Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

были выполнены первые модели электрических генераторов постоян­ ного тока, а в 1834 г. член Петербургской Академии наук Б. С. Якоби

построил первый электродвигатель для работы от гальванических элементов.

Первоначально развивались электрические машины постоянного тока сначала магнитоэлектрического типа, т. е. с возбуждением от постоянных магнитов, а затем, начиная с 1860 г., с электромагнитньш возбуждением. Уже к середине 80-х годов прошлого века машина Приобрела все основные черты современной конструкции.

По мере увеличения потребления электроэнергии и расширения областей ее применения стала развиваться, наряду с системой по­ стоянного тока, система переменного однофазного тока. В 1878 г. П. Н. Яблочков осуществил первую установку однофазного тока для электроснабжения изобретенных им «свечей Яблочкова». В этой установке он применил индукционную катушку с разомкнутой маг­ нитной цепью и двумя электрически не связанными обмотками, ко­ торая представляла собой трансформатор. Свойства трансформаторов были быстро оценены и в 1885 г. инженеры Дери, Блати и Циперновский (фирма Ганц в Будапеште) получили патенты на ряд конструк­

ций однофазных трансформаторов с замкнутым сердечником из изоли­ рованной стальной проволоки.

Эпоху в развитии всех областей электроэнергетики и, в частности, электромашиностроения, составила разработка М. О. Доливо-Доб- ровольским системы трехфазного тока. Большой заслугой Доливо- Д обровольского явилось изобретение им в 1889 г. трехфазного асин­ хронного двигателя, а также разработка ряда элементов передачи энергии трехфазного тока на большое расстояние. Это дало возмож­ ность уже в 1891 г. на Международной электротехнической выставке во Франкфурте-на-Майне осуществить первую установку трехфаз­ ного тока, состоявшую из генератора мощностью 200 кет на электро­ станции в Лауффене (на расстоянии 170 км от выставки), трехфазной линии передачи напряжением 15 кв и двух понижающих подстанций на территории выставки, одна из которых подводила энергию к трех­ фазному асинхронному двигателю мощностью 75 кет.

К началу текущего столетия система трехфазного тока получила всеобщее признание и начала широко и быстро развиваться. С этого времени электроэнергетика развивается комплексно, тем не менее

успехи^ электромашиностроения в значительной мере определяют дальнейший технический прогресс.

Важное значение для электромашиностроения в целом имело изо­ бретение в 1901 г. так называемой электротехнической стали, содер­ жащей кремний. Применение этой стали позволило значительно сни­ зить массу и размеры машин и трансформаторов без ухудшения их эксплуатационных характеристик. Дальнейшее улучшение материа­ лов для магнитопровода привело к созданию холоднокатаной тексту­ рованной стали, которая имеет по сравнению с горячекатаной ста­ лью лучшие характеристики в направлении проката. В настоящее вре­

мя холоднокатаная сталь широко применяется при изготовлении транс­ форматоров и крупных генераторов.

7


В области производства электроэнергии новая ступень развития связана с установкой на электростанциях в начале текущего столе­ тия синхронных генераторов, непосредственно соединенных с высо­ коскоростными паровыми турбинами. Основные звенья этого разви­ тия — повышение надежности работы турбоагрегатов, увеличение их мощности, совершенствование системы охлаждения. Важным этапом было применение водорода в качестве-охлаждающего агента: с 1928 г. для синхронных компенсаторов и с 1937 г. для генераторов большой мощности. Такие машины выполнялись закрытыми с поверхностным охлаждением обмоток, а также сердечников статора и ротора водоро­ дом при небольшом избыточном давлении. В настоящее время для крупных двух- и четырехполюсных синхронных генераторов приме­ няется непосредственное охлаждение проводников обмотки ротора водородом и обмотки статора водой при сохранении поверхностного охлаждения водородом сердечника ротора.

Параллельно шло развитие многополюсных синхронных генера­ торов, приводимых во вращение гидравлическими турбинами. Уве­ личение мощности генераторов достигалось совершенствованием кон­ струкции и улучшением охлаждения. Современные наиболее мощные ге­ нераторы имеют непосредственное охлаждение обмотки статора водой.

Для развития трансформаторов наибольшее значение имели: устройство маслорасширителей примерно начиная с 10-х годов текущего столетия и применение материалов с улучшенными свойст­ вами. В связи с увеличением протяженности линий передачи были созданы грозоупорные трансформаторы, а расширение области приме­ нения электроэнергии привело к разработке специальных типов трансформаторов.

В области потребления электроэнергии главную роль играет электродвигатель. С начала 90-х годов прошлого столетия в промыш­ ленности широко применяется изобретенный М. О. Доливо-Добро- вольским трехфазный асинхронный бесколлекторный двигатель, за­ тем — в начале текущего столетия — были разработаны асинхрон­ ные коллекторные двигатели и, наконец, примерно с 1916 г. — син­ хронный двигатель.

В дальнейшем происходило увеличение верхнего предела и умень­ шение нижнего предела мощности электродвигателей. В настоящее время построены электродвигатели, мощность которых измеряется десятками тысяч киловатт и микроваттами.

Внедрение электропривода в промышленности, сельском хозяй­ стве, на транспорте и в обслуживании быта привело к созданию разнообразных специализированных двигателей как по характери­ стикам, так и по конструктивному оформлению.

Происходящий научно-технический прогресс характеризуется внедрением механизации и автоматизации во все сферы человеческой деятельности и широким применением специальных электрических машин малой мощности. Для этой цели были разработаны и изготов­ ляются как электродвигатели, так и различные электромашинные элементы автоматических устройств.

8


В-3. Развитие отечественного электромашиностроения после Великои Октябрьской социалистической революции

В дореволюционной России электромашиностроение было развито крайне слабо. Существовавшие тогда небольшие электромашино­ строительные заводы имели скорее характер сборочных мастерских,

работающих по чертежам заграничных фирм, чем самостоятельных предприятий.

Положение дела коренным образом изменилось после Великой Октябрьской социалистической революции. В кратчайший срок были созданы мощные электромашиностроительные заводы, с успехом выполнявшие и выполняющие самые сложные и ответственные зада­ ния развивающегося народного хозяйства. Для работы на этих за­ водах были подготовлены необходимые кадры электромашиностроите­ лей и параллельно с этим развернута научно-исследовательская ра­

бота на заводских стендах и в лабораториях вузов и научно-исследо­ вательских институтов.

Развитие отечественного электромашиностроения в послереволю­ ционное время находится в тесной связи с грандиозной программой электрификации СССР, которую партия и правительство поставили в порядок дня непосредственно после гражданской войны. Основными принципами советской электроэнергетики являются: 1) плановый характер ее развития, осуществляемого на базе общегосударствен­ ного плана развития народного хозяйства; 2) централизованная вы­ работка электроэнергии на районных электрических станциях; 3) сооружение электрических станций на местных и низкокалорийных видах топлива и мощных гидроэлектростанций; 4) создание и разви­ тие мощных электроэнергетических систем, связанных для совместнои работы линиями передач, высокого напряжения.

Указанные принципы были положены в основу исторического плана ГОЭЛРО, разработанного в 1920 г. по инициативе В. И. Ленина. По плану ГОЭЛРО предполагалось в течение 10—15 лет построить тридцать электростанций с суммарной установленной мощностью 1700 тыс. кет. Этот план, названный В. И. Лениным второй програм­ мой партии, послужил основой комплексного развития экономики страны. Под руководством партии план ГОЭЛРО был выполнен до­

срочно

к 1 января 1931 г. Мощность

электростанций увеличилась

 

Р и аіо /'7ВЫ^пб^ Ка энеРгии — в

четыре раза по сравнению

с 1УЮ г. тт 1У4/ г. LLLP вышел на первое место в Европе и на второе

место

в мире по производству электроэнергии.

За время восстановительного периода, т. е. до 1926 г., советская промышленность сделала свои первые шаги в области крупного элект­ ромашиностроения и освоила целый ряд новых типов машин и серий или модернизировала оставшиеся от прежнего времени старые серии. В дальнейшем советское электромашиностроение продолжало разви­ ваться весьма быстрыми темпами и уже к 40-м годам достигло уровня на­ иболее передового электромашиностроения за рубежом. Развитие и сов­ ременное состояние основных типов электрических машин отечествен­ ного производства излагается в соответствующих разделах учебника.


В-4. Принцип действия электрической машины и трансформатора

Работа электрических машин базируется на физических законах электромагнитной индукции и электромагнитной силы. По закону электромагнитной индукции величина э. д. с., наведенная в замкну­ том контуре, пропорциональна скорости изменения потока ф, прони­ зывающего этот контур. Направление наведенной э. д. с. определя­ ется законом Ленца, по которому ток, вызванный этой э. д. с., стре­ мится воспрепятствовать изменению потока, пронизывающего контур.

 

 

Таким образом, величина наве-

 

 

денной

в

замкнутом

контуре

 

 

э. д. с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- - § ■

(В-1)

 

 

Приведенное выражение за­

 

 

кона

электромагнитной

индук­

 

 

ции принадлежит Максвеллу.

 

 

Для

электрических

машин

 

 

часто

 

удобнее

пользоваться

 

 

другой

формулировкой

закона

 

 

электромагнитной

индукции,

 

 

предложенной Фарадеем. Рас­

 

 

сматривая

движение

контура

 

 

вправо в равномерном магнит­

 

 

ном поле с

постоянной индук­

Рис. В-1. Наведение э. д. с.

в провод­

цией В (рис. В-1), видим, что

нике

 

поток,

 

охватываемый

конту­

нально уменьшению площади Іх

ром,

изменяется

пропорцио-

и равен

Віх.

Наведенная

в кон-

туре э. д. с.

 

 

 

 

 

 

 

е=

d’o

d (B lx)

Blv.

 

 

(В-2)

dt

dt

 

 

^Эту э. д. с. можно рассматривать наведенной в проводнике дли­ ной^/, перемещающемся со скоростью ѵ в магнитном поле с индук­ цией ß, одинаковой по всей длине I проводника. Направление наве­ денной в проводнике э. д. с. проще всего определяется по п р а в и - л у п р а в о й р у к и , а именно: ладонь правой руки располагают

вмагнитном поле так, чтобы линии поля были направлены в ладонь,

абольшой палец, отогнутый в плоскости ладони на 90°, располагают

внаправлении движения проводника; тогда остальные пальцы руки,

вытянутые в

плоскости

ладони, покажут направление наведенной

в проводнике

э. д. с.

(рис. В-2).

Применяя это правило к проводнику на рис. В-1, можно устано­ вить, что э. д. с. направлена за плоскость чертежа. Такое направле­ ние э. д. с. и соответственно тока принято обозначать в сечении про-

10


водника знаком креста (-(-), а противоположное направление их — знаком точки (•)

Обе приведенные выше формулировки закона электромагнитной индукции равноценны и приводят к одинаковым результатам, но каждая из них имеет свои преимущества в зависимости от того, в

каких условиях применяется этот закон. Электромагнитный механизм должен содер­

жать, во-первых, часть, создающую магнитное поле, и, во-вторых, часть, представляющую

Рис. В-2.

Правило

Рис. В-3. Картины магнитных полей:

правой

руки

а — совмещенных; 6 — результирую­

 

 

щего

собой в общем случае совокупность проводников, пересекающих линии магнитного поля, или контуров, в которых происходит изме­ нение магнитного потока. Физически безразлично, как именно созда­ ется магнитное поле. Но в электрических машинах оно чаще всего создается электромагнитным путем с помощью стального сердечника с намотанной на него катушкой, по которой течет* электрический ток. Это позволяет созда­ вать поля большой интенсивности, регулиро­

вать их

и таким образом

воздействовать на

 

 

рабочие характеристики машины. Точно так же

 

 

из соображений технической целесообразности

 

 

проводники

обычно делают

из меди и иногда

 

 

из алюминия, так как

эти металлы

обладают

 

 

хорошей

электропроводностью.

разными

 

 

Наведение э. д. с. осуществляется

 

 

путями.

Так,

например,

в

машинах

постоян­

 

 

ного тока поле неподвижно,

а проводники вра­

 

 

щаются;

в

синхронных

машинах,

наоборот,

Рис. В-4. Правило ле­

поле вращается, а проводники неподвижны; в

 

вой руки

асинхронных машинах вращаются и поле и

 

 

проводники

ротора, причем их вращения возможны

либо в одну

и ту же сторону, либо в разные. В трансформаторах поле и витки ка­ тушки неподвижны в пространстве, э. д. с. в витках получается за счет изменения интенсивности поля во времени, т. е. за счет изменения величины магнитного потока, сцепляющегося с витками. Вокруг проводника с током возникает магнитное поле, направление которого