |
9 200 |
148 |
168 |
6—8 |
КТДЧ-164-190/40 |
164 |
13 440 |
142 |
168 |
6—8 |
ТСЧА-127 |
127 |
13 635 |
110 |
127 |
6 - 8 |
ТСЧА-104,5 |
104,5 |
12 775 |
89 |
114 |
8—9 |
Другим способом извлечения турбобуров является захват его укороченным ловителем или турбиноловкой за выступающую часть вала с гайкой и контргайкой. Для облегчения захвата тур бобуров контргайку удлиняют на 200 мм. Наружный диаметр ее делают равным диаметру трубы или замка, что способствует за хвату турбобуров за выступающую часть соответствующим лови телем. Так как резьба и контргайки не у всех турбобуров с левой нарезкой, не везде можно работать колоколом.
При лоломке вала турбобура или турбодолота, а также при отвинчивании гайки и контргайки в скважине остается вал тур бобура, который извлекают ловителем или колоколом.
262
Если соединению ловильного инструмента с турбобуром мешает распорная втулка, ее извлекают гладким колоколом. Его также применяют иногда для захвата турбобура за верхнюю опору.
Для ликвидации заклинивания турбобура применяют кислот ную ванну, а для ликвидации прихватов вследствие сальникообразования — нефтяную или водяную ванны, или один из методов, подобных ликвидации аварий с прихватом труб. Если корпус тур
бобура заклинен над забоем |
и применяемые |
методы извлечения |
его с помощью расхаживания |
и ванн не дали |
результатов, то пе |
ред торпедированием бурильной колонны пытаются сбить турбобур на забой. Для этого разгружают колонну на 10—15 тс, спускают в нее шаблон, чтобы выявить возможность дохождения до вала турбобура. После подъема шаблона бросают в колонну два же стко соединенных вала турбобура с головкой в верхней части для захвата его шлипсом лебедки ЛПГ-3000. Если турбобур не уда лось сбить, поднимают валы лебедкой и повторяют операцию не сколько раз, но не более 10 раз.
Сбивать заклиненный турбобур эффективнее способом, описан ным в [33]. Сущность его состоит в следующем. Отсоединяют бу
рильную колонну |
от |
турбобура |
(торпедированием, труборезкой |
или развинчиванием) |
так, чтобы |
верхняя часть его не была на |
|
рушена. К нижней |
части поднятой |
колонны присоединяют глухой |
переводник, исключающий прохождение бурового раствора внутрь труб, и спускают 'бурильную колонну в скважину, обеспечивая герметичность замковых соединений. Внутренняя часть бурильной колонны остается незаполненной жидкостью в пределах допусти мых величин, исключающих смятие труб. По достижении верха оставленного турбобура колонну разгружают. Усилие разгрузки
зависит |
от диаметра |
бурильных |
труб и |
составляет не более |
15 тс. |
Затем внутрь |
пустых труб |
бросают |
жестко соединенные |
между собой два вала турбобура с головкой под шлипс грунтоноски.
Валы ударяются о дно глухого переводника, передают усилие удара на заклиненный турбобур. Если после первого удара турбо бур не освободился, поднимают валы и повторяют операцию не сколько раз. Сбитый турбобур ловят одним из описанных выше методов. Если работы по извлечению турбобура окажутся безре зультатными, забуривают второй ствол.
Ликвидация аварий с турбодолотами усложняется присутст вием в их верхней части подъемной грунтоноски и ее опоры. Если поломка корпуса турбодолота произошла так, что верх его окан чивается выступающей из вала грунтоноской и ее опорой, то сле
дует применить ловушку |
с вмятинами |
и захватить его за |
верх |
||
нюю опору или за ротор |
и статор. |
Если же этот прием резуль |
|||
тата не |
дает, извлекают |
сначала |
подъемную грунтоноску, |
затем |
|
спускают |
труболовку или |
метчик |
для |
соединения с валом |
турбо |
долота. |
|
|
|
|
|
263
Ликвидация аварий с электробурами
Приемы и правила ликвидации аварий с электробурами анало гичны применяемым при ликвидации аварий с турбобурами, а ловильный инструмент подобен применяемому в турбинном и ротор ном бурении. Исключение представляют прихваты, связанные с не обходимостью торпедирования колонны бурильных труб.
Ликвидация аварий с электробурами затрудняется тем, что небольшие зазоры в кольцевом пространстве между стенкой сква жины и электробуром ограничивают размеры спускаемых ловиль ных инструментов, а нахождение электробура в скважине без движения часто приводит к прихвату его.
При срыве резьбы в соединениях переводника электробура спу скают бурильную колонну с новым переводником. То же делают при отвинчивании корпуса электробура. Для соединения его с ос тавшейся частью спускают новый корпус и свинчивают его с резь бой трубы ротора электробура.
Азинмашем предложен ряд конструкций ловильных инструмен тов для ловли электробура, представляющих собой видоизменен ные метчики, колокола и ловушки, применяемые для бурильных труб и турбобуров. Известны случаи извлечения ротора электро бура специальным переводником, навинченным на 219-мм обсад ную трубу; резьба этого переводника такая же, как и резьба ниж ней части корпуса ротора электробура.
Для извлечения оставленных в скважине валов шпинделя при меняют ловители, отличающиеся от ловителей для бурильных труб и турбобуров габаритными размерами. В частности, изготовляют корпус ловителя, у которого нижняя часть имеет конус под углом 5°. В него вставляют захват.
При загрязнении забоя шламом трудно соединить ловитель с валом шпинделя. Для облегчения этого соединения в Шебелинской конторе бурения И. Я- Петрук и С. В. Катков предложили применять метчик с направляющей воронкой для ловли вала шпин деля электробура с захватом за гайку. Метчик сначала разрушает шлам над шпинделем, при вращении колонны вал заводится внутрь воронки, после чего метчик соединяется с гайкой вала. Же лательно во всех валах шпинделя делать ловильную резьбу.
Для извлечения прихваченного электробура могут быть приме нены ванны. Если попытки извлечь электробур не дают результа тов, следует забурить новый ствол.
§3. МЕТОДЫ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ
СДОЛОТАМИ
Ликвидация аварий при отвинчивании долота
Отвинченное |
на забое долото вначале |
пытаются поднять пу |
тем захвата за |
присоединительную резьбу. |
Если долото корпусное, |
264
спускают калиберный метчик. Бескорпусное долото извлекают из скважины или калиберным колоколом, или обычным колоколом. Тип колокола выбирают в зависимости от состояния резьбы на долоте, представление о котором дает поднятая часть резьбового соединения.
Если долото отвинтилось вскоре после спуска или при спуске и нет признаков продолжительной работы им, то спускают калибер ный колокол. Если предполагается, что резьба долота сильно на рушена, спускают обычный колокол. Для захвата долота за при соединительную резьбу колокол обрезают на соответствующую длину. Колоколы, которыми захватывают долота за присоедини тельную резьбу, должны быть подготовлены заранее. Для извлече ния отвинченных долот часто спускают метчики, для захвата бес корпусного долота — пауки, магнитные фрезеры и т. д.
При расследовании |
аварий |
с оставлением долот |
очень часто |
встречаются случаи спуска метчика для извлечения |
бескорпусных |
||
долот. В большинстве |
случаев |
долота обрывались |
при подъеме |
и снова падали на забой или застревали в середине скважины. Причем во многих местах они перевертывались и становились вверх шарошками. Очень редко удавалось поднять долото метчи ком. Как известно, бескорпусное долото сваривается из трех-четы- рех половинок. Естественно, нельзя достигнуть надежного крепле ния метчика на сварных швах, выступающих внутрь ниппеля долота. Поднимаемое на метчике долото неизбежно задевает за выступы стенок скважины и срывается.
Выбор метода разрушения долота зависит от конкретных усло вий и от наличия разрушающих инструментов. Установлено, что долото № 12 или № 1.1 можно разрушить при двух-трех спусках башмачного или забойного фрезера. При последующих спусках магнитного фрезера или других устройств, описанных ниже, из влекают куски металла с забоя.
Большую эффективность дает разрушение долот кумулятив ными торпедами осевого действия типа ТКО-70А и ТКО-120. По рядок работы ими описан в главе IV.
Если геофизическая служба сможет немедленно приступить к разрушению долота с помощью кумулятивной торпеды, то раз рушают его торпедированием. При отсутствии такой возможности
долото |
разрушают фрезерами, которые спускают |
на турбобуре. |
На |
основании анализа и накопленного опыта |
разрушения до |
лот различными фрезерами нами сделан вывод, что башмачный фрезер с торцовыми зубьями разрушает долото быстрее, чем за бойный фрезер. Башмачный фрезер должен иметь внутренний диа метр на 10—15 мм больше диаметра резьбы долота, чтобы присо единительная резьба полностью заходила во фрезер. Помимо заводского изготовления, башмачные фрезеры делают часто из отра ботанных колоколов. Иногда на колокол навинчивают коронку и разрушают ею долото на части. О том, что долото расфрезеровано на части, указывают следы на внутренней поверхности
265