На том же рис. 36-1 показаны еще две внешние характеристики (линии 2 и 3), снятые при cos ф = 1 и cos (—ф) = 0,8. Изменение напряжения по характеристике 2 меньше, чем по характеристике 1, так как при активной нагрузке продольно-размагничивающая реак ция якоря весьма невелика; при емкостной нагрузке имеется про- дольно-намагничивающая реакция якоря и изменение напряжения AU* = (('О — FG)/FG становится отрицательным.
Б. Регулировочная характеристика. Регулировочная характери стика представляет собой зависимость / в = ф (/) при U = £/н = const / = const и cos ф = const.
По этой характеристике можно судить о том, в каких пределах нужно изменить ток возбуждения / в, чтобы при заданной нагрузке поддерживать постоянным номинальное напряжение Un. Регулиро вочные характеристики для различных значений cos ф показаны на рис. 36-2.
36-2. Потери и к.п.д. синхронных генераторов
В синхронных машинах имеют место те же виды потерь, что и
вмашинах постоянного тока: потери механические; потери в стали и
вобмотках и добавочные потери.
A.Механические потери. Как указывалось в § 6-5, в механиче ские потери включаются потери на вентиляцию. Опыт показывает, что в быстроходных генераторах с воздушным охлаждением венти ляционные потери весьма велики и иногда превышают 50% общей суммы потерь в машине. Чтобы уменьшить их, была разработана так называемая водородная система охлаждения, т. е. такая, в которой охлаждающей средой служит водород, а не воздух. Основные харак теристики водорода были приведены в § 33-2, и там же были показаны перспективы дальнейшего развития генераторов с водородным охла ждением. Здесь же достаточно сказать, что при переводе быстроход ных генераторов мощностью 50 и 100 Мет с воздушного на водород ное охлаждение к. и. д. машины увеличивается на 0,7—0,9%.
Б. Потери в стали и в обмотках. К потерям в синхронных маши нах может быть отнесено все то, что было сказано об этих потерях
в§ 6-2, 6-3 и 6-4.
B.Добавочные потери. Добавочные потери имеют в синхронных
машинах большое значение и могут неблагоприятно повлиять на к. и. д. машины и на ее нагревание. Причинами возникновения доба вочных потерь являются: потоки рассеяния в статоре; высшие гар монические намагничивающей силы и потери, связанные с зубча тостью статора и ротора (в неявнополюсных машинах).
Наибольшее значение имеют потоки рассеяния в статоре. Они создают добавочные потери: в пазовой части обмотки статора; в ло бовых частях ее и во всех металлических частях, куда проникают потоки рассеяния, как, например, в нажимных плитах, бандажах, удерживающих обмотку, и т. д.
На величину добавочных потерь в пазовой части обмотки статора влияют отношение высоты паза к его ширине и укладка в пазу об